Результаты исследованияи их обсуждение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты исследованияи их обсуждение.



 

На основе результатов исследо-вания доминирующих потребностей у аспирантов (рисунок 1) можно сделать следующие выводы: преобладающими

 

в данной группе являются потребность

 

в самовыражении (23,9) и потребность

 

в признании (23,5), что связано с зада-чами, которые стоят перед молодыми научно-педагогическими работника-ми на данном этапе карьеры.Можно предполагать, что выраженность дан-ных потребностей является одной из особенностей структуры мотивации научно-педагогических работников. Характер научно-педагогической де-ятельности, реализующейся в условиях преодоления различных препятствий при написании и защите диссертации, предполагает наличие выраженной мо-тивации достижения и самореализа-ции.

 


 


Социальная психология и коррекционная педагогика

 

Рис. 1. Среднестатистические данные по показателям выраженности мотивов у аспирантов по методике А. Н. Ладанова


 

Наименее выраженной является потребность в общении (16,7), что так-же объясняется спецификой професси-ональной деятельности аспирантов: ве-роятно, взаимоотношения с коллегами на данном этапе научно-педагогичес-кой деятельности не являются опреде-ляющими, более важным является вза-имодействие с научным руководителем

 

и само содержание работы, которая чаще всего носит индивидуальный ха-рактер.

С помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана было выявлено, что средний итоговый показатель для аспирантов составляет 14,2 балла, что в соответствии с норма-ми опросника свидетельствует о пре-обладании уних мотивации на успех.


 

 

Начиная дело, аспиранты обычно уве-рены в успешном исходе задуманного, решительны в неопределённых ситу-ациях, склонны к разумному риску, активны, инициативны, готовы брать на себя ответственность, проявляют большую настойчивость при стремле-нии к цели, имеют адекватный уровень притязаний, переживают удовольствие

 

и гордость при достижении результата. Потребность в достижениях стимули-рует поиск аспирантами таких ситу-аций, в которых они могли бы испы-тывать удовлетворение от достижения успеха.

 

По методике определения смысло-жизненных ориентаций А. Н. Леонтье-ва (СЖО) были получены результаты, представленные на рисунке 2.

 


 


Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 

 

Рис. 2. Среднестатистические данные по показателям выраженности смысложизненных ориентаций у аспирантов по методике СЖО А. Н. Леонтьева

 

Для обследованных аспирантов По методике Ш. Шварца для дан-
свойственно убеждение в том, что они ной группы испытуемых на уровне ин-
могут контролировать свою жизнь, дивидуальных приоритетов было под-
свободно принимать решения и вопло- считано среднее значение для каждого
щать их в жизнь, о чем свидетельствует из 10 типов ценностей (рис. 3). Средние
следующее значение показателя «локус показатели позволяют судить о соотно-
контроля – жизнь» – 35,5±1,5, однако шении значимости ценностей у обследо-
интересным является тот факт, что по ванных аспирантов.
шкале «локус контроля – Я» для испы- В целом для обследованной вы-
туемых оказались характерны относи- борки наиболее значимыми являют-
тельно низкие значения (22,7±3,8). Это ся ценности, названные Ш. Шварцем
может свидетельствовать о том, что в «универсализм», «самостоятельность»,
отношении самих себя аспиранты мо- а также ценность «личные достиже-
гут испытывать некоторую неуверен- ния» (рис. 3).
ность в своих силах в том, что касается Таким образом, главными приори-
возможности контролировать события тетами в жизни молодых научно-педа-
собственной жизни. Основной смысл гогических работников – аспирантов
своей жизни они видят как в настоя- являются понимание, терпимость, за-
щем – в насыщенности, наполненности щита благополучия всех людей и при-
жизни (31±2,3), так и в будущем – пост- роды, самостоятельность мышления и
роении целей и перспектив (33,6±1,6). выбора способов действия, в творчес-
В целом, осмысленность жизни тве и исследовательской активности, а
находится на высоком уровне (150±5,4), также личный успех через проявление
на реализацию соответствующих целей компетентности в соответствии с соци-
устойчиво направлена жизнедеятель- альными стандартами. Стоит отметить,
ность аспирантов, что обеспечивает что в среднестатистических данных
достаточную стеничность, жизнестой- в наибольшей степени проявляются
кость, энергичность. такие ценности, как «самостоятель-

 



Социальная психология и коррекционная педагогика

 

Рис. 3. Среднестатистические данные по показателям выраженности ценностей у аспирантов по методике Ш. Шварца


 

ность», «доброта» и «гедонизм» (полу-чение удовольствий). Соответственно, для данной выборки специфичным яв-ляется преобладание таких ценностей как «универсализм» и «личные дости-жения».

