Взаимосвязь компенсаторных и декомпенсаторных (вызывающих тревогу) элементов структуры эмоционального выгорания и структуры ПТСР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь компенсаторных и декомпенсаторных (вызывающих тревогу) элементов структуры эмоционального выгорания и структуры ПТСР



 

 

  Тревога   Компенсация  
Неадекватное Экономия эмоций  
эмоциональное  
реагирование (пик); эмоциональная  
эмоционально- отстраненность  
нравственная      
дезориентация (пик)    
Агрессивность (пик); Тревожность;  
притупленность эмоций  
приступы ярости (пик)  
   
Исключены из Системообразую-  
  системы   щие звенья  
      Рис. 3  
На рисунке 3 изображена схема, ти и приступах ярости, выступают  
иллюстрирующая взаимосвязь ком- пиками структур эмоционального  
пенсаторных и декомпенсаторных выгорания и ПТСР на графиках, в то  
(вызывающих тревогу) элементов же время являются элементами, ис-  
структуры эмоционального выгора- ключенными из структурных взаимо-  
ния и структуры ПТСР. Показано, что связей соответствующих систем. При  
проблемы контроля эмоций, выражаю- этом наоборот, системообразующими  
щиеся в неадекватном эмоциональном звеньями исследуемых систем явля-  
реагировании, эмоционально-нравс- ются компоненты, имеющие компенса-  
твенной дезориентации, агрессивнос- торное значение данных нарушений в  
           

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

эмоциональной сфере – это экономия и притупленность эмоций, эмоциональ-ное отстранение, а также тревожность. При этом тревожность тесно связана с притупленностью эмоций (r=0,68 при p<0,05) и экономией эмоций (r=0,55 при p<0,05), а экономия эмоций с эмо-циональной отстраненностью (r=0,3 при p<0,05) и притупленностью эмо-ций (r=0,52 при p<0,05). Это означает наличие взаимосвязи между компенса-торными механизмами.

 

Таким образом, компоненты ПСТР – агрессивность и приступы ярости являются структурно изоли-рованными в системе ПТСР, наиболее часто встречаемыми и наиболее выра-женными. Компоненты эмоционально-го выгорания – неадекватное избира-тельное эмоциональное реагирование

 

и эмоционально-нравственная дезо-риентация являются структурно изо-лированными в системе компонентов эмоционального выгорания, и также доминирующими вершинами профи-ля. Уровень выраженности данных показателей свидетельствует о скла-дывающемся симптоме. Агрессив-ность, приступы ярости, неадекватное избирательное эмоциональное реаги-рование, эмоционально-нравственная дезориентация имеют общую феноме-нологию, связанную с неадекватным эмоциональным откликом преиму-щественно агрессивной направленнос-ти на ситуацию. Таким образом, сла-бый контроль над эмоциями является наиболее уязвимым аспектом эмоци-онально-волевой сферы сотрудников МЧС.

 

Тревожность, притупленность эмоций в системе ПТСР и расширение сферы экономии эмоций, эмоциональ-ная отстраненность в системе эмоци-онального выгорания сотрудников


 

 

МЧС являются системообразующими (обладают наибольшим количеством взаимосвязей) и стабилизирующими систему ПТСР и систему эмоциональ-ного выгорания элементами. Мы так-же можем сказать, что притупленность эмоций, расширение сферы экономии эмоций, эмоциональная отстранен-ность имеют общее основание, отра-жающее направленность на упроще-ние или обесценивание субъективно значимых объектов, то есть миними-зацию значимости объекта. Снижение значимости способствует торможению эмоционального выгорания (стабили-зирует систему), а также способствует трансформации стресса, вызванного стрессогенной ситуацией в неопред-меченную тревожность.

