The social and psychological aspects of the future specialist development as the subject of professional education and of the ability to live 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The social and psychological aspects of the future specialist development as the subject of professional education and of the ability to live



The article deals with the future specialist problem in the light of modern social requirements in relation to the category of subjectivity. It is proposed to study it in the concept of the «Rising equilibrium» adaptability, which gives the key to the under-standing of subjectivity as a system factor and the mechanisms of identity formation at the stages of professional development and self-realization in the dynamics of life in difficult life and professional situations.

 

The keywords: subjectivity, the subject of professional education, livelihoods, the«Rising equilibrium» adaptability


 

Современные условия социаль-ного реформирования российского общества ориентируются на челове-ческие ресурсы, объективно имеющие возможности обеспечить глубокие преобразования во всех его сферах. Однако существующие неблагоприят-


 

 

ные тенденции в психологическом и личностном развитии молодежи, обус-ловленные духовно-нравственным кризисом общества, проявляющиеся в молодежной среде такими явлениями как инфантилизация, маргинализация, элитарность, сигнализируют о пробле-

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

мах, затрудняющих их подготовку к профессиональной деятельности (6,7).

 

В этих условиях возрастает зна-чимость становления и развития субъектности будущих специалистов, подготовленных к профессиональ-ной деятельности и способных к пол-ной актуализации своего потенциала

 

в процессе своей жизнедеятельности,

 

к продуктивному преодолению ими жизненных трудностей, возникающих во взаимодействии с окружающим ми-ром.

 

Можно констатировать, что до настоящего времени недостаточно изучены не только социальные, но и психологические условия, механизмы и закономерности становления и раз-вития будущего специалиста как субъ-екта профессионального образования и своей жизнедеятельности. Прежде всего, отсутствует целостная научно обоснованная система подготовки про-фессионала, при этом, не просто узко-ориентированного на конкретную спе-циальность, а личности профессионала, готового к успешному включению в са-мостоятельную профессиональную де-ятельность по завершении вуза в слож-ных, на сегодняшний день, жизненных и профессиональных ситуациях.

 

В связи с этим большинством психологов признается значимость рассмотрения проблемы субъекта и субъектности в связи с проблемами самоопределения и самореализации человека в профессии, личностного и профессионального становления, раз-вития профессионального потенциала, личностного самосознания и личност-но-профессиональной компетентности

 

в самореализации в контексте онто-генеза (1,2,9). На протяжении послед-него двадцатилетия данная проблема динамично прорабатывается в иссле-


 

 

дованиях К.А. Абульхановой, Л.И. Ан-цыферовой, А.В.Брушлинского, Б.А. Вяткина, А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, О.А. Конопкина, Д.А. Леонтьева, В.И. Моросановой, А.К. Осницкого, В.А. Петровского, Е.А. Сергиенко, В.И. Сло-бодчикова, В.Д. Шадрикова и др.

 

В рамках деятельностно-субъ-ектной парадигмы (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев, А.В.Бруш-линский) субъектность представлена одной из основных характеристик де-ятельности, в контексте которой стало возможным понимание развития лич-ности как сложной динамической сис-темы взаимодействий субъекта (актив-ного человека) с окружающей средой. Получены факты, показывающие, что в процессе этого взаимодействия форми-руются свойства личности, которые в дальнейшем становятся тем звеном, че-рез которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн, 1981).

 

Представляется продуктивным, прежде чем подойти к изучению про-блемы развития будущего специалиста как субъекта профессионального об-разования и своей жизнедеятельности, сформулировать некоторые теорети-ческие позиции, ответив на следующие вопросы: что собой представляет субъ-ектность как свойство, и какое место за-нимает этот психологический феномен

 

в процессе развития личности студента

 

в условиях современных требований культурно-образовательной среды.

 

На сегодняшний день, под субъ-ектностью подразумевается целенап-равленная активность человека, со-держательная направленность которой обусловлена как требованиями социо-культурной среды, так и его возможнос-тями, определяемыми психическими новообразованиями, возникающими

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

на определенном этапе становления и развития личности. Здесь необходимо внести некоторую ясность.

 

Активность в психологии, прежде всего, рассматривается как формально-динамическая характеристика инди-вида, обеспечивающая функцию при-способления и освоения в постоянно изменяющихся условиях жизненной среды, и определяющая тем самым ус-ловия формирования и развитие пси-хики, личностных образований в ди-намике жизнедеятельности человека.