 

В меньшей степени обследованные аспиранты ориентированы на такие ценности, как «власть», «традиции» и «конформность», что полностью совпа-дает со среднестатистическими значе-ниями. Таким образом, для аспирантов достижение контроля или доминиро-вания над людьми и посредством авто-ритета, богатства, социальной власти значимо в целом в меньшей степени, так же как и принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (сми-рение, благочестие, принятие своей участи, умеренность), и следование им.

 

Данные, полученные с помощью таких методик, как тест «Парные срав-нения» А. Н. Ладанова, «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реа-на, «Смысложизненные ориентации» А. Н. Леонтьева и методика Ш. Швар-


 

 

ца для изучения ценностей, дают под-тверждающие друг друга результаты о том, что для молодых ученых (аспиран-тов) характерна мотивация достижения успеха; доминирующими потребнос-тями являются потребность в самовы-ражении и признании. Аспиранты ис-пытывают некоторую неуверенность

 

в своих силах в том, что касается воз-можности контролировать события собственной жизни, которая представ-ляется в основном как позитивно окра-шенное настоящее, и смысл жизни они локализуют в своем будущем, самосто-ятельность, творчество и личностный рост являются для них приоритетны-ми.

 

Факторный анализ изученных по-казателей мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогичес-ких работников – аспирантов позволил выделить три группы факторов, кото-рые могут характеризовать структуру мотивационно-ценностной сферы ас-пирантов (таблица 1).

 


 


Казанский педагогический журнал       3‘ 2012  
               
            Таблица 1  
Факторный анализ структуры мотивационно-ценностной сферы аспирантов  
               
        Факторы    
  Показатели мотивационно-ценностной сферы          
           
               
1.   Материальные мотивы   0,578      
             
               
2.   Мотивы безопасности   0,634      
             
               
3.   Социальные мотивы   -0,450      
             
               
4.   Мотивы признания и уважения          
               
5.   Мотивы самореализации   -0,629      
             
               
6.   Мотив достижения 0,507        
           
               
7.   Цели       -0,546  
             
               
8.   Ориентация на процесс 0,562        
             
               
9.   Ориентация на результат 0,567        
             
               
10.   Локус контроля «Я» 0,612        
             
               
11.   Локус контроля «Жизнь»          
               
12.   Ценность «Конформность»       0,481  
             
               
13.   Ценность «Традиции»       0,413  
             
               
14.   Ценность «Доброта» 0,475        
             
               
15.   Ценность «Универсализм»       0,577  
             
               
16.   Ценность «Самостоятельность» 0,654        
             
               
17.   Ценность «Стимуляция» 0,653        
             
               
18.   Ценность «Гедонизм»   0,522      
             
               

 


 


Социальная психология и коррекционная педагогика

 

19. Ценность «Достижения»   0,565    
         
           
20. Ценность «Власть»   0,602    
         
           
21. Ценность «Безопасность»        
           
22. Доля объяснимой дисперсии, % 18,1 13,5 12,2  
     
           

 


 

Первый фактор назван нами «Ори-ентация на достижение и самореали-зацию». Психологическое содержание данного фактора характеризуется ве-дущей ролью потребности в самосто-ятельностимышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности; потребности в разнообразии, новизне и глубоких переживаниях; вы-соким уровнем удовлетворенности содер-жанием жизни и ее результативностью; высоким уровнем осмысленности жизни

 

и целеустремленности; высоким уровнем мотивации достижения успеха; выражен-ной потребностью в понимании, терпи-мости, в позитивном взаимодействии с ок-ружающими; потребностью в реализации своего личностного потенциала; снижен-ным уровнем базовых физиологических потребностей (потребности в безопаснос-ти и материальные потребности). Для об-следованных аспирантов характерна вера в свои силы и представление о себе как о сильной личности, обладающей до-статочной свободой выбора, чтобы пос-троить свою жизнь в соответствии со своими целями. Очевидно, аспиранты с выраженной мотивационно-ценност-ной доминантой этого типа осознанно выбирают научно-педагогическую де-ятельность и стремятся к достижению успеха в ней.

