Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели оценки факторов, влияющих на повышение эффективности

Поиск

 

практического обучения студентов колледжа

 

Показатели
п/п  

 

1. Материально-технический уровень образовательной деятельности и «произ-водственно»-образовательные возможности

 

2. Прогрессивность применяемых педагогических и иных технологий

 

3. Персонал, его квалификация и степень использования

 

4. Уровень организации труда

 

5. Степень совершенства системы управления


 


  Среднее профессиональное образование: опыт, проблемы
   
   
6. Финансовое состояние
   
7. Состояние бухгалтерского и экономического учета и контроля
   
8. Эффективность функционирования
   
9. Эффективность развития
   
10. Степень реализации трудовой и социальной политики
   
11. Уровень качества образовательных программ и услуг
   
12. Уровень маркетинга
   

 

 

Этапы формирования организационно-экономического механизма управления развитием конкурентоспособности колледжа

 

Название этапа Содержание этапа
   
   

 

1. Определение источни- Установление источников конкурентоспособности, в ка-

 

ков конкурентоспособ- честве которых выступают операционная эффективность
ности учреждения сред- деятельности и стратегическое позиционирование, отра-
него профессионального жающие влияние факторов базирования и факторов кон-
образования курентной среды соответственно.
    Рассмотрение стратегического позиционирования как со-
    вокупности двух ключевых составляющих: инновацион-
    ной активности и рыночной адаптивности

 

2. Разработка модели Анализ существующих методов оценки эффективности расчета критерия оценки управления развитием конкурентоспособности органи-

 

уровня эффективности заций, выявление положительных сторон и имеющихся
управления развитием недостатков. Формулирование основных условий и требо-
конкурентоспособнос- ваний, определяющих правомочность подходов к оценке
ти учреждения среднего конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
профессионального обра- Разработка модели расчета критерия оценки уровня эф-
зования     фективности управления развитием конкурентоспособ-
      ности учреждения среднего профессионального образова-
      ния с учетом источников ее формирования.

 

3. Систематизация фак- Комплексное рассмотрение и системная классификация торов, влияющих на эф- факторов, влияющих на эффективность управления раз-фективность управления витием конкурентоспособности учреждения среднего развитием конкурентос- профессионального образования.

 

пособности и отражаю- Установление объективных предпосылок, обоснование

 

щих их воздействие на методических принципов построения и разработка систе-  
показатели мы показателей, отображающих воздействие указанных  
  факторов. Описание сущности и значимости показателей,  
  а также методов и измерения    
     

Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   
   
4. Формирование моделей Построение корреляционно-регрессивных моделей зави-
зависимости уровня эф- симости уровня эффективности управления развитием
фективности управления конкурентоспособности учреждения среднего професси-
развитием конкурентос- онального образования от показателей каждого из блоков
пособности учреждения разработанной системы. Анализ полученных моделей в
среднего профессиональ- целях декомпозиции показателей, позволяющий из их об-
ного образования от це- щего состава выделить наиболее значимые с точки зрения
левых показателей его де- влияния.  
ятельности     Корректировка регрессивных моделей и построение обоб-
        щающей модели исследуемой зависимости, учитывающей
        ключевые показатели повышения эффективности управ-
        ления развитием конкурентоспособности учреждения
        среднего профессионального образования  
       
5. Разработка меропри- Планирование целевых параметров деятельности с учетом
ятий на основе целевых выявленных в ходе моделирования показателей, измене-
нормативов приращения ние которых обеспечивает рост конкурентоспособности.
конкурентоспособнос- Установление целевых нормативов приращения эффек-
ти учреждения среднего тивности управления развитием конкурентоспособности
профессионального обра- учреждения среднего профессионального образования.
зования     Разработка мероприятий в рамках инновационных проек-
        тов развития, направленных на выполнение целевых нор-
        мативов функционирования и повышения уровня эффек-
        тивности управления развитием.  
   
6. Внедрение системы сба- Проведение план-факт анализа, дающего возможность
лансированных показа- контролировать выполнение плановых заданий и уста-
телей повышения уровня навливать причины отклонений фактических данных от
эффективности управле- плановых. Формирование управленческих воздействий в
ния развитием конкурен- целях регулирования процесса повышения эффективнос-
тоспособности учрежде- ти управления развитием конкурентоспособности учреж-
ния СПО, сочетающейся с дения среднего профессионального образования.
системой мотивации тру-    
да работников      
           

 


 


Среднее профессиональное образование: опыт, проблемы

 

Рис. 1. Схема процесса формирования организационно-экономического механизма практической подготовки и конкурентоспособности учреждения СПО


 

Данный организационно-экономи-ческий механизм позволяет системно и целенаправленно концентрировать уси-лия и управляющие воздействия для решения стоящей перед ним задачи.

