Г.И. Кирилова, В.К. Власова, О.А. Павлова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г.И. Кирилова, В.К. Власова, О.А. Павлова



 

В статье дается анализ методических особенностей подготовки педагогов

к активной деятельности в информационной среде профессиональной школы. Обосновывается содержание и структура, а также ориентация на продуктив-ный характер деятельности студентов в процессе аудиторной и внеаудитор-ной учебной работы.

Ключевые слова :профессиональное образование,подготовка педагога,ин-формационная среда, активная деятельность, ориентация на клиента, продук-тивная подготовка

 

In the article is given the analysis of content and structure of systematic provi-sion for teachers’ training providing their work in dynamic information environment of professional education. Provision focusing on productive experience of the students’ activity in auditorium and extracurricular blocks of education process is grounded.

 

The keywords: professional education, teacher’s training, information environ-ment, activity, clients` orientation environment, productive training


 

Активная позиция педагога от-вечает требованием к его професси-ональной компетентности и должна проявляться в процессе проектиро-вания, формирования и развития се-тевой информационной и коммуни-кационной среды профессиональной деятельности ориентированной на конкретных клиентов. Особенностью

 

ее методического обеспечения связы-ваются в данной статье с продуктив-ностью применения информационных

и коммуникационных технологий.

Компоненты методического обеспечения подготовки педагогов.


 

 

В настоящее время необходима ин-теграция разрозненных методик педа-гогического образования в целостное методическое обеспечение подготов-ки педагога к активной деятельности в информационной среде профессио-нальной школы. Современное методи-ческое обеспечение должно обладать следующими основными свойствами: соответствовать образовательным стандартам; поддерживать компью-теризированную методику обучения; быть реализованной с помощью сов-ременных инструментальных средств; иметь адекватную документацию для

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

пользователя – клиента данной среды; иметь четкое определение места и спо-соба применения в учебном процессе; быть готовым для использования как очной, так и в дистанционной формах образования.

 

Продуктивные аспекты методи-ческого обеспечения подготовки педа-гогов к активной деятельности в инфор-мационной среде профессиональной школы заключаются в нацеленности деятельности будущего педагога на профессионально значимый результат, которым является создание конкрет-ного продукта, полезного и завершен-ного. В образовательном процессе эта цель реализуется путем перевода по-лучаемой информации, знаний и уме-ний в русло продуктивного професси-онально-ориентированного опыта, в составе которого успешные способы деятельности, составляющие основу профессионального интеллекта, цен-ностей и личностных качеств успеш-ного конкурентоспособного педагога. Методология продуктивной подготов-ки педагогов к активной деятельности

 

в информационной среде обеспечива-ется педагогическими информацион-ными технологиями, построенными в структуре проблемного обучения, ис-следовательской деятельности, а так-же в структуре развития критического мышления и технологий

 

Термин «продуктивность» имеет трактовку, сходную с такими близкими понятиями, как производительность, плодотворность, эффективность, пло-довитость, полезность, отдача, прак-тичность. Понятие продуктивность введено Э. Фроммом [1] как альтерна-тива деструктивности и трактуется как уменье человека с пользой для себя и общества использовать свои силы и реализовать заложенные способнос-


 

ти. Термин продуктивное обучение (productive learning) связывается с про-дуктивностью мышления и интеллекта [2, 3] и определяется как образователь-ный процесс, обеспечивающий инди-видуальные маршруты, реализуемые с помощью структурированных шагов с четко определёнными результатами.

 

Способность быть продуктив-ным – не врожденное, а формируемое свойство, которое следует развивать и повышать. В основе продуктивности

– самоуважение, любовь к труду, по-зитивный настрой в семье, социуме, в трудовом коллективе, а также другие факторы, помогающие бороться с рав-нодушием, пассивностью, и нивелиру-ющие негативную сторону жизнеде-ятельности в целом [4, 5].

