Conceptual ideas of working out A psihologo-pedagogical model of socially 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Conceptual ideas of working out A psihologo-pedagogical model of socially



 

– focused student personALITY Formation In article the urgency of working out themodel of the person as a socially-focused expert who is the graduate of vocational education system is shown. We consider a personality orientation as a result of steady domination of prevailing motives of the behavior that creates hierarchical structure of all its motivational sphere.

 

Key words: the socially-focused personality, the competent specialist, motives ofbehavior, an orientation of the personality.


 

В период трансформации обще-ство начинает предъявлять к гражда-нам новые требования и ожидает от них иного социального поведения. Че-ловек, в свою очередь, во-первых, про-должает воспринимать новую жизнен-ную ситуацию с прежних личностных

 

и социальных позиций, во-вторых, реализует прежний арсенал способов

 

и форм социального поведения, не всегда соответствующих обществен-ным ожиданиям и складывающимся жизненным реалиям. В этой ситуации возникает кризис социализации лич-ности, проявляющийся в дефиците ее


 

 

социальной ориентированности. Че-ловек попадает в дискомфортное со-циально-психологическое положение, принимает неадекватные решения, влекущие за собой неблагоприятные для него последствия, что еще больше усугубляет наступивший кризис.

 

Данная ситуация осложняется в том случае, когда кризис социализа-ции совпадает у человека с другими кризисами: возрастным, профессио-нальным, межличностным, семейным

 

и т.п. В такие периоды жизни человек, испытывающий недостаток собствен-ных личностных ресурсов для конс-

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   
труктивного выхода из кризиса, нуж- специалиста – выпускника системы
дается в социальной поддержке, одним СПО и ВПО.
из видов которой является социальное В психологической литературе не-
воспитание, направленное на форми- однократно предпринимались попытки
рование и развитие социальной ориен- осуществить интеграцию идей и поня-
тированности личности, вооружение тий психологии личности в некую еди-
ее умениями и навыками, ключевыми ную теоретическую систему. Взгляды
компетенциями в целях эффективного В.И. Мясищева о том, что психологи-
использования собственных жизнен- ческие отношения человека в разви-
ных сил и расширения личностных ре- том виде представляют интегральную
сурсов в процессе социально-профес- систему избирательных сознательных
сионального становления. связей личности с различными сто-
Начальное, среднее и высшее про- ронами объективной действительнос-
фессиональное образование, ориенти- ти, вытекающую из всей истории его
рованное на минимум знаний гума- развития и внутренне определяющую
нитарного характера, и в основном на его действия и переживания являют-
специальную подготовку обучающих- ся для нашего исследования наиболее
ся в конкретном виде профессиональ- актуальными. Определенность и ус-
ной деятельности, оставляет вне поля тойчивость характера связывается с
своего внимания некоторые стороны определенностью и устойчивостью от-
социальной жизни будущего специа- ношения, но в то же время как ряд черт
листа, где трудовая функция является характера непосредственно выражает
одной из многих социальных функ- отношения (например, принципиаль-
ций, которые приходится выполнять ность, эгоизм, добросовестность), то
человеку на протяжении всей жизни. ряд других свойств (например, прямо-
Это приводит к тому, что, во-первых, та, решительность, цельность, волевые
выпускники профессиональных учеб- черты характера) не представляют со-
ных заведений вследствие увеличива- бой отношения в собственном смысле
ющихся сроков обучения все в боль- слова. Тем не менее и эти свойства свя-
шей степени подвержены социальному заны с отношениями человека и выра-
инфантилизму. Во-вторых, молодые жают способ их осуществления.
люди имеют смутные представления Учитывая огромную и решаю-
о социальных реалиях, ожидающих щую роль индивидуального опыта в
их после получения диплома, и, в-тре- развитии и деятельности человека не-
тьих, что более всего затрудняет про- льзя не подчеркнуть в тоже время, что
цесс их дальнейшей социализации, не отношения человека обусловлены и об-
владеют необходимыми умениями и щественно-историческим опытом, ко-
навыками, способствующих эффек- торый является основой богатейшего
тивному выполнению основных соци- внутреннего мира человека, который
альных ролей, в том числе и профес- мы называем его социально-генетичес-
сиональной.   ким опытом. Как известно, действия и
Все вышесказанное делает весьма переживания человека определяются
актуальной научно-педагогическую не непосредственными внешними воз-
проблематику разработки модели лич- действиями, но их накопленным обоб-
ности социально-ориентированного щением во внутреннем мире, который

 



Теория воспитания


 

представляет систему отношений че-ловека, определяющих опосредован-ный характер его реакций на воздейс-твия окружающего мира и его внешне инициативное и самостоятельное по-ведение.