 

Но в то же время, в последние десятилетия двадцатого века в психо-логии стало известно, что активность

– это еще и компонент более высоко-организованных структур. В работах отечественных ученых (Б.М.Теплов,

 

В.М.Небылицын, Н.С.Лейтес, Э.А.Голубева, В.М.Русалов) получены интересные сведения о том, что между природными формально-динамичес-кими параметрами активности и со-держательными параметрами высшего уровня развития функций существует связь, детерминированная механизмом «системного обобщения». Так в иссле-дованиях, проведенных под руководс-твом В.С.Мерлина, В.М.Русалова, а также Э.А.Голубевой эксперименталь-но было доказано, что активность как биологическая компонента включа-ясь в процесс деятельности (общение, игра, учеба, труд), начинает высту-пать как компонент более высокоор-ганизованных структур. К примеру, в исследовании Е.Р.Наумовой (1999) были выявлены достоверно подтверж-денные факты таких связей между темпераментальными параметрами и интеллектуальной активностью, пред-ставленные как интеллектуальная эргичность, интеллектуальная плас-тичность, интеллектуальный темп,


 

но имеющие зависимость от возраста испытуемых и развития их интеллекта

 

(8).

 

Таким образом, выясняется, что активность, рассматриваемая априори только как биологическая компонента

 

в структуре формально-динамических характеристик человека, не является раз и навсегда только фиксированным свойством индивида. В онтогенезе ха-рактеристики динамической функци-ональности активности усложняются за счет взаимосвязей с параметрами интеллекта, характера, коммуникатив-ности, эмоциональной устойчивости, и другими детерминирующими механиз-мами, в регуляции которых значитель-ное место начинает занимать сознание по мере психического и личностного развития человека. Сознание, как со-циально детерминированный орган высшего уровня развития функций, становится определяющим в форми-ровании и развитии субъектности как психологического свойства личности (Абульханова-Славская, 1980; Бруш-линский, 1997).

 

Принципиальная позиция иссле-дователей этого направления в отно-шении субъектности отражена в самом содержании этого понятия и означает то, что человек сам является носите-лем собственной активности, источни-ком изменения жизненных ситуаций и собственным источником преобразо-вания внешнего мира. В этом контек-сте субъектность представляется как системное целостное свойство лич-

 

ности, а человек рассматривается каксознательный субъект, как носитель сложной структуры индивидуально-личностных свойств. То есть субъект-ность как системное свойство, с одной стороны, определяет характеристики поведения человека в многообразных

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

видах его активности, а с другой, само является основанием для системности всех его свойств и качеств.

 

Исходя из вышеприведенного те-оретического размышления вытекает, что изучение вопросов, возникающих

 

в контексте проблемы развития буду-щего специалиста в свете современ-ных требований социальной среды необходимо видится в предстоящих исследованиях в связи с категорией субъектности. Это, дает ключ для по-нимания как психических, так и соци-ально-психологических механизмов формирования его личности на эта-пах профессионального становления

 

в процессе самоосуществления жизне-деятельности.

 

Актуализация субъектности на этапе юношеского возраста и ранней молодости осуществляется через раз-личные формы построения жизни, в том числе средствами профессиональ-ного самоопределения. Отсюда, ста-новится очевидным предположение о том, что проявление характеристик субъектности на этом этапе жизнен-ного пути превращается в значимое условие развития и приложения своих способностей и возможностей для осу-ществления целей этого человека этого возраста. Прежде всего, эффективность

 

в становлении и развитии субъектнос-ти этого периода обеспечивает условия содержательного прохождения этапов адаптации, идентификации в процессе профессионального самоопределения,

 

а затем в дальнейшем и включеня в процесс самостоятельной профессио-нальной деятельности на этапе само-утверждения по завершении обучения с учетом постоянных изменений соци-альной среды и запросов российского общества.

 

Очевидно, что в этом ракурсе рас-смотрения проблемы с особой остро-


 

 

той ставит вопрос о формулировании психологически обоснованных подхо-дов к изучению основных характерис-тик субъектности, объясняющих воз-можности человека «быть причиной» самого себя» в сфере образования в частности, в конечном итоге в своей жизни. На сегодняшний день прихо-дится констатировать, что в данном аспекте проблема субъектности как системообразующего фактора и меха-низма формирования личности сту-дентов в условиях средней и высшей школы не изучена.

 

Нами предпринята попытка в кон-тексте психодинамического подхода и разработанной нами концепции адап-тивности «восходящего равновесия» подойти к изучению поднимаемой проблемы, где в качестве центрально-го понятия выступает «субъектная» адаптивность, отражающее осознан-ную активность поведения и деятель-ности, что представляется нами как необходимое звено в общей модели развития профессионально-личнос-тных качеств будущего специалиста (3,4,5).