Отличительной методической особенностью продуктивной подго-товки педагогов к активной деятель-ности в информационной среде про-фессиональной школы является его ориентация на продуктивный харак-тер деятельности студентов в процессе аудиторной и внеаудиторной учебной работы. Это означает, переход от изу-чения определенного набора знаний к освоению устойчивого опыта осво-ения профессионально значимой де-ятельности в клиент-ориентированной информационной среде, в том числе общекультурных и учебных функций, связанных с дальнейшим самостоя-тельным освоением и использовани-ем развивающихся информационных технологий, и профессиональных фун-кций, связанных с обслуживанием и совершенствованием цифровой тех-ники и ее программного обеспечения. Переход от знаниевой к продуктивной парадигме обучения обеспечивается применением проблемных и проект-ных методов, использования и разра-

 



Информационные технологии в профессиональной школе


 

ботки информационных ресурсов и современных информационных техно-логий учебного и профессионального назначения.

 

Ведущие акценты в продуктив-ной подготовке педагогов к активной деятельности в информационной среде будут сделаны на гармоничном сочета-нии использования в учебном процес-се оборудования, адекватно отражаю-щего опережающий характер развития инфокоммуникационной техники и технологий, а также универсальных информационных средств и специ-ализированных системных моделей инфокоммуникационной техники и технологий, позволяющих наглядно раскрывать глубинные закономернос-ти их строения и функционирования средствами математического, инфор-мационного, технического и имита-ционного моделирования ведущих структур современного глобального инфокоммуникационного пространс-тва [6]. Все это позволит обеспечить новый уровень удовлетворения запро-сов клиентов-социальных партнеров: работодателей, профессионального сообщества, региональных органов власти, родительской общественности, педагогических коллективов учебных заведений.

 

Методические особенности про-дуктивной подготовки педагогов к активной деятельности в информаци-онной среде профессиональной шко-лы реализуются через продуктивные стили обучения или их комбинации: объяснительное обучение; собеседо-вание преподавателя и ученика; кон-сультативное обучение; согласованная деятельность [7].

 

Объяснительное обучение. Сту-денту представляются многочислен-ные примеры решения задачи и объ-


 

 

ясняются значения каждого элемента знаний в процессе получения конечно-го результата. Процесс обучения пред-ставляется как процесс последователь-ной активизации знаний.

 

Собеседование преподавателя и студента. В процессе собеседованияпозиции преподавателя и студента являются активными. Преподаватель старается выявить пробелы в знаниях обучающегося, а последний пытается углубить свои знания через диалог с преподавателем. Несмотря на сложную программную реализацию собеседо-вания в информационной среде, этот стиль позволяет избежать механичес-кого обучения и довольно точно оце-нить уровень подготовки обучаемого.

 

Консультативное обучение. Этот подход предполагает более ак-тивную деятельность обучаемого в информационной среде, в которой ему предлагаются задачи, раскрывающие изучаемую предметную область и представляется возможность для их исследования. В этом режиме пользо-ватель играет активную роль, а систе-ма – пассивную. В этом случае система превращается в подобие «электронной энциклопедии» с обеспечением досту-па в режиме справочника. Аналогич-ная консультационная учебная помощь становится необходимой компонентой информационной среды и должна со-держать как концептуальные, так и операционные знания, а также средс-тва, необходимые для представления учебных материалов, организации режимов изучения (объяснение, за-крепление, диагностика, повторение, исследование) и задания модели сту-дента, учитывающей предысторию и параметры его обучения.

 

Согласованная деятельность.

 

Ставится сложная (общая) задача, ре-

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

шение которой реализуется группо-вым методом в виде деловой игры или проектного обучения. При этом без согласованных действий обучаемых в процессе решения задачи оптимальное достижение цели невозможно.

 

Методическое обеспечение под-готовки педагогов к активной де-ятельности в информационной среде профессиональной школы нужно рас-сматривать как продуктивную обуча-ющую среду, которая является органи-ческим продолжением традиционных методов обучения, построенных на книге, и которая в силу специфичес-ких интеллектуальных способностей компьютера обеспечивает: быстрый и полный доступ к любой информации в гипертекстовом режиме; организацию изучения предмета на практических за-нятиях под руководством преподавате-ля; помощь обучаемым в организации самостоятельной работы; возможность выполнения упражнений и лаборатор-ных работ, которые, в основном, могут быть реализованы за счет применения ПК; аудиовизуальные условия (графи-ка, звук) для порождения нового зна-ния через сходство по аналогии, сводя мотивационную и информационную составляющие поведения в единую де-ятельность.