 

Отметим, что наличие тревоги, базирующейся на наличии внутри-личностного конфликта, встречается

 

у 68% сотрудников МЧС. Также 45,6% испытуемых отмечается нервно-пси-хическая напряженность, свидетель-ствующая о повышенных энергозат-ратах организма при необходимости преодолевать стрессовые ситуации, а 31% испытуемых нуждаются в восста-новлении психических и физических сил. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что часть сотруд-ников МЧС поступили в реабилита-ционный центр в состоянии, не спо-собствующем их профессиональной эффективности и работоспособности. Для оставшейся части сотрудников МЧС, направленных в реабилитацион-ный центр мероприятия будут носить профилактический характер.

 

Литература:

 

1. Лебедев В.И. Личность в экстре-мальных условиях. М., 1989.

 



Казанский педагогический журнал   5-6‘ 2012
       
2. Подвойский В.П. Теоретические 3. Тимофеев В.И. Цветовой тест Лю-
основы исследования профессиональной шера диагностика нервно-психического со-
деформации // Сборник научных трудов стояния: Методическое руководство / В.И.
«Профессиональная деформация и Тимофеев, Ю.И. Филимоненко. – Издание
проблемы профессионализма», 2001, №2.   2-е. – СПб: Иматон, 2007. – 40 с.

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

 

Е.А. Чеверикина

 

В статье приводятся результаты исследования социально-психологичес-ких особенностей студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ. Показано, что склонность к алкогольной и наркотической зависимос-тям у студентов вузов связана с особенностями личностных детерминант со-циального поведения, деформацией в структуре ценностных ориентаций и сни-жением как мотивации к деятельности в целом, так и учебной мотивации в частности.

Ключевые слова: студенты,склонность к зависимости от психоактивныхвеществ, личностные детерминанты социального поведения, ценностные ори-ентации, мотивация к деятельности.

 

THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF HIGH SCHOOL STUDENTS, WHO ARE PRONE TO SUBSTANCE ABUSE

 

The article presents the results of research on the socio-psychological characteristics of high school students, who are prone to substance abuse. It is shown that the tendency to alcoholism and drug addiction among high school students is associated with features of personality determinants of social behavior, the deformation of the structure of value orientations and reduced motivation to activities as a whole, and learning motivation in particular.

 

Keywords: students, the propensity for substance abuse, personal determinants ofsocial behavior, values, motivation to activities.


 

Актуальность исследования обус-ловлена увеличением числа студентов, склонных к зависимости от психоак-тивных веществ. Изучение социально-психологических особенностей сту-дентов, склонных к алкоголизму и наркомании, позволит выявить лич-ностные и социально-психологичес-кие особенности студентов, склонных


 

 

к аддикциям, особенности их личнос-тно-профессионального становления для дальнейшей психологической ра-боты по коррекции выявленных осо-бенностей с целью снижения уровня склонности к аддикциям.

 

Период обучения в ВУЗе являет-ся важным этапом социализации лич-ности. Студенчество является особой

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

социальной группой, обладая такими характеристиками, как выполнение в обществе определенных функций, объ-ективность существования, однознач-ная детерминированность поведения членов групп, определенная целост-ность и самостоятельность по отноше-нию к другим социальным группам, специфические социально-психоло-гические черты и системы ценностей. Но ведущаяся в ВУЗах деятельность, направленная на профилактику алко-голизма и наркомании, на приобщение студентов к здоровому образу жизни, оказывается чаще всего малоэффек-тивной и не приводит к положитель-ным результатам [1].

 

Склонность к употреблению ал-коголя и наркотиков препятствует эффективной социализации, успеш-ному личностно-профессиональному становлению студентов, формирова-нию востребованных обществом спе-циалистов и успешных, достойных граждан. Таким образом, изучение склонности к зависимости от психоак-тивных веществ в студенческой среде является, несомненно, актуальным.

 

Большое значение для исследова-ния имели работы, посвященные ис-следованию процесса социализации (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский

 

и др.), изучению института высшего профессионального образования как института социализации (Ищенко Т.В., Масленникова В.Ш., Мухаметзянова Г.В., Поваренков Ю.П. и др.), научные труды, связанные с изучением соци-ально-психологических особенностей студенческой молодежи (Дмитриев А.В., Лисовский В.Т., Рубин Б.Г. и др.), а так же исследования, направленные на изучение алкогольной и наркоти-


 

 

ческой зависимостей (Грязнов А.Н., Кошкина Е.А., Менделевич В.Д. и др.).