 

Развивая данную идею, мы от-мечаем, что избирательность со-знательных связей личности с раз-личными сторонами объективной действительности зависит от ценнос-тных ориентаций личности, детерми-нированных личностной композицией социально-ценностных отношений. Личностная композиция социально-ценностных отношений, по мнению В.Ш.Масленниковой, это интегральное личностное образование, способствую-щее личности эффективным способом решать стоящие перед ней проблемы, преодолевать исходную заданность ситуации в том или ином социаль-ном статусе на основании ценностных ориентаций, адекватных ценностям

 

и нормам определенного общества. Структурно личностная композиция социально-ценностных отношений со-стоит из компонентов ценностных от-ношений к самому себе; ценностного отношения к окружающему обществу

 

и ценностного отношения к социаль-но-генетическому историческому опы-ту своего государства. Таким образом, основными элементами, из которых «складывается» личность, являются отношения человека. Разработка пси-хологии отношений в педагогике тесно связана с психологическими понятия-ми, которые долго не поддавались как психологическому так и педагогичес-кому пониманию, – с такими, как ин-тересы, убеждения, оценка, долг, при-вязанность, склонность и др.

Обосновывая авторскую струк-туру модели личности мы также опи-


 

 

рались на исследования В.С. Мерлина, раскрывающие связь социально-ти-пичного и индивидуально-личного и

 

ее роль в формировании определен-ных новообразований личности, таких как личностная композиция социаль-но-ценностных отношений.

 

Все вышеназванное можно обоб-щить в следующих положениях.

 

1. Индивидуальные свойства темперамента и индивидуальные ка-чественные особенности психических процессов относительно независимы от социально-типичных отношений личности. Они характеризуют не лич-ность, а психические свойства индиви-дуума.

 

2. Индивидуальность личности представлена индивидуальными мо-тивами действия и индивидуальным своеобразием характера и способнос-тей. Все индивидуальное в личнос-ти, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от определенных соци-ально-типичных отношений личнос-ти. Поэтому все индивидуальное со-ответствует каким-то определенным социально-типичным отношениям.

 

3. Индивидуальное и социально-типичное являются не разными груп-пами свойств личности, а представля-ют различные стороны одних и тех же свойств.

 

4. Антагонизм индивидуального и социально-типичного в личности су-ществует лишь тогда и в той степени, в какой существуют в одной и той же личности противоречащие друг другу социально-типичные отношения. Из этих общих положений вытекает ряд следствий.

 

Исследование характера и его формирования, до сих пор мало про-

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

двинутое, должно было бы сосредото-читься, в первую очередь, на проблеме перехода ситуационно порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педа-гогическом плане определяется и ос-новная линия воспитательной работы по формированию характера. Исходное здесь – это отбор и «прививка» надле-жащих мотивов путем их генерализа-ции и «стереотипизации». Направлен-ность личности мы рассматриваем как результат устойчивого доминирования преобладающих мотивов поведения, создающих иерархическую структуру всей ее мотивационной сферы.

 

Появление преобладающих мо-тивов к новой общественно значимой профессиональной деятельности под-готавливается всем ходом социально-психического развития индивидуума

и возникает на том уровне, когда ему становится важным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе социально-профес-сиональных отношений. Это стано-вится возможным на основе целого ряда психических новообразований, возникающих в процессе социализа-ции, социального становления, когда он объективно представляет собой достаточно устойчивую интегратив-ную систему и способен осознать себя в этом качестве и дать отчет в своем отношении к окружающему, осознавая свое социальное «Я».