 

Содержательные компоненты методического обеспечения продук-тивной подготовки педагогов к ак-тивной деятельности в информаци-онной среде.

 

Основными характеристиками методического обеспечения продук-тивной подготовки педагогов к актив-ной деятельности в информационной среде профессионального образования являются многокомпонентность, ин-тегральность и адаптивность.


 

1. Многокомпонентность – ме-тодическое обеспечение представля-ет собой многокомпонентную среду, включающую в себя:учебно-методи-ческие материалы; наукоёмкое про-граммное обеспечение; тренинговые системы; системы контроля знаний; технические средства; базы данных; информационно-справочные системы; хранилища информации образователь-ного, общенаучного и профессиональ-но-ориентированного характера.

 

2. Интегральность – информаци-онная компонента методического обес-печения должна включать в себя: всю необходимую совокупность базовых знаний и опыта с выходом на мировые информационные ресурсы; междис-циплинарные связи; информацион-но-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирую-щих и углубляющих знания и опыт.

 

3. Адаптивность – методическое обеспечение должно адекватно отоб-ражать потребности личности, обще-ства, производства и образования.

 

Помимо традиционных форм учебной деятельности методическое обеспечение продуктивной подготов-ки педагогов к активной деятельности

 

в информационной среде профессио-нальной школы должно предусматри-вать существующие формы учебной деятельности: разработку и публич-ную защиту индивидуальных и груп-повых проектов; параллельное иссле-дование и совместный проблемный поиск; тренинги; презентации, конфе-ренции, мастер-классы.

Для оценки результативности методического обеспечения исполь-зуются логистические механизмы [8],

 

базирующиеся на показателях, среди которых:своевременность достав-ки знаний, определяющая уровень

 



Информационные технологии в профессиональной школе


 

подготовки педагогов к активной де-ятельности в информационной среде; соответствие знания современному со-стоянию науки, определяющее сдвиги

 

в развитии мотивации на подготовку и самоподготовку педагогов к активной деятельности в информационной сре-де; эргономичность знания, определя-ющая сохранность здоровья, степень комфортности и социальный эффект; затраты времени, являющийся универ-сальным показателем эффективности любой деятельности и хронически де-фицитным ресурсом.

 

Данная статья опирается на опи-санные в литературе подходы к ре-ализации информационной среды профессионального образования [8] и идеи проектирования научно-ме-тодического обеспечения подготовки специалистов технического профиля

 

в информационной среде [9, 10], а так-же особенности подготовки педагога в системе профессионального обучения [11]. Вместе с тем подходы и идеи по-лучили развитие в различных аспек-тах проектирования методического обеспечения продуктивной подготов-ки педагогов к активной деятельности

 

в информационной среде.

 

В соответствии с характерис-тиками методического обеспечения продуктивной подготовки педагогов к активной деятельности в информаци-онной среде профессиональной шко-лы и формами учебной деятельности определены направления подготовки педагогов в информационной среде: мультимедиа-направление; «мастерс-кая проектов»; «тренажерная мастерс-кая»; www-направление. Цель этих на-правлений – выявить востребованные клиентами – социальными партнерами индивидуальные способности и инте-


 

 

ресы студентов к тому или иному виду деятельности.

 

Особо важным видом деятель-ности в рамках методического обес-печения является компьютерное про-ектирование как механизм подготовки педагогов к активной деятельности

 

в информационной среде професси-ональной школы, обеспечивающий приобщение их к разнообразным ис-точникам информации, обучение не только воспринимать эту информа-цию, но и конструировать свои, интел-лектуально значимые и полезные умо-заключения и выводы. Следовательно, проектирование можно рассматривать как продуктивную информационную технологию, важным фактором реали-зации которой является потребность студентов и преподавателей в осущест-влении активной информационной де-ятельности и в повышении эффектив-ности собственной информационной деятельности за счёт направленного на результат использования компью-терных средств и современных инфор-мационных технологий.