 

Второй фактор условно обозначен как «Ориентация на статус и комфорт». Психологическое содержание данно-


 

го фактора отражает составляющую мотивационно-ценностной сферы об-следованных аспирантов, характери-зующуюся сильным стремлением к доминированию над окружающими, к обретению определенного статуса; вы-раженными базовыми, физиологичес-кими потребностями (материальные мотивы и мотивы безопасности), по-вышенным стремлением к проявлению социальной компетентности, получе-нием удовольствия от жизни; снижени-ем аффилиативной потребности, пот-ребности в общении и принадлежности

 

к группе единомышленников, низкой ценностью отношений. Вероятно, аспи-ранты с данной мотивационно-ценнос-тной доминантой видят в научно-педа-гогической деятельности возможности быстро сделать карьеру, обрести опре-деленный социальный статус, достичь комфортного жизненного уровня.

Третий фактор получил название «Ориентация на отношения». Психоло-гическое содержание данного фактора отражает составляющую мотиваци-онно-ценностной сферы аспирантов, проявляющуюся в выраженной ориен-тации на поддержание позитивных от-ношений с окружающими; выраженной потребности в аффилиации, понимании, терпимости в отношениях; в стремлении сдерживать действия, которые могут причинить вред другим или не соот-ветствуют социальным ожиданиям; в

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

стремлении следовать нормам и традици-ям, принятым в культуре; в слабой вы-раженности смысложизненных ориен-таций (низком уровне осмысленности

 

и направленности собственной жизни, неудовлетворенности ее результатами, проявлениями фатализма). Вероятно, аспиранты с выраженной мотиваци-онно-ценностной доминантой данного типа приходят к занятию научно-педа-гогической деятельностью неосознан-но, под влиянием стереотипов, су-ществующих в обществе или другим «случайным» причинам. Можно пред-полагать, что именно данный тип мо-тивационно-ценностной доминанты лежит в основе неудовлетворенности аспирантов работой и связан с низким уровнем успешности их научно-педаго-гической деятельности.

 

В результате эмпирического ис-следования особенностей мотивацион-но-ценностной сферы аспирантов были сделаны следующие выводы:

 

1. Для обследованных аспирантов характерна мотивация достижения ус-пеха; доминирующими потребностями у них являются потребность в само-выражении и признании. Они убежде-ны в том, что могут контролировать свою жизнь, которая представляется в основном как позитивно окрашенное настоящее, и смысл жизни они локали-зуют в своем будущем, самостоятель-ность, творчество и личностный рост являются для них приоритетными. Выявленные особенности мотиваци-онно-ценностной сферы можно свя-зать с характером профессиональной деятельности, в которую включены аспиранты, предоставляющей возмож-ности для творчества, самореализации, самостоятельного выбора путей дости-жения профессиональных целей.


 

2. Мотивационно-ценностная сфера аспирантов характеризуется присутствием в ней трех основных факторов – устойчивых совокупнос-тей мотивов, ценностей и личностных смыслов.

 

Первый фактор «Ориентация на достижение и самореализацию». Ас-пиранты с доминированием данного фактора верят в свои силы и имеют пред-ставление о себе как о сильной личнос-ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Ско-рее всего, они осознанно выбирают на-учно-педагогическую деятельность и стремятся к достижению успеха в ней.

Второй фактор «Ориентация на статус и комфорт». Аспиранты с пре-обладанием данного фактора больше стремятся к доминированию над ок-ружающими, видят в научно-педаго-гической деятельности возможности быстро сделать карьеру, обрести опре-деленный социальный статус, достичь комфортного жизненного уровня.

Третий фактор «Ориентация на отношения». Аспиранты с выражен-ным фактором имеют ориентацию на поддержание позитивных отношений с окружающими, высокую потребность

 

в аффилиации. Вероятно, они прихо-дят к занятию научно-педагогической деятельностью неосознанно. Можно предполагать, что именно данный тип мотивационно-ценностной доминанты лежит в основе неудовлетворенности аспирантов работой и связан с низким уровнем успешности их научно-педаго-гической деятельности.

 

Выявленные особенности струк-туры мотивационно-ценностной сфе-ры аспирантовпозволят сформули-ровать психологические основания для создания эффективной системы

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

нематериальной мотивации молодых научно-педагогических работников, мо-гут быть учтены при формулировании психологических критериев отбора в аспирантуру.

 

Литература:

 

1. Вукалович, М. Подготовка моло-дых педагогических кадров/ М.Вуклович // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005.