 

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в отечественной социально-психологи-ческой науке обусловили выбор темы исследования: «Социально-психологи-ческие особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоак-тивных веществ».

 

Объектом исследования являют-ся студенты вузов, склонные к зави-симости от психоактивных веществ. Предмет исследования – социально-психологические особенности студен-тов, склонных к зависимости от психо-активных веществ.

 

Цель исследования – выявить со-циально-психологические особеннос-ти студентов вузов, склонных к зави-симости от психоактивных веществ.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следу-ющие задачи исследования: 1) выявить специфику личностных детерминант социального поведения студентов ву-зов, связанную с их склонностью к за-висимости от психоактивных веществ;

 

2) изучить особенности ценностно-мо-тивационной сферы студентов вузов, склонных к зависимости от психоак-тивных веществ; 3) определить осо-бенности учебной мотивации студен-тов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ;

Исследование проводилось с по-мощью следующих методик: опросник «Склонность к аддикциям» (Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А.), направленный на определение уровня склонности к аддикциям, СМИЛ (в адаптации Соб-чик Л.Н.), методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности (в адап-тации Карандышева В.Н., Реттгес С.В.), методика диагностики полимотиваци-

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

онных тенденций в Я-концепции лич-ности (С. М. Петрова), методика для диагностики учебной мотивации сту-дентов (Реан А.А., Якунин В.А., моди-фикация Бадмаевой Н.Ц.).

 

Исследование проводилось на базе высших учебных заведений Каза-ни, Бирска, Ижевска. Всего в исследо-вании приняло участие 668 студентов Казанского государственного меди-цинского университета, Казанского государственного энергетического университета, Казанского государ-ственного технического университета (КХТИ), Академии социального об-разования (КСЮИ) (Казань), Удмурт-ского государственного университета (Ижевск) и Бирской государственной социально -педагогической академии в возрасте от 18 до 24 лет.

 

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была разработана методика, направленная на изучение склонности к зависимос-ти от психоактивных веществ у сту-дентов и позволяющая определить уровень склонности к алкогольной и наркотической зависимостям [2]. Про-веденное исследование позволило вы-явить такие особенности личностных детерминант социального поведения студентов с высокой степенью склон-ности к зависимости от алкоголизма

 

и наркомании, как тревожность, за-висимость от мнения окружающих и высокая зависимость от объекта при-вязанности, что является одной из пси-хологических причин формирования зависимого поведения. Выявлена связь склонности к алкогольной и наркоти-ческой зависимостям с деформацией в структуре ценностных ориентаций, со снижением мотивации, в частности, мотивации к учебе.


 

Под склонностью к зависимости от психоактивных веществ мы понима-ем избирательную направленность де-ятельности индивида на употребление алкоголя или наркотических веществ, побуждающую его к злоупотреблению психоактивными веществами, основой которой является устойчивая потреб-ность индивида в изменении своего психического состояния с помощью психоактивных веществ.

 

Исследование, проведенное с использованием опросника «Склон-ность к аддикциям», показало, что высокая склонность к алкогольной зависимости выявлена у 14,7%, средняя

 

– у 63,4%, а имеют низкий уровень склонности к алкоголизму 21,9% студентов. Что касается наркотической зависимости, то высокая склонность выявлена у 18,2% обследуемых, сред-няя – у 53,9%, а 27,9% имеют низкий уровень склонности к наркотической зависимости.