 

При этом с позиций когнитивной эргономики необходимо учитывать, что словесные текстовые учебные материалы должны быть визуально оформлены. Текст на экране монито-ра усваивается иначе, чем написанный на бумаге, в электронном учебнике он дополняется элементами гипертекста и одновременно способен дать быст-рый доступ к взаимосвязанной инфор-мации, размещенной в других учеб-никах электронной библиотеки. В оформлении гипертекста доступны возможности, достижимые с помощью стандартизованных медиа-структур: рисунки-иллюстрации, математичес-кие формулы, различные способы форматированного оформления стра-

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

ниц и шрифтов, аудио-информация и видео-изображения. Использование элементов видео и мультипликации, звуковое оформление при создании обучающего текста может не только придать дополнительную изобрази-тельную ценность обучающей среде и оживить изложение учебного матери-ала, но и подключить другие способы формализации и активной переработ-ки учебного материала.

 

Методические особенности под-готовки педагогов к активной деятель-ности раскрываются в контексте обес-печения продуктивности как нового качества подготовки, которое проявля-ется в формировании продуктивного мышления будущего педагога, в готов-ности к созданию и применению инно-вационного методического продукта,

 

в накоплении необходимого опыта его использования и совершенствования,

 

а также в активной позиции в вопро-сах экспертизы, экспериментального исследования и эффективного внедре-ния информационных образователь-ных ресурсов, реализующих образова-тельные стандарты нового поколения. Соответственно необходимо такое методическое обеспечение, которое предполагает не столько сокращение затрат времени для достижения задан-ного результата, но дает новый качест-венный уровень подготовки педагогов к активной деятельности в информа-ционной среде.

 

Литература:

 

1. Фромм Э. Анатомия человеческойдеструктивности. – АСТ, 1998. – 672 с.

 

2. Леонтьев А. Н. Избранные пси-хологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. – Т. 2. – С. 94–231.


 

 

3. Холодная М. А. Психология интел-лекта / М.А. Холодная. – 2-е изд. СПб.: Пи-

тер, 2002.

 

4. Продуктивное обучение \\ От-крытый класс. Сетевые образовательные сообщества. – Национальный фонд под-готовки кадров. – Электронный ресурс.

 

– (Порядок доступа: http://www.openclass. ru/node/31368)

 

5. Грузкова С.Ю. Общетехническаяподготовка студентов в профессиональной школе в контексте репродуктивного и про-дуктивного компонентов обучения // Ка-занский педагогический журнал. 2008. № 6. С. 15-21.

 

6. Кирилова Г.И. Развитие и самораз-витие информационной образовательной среды профессионального образования // Образовательные технологии и общество

 

(Educational Technology & Society). – 2012.

 

– Т. 15. – № 3. – С. 358-368.

 

6. Михайлов В.Ю., Волик О.Н., Пше-

 

ничный П.В. О функциях преподавателя вусловиях применения электронных обра-зовательных ресурсов // Казанский педаго-

гический журнал. -2009. – № 6. – С. 89-98.

 

7. Власова В.К. Механизмы реализа-ции профессиональной подготовки кон-курентоспособного специалиста для ре-гионального рынка труда // Филология и культура = Philology and Culture. 2009. № 17-18. С. 16-20.

 

8. Грунис М.Л., Кирилова Г.И., Пше-

 

ничный П.В. Реализация информационно-средового подхода в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. № 3. 2012. С. 151-156

9. Самолдина Л.Н. Научно-методи-ческое обеспечение дуальной целевой про-фессиональной подготовки студентов в ССУЗ // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт педагогики и психологии про-фессионального образования Российской академии образования. Казань, 2008

 

10. Васильева Е.С. Научно-методичес-кое обеспечение самостоятельной работы

 



Информационные технологии в профессиональной школе

 

студентов ССУЗ в условиях реализации об- 11. Шайхутдинова Г.А. Особенности

 

разовательного стандарта // автореферат подготовки педагога профессионального диссертации на соискание ученой степени обучения для начального и среднего про-кандидата педагогических наук / Институт фессионального образования в регионе // педагогики и психологии профессиональ- Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. ного образования Российской академии № 5. С. 89-91. образования. Казань, 2009.

