Оценка учителями результатов эксперимента по формированию развивающей среды для профессионально-личностного роста учителя в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка учителями результатов эксперимента по формированию развивающей среды для профессионально-личностного роста учителя в начальной школе



 

(абс. данные)

 

Проведенный эксперимент позволил: Полностью Частично Нет
       
Обеспечить удовлетворенность:      
       
Информационных запросов      
       
Содержанием деятельности     -
       
Формами и методами работы     -
       
Стимулировать профессиональные пот-      
ребности развития:      
       
В расширении и углублении содержатель-      
ной основы предметов      
       
В совершенствовании методической подго-     -
товки      
       
В совершенствовании коммуникативных     -
умений и навыков      
       
Появилось новое в деятельности учителя:      
       
Отчетливое стремление к развитию и са-     -
моразвитию      
       
Большая целеустремленность и продуман-      
ность действий      
       
Вера в успех, оптимизм, эмоциональная ус-     -
тойчивость      
       
Итого:      
       

 


 

Анализ приведенных в таблице данных показывает, что у значитель-ной части учителей (90%) в процессе формирования развивающей среды, произошла полная или частичная пе-рестройка в осознании своей професси-онально-педагогической деятельности

 

и себя в ней, как субъекта своего разви-тия и развития учащихся.

Таким образом, результаты опыт-но-экспериментальной работы под-тверждают в целом гипотезу исследо-вания об эффективности формирования развивающей среды для профессио-


 

 

нально-личностного роста учителя начальной школы на основе соответс-твующей технологии и активизации, прежде всего, мотивационно-актуали-зирующих и ресурсно-формирующих компонентов среды, что способствова-ло повышению уровня профессиональ-но-личностного развития педагога-практика начальной школы на основе снижения уровня профессиональных проблем и затруднений, и повышении уровня осознания себя и своих возмож-ностей.

 


 


Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   
Литература: Полимодальность развития системы совре-
  менного профессионального образования в

1. Васина В.В., Халитов Р.Г. Подго-условиях глобализации и интеграции:Ма-

 

товка компетентных специалистов при териалы регионального научно-практичес-

 

интеграции педагогики и психологии в кого семинара. 18 апреля 2012, г. Зелено-

 

профессиональном образовании/ Полимо- дольск. – Казань: Изд-во «Печать – Сервис

 

дальность развития системы современного 21 век», 2012. – 340с., С.31-41.

 

профессионального образования в услови- 3. Политковская Л.Г. Развивающая

 

ях глобализации и интеграции: Материа- профессионально-личностная среда учи-

 

лы регионального научно-практического теля начальных классов: категориальный

 

семинара. 18 апреля 2012, г. Зеленодольск. статус / Полимодальность развития сис-

 

– Казань: Изд-во «Печать – Сервис 21 век», темы современного профессионального

 

2012. – 340с., С.97-101. образования в условиях глобализации и

 

2. Гильмеева Р.Х. Организационные и интеграции: Материалы регионального

 

психолого-педагогические условия обеспе- научно-практического семинара. 18 апре-

 

чения профессионального роста педагога в ля 2012, г. Зеленодольск. – Казань: Изд-во

 

системе дополнительного профессиональ- «Печать – Сервис 21 век», 2012. – 340с.,

 

ного образования: исторический аспект / С.231-238.

 

 

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

В.С. Кабанова

 

В статье поднимается проблема подготовки будущего учителя к овладению современными образовательными технологиями. Данная статья будет полезна и педагогам-практикам.

Ключевые слова: комбинация инновационных методов,образовательныетехнологии, проектирование, самореализация, компетентностный подход.

 

Preparation of the teacher for realization of modern educational technologies. In the article has been risen the problem of preparing future teachers in order to take knowledge about modern educational experiences.

 

Key words: combination of innovative methods educational technology, design,self-realization, the competence approach.


 

Современные реалии таковы, что в обществе на сегодняшний день востре-бована конкурентоспособная личность. Изменившееся качество жизни требу-ет от выпускника школы не столько умения выполнять указания, сколько решать жизненные проблемы само-


 

 

стоятельно. Поэтому создание условий для саморазвития и самореализации личности является одним из главных направлений в учебно-воспитательной работе.