 

№9. С.16–19.

 

2. Карандашев, В.Н. Методика Швар-

 

ца для изучения ценностей личности: кон-цепция и методическое руководство. СПб:

Речь. 2004. 70 с.

 

3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизнен-ных ориентации (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл. 2000. 18 с.


 

 

4. Леонтьев Д.А. Факторная струк-тура теста смысложизненных ориентаций/ Д.А. Леонтьев, М.О. Калашников, О.Э. Ка-лашникова// Психол. журн. 1993. Т.14. № 1.

С.150-155.

 

5. Овчинников М.В. Теоретическаямодель мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических работни-ков/ М.В. Овчинников, Д.А. Циринг, С.А. Репин, Е.В. Забелина// Вестник Южно-Уральского государственного универси-тета. Сер. «Образование. Педагогические науки». 2011. № 14 (231).

 

6. Психология профессиональной де-ятельности кадров государственной служ-

бы. М.: Изд-во РАГС. 1996. 183 с.

 


 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КАТЕГОРИИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»

 

Н.А.Кора

 

В статье представлен психологический аспект содержания безопасности, дан анализ различных точек зрения на данную категорию.

Ключевые слова: безопасность,угроза,эмоциональное напряжение,диском-форт, личностная безопасность.

 

Psychological aspect of category of “security”. The article dealt with psychologi-cal aspect of security, analysis of different points of view in this category.

Key words: security, threats, emotional stress, discomfort, personal security.


 

Внимание исследователей к про-блемному полю безопасности актуаль-но как в теоретическом, так и в прак-тическом отношении. Это объясняется тем, что, во-первых, недостаточно изу-чена психологическая природа раз-личных видов активности личности, направленных на обеспечение своей безопасности. Во-вторых, исследова-ния в области экстремальной психоло-


 

 

гии показали необходимость переос-мысления понимания психологической сущности безопасности. Социальные опросы населения свидетельствуют

 

о деформированности потребности в социальной безопасности, что приво-дит к снижению удовлетворенности настоящим и отсутствию уверенности

 

в будущем, к разрушению целостности личности, росту страха и тревоги, сни-

 


 


Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

жению устойчивости к неблагоприят-ным воздействиям [1].

 

В отечественной психологии бе-зопасность достаточно долгое время не была предметом самостоятельного психологического анализа, кроме не-которых работ, посвященных проблеме психологической защиты (Э.И. Кирш-баум, В.В. Ефремова, Е. Болотова, Т.И. Колесникова). Однако понятие безопас-ности довольно широко использова-лось авторами в контексте других про-блем (Е.В. Бурмистрова, В.С.Агапов, М.Ф.Секач, В.Г.Шевченко, Т.Е. Ка-баченко, И.А.Баева, Л.А.Михайлов, В.П.Соломин и др.). Анализ работ пе-речисленных авторов в целом дает воз-можность составить представление о многочисленных феноменальных прояв-лениях личностной безопасности чело-века.

 

Безопасность – сложное социаль-ное явление, многоплановое и много-гранное в своих структурных состав-ляющих и проявлениях, отражающее противоречивые интересы в отноше-ниях различных социальных субъек-тов. В методологическом плане важно иметь целостное представление о безо-пасности как социальном явлении. Ис-следование проблемы безопасности в теоретико-методологическом плане ба-зируется на анализе фундаментальных исследований в философии, полито-логии, социологии, психофизиологии, социальной психологии. Сам по себе факт участия в разработке одной и той же проблемы разных областей научно-го знания отражает ее комплексный, междисциплинарный характер. Будучи по своей природе системным объектом, безопасность адекватно постижима только в междисциплинарном исследо-вании и характеризуется многоаспект-ностью


 

В разных культурах сформирова-лись примерно одинаковые представле-ния о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением

 

в настоящем и перспективами на бу-дущее. Иными словами, для человека безопасность переживается в первую очередь как чувство защищенностиот действия различного рода опасностей. В современных условиях термин «безо-пасность» вышел за рамки этих опреде-лений и отражает не только отсутствие опасности как таковой, но и состояние, степень защищенности объекта (субъ-екта) в случае ее возникновения.

 

В зависимости от духовной зре-лости личности, каждый человек стре-мится к личной гармонии или гармонии своей и окружающего мира. В любом случае, как отмечают М.Ф.Секач и др.