 

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

 

О ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ ДРЕВНЕЙ РУСИ И XVIII ВЕКА

 

У СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

 

А.Ф. Галимуллина, Ф.Г. Галимуллин

 

В статье представлены содержание и структура электронных образо-вательных ресурсов (ЭОР) «История древнерусской литературы» и «Традиции русской литературы XVIII века в литературном процессе XIX–XXI вв.», создан-ных на базе сайта КФУ и методические приемы и формы внедрения их в учебный процесс.

Ключевые слова :электронный образовательный ресурс(ЭОР),методикапреподавания литературы в вузе, формирование представлений, литературные традиции, преподавание литературы Древней Руси и XVIII века.

 

Electronic educational resources (EDR) as an effective means of forming the students’ ideas about the literary traditions of ancient and XVIII.century Russia in the national branches of pedagogical universities This article dwells on the contentand structure of electronic educational resources (EDR) «History of Ancient Russian literature» and «Traditions of Russian literature of the XVIII century in the literary process of XIX – XXI centuries, created on the site KFU, and teaching methods and forms of their introduction into the educational process.

 

Keywords: electronic educational resources (EDR), the methodology of teachingliterature at the university, the formation of ideas, literary traditions, the teaching of literature of ancient and XVIII. century Russia.


 

Разработка электронных обра-зовательных ресурсов на базе систе-мы MOODLE КФУ было связано со стремлением повысить эффективность


 

 

организации учебного процесса и со-ответствовала общей тенденции раз-вития обучающих технологий в школе и вузе. Специальной литературы по

 


 


Казанский педагогический журнал     5-6‘ 2012
   
данной проблеме недостаточно: данное водействуя чуть ли не в одиночку не-
направление методических исследо- гативному влиянию на школьников
ваний находится на стадии становле- очередного «века-волкодава», века
ния. Однако в ряде работ С. Л. Атана- торжествующей пошлости, цинизма и
сян, Н. А. Беловой, Н. В. Беляевой, прагматизма, вслед за классиками про-
М. Ю. Бухаркиной, И. Г. Захаровой, буждая в них «чувства добрые», напо-
И. В. Кузьмина, Е. С. Полат, Г. К. Се- миная о существования «прекрасного
левко уже намечаются пути решения и вечного» или возвращая к традици-
данной проблемы и в области гумани- ям смеховой культуры» [4: 27]. Следо-
тарного образования в школе и вузе. вательно, студенты-филологи, буду-
В частности, обосновывая необходи- щие учителя должны быть оснащены
мость и эффективность использования новейшими средствами обучения, не
различных мультимедийных техноло- только осваивать мультимедийные
гий в школе и вузе, И. В. Кузьмин от- технологии, но и сами обучаться при
мечает, что «с одной стороны, исполь- помощи новых средств обучения.
зование современных технических Исходя из практической необхо-
средств обучения, включающих при- димости повышения эффективности
менение мультимедийных и дистанци- формирования представлений о лите-
онных технологий, с другой – произ- ратурных традициях Древней Руси и
вольная активизация самостоятельной XVIII века у студентов национальных
работы студентов. Оба процесса, как отделений педагогических вузов нами
показывает практика, не просто вза- были созданы ОЭР: «История древ-
имосвязаны, – в данной ситуации су- нерусской литературы» и «Традиции
ществует и оборотная сторона: разви- русской литературы XVIII века в лите-
тие современных технологий диктует ратуре XIX – XXI вв.», предназначен-
возникновение и совершенствование ные для студентов-бакалавров первого
новых форм обучения, научного об- – второго курсов, обучающихся в оч-
щения со студентами [3: 215]. В этом ной и заочной форме по направлению
плане актуализируется проблема орга- 050302.65 «Педагогическое образова-
низации систематической научно-ис- ние»: профиль подготовки «Родной
следовательской деятельности студен- (татарский) язык и литература».
тов в рамках историко-литературных ЭОР «История древнерусской ли-
дисциплин. По замечанию Е. В. Гет- тературы» рассчитан на 72 часа (в том
манской, главной задачей педагога яв- числе 20 ч. – лекции, 10 ч. – практи-
ляется «подготовка и организация поз- ческие занятия, 30 ч. – самостоятель-
навательной деятельности студента в ная работа, 12 ч. –индивидуальная
процессе учебного исследования» [1: работа). Форма контроля – зачет; ЭОР
38].В то же время при подготовке бу- «Традиции русской литературы XVIII
дущего учителя-филолога необходимо века в литературе XIX – XXI вв.» изу-
учитывать, что он будет вынужден ра- чается на втором курсе, трудоемкость
ботать в сложных условиях, метафори- его составляет: 72 часа (в том числе: 12
чески охарактеризованных В. Ф. Чер- ч. – лекции, 24 ч. – практические за-
товым в статье, посвященной острым нятия, 36 ч. – самостоятельная работа).
проблемам современного школьного Форма контроля: зачет. Электронные
литературного образования, «проти- образовательные ресурсы созданы по