 

На основе анализа полученных в ходе исследования данных с помо-щью Т-критерия Стъюдента, установ-лено, что чем сильнее проявляются такие личностные качества, как тен-денция к драматизации сложивших-ся обстоятельств, желание показать себя не таким, каким человек являет-ся в действительности (приукрасить себя), снижение уверенности в себе, неудовлетворенность собой и усиле-ние депрессивных проявлений, не-устойчивость эмоций, нестабильное настроение, отрицание любых про-блем и стремление избегать неприят-ных ситуаций, эгоцентризм, тем выше склонность как к алкогольной, так и к наркотической зависимости. И чем больше проявляются такие черты, как своеобразие интересов, непредска-зуемость поступков, отрыв от реаль-

 



Социальная психология и коррекционная педагогика

 

ности, уход в мир мечты и фантазии, ческой зависимости (средние значения
трудность адаптации к обыденности, по шкалам СМИЛ представлены на
ориентация на субъективизм и интуи- рисунке 1).
цию, тем выше склонность к наркоти-  

 

 

Рис. 1. Средние значения по шкалам СМИЛ

 

Примечание: * – различия средних достоверны для студентов с низкой и высокой

 

склонностью к алкоголизму; (**) – различия средних достоверны для студентов с низкой

 

и высокой склонностью к наркомании


 

Установлено, что личностные де-терминанты социального поведения у студентов с высоким уровнем склон-ности к зависимости от психоактивных веществ (алкоголя и наркотиков) во многом схожи. У студентов с высокой склонностью к наркомании, так же как

 

и у студентов с высокой склонностью к алкоголизму, преобладает стеничес-кий, вспыльчивый тип реагирования, преобладают возбудимые черты. У них чувства слабо подвластны рас-судку, они действуют в сиюминутном порыве, но при этом свое мнение счи-тают единственно верным и лишены


 

 

гибкости. Выявлено также наличие у студентов, склонных к наркотической зависимости, таких психологических особенностей, как легкость в принятии решений, непостоянство в привязан-ностях, эмоциональные всплески, ин-фантилизм, отрицание проблем. Они чувствуют себя одинокими, не поняты-ми и выпадающими из своего окруже-ния. У них имеются фундаментальные

 

и тревожащие их проблемы, касающи-еся самоидентичности, самоценности

и своего места в мире. Они склонны к тревоге и депрессии, конформные и относительно несмелые. У студентов

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

с высоким уровнем склонности к нар-комании снижена интеллектуальная, рациональная защита и защита путем


 

вытеснения, поэтому они неспособны контролировать тревожность и напря-женность.

 


 

 

Рис. 2. Ранги ценностей у студентов с низкой и высокой склонностью к алкоголизму по шкалам методики Шварца


 

При анализе ценностных ориен-таций корреляционный анализ, про-веденный с помощью двухстороннего коэффициента корреляции Пирсона, показал, что, чем выше склонность к алкогольной зависимости у студентов, тем менее значимыми для них на уров-не нормативных идеалов являются такие ценности, как безопасность, до-стижение (уровень значимости 0,01), самостоятельность, универсализм, доброта и конформность (уровень значимости 0,05), а на уровне инди-видуальных приоритетов – доброта и достижение (уровень значимости 0,05)

 

[3]. Ранги ценностей студентов с низ-ким и высоким уровнем склонности к алкогольной зависимости представле-ны на рисунке 2.

 

Чем выше склонность к наркоти-ческой зависимости, на уровне норма-тивных идеалов снижается значимость таких же ценностей, как и при высокой склонности к алкоголизму, а на уровне индивидуальных приоритетов снижа-


 

 

ется важность доброты, самостоятель-ности, стимулирования и достижения (уровень значимости 0,01). Ранги цен-ностей студентов с низким и высоким уровнем склонности к наркотической зависимости представлены на рисун-ке 3.

 

Полученные данные позволили сделать вывод о том, что студенты с низкой склонностью как к алкоголиз-му, так и к наркомании, демонстри-руют большую целостность системы ценностных ориентаций, у них пред-ставления о том, как надо поступать,

 

и то поведение, которое они демонс-трируют в повседневной жизни, не расходятся между собой. Студенты с высокой склонностью к алкогольной или наркотической зависимости, на-оборот, не проявляют в своем поведе-нии свои жизненные принципы, и до-стижение личного успеха у них тесно связано с получением удовольствия от жизни. Полученные результаты под-тверждены корреляционным анали-

 



Социальная психология и коррекционная педагогика

 

Рис. 3. Ранги ценностей у студентов с низкой и высокой склонностью к наркомании по шкалам методики Шварца


 

зом. Это подтверждает гипотезу о том, что высокая склонность к зависимости от психоактивных веществ сопряжена

 

с явлениями деформации в структуре ценностных ориентаций у студентов.