 

В изменившихся условиях ста-новится очевидным несоответствие

 



Педагогика и психология профессионального образования


 

уровня методологической, теорети-ческой, технологической, дидактичес-кой и методической подготовленности учителя к масштабным переменам в жизни школы, общества, государства. Обновляющаяся, инновационная шко-ла востребовала учителя нового типа

– учителя-исследователя, способного создавать, осваивать и использовать педагогические новшества, проектиро-вать свою деятельность сообразно ме-няющимся условиям.

 

Сегодня во многих педагогических вузах введен спецкурс «Современные образовательные технологии». Данный курс способствует формированию у будущих учителей таких интеллекту-альных, личностных и поведенческих качеств, которые позволят им (учите-лям) не только адаптироваться к су-ществующим условиям жизни школы и осуществлять нормативную деятель-ность, но главным образом, с учетом складывающейся ситуации, с учетом тенденций развития образования про-гнозировать и проектировать свою де-ятельность и деятельность учащихся. Также спецкурс «Современные обра-зовательные технологии» способствует повышению творческого потенциала будущих преподавателей, формирова-нию (самовоспитанию) у них креатив-ности как личностной характеристики.

 

Как показывают наблюдения, тра-диционная система обучения в школе культивирует, прежде всего, исполни-тельскую позицию, то есть как можно более успешное воспроизведение образ-цов и алгоритмов, заданных учителем в готовом виде. Естественно, при та-ком положении дел динамики развития личности не происходит. Обновляюща-яся экономика и другие сферы жизни на сегодняшний день востребовали ком-


 

 

петентных специалистов, способных самостоятельно принимать решения и нести личную ответственность за по-рученное дело, имеющих проективный тип мышления и умеющих проектиро-вать свою жизнедеятельность, готовых

 

к постоянному творческому поиску. В новой социально-педагогической си-туации целью профессионального и педагогического образования провозг-лашается создание максимально благо-приятных условий для личностного и профессионального становления и са-моопределения будущего специалиста, педагога, в совершенстве владеющего технологией применения современных методов обучения.

 

Изучение и проектирование обра-зовательной среды,максимально бла-

гоприятствующей становлению само-стоятельности мышления школьников вообще и их учебной самостоятельнос-ти в частности – одна из важнейших за-дач, выясняющих соотношение обуче-ния и развития.

 

Основной способ решения этой задачи – генетико-моделирующий эк-сперимент, который является одновре-менно:

 

• методом исследования возраст-ных возможностей детей и подростков;

• способом преобразования сло-жившихся представлений о возрастных нормах развития;

 

• местом создания и апробации новых образовательных систем.

 

Наиболее последовательно гене-тико-моделирующий эксперимент при-меняется в психолого-педагогической школе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Эта система способствует развитию личности гораздо лучше, чем домини-рующая традиционная система образо-вания.

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

Несмотря на то, что система Эль-конина-Давыдова обладает неоспори-мыми достоинствами, ее применение следует рассматривать в свете инно-вационных процессов, происходящих

 

в современном образовании.Система Эльконина-Давыдова расширяет реф-лексивные возможности человека, обеспечивает становление его мысли-тельной самостоятельности. Умением учиться, по Эльконину-Давыдову, на-зывается способность человека (1) обна-руживать, каких именно знаний и уме-ний ему недостает для решения данной задачи и (2) самостоятельно находить недостающие знания и умения. Это оп-ределение включает как эмпирический, так и теоретический тип знаний, кото-рые ищет учащийся для решения новой задачи.

 

В условиях модернизации образо-вания для полноценного развития лич-ности уже недостаточно расширения ее рефлексивных возможностей. Самосто-ятельность мышления на сегодняшний день обеспечивается еще и за счет ос-воения дополнительных компетенций, что крайне важно для выпускника шко-лы, которому жить и работать в высо-котехнологичном, конкурентном мире.