 

Этот уровень самосознания поз-воляет будущему специалисту как со-циально-ориентированной личности наиболее адекватно выражать свою «внутреннюю позицию», образующу-юся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через струк-туру психологических особенностей, обобщаются и складываются в особое


 

центральное личностное новообра-зование, характеризующее личность студента в целом. Именно оно и опре-деляет социально-профессиональное поведение и деятельность личности и всю систему его отношений к деятель-ности, к самому себе и к окружающим людям – то что мы называем личност-ной композицией социально-ценност-ных отношений.

 

В ходе педагогической деятель-ности, организуя педагогический про-цесс, любой педагог опирается на ту или иную теорию личности. Каждая из этих теорий не может в полной мере дать ответ на вопросы, стоящие перед педагогом в работе с обучаемыми. В то же время большое их разнообразие по представленным для классификации основаниям позволяет выбирать ту или иную теорию личности не только для объяснения психического мира че-ловека и его поведения, но и определе-ния наиболее эффективных способов воздействия на него в зависимости от ситуации, поставленных задач и име-ющихся возможностей.

 

В нашем исследовании, разра-батывая психолого-педагогическую модель социально-ориентированной личности, мы опирались и опираемся на структурную теорию.

 

Структура определенная взаи-мосвязь, взаимораспределение состав-ных частей, устройство чего-либо. В современной науке понятие структуры обычно относится с понятиями систе-мы и организации. Хотя единой точки зрения на соотношение этих понятий нет, однако, в большинстве случаев рассматривают понятие системы, ха-рактеризующее все множество прояв-лений некоторого сложного объекта, модели. Структура выражает лишь то, что остается устойчивым, относитель-

 



Теория воспитания


 

но неизменным при различных преоб-разованиях системы. Существенная роль структурных связей и отношений приводят к тому, что в целом ряде на-учных задач разработка структуры выступает в качестве главной пробле-мы. В нашем исследовании это общее определение, является обоснованием построения психолого-педагогической модели социально -ориентированной личности, в основе разработки кото-рой лежит структурный подход, обус-ловливающий поиск структурных эле-ментов модели для более детального анализа ее структурных феноменов.

Во взглядах на модель личности нет единого мнения, также как и на структуру психики личности. Однако такое многообразие ни в коей мере не нарушает научную картину а, наобо-рот, на наш взгляд создает общее поле для будущей единой концепции. В на-учной литературе моделями считают-ся специальные искусственно создан-ные объекты, по своим определенным характеристикам сходные с реаль-ными объектами, подлежащими изу-чению. Особенности моделирования

 

в нашем исследовании обусловлены концептуальными основами идеоло-гии современного воспитания, миро-воззренческими установками целого ряда исследователей на современном этапе. Разнообразие мнений относи-тельно модели личности в философии, социологии, социальной и общей пси-хологии, в педагогике отражены во взглядах на определение личности.

 

Так, в социальной психологии: личность – это объект не обществен-ных, а межличностных отношений, и ее сущность будет зависеть от того: а) каких группах, каким образом лич-ность усваивает социальное влияние;


 

 

б) в каких группах и как личность реа-лизует свою социальность.

 

Нам представляется, что в педаго-гике личность – это объект и субъект взаимодействия с действительностью; это конкретный человек, представи-тель определенного общества, группы (коллектива) осознающий свое отно-шение к окружающему, занимающий-ся конкретным видом деятельности и обладающий индивидуальными осо-бенностями, присущей ему системой психологических свойств и качеств, ценностных ориентаций. Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного обще-ства, определенной социальной груп-пы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отно-шение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-пси-хологическими особенностями.

 

С точки зрения соотношения базо-вых понятий индивид, личность, субъ-ект, индивидуальность, личность – это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно-полезную деятельность и отличающийся свои-ми, присущими только ему индивиду-ально и социально-психологическими особенностями. Кроме того, человек всегда является субъектом (участни-

 

ком, исполнителем) исторического

и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и пре-образования объективной деятельнос-ти. Сама же деятельность при этом вы-ступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающей мир и самого себя.