На основе анализа полимотиваци-онных тенденций у студентов с разным уровнем склонности к наркотической и алкогольной зависимостям сделан вывод о том, что у студентов с высокой склонностью к зависимости от психоактивных веществ в деятельнос-ти снижаются большинство видов мо-тивации, особенно оптимистическая, познавательная, трудовая и альтруис-


 

 

тическая, при повышении мотивации к рисковому поведению.

 

В таблице 1 представлены резуль-таты корреляционного анализа учебной мотивации и склонности к алкогольной

и наркотической зависимости. Как вид-но из таблицы, чем выше склонность к алкоголизму и наркомании, тем менее значимыми становятся все аспекты учебной мотивации, кроме мотива из-бегания. То есть чем выше склонность

 

к зависимости от психоактивных ве-ществ, тем ниже у студентов мотивация

 

к учебе в вузе, что несомненно отрица-тельно сказывается на их личностно-профессиональном становлении.

 


Таблица 1.

 

Взаимосвязь учебной мотивации студентов со склонностью их к зависимости от

 

Психоактивных веществ

 

(коэффициент корреляции Пирсона)

 

  склонность к алкого- склонность к нар-
  лизму комании
     
коммуникативный мотив -0,360** -0,276**
     
мотив избегания 0,133 0,103
     
мотив престижа -0,200* -0,096
     
профессиональный мотив -0,366** -0,349**
     
мотив творческой самореализации -0,237* -0,184*
     

 



Казанский педагогический журнал   5-6‘ 2012
     
     
учебно-познавательный мотив -0,405** -0,325**
     
социальный мотив -0,350** -0,291**
     

 

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

 

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).


 

Таким образом, в ходе решения первой задачи сделан вывод о том, что личностные детерминанты социально-го поведения у студентов с высоким уровнем склонности к зависимости от психоактивных веществ (алкоголя и наркотиков) во многом схожи. Им при-сущи специфические качества личнос-ти, такие как тревожность, зависимость от мнения окружающих и высокая за-висимость от объекта привязанности, что является одной из психологичес-ких причин формирования зависимого поведения.

 

Выявлена связь склонности к ал-когольной и наркотической зависимос-тям с деформацией в структуре цен-ностных ориентаций, выражающейся в несоответствии ценностей – идеалов с ценностями, определяющими реальное поведение, со снижением большинства видов мотивации, особенно оптимис-тической, познавательной, трудовой

 

и альтруистической, при повышении мотивации к рисковому поведению.

В ходе решения третьей задачи установлено, что склонность к алкого-лизму и наркомании приводит к сни-жению учебной мотивации.

 

Актуальность, сложность и мно-гогранность исследуемой проблемы не позволяет в рамках одной работы рас-крыть все социально-психологические аспекты формирования склонности к зависимости от психоактивных ве-ществ у студентов. В связи с этим пер-спективными и требующими дальней-шего исследования являются вопросы, связанные с выявлением психологи-


 

 

ческих, социально-психологических и социальных факторов, способствую-щих формированию склонности к за-висимости от алкоголя и наркотиков как у школьников, так и у студентов

 

в системе начального и среднего про-фессионального образования, изуче-ния их социально-психологических особенностей для создания эффектив-ных программ по минимизации такого социального явления, как распростра-нение зависимости от психоактивных веществ в обществе. А это, в свою очередь, актуализирует изучение лич-ностных особенностей, ценностно-мо-тивационной сферы у лиц, склонных к алкогольной или наркотической зави-симости, и изучению процессов фор-мирования здорового образа жизни.

 

Литература:

 

1. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А., Тух-

 

ватуллина Д.Р. Психолого-педагогическиекомпоненты профилактики возникновения зависимости от психоактивных веществ

у студентов // Казанский педагогический журнал, №3, 2009, с. 10-14.