 

Человек, умеющий учиться са-мостоятельно, столкнувшись с новым типом заданий, способен преобразовы-вать известные ему способы действия и искать новые, используя при этом ресурсы, предоставляемые человечес-кой культурой (в частности, учебники, справочники, словари и т.д.). Задача педагога – постоянно поддерживать у ученика интерес к процессу примене-ния знаний на практике. Самостоятель-ность повышает самооценку человека. Это позволяет впоследствии стать бо-лее инициативным, научит принимать


 

правильные решения, брать ответс-твенность на себя, быть компетентным

 

в различных областях знаний. Самостоятельная учебная деятель-

 

ность, как видим, развивает не только рефлексивное мышления, являющееся одним из компонентов умения учиться,

 

– развивается самостоятельность лич-ности. Уровень мыслительной самосто-ятельности личности повышается за счет освоения компетенций.

 

Использование современных ме-

 

тодов обучения является основой приорганизации учебной деятельности учащихся. Одним из таких методов яв-

ляется проблемно-исследовательский метод обучения.Весь смысл метода за-ключается в стимулировании поиско-

вой деятельности обучаемого.Подоб-

 

ный подход обусловлен современной ориентацией образования на воспи-тание творческой личности и на зако-номерностях развития этой личности, формирующейся именно в проблемных ситуациях. При реализации проблем-ной ситуации у ученика, выполняюще-го задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, поэтому про-явить самостоятельность мышления, творческий поиск ему в данный момент просто необходимо. Степень новизны заключается еще и в том, что при про-блемном подходе в обучении возможна комбинация инновационных методов

 

(элементов проблемно-модульного, раз-ноуровневого обучения; метода проек-тной деятельности, исследовательского подхода в обучении, использование ме-тода информационно-коммуникатив-ных технологий и т.д.). Все эти методы и технологии обучения обязательно предполагают активное участие обу-чаемых в учебном процессе на всех его

 



Педагогика и психология профессионального образования


 

этапах, а также предусматривают само-стоятельность учащихся в обучении. Данные методы являются личностно ориентированными методами обуче-ния.

 

На использовании в учебно-вос-питательном процессе информаци-онно-коммуникативных технологий следует остановиться особо. Умение учителя использовать в своей работе современные средства коммуникации на сегодняшний день является важней-шим показателем профессионализма педагога. Применение компьютера на уроке разнообразит урок, расширяет рамки предмета и познавательные воз-можности детей, развивает мыслитель-ную деятельность учащихся, быстроту реакций и т.д.

 

Как показывает практика, сов-ременные школьники в совершенстве владеют компьютером. «Компьютери-зация» сознания наших учеников, хо-тим мы этого или нет, – реальный факт.

 

В этих условиях педагогам вместо раз-глагольствований о вреде компьютер-ных игр следует направить энергию повального увлечения школьников современными информационными тех-нологиями в нужное русло. Домаш-нее задание современного школьника (практически по любому предмету) должно обязательно включать работу на компьютере: отыскать ответы на конкретные вопросы, дать определение понятиям, составить таблицу и т.п. Так пусть он «гуляет по интернету» не бес-цельно, а целенаправленно, выполняя задания педагога.

 

Говоря о совершенствовании со-держания образования, нельзя не ска-зать о компетентностном подходе в обучении. На современном этапе раз-вития образования начата работа по


 

 

поэтапному введению Стандартов об-щего образования нового поколения в образовательную практику школ.

 

Компетентностный подход как ин-новационная методика преподавания наиболее соответствует требованиям сегодняшнего дня, способствует раз-витию самостоятельности мышления будущего конкурентоспособного спе-циалиста, которому жить и работать в условиях глобальной модернизации. Но чрезмерное увлечение методикой ком-петентностного подхода может отодви-нуть на задний план «знаниевую» пара-дигму. Этого нельзя допускать, потому что роль и значение фундаментального ядра знаний были и остаются важным для развития личности.

 

Компетентностный подход в обу-чении предъявляет определенные тре-бования и к профессиональному ста-новлению педагога. Профессиональное становление педагога включает в себя компоненты: профессиональная компе-тентность, самореализация, самоактуа-лизация, социальная активность, твор-ческий подход к делу, умелое сочетание современных методов обучения в своей профессиональной деятельности, ус-тойчивая гражданская позиция. Чтобы оставаться конкурентоспособным, учи-тель должен выполнять многообразные функции: целеполагающую, диагнос-тическую, прогностическую, проект-ную, информационную, организаци-онную, контрольную, коррекционную, аналитическую. Поэтому проблема «от конкурентоспособного педагога – к успешному ученику» будет актуальна всегда.