 

Таким образом, современное по-нимание личности как субъекта вза-имодействия с окружающей действи-

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

тельностью раскрывается в том, что личность не только воспроизводит, но

 

и творчески преобразовывает окружа-ющую действительность.

 

В нашем исследовании, разра-батывая психолого-педагогическую модель социально-ориентированной личности, мы руководствовались иде-ями концепции воспитания социаль-но-ориентированной личности, осно-ванной на системно-синергетической теории воспитания (В. Ш. Масленни-кова), которая выступает интегратором системно-функционального подхода к деятельности педагога, системно-ро-левого подхода к процессу воспитания

и самовоспитания и аксиолого-отно-шенческого подхода к содержанию воспитания, компетентностного под-хода к обоснованию результата про-фессионального воспитания.

 

Приоритетной идеей вышеназван-ной концепции является понимание социальной ориентированности как интегрального качества личности, об-ладающей совокупностью ценностных ориентаций, личностных установок, разносторонних способностей, фун-даментальных знаний и компетенций, позволяющих ей успешно функцио-нировать и гармонично развиваться в изменяющемся социуме в различных социально-профессиональных ролях и статусах.


 

С позиций педагогического целе-полагания социально-ориентирован-ная личность – нравственно-волевой, духовно развитый, физически актив-ный, социально адаптированный, пси-хологически устойчивый человек, об-ладающий знаниями и способностями, необходимыми для жизни в современ-ном обществе. Такая личность облада-ет определенными социокультурными характеристиками (совокупностью ценностей, потребностей, интересов

 

и мотиваций), которые создают ре-альные предпосылки для успешного решения жизненных проблем, соци-ального и профессионального само-определения, достижения позитивных результатов в различных сферах жиз-ни – духовной, семейной, обществен-ной, производственной.

 

Литература:

 

1. Масленникова В.Ш. Формирова-

 

ние социально-ориентированной личности специалиста в процессе профессиональной подготовки. – Казань: Изд-во «Печать– Сервис-ХХ1 век», 2010. – 430 с.

 

2. Мясищев Н.С. Психология отноше-

 

ний. – М: Изд-во МПСИ, 2004. – 400с.

 

3. Мерлин В.С. Очерк интегральногоисследования индивидуальности. – М.: Пе-

дагогика, 1986. – 254 с.

 


 


Теория воспитания

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

 

К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

 

Н.И. Ешкина

 

В статье рассматриваются особенности подготовки студентов-филоло-гов к решению профессиональных задач по эстетическому воспитанию школь-ников. Описываются наиболее эффективные пути такой подготовки в новых образовательных условиях.

Ключевые слова: студент-филолог,учитель русского языка,подготовка,профессиональные задачи, эстетическое воспитание, школьники

 

Features of preparation of students philologists to the solution of professional tasks on aesthetic upbringing of schoolchildren.

 

In article features of preparation of students philologists to the solution of profes-sional tasks on aesthetic upbringing of schoolchildren. The most effective ways of such preparation in new educational conditions are described.

 

Keywords: the student-philologist, the teacher of Russian, readiness, professionaltasks, aesthetic education, schoolchildren


 

В современных условиях пони-мание эстетического воспитания как целенаправленной профессиональной деятельности педагога по созданию условий для развития и саморазвития эстетической культуры воспитанника предъявляет к личности учителя-фи-лолога совокупность профессиональ-ных требований, понимаемых нами как профессиональная готовность к де-ятельности по эстетическому воспита-нию школьников, и определяет особые запросы к его подготовке в стенах вуза.

 

Так, сегодня учитель-филолог должен готовить учеников к усвоению предметных результатов программ по русскому (родному) языку и литера-туре в эстетической сфере: осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной лите-ратуры; понимание образной природы


 

 

литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формиро-вание эстетического вкуса и т.д. [1]. Такие высокие требования обуславли-вают изменение вектора подготовки будущих учителей русского языка и литературы в стенах педагогического вуза.