2. Чеверикина Е.А., Грязнов А.Н. Ме-

 

тодика диагностики склонности к аддик-циям у студентов // Материалы междуна-родной научно-практической конференции «Профессиональные особенности соци-альной работы с детьми и молодежью: воп-росы теории и инновационной практики в подготовке студентов к работе в данной сфере», Казань, 2 ноября 2012. – с. 316-319.

 

3. Чеверикина Е.А. Ценностные ори-ентации студентов, склонных к зависимос-ти от психоактивных веществ // Казанский педагогический журнал, 2011, №3. С. 91-97.

 



Социальная психология и коррекционная педагогика

 

ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ВРАЧЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СИТУАЦИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

 

А. Е. Сахарова

 

Статья посвящена исследованию и анализу показателей структуры субъекта принятия решения (антиципационная состоятельность, система самоуправления, личностные факторы принятия решений) в зависимости от степени неопределен-ности. Исследование проведено на двух группах: врачи стоматологи и врачи пси-хиатры и неврологи. Cделан вывод, что степень неопределенности принимаемых решений в зависимости от профессии влияет на особенности прогностической спо-собности личности как субъекта принятия решений.

 

Ключевые слова: прогностическая способность,антиципационная состоя-тельность, субъект принятия решений, прогнозирование, процесс принятие реше-ния в медицине, принятие решения в ситуации неопределенности, врачи различный специальностей.

 

Professional specific of predictive competence of doctors in dependence on degree of uncertainty in decision making. The article is dedicated to analysis of structural charac-teristics of the subject of decision-making process (anticipation competency, self-manage-ment, personal factors of decision-making) depending on degree of uncertainty. The study was conducted on two groups: dentists and psychiatrists with neurologists. Concluded that the degree of uncertainty influences on features of predictive ability of personality as the subject of the decision-making process.

 

Index terms: predictive ability, anticipation competency, the subject of decision-mak-ing, forecasting, medical decision-making, decision-making in situation of uncertainty, doc-tors of different specialties.

 

В ситуации постоянно изменяю- хического здоровья личности по мнению
щегося общества, нестабильности в эко- Абитова И.Р., 2007; Солобутиной М.М.,
номике к качеству прогнозов предъяв- 2009; Суминой Н.Е., 2008 и т.д.
ляются все более высокие требования, В период высокой инфантильнос-
тем самым подчеркивается значимость ти нашего общества умение самостоя-
развития прогностической способности тельно спрогнозировать свой жизнен-
личности как профессионала. Успеш- ный путь в момент выбора профессии
ность в реализации прогнозов способс- и дальнейшего овладения ей – залог
твует хорошей адаптации в социальной успеха любого здорового человека.
среде, предвосхищая ход событий, по Профессиональное образование ока-
мнению многих авторов: Брушлинс- зывает большое влияние на субъект
кий А.В., 1979; Журавлев Г.Е., 1977; Ло- любой деятельности. Профессиональ-
мов Б.Ф., 1980; Менделевич В.Д., 1988; ное образование и развитие личнос-
Сергиенко Е.А., 1997; Сурков Е.Н., ти происходит на протяжении всей
1980 и др. Более того компетентность в трудовой жизни человека – это совер-
прогнозировании связана с чертами пси- шенствование человека как субъекта

 


 


Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

труда, т.е. совершенствование его про-фессиональных способностей, знаний, умений, достижение лучших профес-сиональный результатов, карьерный рост: Климов Е.А., 1996; Маркова А.К., 1996; Сьюпер Д., 1975. Исследование личности профессионала, как продукт профессионального образования, поз-волит определить значимость антици-пационной способности субъекта са-моуправления (Пейсахов Н.М., 1991), т.е. человека активного в личностном и профессиональном плане, способного управлять собой, способного самосто-ятельно принимать решения. Хорошо развитая прогностическая способность

 

– антиципационная состоятельность или прогностическая компетентность (Менделевич В.Д., 1996) является со-ставляющей любой здоровой личности,