в подсознании постоянно идет процесс сравнения «желаемое-действительное» [2, с.7]. При совпадении реальности и желаемого – возникает удовлетворе-ние, покой. Однако отмечают исследо-ватели, мир динамичен и непрерывно находится в движении. И полученное совпадение не бывает длительным. Равновесие нарушается. Более того, в практической деятельности современ-ного человека нередко возникают про-блемные ситуации, которые требуют быстрого перехода от спокойной, плав-ной деятельности к активному режиму и реализации конкретных задач в ус-ловиях дефицита времени, недостатки либо избытка информации, а иногда и угрозы здоровью.

 

Отклонение от желаемого по-вышает эмоциональное напряжение, дискомфорт. И чем меньше времени человек находится в отрицательном эмоциональном состоянии, тем меньше ослабляется его здоровье и тем более он

 



Социальная психология и коррекционная педагогика

 

уравновешен, устойчив к непредсказуе- – системы безопасности являются
мым ударам судьбы. Кроме того, необ- неотъемлемым атрибутом сложных со-
ходимо отметить, что уравновешенный циальных систем и организаций;
человек, непроизвольно облагоражива- – недооценка или игнорирование
ет окружающую его среду. Такой че- проблем безопасности на всех уровнях
ловек способен сделать больше полез- социальной организации не только обо-
ной работы, добиться более высоких рачивается теми или иными потерями,
результатов в своей деятельности. Од- но, в конечном счете, неизбежно ведет
ним из необходимых условий результа- к падению жизнеспособности (конку-
тивности самой деятельности личности, рентоспособности) и даже гибели соот-
а также ее существования и развития ветствующих ее элементов (субъектов)
является безопасность. [3].
Эволюция человеческой истории Потребность в безопасности реа-
выявила ряд закономерностей, характе- лизуется как на индивидуальном, так
ризующих функцию безопасности: и на коллективном (групповом), обще-

– социальный прогресс не устра- ственном уровнях. Следует подчерк-

 

няет и не отменяет опасности сущес- нуть, что в отличие от многих других

твованию личности, общества, госу- потребностей нужду в безопасности

дарства; невозможно полностью удовлетворить.

– рост могущества людей над при- Она присутствует всегда и требует пос-

 

родой сопровождается и увеличением тоянного к себе внимания, поскольку в

 

масштаба угроз человечеству; различных ситуациях человека подсте-

– по мере дифференциации об- регают самые разные опасности.

щества и усложнения его организации Понятия «защищенность» и «безо-

 

расширяется и спектр социальных пасность» не должны рассматриваться

 

опасностей; как синонимы, их необходимо разли-

– социальные угрозы не являются чать (рис. 1). неизменными и модифицируются вмес-те с развитием общества;

 

Рис.1. Содержание понятий «защищенность» и «безопасность»


 


Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

Защищенность можно рассматри-вать как один из возможных, но не до-статочных вариантов реагирования на опасность. Ю.Г.Носков, рассматривая опасность и безопасность с позиции деятельностного подхода, пришел к выводу, что безопасность – это еще и «…свойство любой системы, условие ее существования и развития, это и про-цесс, и результат самой деятельности с точки зрения приемлемого риска» [4, с.175].

 

В содержательном плане понятие «опасность» – это совокупность усло-вий и факторов, вызывающих нару-шение нормального функционирова-ния и развития человека. По мнению Ю.Г.Носкова, для раскрытия содержа-ния какой-либо опасности, необходимо определитьконкретный перечень этих условий и факторов. Процесс воздейс-твия опасности на ту или иную систему имеет определенную структуру, кото-рая совпадает по форме со структурой любого действия. Так, структура про-цесса воздействия опасности может рас-сматриваться в двух основных аспектах: статическом и динамическом. Стати-ческий аспект предполагает: источник (субъект) опасности; объект, подверга-ющийся опасности; средства, которы-ми источник опасности воздействует на объект опасности. Динамический аспект предполагает: цель, которую ста-вит источник опасности по отношению

 

к объекту; процесс самого воздействия источника опасности на объект; резуль-тат этого воздействия. Исходя из этих положений, исследователь разработал следующую классификацию опасности по различным основаниям:

 

во-первых, относительно источ-ника их возникновения (по сферам воз-никновения, по скорости развития, по


 

заряду деструктивности, заложенной в опасности);

 

во-вторых, относительно объекта опасности (по рефлексии, по воспри-ятию, по степени информированности об опасности, по способности устранить опасность, по степени подготовленности

 

к реакции на опасность, по степени осоз-нания объектом возможных последс-твий в результате действия данной опас-ности, по степени угрозы для объекта, по изученности объектом угрожающих ему опасностей);

в-третьих, относительно средств действия (по структурной организации, по возможности противодействия этим средствам);

в-четвертых, относительно цели, имеющейся у источника опасности (по наличию цели, по направленности цели; по количеству объектов, на ко-торые направлено действие источника опасности);

 

в-пятых, относительно процесса воздействия опасности на объект (по спо-собу воздействия на объект; по времени воздействия на объект);

 

в-шестых, относительно результа-та воздействия опасности на объект (по степени допустимого воздействия на объект) [5].