 

Так, бакалавр 050100 «Педагоги-ческое образование» должен решать следующие профессиональные задачи

 

в соответствии с видами профессио-нальной деятельности:

 

в области педагогической дея-тельности:

– изучение возможностей, пот-ребностей, достижений обучающихся

в области образования и проектирова-ние на основе полученных результатов образовательных программ, дисцип-лин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

– организация обучения и воспи-тания в сфере образования с использо-ванием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучаю-щихся и отражающих специфику об-ластей знаний (в соответствии с реа-лизуемыми профилями);

 

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллекти-вами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспече-ния качества образования, в том числе

с применением информационных тех-нологий;

 

– осуществление профессиональ-ного самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профес-сиональной карьеры;

в области культурно-просвети-тельской деятельности:

– изучение, формирование и реа-лизация потребностей детей и взрос-лых в культурно-просветительской деятельности;

– организация культурного про-странства;

в области научно-исследователь-ской деятельности:

– сбор, анализ, систематизация и использование информации по акту-альным проблемам науки и образова-ния;

– разработка современных педа-гогических технологий с учетом осо-бенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и разви-тия личности;

 

– проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов [2].


 

Таким образом, учитывая задачи, описанные в стандартах, мы можем выделить комплекс профессиональных задач, решаемых учителем-филологом

 

в области эстетического воспитания школьников:

Так, мы можем выделить ряд про-фессиональных задачи на:

 

–диагностику: отслеживание уровня сформированности у учащихся системы эстетических знаний; отсле-живание уровня сформированности у учащихся эстетических ценностей и корректировка пути его совершенство-вания; определение уровня сформиро-ванности у учащихся поведенческого компонента в области эстетического воспитания и определение пути его изменения;

 

целеполагание: выделение во всех видах деятельности учителя-фи-лолога задач эстетического воспита-ния;

 

проектирование: отбор текстов, обладающих эстетической ценностью; выбор адекватных уроку средств эс-тетического воспитания; подбор ма-териалов, обладающих эстетическим содержанием (материал, способный эмоционально воздействовать на уче-ников); выбор актуальных методов работы со школьниками в облас-ти эстетического воспитания; выбор адекватных форм работы со школь-никами в области эстетического вос-питания; определение эффективных технологий работы по эстетическому воспитанию школьников; проектиро-вание уроков, внеклассных меропри-ятий по русскому языку и литерату-ре с использованием интегративных связей; вычленение условий перехода личности школьника с одного уровня эстетического развития на другой;

 



Теория воспитания


 

организацию: организация твор-ческой работы эстетического характе-ра с учениками по русскому языку и литературе;

 

анализ: отслеживание уровня сформированности у учащихся сис-темы эстетических знаний; отслежи-вание уровня сформированности у учащихся эстетических ценностей и корректировка пути его совершенство-вания; определение уровня сформиро-ванности у учащихся поведенческого компонента в области эстетического воспитания и определение пути его изменения; осмысление своей профес-сиональной деятельности по эсте-тическому воспитанию школьников; самоанализ эффективного использова-ния содержания изучаемого материа-ла, особенностей взаимодействия всех субъектов образовательного процесса

 

в классе, оформления класса, культу-ры речи, внешнего вида и т.д.

Реализация данных задач осу-ществляется на двух уровнях подго-товки: теоретическом и практическом.

 

В рамках теоретической подготов-ки будущих учителей русского языка и литературы к эстетическому воспита-нию школьников центральное место принадлежит блоку педагогических дисциплин.

 

Изучение педагогических дис-циплин конкретизируют собой цель данной подготовки: освоение студен-тами системы педагогических знаний становление ценностного отношения к ним как к основе личного педагоги-ческого кредо будущего учителя; раз-витие эстетическо-педагогического мышления как способа вычленения и решения профессиональных педагоги-ческих задач в реальной образователь-ной ситуации и т.д.


 

 

Успешная реализация данных на-правлений основана с оптимизацией внутрипредметных и межпредметных связей и взаимосвязи педагогических дисциплин с блоком филологических

 

и культурологических дисциплин Дисциплины предметной, фило-

 

логической подготовки способствуют постижению не только научного содер-жания предметов русский язык и лите-ратура, но также их дидактического и воспитательного смысла их изучения

 

в школе с точки зрения целей образо-вания. Особое значение, в этой связи, принадлежит курсам «Методика пре-подавания литературы» и «Методика преподавания русского языка».