а,соответственно, она необходима для нормального функционирования чело-века в социальной среде, в том числе и в профессиональном плане, обеспе-чивая качество принятия решений для достижения оптимального уровня раз-вития в своей сфере деятельности (Де-ркач А.А., 2002; Грановская Р.М.,2006; Зазыкин В.Г., 2003; Кузьмина Н.В., 1995 и др.). Предвосхищение имеет особое значение в профессиях, связан-ных с определенным риском и высокой ответственностью за результат (опера-торы СЧМ, летчики, врачи, работники МЧС), где принятие решений должно осуществляться достаточно быстро, часто в ситуации неопределенности, но, в тоже время, на фундаменте хоро-шего прогноза (Алексанин С.С. 2010; Дружинин В.Н., 1994; Климов Е.А., 1998; Ломов Б.Ф., 1980; Хрусталева Н.С., 2010; Ясько Б.А., 2005 и др.).

 

С принятием решения сталкива-ется каждая личность в период выбора сферы профессионального образова-


 

ния, и далее специфика каждой про-фессии диктует свои условия принятия определенного решения. Аналогично в профессиональной деятельности вра-ча как субъекта принятия решений имеет большое значение прогности-ческая способность (Андронов В.П., 1999; Группмэн Д., 2008; Норман Д., 1978; Платонов К.К., 1978; Ясько Б.А, 2001; Dowie J., 2004; Elstein A., 1995 и др.). Прогнозирование входит в состав профессионального мышления врача (клинического мышления) по Ясько Б.А. (2005).

 

Основываясь на вышеизложенном, актуальной задачей данного исследова-ния стал анализ особенностей взаимо-связей элементов структуры субъекта принятия решений – антиципационной состоятельности, системы самоуправле-ния, профессиональной самооценки и личностных факторов принятия реше-ний врачей – в зависимости от степени неопределенности ситуации. Важная роль процесса принятия решения в деятельности врача, а так же исследо-вания, посвященные данной тематике, рассматривались нами ранее [3]. Отме-тим, что лишь небольшое число пуб-ликаций посвящены проблеме приня-тия медицинских решений врачами с использованием антиципации (чаще в работах употребляется слово «интуи-ция») [3, 4, 6].

 

Итак, выборку испытуемых со-ставили врачи, которые были поделе-ны на две группы, с помощью эксперт-ной оценки степени неопределенности

в зависимости от специальности врача. Первая группа врачей стоматологов: ситуации принятия решения, в которой имеют менее вариативные характерис-тики, узконаправленные в основном на зубочелюстную область, имея мень-ший спектр симптомов по оценкам

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

экспертов, включая количество клас-сов МКБ-10, т.е. ситуации в которых принимаются медицинские решения более определенные. Вторую группу составили врачи неврологи и психиат-ры, ситуации принятия решений в ко-торой, по мнению экспертов, обладают большей степенью неопределенности, большим спектром симптоматики, где часто основные симптомы выявляют-ся на основе косвенных (отраженных) симптомов (особенности поведения, мышления, внешности, осанки и т.д.) и один симптом может быть признаком многих синдромов. Общее количество составило 125 человек. Средний воз-раст выборки – 37,5 лет, средний стаж врачебной деятельности-13 лет. В ис-


 

 

следовании приняли участие 41 муж-чина и 74 женщины.

 

В рамках проводимого исследо-вания нами использовались следую-щие методики, отвечающие парамет-рам валидности и надежности: тест антиципационной состоятельности

 

(прогностической компетентнос-ти) В.Д.Менделевича [2]; методика ССУ (Способность самоуправления) Н.М.Пейсахова [5]; методика «ЛФР-25» (личностные факторы принятия решений) Т.В.Корниловой [1];

В результате исследования были выявлены значимые различия выра-женности показателей составляющих прогностическую способность (на уров-

 

не значимости р≤0,5, р≤0,01, р≤0,001),

 

которые представлены в таблице 1.

 


Таблица 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.235.209 (0.146 с.)