Названные понятия относятся к цен-тральным понятиям теории националь-ной безопасности. Однако в зависимости от подхода к толкованию данных дефи-ниций их содержание значительно отли-чается. Так, опасность с правовой точки зрения и опасность с психологической понимается по-разному. Кроме того, есть объективное и субъективное толкование данного понятия.

 

Рассматривая безопасность как со-стояние защищенности, отечественные исследователи, в частности М.А.Котик, под защищенностью понимает способ-

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

ность индивида не создавать опасные ситуации, а в случае их возникновения

– успешно преодолевать их. Исследова-тель выделяет три типа защищеннос-ти:

1) базовую защищенность, кото-рая зависит от комплекса природных психофизиологических качеств;

 

2) индивидуальную защищен-ность, зависящую от социальных и профессиональных качеств, а также от состояния человека, его мотиваций, ме-ханизмов саморегуляции;

3) результирующую защищен-ность – зависит от технических средств защиты.

Более широкое толкование рас-сматриваемого понятия можно обнару-жить в работах О.Р. Рыбалкина, который полагает, что безопасность – это такое сочетание внутренних и внешних об-стоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера, и в то же время сохраняется полноценная спо-собность государства адекватно реаги-ровать на эти угрозы, коль скоро они возникнут» [6, с. 38].

 

Еще одно, подобное механистичес-кое определение безопасности описы-вает ее как «свойство системы, вклю-чающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живу-честью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, за-щита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов» [7, с. 34]. Подобная интерпретация обеспечения безопасности (стабильность, устойчи-вость, живучесть и т. п.) напоминает перечисление технических свойств ма-шины.

Подход, в котором безопасность рассматривается как сочетание обсто-


 

 

ятельств, возможно, имеет право на существование, но является ограничен-ным: здесь нет возможности рассмот-реть проблему с точки зрения сис-темной персонологии, т.к. возникает вопрос: какова роль субъектабезопас-ности (человека, государства, общества)

 

в определении данного «сочетания вне-шних и внутренних обстоятельств»? Ведь именно субъект безопасности, характеризующийся уровнем активнос-ти, саморегуляции и самоопределения, является организатором или разруши-телем собственной безопасности. Отож-дествление же понятия «безопасность» с сочетанием обстоятельств приводит к некоему фаталистическому исходу со-бытий («таковы обстоятельства», «та-кова судьба» и т.п.).

В определении Н.Л. Шлыковой от-ражается позиция деятельностного под-хода к изучению проблемы безопаснос-ти. Автор отмечает, что безопасность

 

– это «динамически устойчивое состоя-ние по отношению к неблагоприятным воздействиям и деятельность по защи-те от внутренних и внешних угроз...» [8, с. 32]. В данном случае возникает вопрос о проявлениях динамичности или устойчивости рассматриваемого состояния.

 

Для того чтобы иметь целостное представление о безопасности как со-циальном явлении, специалисты рас-сматривают безопасность не только как состояние, процесс, но и как потреб-ность личности. Именно потребность

в безопасности, по мнению А. Маслоу, принадлежит к числу базисныхмо-тивационных механизмов человечес-кой жизнедеятельности, как у любых других живых существ. Потребность

в безопасности – базовая в иерархии потребностей человека, без ее хотя бы частичного удовлетворения невозмож-

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

но достичь самореализации. А. Маслоу, пытаясь выделить у ребенка наиболее важную потребность, депривация ко-торой может затормозить или дефор-мировать его дальнейшее развитие, пришел к выводу, что «потребность в безопасности является самой основной

 

и доминирующей потребностью ре-бенка» [9, с. 81]. Он также утверждал, что нормальное развитие происходит у самоактуализирующихся людей, ха-рактеризующихся спонтанностью, ес-тественностью, принятием



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.236 (0.182 с.)