Рассмотрение культуры в целом и ее подсистем, в частности, ее сопряже-ние с гуманитарными дисциплинами (философией, социологией, эстетикой, культурологией) открывают возмож-ности для новой интерпретации эсте-тических ситуаций и фактов, эстети-ческого творчества будущего учителя.

 

Содержание подготовки студен-тов-филологов к эстетическому вос-питанию школьников осуществляется

 

в процессе различных форм органи-зации учебной деятельности, основ-ными из которых являются лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа с ли-тературой, зачеты, экзамены, а также система внеаудиторной работы.

В ходе лекций студенты знакомят-ся с основными идеями, понятиями, эстетического воспитания, подходами к анализу педагогических процессов и явлений. Так, например, в изучении модуля «Теоретическая педагогика» формируется представление различ-ных сторонах такого сложного обще-ственного явления, каким является процесс воспитания (цель и задачи вос-

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

питания; различные стороны воспи-тательного процесса (среди которых, важное место принадлежит эстетичес-кому воспитанию), его содержание, формы и методы в современной школе, взаимодействие с процессом обучения, его возможности и пределы, итоги и показатели результативности.

 

На семинарских занятиях осу-ществляется конкретизация теоре-тических положений на основе ис-пользования различной литературы и личного опыта студентов. Основные формы проведения семинаров: «мозго-вой штурм», «круглый стол», «заседа-ние экспертной группы», «мини-кон-ференция», «форум», «дебаты» и др. Так, например, в рамках модуля «Тео-ретическая педагогика» на семинарс-ком занятии рассматриваются понятия «эстетическое воспитание», «эстети-ческая культура», «художественное воспитание», определяются сущность

 

и задачи эстетического воспитания в школе. Студенты пробуют раскрыть роль и значение русского языка и ли-тературы в решении задач эстетичес-кого воспитания школьников, опи-сывают возможные пути реализации творческих способностей учащихся в процессе эстетического воспитания, приводят примеры из личного опыта (Какая роль отводилась эстетическому воспитанию в вашей школе?).

 

На лабораторно-практических занятиях отрабатывается применение теоретических положений на прак-тике; осуществляется теоретический анализ школьной жизнедеятельности

 

и усвоение приемов педагогической деятельности путем обсуждения педа-гогических ситуаций эстетической на-правленности, выявления и поиска оп-тимального решения педагогических задач, прогнозирование возможных


 

результатов решения, планирование и конструирование элементов педагоги-ческого процесса; проводится работа

 

с научными, художественными и пуб-лицистическими текстами.

Основное назначение самостоя-тельной работы студентов – углублен-ное самостоятельное ознакомление с альтернативными педагогическими идеями, концепциями и технология-ми; самостоятельная работа предпо-лагает выполнение ряда заданий раз-личной сложности, а также выбор из предложенного списка источников для изучения и конспектирования при на-писании курсовой работы. Так, в раз-деле модуля «Теоретическая педагоги-ка» в рамках самостоятельной работы студенты выполняют эссе на темы «Система эстетического воспитания в школе моей мечты», «Роль и значение эстетического воспитания в формиро-вании личности» (по выбору).

 

Таким образом, теоретической базой подготовки будущих учителей русского языка и литературы к эсте-тическому воспитанию школьников являются педагогические дисципли-ны («Педагогика» (модули «Введение в педагогическую деятельность. Ис-тория образования и педагогической мысли», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика»), филоло-гические дисциплины (ядро «Методи-ка преподавания литературы», «Мето-дика преподавания русского языка»), социально-гуманитарные науки (эсте-тика, культурология и др.).

 

К практическому этапу подготов-ки будущих учителей-филологов к эс-тетическому воспитанию школьников можно отнести педагогические прак-тики.