 



Информационные технологии в профессиональной школе


 

принципу «информационно-админис-тративного Web- сайта, размещены на сервере учебного заведения (официаль-ный сайт КФУ http://bars.kfu-elearning. ru/course/category.php?id=450)) и обес-печиваются информационной под-держкой административной, учеб-

но-методической деятельностью виртуального учебного Центра дистан-ционного образования КФУ. Данные курсы соответствуют всем требова-ниям дидактических, методических и программно-технических требований: научности, гуманизации, доступнос-ти, полифункциональности, эстетич-ности, наглядности, систематичности

 

и последовательности, интеграции русской и татарской литератур. Струк-тура ЭОР соответствует структуре социальных сетей, в которых актив-но общаются современные студенты, поэтому у них не возникает психоло-гических барьеров для восприятия научной, литературоведческой и куль-турологической информации, разме-щенной на ЭОР. Каждый ЭОР состоит из следующих разделов: новостной и технический форумы, глоссарий, цели

и задачи дисциплины, методические рекомендации для студентов, планы

и тексты лекций по дисциплине, пере-чень вопросов и тестов для внутрисе-местровых, тематических и итоговых контрольных работ и зачета, задания для контроля самостоятельной рабо-ты студентов, список тем рефератов и мультимедийных презентаций и мето-дические рекомендации по созданию творческих проектов, список основ-нойи дополнительной литературы по курсу, ссылки на филологические ин-тернет-ресурсы (в том числе на ФЭБ, Русскую виртуальную библиотеку, РГБ, Института русской литературы (Пушкинский Дом), Таткнигафонд.


 

 

ru (сайт татарской литературы), PDF-файлы с литературоведческим мате-риалом и художественными текстами (в том числе переводы произведений русских писателей на татарский язык), подборку ссылок на фильмы об исто-рии и культуре Древней Руси и XVIII века (в томчисле «Андрей Рублев», «Хождение за три моря», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Ермак», «Первопечатник Иван Федоров», «Ле-генда о княгине Ольге», «Юность Пет-ра», «В начале славных дел», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Рос-сия молодая», «Михайло Ломоносов»

 

и другие ссылки на фильмы и видеоре-сурсы (Видеозаписи Ю. М. Лотмана о культуре и лекции А. Н. Ужанкова по древнерусской литературе на телека-нале «Культура»). ЭОР содержит пос-тоянно пополняемый архив лучших студенческих проектов (например, «Образ Петра I в литературе и культу-ре», «А.С. Пушкин и литература Древ-ней Руси и XVIII века»).

Преподаватель заранее планирует проведение работы с использовани-ем ЭОР. ЭОР позволяет организовать эффективную работу как в аудитории (чтение лекции с демонстрацией пре-зентаций, фрагментов видеозаписей, таблиц, проведение блиц-тестирова-ния), а также организовать контроль процесса выполнения студентами са-мостоятельной работы по дисциплине (на странице «Отчеты о деятельности» фиксируется время, проведенное каж-дым участником курса на ЭОР, его действия (просмотр кинофильма, чте-ние лекции, выполнение теста (сколь-ко было попыток, статистика верных и неверных ответов), что позволяет пре-подавателю отслеживать динамику ус-воения дисциплины каждым студен-том. На ЭОР можно проводить работу