 

В Уральском техническом коллед-же считают что некоторый перекос в соотношении деятельности преподава-телей по внедрению новых педагоги-ческих технологий и средств, применя-емых для оценки результатов освоения образовательных программ. Перекос этот идет в пользу экспериментальной


 

 

и исследовательской работы в сфере инновационных технологий обучения.

Научно-практические конферен-ции, педагогические чтения, педагоги-ческие советы, заседания методичес-ких комиссий в качестве приоритетных вопросов ставят обмен опытом в разра-ботке и апробации технологий портфо-лио, кейс-метода, технологии критичес-кого мышления, проектного обучения

 

и многих других. Гораздо реже подни-маются проблемы, связанные с оцен-кой у студентов компетенций, приоб-

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

ретаемых в процессе применения тех или иных педагогических технологий. Чтобы разрешить противоречие между деятельностным подходом к профес-сиональной подготовки предметным структурированием его содержания, необходимо структурировать и сам процесс обучения, и оценочные средс-тва контроля его качества одновремен-но по предметному и деятельностному принципам. Подобную структуру оце-ночных средств можно назвать пред-метно-деятельностной.

 

Преподаватели колледжа сегодня осознают, что перед ними сложная за-дача. С одной стороны, осваивать или вырабатывать инновационные образо-вательные технологии, с другой – на-учиться формировать адекватные им оценочные средства, которые позволя-ют:

 

– формировать у студентов тре-буемые основной профессиональной образовательной программой общие и профессиональные компетенции;

 

– проводить объективную комп-лексную оценку сформированных ком-петенций.

 

При этом необходимо учитывать тесную взаимосвязь двух сторон учеб-ного процесса – образовательных тех-нологий (путей способов выработки компетенций) и методов оценки сте-пени их сформированности (соответс-твующие оценочные средства). Формы контроля должны еще более, чем рань-ше стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя студенту боле четко осознавать его достижения

 

и недостатки, корректировать собс-твенную активность, а преподавателю

 

– направлять деятельность обучающе-гося в необходимое русло.


 

Инновация сегодня является до-минирующим фактором развития. Это обусловлено тем, что способность к вос-приятию инноваций и выбор инноваци-онного развития позволяют выживать

 

и развиваться в условиях нарастающей динамики социальных изменений, а ра-бота по профессиональной ориентации подростков – стратегическая задача инновационно развивающегося Центра научно-методического обеспечения.

 

Проведенный анализ передового педагогического опыта научно-методи-ческого обеспечения производственной практики показывает, что в профессио-нальной школе накоплен определенный опыт, но остается не разработанным теоретический общеконцептуальный подход к данной проблеме; не решена задача отражения формирования ком-петенций на производственной практи-ке в государственных образовательных стандартах; не решена задача модели-рования научно-методического обеспе-чения производственной практики на основе компетентностного подхода.

 

Литература:

 

1. Адольф В.А., Ковалевич И.А., Чур-

 

ляева Н.П. Проектирование системы про-фессионального образования в условиях комплекса «школа-вуз-предприятие»// Ка-занский педагогический журнал. 2011. № 4.

 

С. 77-87.

 

2. Мухаметзянова Г.В. Среднеепрофессиональное образование: рынок и качество подготовки специалиста// Казан-ский педагогический журнал. 2006. № 4. С. 8-18.

 

3. Иванайская Т.Л., Соколова Л.Б.

 

Сопровождение профессионального са-моопределения студента ссуза: сущность

 



Среднее профессиональное образование: опыт, проблемы

 

процесса и инновационная модель// Казан- та в условиях образовательного кластера в

 

ский педагогический журнал. 2009. № 4. С. области машиностроения// Казанский пе-

 

77-83. дагогический журнал. 2009. № 11-12.

 

4. Яруллина Л.Ф., Семакова В.В. Под- С. 53-59.

 

готовка конкурентоспособного специалис-


 


Казанский педагогический журнал 3‘ 2012


 

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

КРИТЕРИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

 

М.А. Угарова, Н.М. Угарова

 

В статье рассматриваются вопросы изучения учебно-профессиональной мотивации, ее роль с точки зрения уровней сформированности (меры, степени развития мотивов и мотивации в целом). Вводится понятие уровней сформиро-ванности (развития) мотивов и мотивации студентов медико-фармацевтичес-кого колледжа. Использован метод экспертной оценки.

Ключевые слова: мотивационная сфера,профессиональный мотив,мотивобщения

 

Criteria of educational and professional motivation of students of medico-phar-maceutical college. In article questions of studying of educational and professional mo-tivation, its role from the point of view of formation levels (a measure, extent of develop-ment of motives and motivation as a whole) are considered. The concept of levels of a formation (development) of motives and motivation of students of the physician – phar-maceutical college is entered. The method of an expert assessment is used.