 

Так, педагогические практики яв-ляются важными этапом практической

 



Теория воспитания


 

подготовки будущих учителей-фило-логов к эстетическому воспитанию школьников, поэтому можно выделить следующие профессиональные задачи, которые должен научиться решать бу-дущий учитель русского языка и лите-ратуры: отслеживание уровня сфор-мированности у учащихся системы эстетических знаний; отслеживание уровня сформированности у учащихся эстетических ценностей и корректи-ровка пути его совершенствования; оп-ределение уровня сформированности

 

у учащихся поведенческого компонен-та в области эстетического воспитания и определение пути его изменения; отбор текстов, обладающих эстети-ческой ценностью; выбор адекватных уроку средств эстетического воспита-ния; подбор материалов, обладающих эстетическим содержанием (материал, способный эмоционально воздейство-вать на учеников); выбор актуальных методов работы со школьниками в области эстетического воспитания; выбор адекватных форм работы со школьниками в области эстетичес-кого воспитания; определение эффек-тивных технологий работы по эсте-тическому воспитанию школьников; проектирование уроков, внеклассных мероприятий по русскому языку и ли-


 

 

тературе с использованием интегра-тивных связей; вычленение условий перехода личности школьника с одно-го уровня эстетического развития на другой; организация творческой рабо-ты эстетического характера с учени-ками по русскому языку и литературе; осмысление своей профессиональной деятельности по эстетическому вос-питанию школьников; самоанализ эффективного использования содер-жания изучаемого материала, особен-ностей взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в классе, оформления класса, культуры речи, внешнего вида.

 

Таким образом, соединение двух уровней – теоретического и практи-ческого – способствует наиболее эф-фективной подготовке будущих учи-телей русского языка и литературы к решению профессиональных задач по эстетическому воспитанию школьни-ков.

 

Литература:

 

1. ФГОС: Основное общее образова-ние [Электронный ресурс] // http://standart. edu.ru – [Дата обращения – 25.01.2012]

 

2. ФГОС ВПО [Электронный ресурс]

 

// http://www.fgosvpo.ru – [Дата обращения

 

– 20.01.2012]

 


 


Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 

КЛУБНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

А.А. Жаркова

 

Раскрыты возможности и перспективы развития студенческой клубной деятельности и ее влияния на подготовку компетентных специалистов. Под-черкнута важность вопроса о статусе и общественном признании внеауди-торной деятельности как важной составляющей образовательного процесса в университете. Дана экспертная оценка основным направлениям и содержанию клубной деятельности студентов в едином образовательном пространстве.

Ключевые слова :студенческие клубные объединения,единое образователь-ное пространство, международная образовательная интеграция.

 

Disclosure of possibilities and prospects of students’ club activity and its influ-ence on modern specialist’s training. Emphasis is given to the question of students’ club activity, its status and public recognition as an important component of teaching/learn-ing process in the university. Presentation of expert assessments of the main directions and content of students’ club activity in the international educational area.

Key words: students’ club, international educational area, internationaleducational integration.


 

Обращение к проблеме организа-ции клубной деятельности студентов ВУЗов, способствующей их социаль-ному воспитанию, и выделение ее в число актуальных направлений раз-вития современной педагогической мысли явились результатом осознания сложных явлений в реформировании российского образования, которые обострили социально-воспитатель-ные проблемы, в частности создание равных возможностей получения мо-лодежью качественного высшего об-разования, активизация гражданской позиции, актуализация готовности молодежи к преобразованию обще-ственных процессов, ее самореали-зации во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социально-профессиональ-ного становления будущего конкурен-


 

 

тоспособного специалиста в учебной и внеучебной деятельности, обновления теоретических взглядов и практичес-ких действий по социальному воспи-танию молодежи в образовательных учреждениях в условиях международ-ной образовательной интеграции.

 

Многие отечественные и зару-бежные ученые [1, 3, 5] считают внеау-диторную деятельность в высших про-фессиональных школах самой сильной стороной международного образова-ния. Не случайно, что российских сту-дентов, обучающихся в зарубежных вузах и участвующих в программах развития академической мобильности, привлекают не только современные об-разовательные программы, влияющие на их будущую конкурентоспособ-ность на международном рынке труда, но и возможность пожить в большом

 



Теория воспитания


 

кампусе (название университетского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.205 с.)