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

в малой группе (совместная деятель-ность по созданию творческого про-екта, обсуждение тем). Еженедельно назначаются два студента, ответствен-ных за проведение обсуждения по теме предстоящего практического задания, выполняющих роли модераторов, в обязанности которых входит ответы на вопросы своих товарищей, помо-гать в подготовке домашнего задания. Ежедневно преподаватель назначает время, когда он будет на сайте ЭОР, в это время студенты могут непосредс-твенно обратиться к нему с вопросами, прислать выполненные задания. Об-щение с преподавателем в выделенное время может быть как коллективным (форум, чат, так и индивидуальным через личную электронную почту, раз-мещенную на ЭОР). Например, в мае 2012 года было проведено обсуждение художественных фильмов, посвящен-ных Петру I на тематическом форуме «Петр I в искусстве и литературе».

 

Одним из достоинств ЭОР явля-ется его мобильность, динамичность (студенты сами могут создавать тема-тические форумы, открывать любой информационный, контролирующий ресурс), техническая доступность (можно входить с любого компьютера, ноутбука, смартфона), можно распе-чатать или скопировать любой мате-риал, при этом соблюдается принцип конфиденциальности и максимальной защиты данных (только преподаватель и сотрудник Центра дистанционного образования КФУ имеют доступ к ре-зультатам тестирования, к основной базе данныхЭОР). ЭОР предоставляет студентам максимальные условия для успешного освоения историко-литера-турного курса («История древнерус-ской литературы») и дисциплины по


 

выбору «Традиции русской литерату-ры XVIII века в литературе XIX– XXI вв.», реализовывая на практике культурологический, интеграционный подходы. В условиях балльно-рейтин-говой системы обучения, препода-ватель может легко, объективно, без сложных математических расчетов выявить средний балл по результатам тестов, отметить лучшие творческие работы студентов и в качестве поощ-рения оставить их в архиве ЭОР, таким образом создавая ситуацию успеха и публичного признания.

 

Студенты-заочники, получают реальную возможность общения с преподавателем в межссесионное вре-мя, потому что ЭОР имеет техничес-кие возможности для проведения ин-дивидуальных и групповых занятий

 

в формате видеоконференций. Таким образом, студенты в своей познава-тельной деятельности приобретают не только знания, умения и навыки по ли-тературе, усваивают устойчивые меж-предметные знания, в нашем случае

 

– о литературных традициях Древней Руси и XVIII века, но и у них также формируются информационные, ком-муникационные и методические (педа-гогические) компетенции.

 

Этому способствуют также и со-держание и задания ЭОР, например, на специсеминаре «Традиции русской ли-тературы XVIII века в литературном процессе XIX–XXI веков» студентам предлагается выполнить творческие работы (рефераты или курсовую ра-боту) по следующим темам: 1) Тео-рия межкультурного взаимодействия: региональный аспект. Русская лите-ратура и татарская словесность: ти-пология формы и содержания. 2) Про-светительские тенденции в русской и

 



Информационные технологии в профессиональной школе

 

татарской литературах XVIII – XIX вв. литературах XI–XXI вв. 20) Образы
(На примере творчества М. В. Ломоно- татар в произведениях русских писате-
сова, Г. Р. Державина, Г. Г. Кандалыя, лей. 21) Образы русских людей в про-
Г. Чокрыя и др.). 3) Своеобразие пере- изведениях татарских писателей.
водов стихотворений Г.Р. Державина Такой подход применительно к
на татарский язык. 4) Татары и дру- преподаванию литературы в школе
гие народы России в путевых замет- разработал С. А. Зинин в монографии
ках А.Н. Радищева «В Сибирь» и «Из «Внутрипредметные связи в изучении
Сибири». 5) Перевод повести «Бедная школьного историко-литературного
Лиза» Н. М. Карамзина на татарский курса» (2004), отметив что выявление
язык (Р. Г. Рахмати «Мескинә Фәизә». внутрипредметных преемственных

6) Перевод стихотворения «Осень» связей в развитии русской литерату-Н. М. Карамзина на татарский язык. ры «требует мобилизации исследова-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.127 с.)