 

Под нашим руководством было проведено исследование (аспиранткой С.Ю.Скворцовой) со студентами пер-вого и третьего курсов, обучающихся

 

в вузе. Изучались вопросы взаимосвя-зи осознанной саморегуляции, спосо-бов преодоления трудных ситуаций и деятельности студентов как субъектов профессионального обучения.

 

Полученные в ходе анализа ре-зультаты показали, что актуализация субъектных характеристик у студен-тов первого курса, для которых боль-шую ценность представляет преодо-ление ситуаций коммуникативного характера, отличается от студентов третьего курса. В структуре их субъ-

 



Казанский педагогический журнал 5-6‘ 2012
   

 


 

ектных характеристик наибольшее значение имеют такие параметры ак-тивности как «способность к гибкому поведению» и «способность к при-емлемому компромиссу» по сравне-нию со студентами третьего курса, у которых более актуализируются спо-собности к готовности/неготовности принять неудачу, провести коррекцию жизненных стратегий», а также «ав-тономность/зависимость от внешних установок».

 

Кроме того была обнаружена вза-имосвязь между показателями, отра-жающих основные субъектные умения (целеполагание и удержание цели, ана-лиз и моделирование условий, выбор средств и способов действий, оценка результатов и их коррекция) и личнос-тно-стилевыми особенностями (ини-циативность, осознанность, ответс-твенность, автономность). При этом,

 

и это надо отметить, что взаимосвязи между осознанной саморегуляцией и параметрами инициативности, авто-номности, представлены в тех груп-пах студентов, у которых преодоление трудностей обусловлено динамикой овладения профессией, что обнару-живает факты подтверждения харак-теристик субъектной адаптивности «восходящего равновесия».

 

В контексте данного исследова-ния также были обнаружены общие проблемы студентов, определяющие барьеры для проявления субъектности, обусловленные процессами, связанны-ми с адаптацией и профессиональной идентификацией.

Таким образом, наши первые экс-перименты показали, что хотя проявле-ния субъектности характерно как для студентов первого, так и третьего кур-сов, но характеристики содержатель-ной направленности ее активности в


 

преодолении трудных ситуаций у них различные, независимо от курса обу-чения. Полученные данные подтверж-дают, что выделение субъектности как системообразующего фактора и меха-низма развития личности будущего специалиста в теоретико-эмпиричес-ких исследованиях имеет научное и прикладное значение, что доказывает актуальность поднимаемой проблемы

 

и необходимость дальнейшего ее изу-чения.

 

Литература:

 

1. Абульханова-Славская, К.А. Про-

 

блема определения субъекта в психологии

 

// Субъект действия, взаимодействия, поз-нания: Психологические философские, со-циокультурные аспекты. – М.: Моск. психо-лого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. – С. 36-52.

 

2. Брушлинский, А.В. Проблемы пси-

 

хологии субъекта. – М.: Ин-т психологии РАН, 1994. – 109 с.

 

3. Колпакова Л.М. Адаптивные спо-собности в регуляции прогноза поведения в трудной ситуации // Образование и само-

 

развитие. – 2011. – № 4 (26). – С. 185-191 (0,8 п.л.).

 

4. Колпакова Л.М. «Типологическийанализ адаптивности «восходящего равно-весия» в трудной ситуации (на примере ма-терей детей, больных детским церебраль-ным параличом) // Вопросы психического здоровья детей и подростков (научно-прак-тический журнал психиатрии, психоло-гии, психотерапии и смежных дисциплин).

 

– 2012. – №2 (12). – С. 22-29.

 

5. Колпакова Л.М. Методика диагнос-тики адаптивного отношения к трудным ситуациям // Диагностика в медицинской психологии: традиции и перспективы. На-учное изд.: Кол. монография / Под общей ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной; Моск. гор. психолого-пед. ун-т; Науч. центр пси-

 



Социальная психология и коррекционная педагогика

 

хич. здоровья РАМН; Моск. НИИ психиат- ческий аспект правил-предписаний //Про-рии.– М., 2011. – 270 с (16,9 п.л., авторский фессиональное образование. – № 2. 2012.

 

вклад – 0,7 п.л.). 8. Наумова Е.Р. Формально-динами-

 

6. Масленникова В.Ш. Методология ческие свойства индивидуальности у лиц

 

этической культуры будущего специалис- с разным уровнем интеллекта [Рукопись]: та социальной сферы //Вестник Казанского автореферат дис.... / Е. Р. Наумова. – М., гос. ун-та культуры и искусств – №2. 2012. 1999. – 24 с.

 

– С. 101103. 9. Петровский, В.А. Личность в пси-

 

7. Мухаметзянова В.Ш. Гуманитар-хологии:парадигма субъектности. –Рос-

 

ные стандарты социальной работы: этни- тов-н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.