 

Key words: motivational sphere, professional motive, motive of communication

 

Важную роль в изучении учебно- отобрать показатели – мотивы, кото-
профессиональной мотивации играет рые, по мнению экспертов, характери-
ее рассмотрение с точки зрения уров- зуют мотивационную сферу личности
ней сформированности (меры, степени студентов. Из 42 мотивов, изначально
развития мотивов и мотивации в це- отобранных для оценки экспертами,
лом). Введение понятия уровней сфор- выбрано 16 – показателей – мотивов, ко-
мирвоанности (развития) мотивов и торые характеризуют мотивационную
мотивации предполагает освещение сферу личности студентов. По мнению
ряда принципиальных вопросов: оцен- экспертов, мотивационная сфера лич-
ка сформированности мотивации и ха- ности студентов разных направлений
рактеристики критериев. профессионального образования пред-
Для того, чтобы определить, какие ставлена тремя компонентами, которые
показатели-мотивы характеризуют мо- ее характеризуют: учебным професси-
тивационную сферу личности студен- ональным, коммуникативным. Каждый
тов нами был использован метод экс- мотивационный компонент опосредо-
пертной оценки. Этот метод позволил ван деятельностью и общением.

 


 


Непрерывное образование


 

В качестве экспертов выступали преподаватели и кураторы групп ме-дико – фармацевтического колледжа (20 человек). Им предлагалось проран-жировать показатели мотивационной сферы по трем компонентам. Каждый показатель – мотив был описан по уров-ням выраженности: высокий, средний, низкий.

 

Рассмотрим каждый показатель более подробно.

 

Учебно-профессиональный ком-понент мотивационной сферы. Учеб-

 

но-познавательный мотив – это мотив, проявляющийся в стремлении полу-чить новую информацию и в способах

ее добывания, расширить свой круго-зор в предметной области, расширить спектр самостоятельных действий по поиску разных способов решения. Дан-ный мотив измерен при помощи шкалы

 

– учебно-познавательный мотив (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).

Научно-познавательный мотив

– это мотив, направленный на само-стоятельное получение новых знаний в научной области на основе уже имею-щихся, что является самостоятельным смыслообразующим фактором учебной деятельности. Данный мотив измерен при помощи шкал: креативность, до-стижения, развитие себя в сфере обуче-ния (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина).

Профессиональный мотив – это мотив, являющийся источником форми-рования знаний, умений, навыков, спо-собов выполнения профессиональных операций и действий в практической деятельности. Данный мотив измерен при помощи шкалы – профессиональ-ной мотив (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).

Мотив социальной идентифика-ции в обучении – это мотив, проявляю-


 

 

щийся в стремлении к признанию учеб-но-практических достижений учебным сообществом. Данный мотив измерен при помощи шкал: сохранение инди-видуальности, собственный престиж в обучении (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпуши-на).

 

Коммуникативный компонент мотивационной сферы. Мотив обще-ния – это мотив, реализующий межлич-ностное взаимодействие через систему отношений в сферах обучения и про-фессионализации. Поведение личности направлено на установление в процессе обучения определенного характера от-ношений с окружающими. Данный мо-тив измерен при помощи шкал: мотив общения (Т.И. Евменова), коммуника-тивный мотив (А.А. Реан и В.А. Яку-нин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).

 

Мотив взаимопомощи – это мотив, проявляющийся в понимании эмоцио-нального состояния другого человека посредством сопереживания, проник-новения в его субъективный мир. Дан-ный мотив измерен при помощи шкалы

– поликоммуникативная эмпатия (И.М. Юсупов).

Мотив конформизма / нонконфор-мизма – это мотив, определяющий за-висимость / независимость личности от принятия / непринятия групповых стандартов и ценностей. Тенденция к «борьбе» – это активное стремление личности участвовать в групповой жиз-ни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоот-ношений. Данный мотив измерен при помощи шкал: зависимость / незави-симость, принятие / избегание борьбы (В. Стефансон), мотив аффилиации (А. Мехрабиан).

Мотив идентификации в комму-никации – это мотив, проявляющийся в общении с группой на уровне реф-

 



Казанский педагогический журнал 3‘ 2012
   

 


 

лексии и сопереживания. При этом общение со сверстниками выступает как школа социальных отношений, где личность принимает на себя тип по-ведения другого, идентифицируясь с ним, усваивая его тип поведения, его мотивы, приписывая ему собственные мотивы. Данный мотив измерен при помощи шкал: общительность (В. Сте-фансон), социальные контакты (Ф.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.151 (0.008 с.)