 

Изменение содержания образова-ния неизбежно требует новых форм и методов его организации, перестрой-ки традиционной системы учебного

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

взаимодействия между школьником и учителем. На сегодняшний день соци-альный заказ школе – удовлетворение потребности общества в повышении качества образовательного процесса

 

– может быть выполнен при овладении педагогами современными образова-тельными технологиями.

 

Необходимо, чтобы теория пред-мета в большей мере способствовала развитию позитивных познавательных способностей школьников и их практи-ческой подготовке к жизни; необходи-мо использовать все возможности изу-чаемого предмета, его содержания.

 

Это достигается целым комплек-

 

сом средств:

 

• совершенствование содержания образования;

 

• улучшение качества разнооб-разных средств обучения;

 

• развитие эвристической де-ятельности школьников в процессе обучения на основе проблемности;

 

• совершенствование методики урока за счет внедрения форм и мето-дов активного обучения

 

• повышение методического мас-терства учителей;

 

• преодоление трафаретности в организации учебно-воспитательного процесса;

 

• более широкое применение но-вых образовательных технологий;

 

• развитие различных форм, ме-тодов и средств организации самосто-ятельной (творческой) деятельности учащихся.

 

Успешность обучения и, прежде всего, качество знаний школьников, их желание и стремление проявлять себя творчески, зависят от условий, которые обеспечивают способность учащих-


 

ся учиться активно и самостоятельно. Следовательно, должны быть созданы такие условия, при которых была бы возможна активная роль детей в про-цессе обучения, обеспечивалась бы возможность систематических упраж-нений в самостоятельном получении знаний, чтобы учащиеся видели перс-пективу дальнейшего применения сво-их знаний в жизни. Только в этом слу-чае можно будет говорить о мотивации в обучении.

 

Все вышеназванные современные образовательные технологии, которы-ми в совершенстве должны владеть и педагоги-практики, и будущие учите-ля, в огромной степени активизируют познавательную деятельность учащих-ся, развивают творческую активность, побуждают ребенка свободно, самосто-ятельно мыслить. От заинтересован-ности ребенок переходит к ступени са-мостоятельного поиска, творчества. Из урока в урок начинает решаться самая важная на сегодняшний день общепе-дагогическая проблема – изменивший-ся социальный заказ общества школе: от человека знающего – к человеку уме-ющему. Задача педагогической науки

 

– планомерно внедрять в школьную практику методы обучения, обеспечи-вающие целенаправленное развитие личности.

 

Эффективность обучения, как показывает практика, зависит как от степени интереса к познавательной де-ятельности самого ученика, так и от ка-чества организации процесса обучения. Прослеживая динамику учебных ус-тановок школьников на разных этапах обучения, можно сделать вывод: уста-новка на познавательную активность зависит от качества образовательной

 



Педагогика и психология профессионального образования


 

среды и поддается целенаправленному формированию со стороны педагога. Повышение качества образовательной среды будет содействовать появлению новой типологии школьников – иници-ативных, творчески мыслящих, успеш-ных в будущем.

 

Литература:

 

1. Амонашвили Ш.А. Размышления огуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. М.: Изд. Дом Шалвы Амреашвили. 2001. 463с.

 

2. Давыдов В.В. Теория развивающе-го обучения / В.В. Давыдов. М.: ИМТОР. 1996. 542 с.


 

 

3. Кабанова В.С. Модель конкурен-тоспособного учителя в инновационной системе развития образования / В.С. Ка-

 

банова // Акмеология. 2011. №4 (40). С.134-140.

4. Кабанова В.С. Развитие самостоя-тельности мышления современных школь-ников // Русский язык в национальной шко-ле. 2010. №2. «Современное образование».

С. 32-39.

 

5. Концепция модернизации Россий-ского образования на период до 2010 года // Министерство образования Российской Федерации. Март. 2002. С. 44-45.

 

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С.

 

Педагогика: инновационная деятельность.

 

М. Магистр, 1997. 224 с.

 


 


   
Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И

 

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

 

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТИ АСПИРАНТОВ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.081 с.)