 

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС НА ЭТАПЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

 

Р.С. Бакиров

 

В статье рассмотрены особенности эмоционально-волевой сферы личнос-ти сотрудников МЧС на этапе поступления в реабилитационный центр. Пока-зана взаимосвязь компонентов постстрессового расстройства с показателями эмоционального выгорания. Выявлено, что слабый контроль над эмоциями явля-ется наиболее уязвимым аспектом эмоционально-волевой сферы сотрудников МЧС. Установлено, что компенсаторным механизмом эмоционального выгора-ния выступает снижение значимости объекта.

Ключевые слова :эмоциональное выгорание,ПТСР,непродуктивная нервно-психическая напряженность, эффективность действий

 

Peculiarities of emotional and volitional sphere of rescuers at the stage of in-coming to a rehabilitation center The article describes the peculiarities of emotionaland volitional sphere of rescuers at the stage of incoming to a rehabilitation center. The interrelation of the components post-stress disorder and rates of emotional burnout is shown. It is revealed that poor control over emotions is the most vulnerable aspect of emotional and volitional sphere of rescuers. Found that the compensatory mechanism of emotional burnout is the reduction of the significance of the object.

Keywords: emotional burnout, PTSD, unproductive mental stress, effectively act-

 

ing


 

Изучение психологических пос-ледствий воздействия экстремальных ситуаций на сотрудников МЧС пред-ставляется актуальной задачей. Пси-


 

 

хологическому анализу индивида в экстремальной ситуации посвящены труды Ю.А. Александровского, Л.Г. Дикой, О.С. Лобастова, А.В. Махны-

 



Казанский педагогический журнал       5-6‘ 2012
   
ча, В.И. Медведева, Л.И. Спивак, С.А. нервно-психическое состояние и эмо-
Шапкина [1]. Однако значительно циональное выгорание. Для изучения
меньше внимания в современной ли- данных характеристик применялись
тературе уделяется психологическим анкетирование, тестирование и про-
последствиям воздействия экстремаль- ективные методы исследования. Пси-
ных условий труда на сотрудников ходиагностический инструментарий
МЧС [2]. Одним из уязвимых звеньев, представлен следующими методика-
подверженных профессиональной ми: Опросник травматического стрес-
деформации является эмоционально- са для диагностики психологических
волевая сфера личности.   последствий (И.О.Котенев), Диагнос-
Наша научная работа заключается тика эмоционального выгорания лич-
в том, чтобы исследовать особенности ности (В. В. Бойко), Метод цветовых
эмоционально-волевой сферы сотруд- выборов (М.Люшер). Общая выборка
ников государственной спасательной исследования составила 150 человек в
службы (ГСС) и сотрудников госу- возрасте от 19 до 55 лет. Средний воз-
дарственной пожарной службы (ГПС) раст респондентов 32 года. Из них 51
на этапе поступления в реабилитаци- спасатель и 47 сотрудников ГПС (все
онный центр, с тем, чтобы в дальней- мужчины), направленные на прохож-
шем проследить их динамику. Цель дение плановой реабилитации в Реаби-
исследования – эмпирически выявить литационный центр им. Ш.С. Каратая.
изменения   эмоционально-волевой Результаты исследования
сферы спасателей и сотрудников ГПС, Данные методики Котенева И.О.
связанные с экстремальными особен- показали, что у большинства сотруд-
ностями служебной деятельности, в ников МЧС (69%) преобладающим
разрезе таких характеристик как пос- психическим состоянием являют-
ттравматический стресс, эмоциональ- ся приступы ярости. Наиболее часто
ное выгорание, нервно-психическое встречаемыми психическими состо-
состояние. В нашем исследовании яниями в группе сотрудников МЧС
мы рассматривали эмоционально-во- помимо приступов ярости являются
левую сферу личности через призму сверхбдительность, а также агрес-
таких характеристик, особо воспри- сивность. Так или иначе, мы обнару-
имчивых, с нашей точки зрения, к живаем, что проблемы контроля над
влиянию экстремальных факторов эмоциями вызывают наибольшее бес-
службы как степень сформированнос- покойство у сотрудников МЧС. Наиме-
ти посттравматического стрессового нее беспокоят такие симптомы ПТСР
расстройства, различные показатели как депрессия и общая тревожность, то
которого позволяют оценить наиболее есть пониженный фон эмоционального
уязвимые для действия данных факто- состояния, что подтверждают высокие
ров области. Также важным для наше- показатели оптимистичности, полу-
го исследования является освещение ченные в группе сотрудников МЧС.
и изучение таких характеристик как        

 


 

 


Социальная психология и коррекционная педагогика

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.054 с.)