Правоохранительные органы, общая характеристика, их задачи и система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительные органы, общая характеристика, их задачи и система



Правоохранительные органы – это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции.

Спорным является вопрос об отнесении нотариата, адвокатуры, частных детективных и охранных служб к ПО.

Нотариальная деятельность непосредственно правоохранительной не является. Однако ее наличие обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Правоохранительная деятельность нотариата начинается тогда, когда граждане и юридические лица вынуждены обращаться в нотариальные конторы или к нотариусам для подтверждения или восстановления своих прав.

Адвокатура, детективные и охранные предприятия или частные лица не являются государственными органами и не могут принимать государственно-значимые решения. В своей деятельности они также не могут применять меры принуждения, поэтому говорить о них как о правоохранительных органах будет не совсем верно. К тому же, в ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительных органов. Их основной задачей, как и всех других правоохранительных органов, является защита прав и интересов граждан и юридических лиц. Они оказывают квалифицированную юридическую помощь и осуществляют охранную деятельность, что является правоохранительной деятельностью.

Объединяет все правоохранительные органы то, что деятельность каждого из них направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юр лиц и государства в целом. Различаются же они между собой конкретными задачами и методами (способами) их решения, компетенцией. Так, непосредственной задачей суда является разрешение правовых споров, прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, органов предварительного расследования – расследование преступлений. Решая эти конкретные задачи, данные органы тем самым защищают нарушенные права и законные интересы граждан, юр лиц и гос-ва.

Виды ПД:

- конституционный контроль

- осуществление правосудия

- прокурорский надзор

- оперативно-розыскная деятельность

- выявление и раскрытие преступлений

- обеспечение гос безопасности

- расследование преступлений

- исполнение судебных решений

- охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений

- оказание квалифицированной юр помощи.

 

Система правоохранительных органов

Правоохранительную деятельность могут осуществлять различные органы государства, но не все они являются правоохранительными.

Критерий отнесения органов к числу правоохранительных: Необходимо, чтобы правоохранительная деятельность занимала значительное место в объеме работы этого органа и не была побочной, эпизодической.

Система правоохранительных органов – совокупность взаимосвязанных между собой органов и учреждений, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Одним из первых применил системный подход при рассмотрении правоохранительных органов А.Г. Братко, обосновавший необходимость "комплексного изучения правоохранительных органов" с целью исключения изолированного изучения отдельных видов правоохранительных органов1. Термин "система правоохранительных органов" использует и В.В. Черников, правда, без какой-либо аргументации и указаний на источник заимствования2. И.Л. Жаданов оперирует термином "система и структура правоохранительных органов Российской Федерации"3. Постепенно разработки ученых получают закрепление и в законодательстве. Так, например, в соответствии с Указом Президента РФ "Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г.4, в редакции от 10 января 2000 года одной из важнейших задач в области борьбы с преступностью является "укрепление системы правоохранительных органов (выделено нами - авт.), прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности"5.

 

Виды правоохранительных органов (с учетом определения правоохранительной деятельности):

• Суды (суды субъектов федерации и федеральные суды).

• Учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при ВС РФ и его местные учреждения, федеральная служба судебных приставов, министерство юстиции РФ и иные федеральные службы этого министерства, а также другие органы и должностные лица)

• Прокуратура

• ОВД

• Некоторые из учреждений и должностных лиц, призванных выявить и расследовать преступления:

1. Следственные аппараты прокуратуры, ОВД, ФСБ РФ и Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроль)

2. Органы и должностные лица, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники ОВД, ФСБ РФ, Государственной противопожарной службы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний, а также командиры воинских частей).

3. Должностные лица, которым дозволено выполнять неотложные следственные действия по обнаруженным преступлениям (капитаны, находящиеся в плавании кораблей, начальники зимовок и геологоразведовочных партий, главы российских дипломатических представительств и консульских учреждений).

 

Наиболее острые дискуссии в теории правоохранительных органов вызывает вопрос об отнесении к правоохранительным органам судебных органов Имеются три позиции одни авторы не относят судебные органы к правоохранительным органам1, другие - относят2, а третьи занимают промежуточную позицию: не считают их правоохранительными органами, однако рассматривают в рамках учебного курса "Правоохранительные органы"3. Отнесение судебных органов к правоохранительным органам представляется верным хотя бы потому, что судебные органы осуществляют судебную власть4, обязательной характеристикой которой является принудительность.

• Компромиссная позиция.

Жесткую грань между правоохранительными и судебными органами проводить не следует, иначе это может привести к отрицанию того, что суд занимается охраной права. При определении перечня правоохранительных органов, мы берем за основу понятие правоохранительной деятельности. Суд занимает особое центральное место в системе ПО и не является борцом с преступностью

• Суды относятся к ПО. (Логичев).

• Суды не относятся к системе ПО.

В.Ф. Савицкий «Организация судебной власти в РФ»

Правосудие является синонимом борьбы с преступностью. Рассмотрение суда в одном ряду с органами прокуратуры, дознания, следствия (представительными обвинительной власти) порождает негативные последствия, в частности, обвинительный уклон деятельности суда.

 

Действующее законодательство четко разграничивает судебные правоохранительные органы.

ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»

Кое-кто из тех, кто не видит разницы между правоохранительной деятельностью и деятельностью по борьбе с преступностью, добавляет к доводам такого рода еще и ссылку на то, что суд – орган правосудия, основная функция которого состоит в объективном и беспристрастном разбирательстве дел, а не в борьбе с какими-то негативными явлениями; ему, якобы, нужно не «бороться», а принимать справедливые решения.

В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду по крайней мере три существенных обстоятельства.

1. Отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам.

2. Исключение судов из числа правоохранительных неизбежно ведет к отрицанию того, что они уполномочены и должны заниматься охраной права. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права, как веское основание для утверждения, что они вершина пирамиды всей системы правоохранительных органов.

3. Правоохранительная деятельность – это многое другое из области охраны права с помощью юридических средств (не только борьба с преступностью), реально осуществимых, как правило, судами и только ими.

 

Адвокатура, детективные и охранные предприятия или частные лица не являются государственными органами и не могут принимать государственно-значимые решения. В своей деятельности они также не могут применять меры принуждения, поэтому говорить о них как о правоохранительных органах будет не совсем верно.

Что касается нотариата, то нотариальная деятельность непосредственно правоохранительной не является.

 

3. Предмет и система учебного курса «Правоохранительные органы в РФ», его место в системе смежных юридических дисциплин.

Наколенный объем знаний в науке и практической деятельности государственных органов по созданию, построению правоохранительных органов и организации деятельности государства по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России». Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано.

К определению предмета учебной дисциплины существует несколько подходов. Одни отталкиваются от вопросов уголовного процесса, связанных с организацией в государстве уголовного преследования за совершенные преступления (уголовный процесс - осуществляемая в установленном законом порядке деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел). Другие исходят из построения в государстве судбеной системы и связанных с ней в совей деятельности органов прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний о существующих в РФ правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как выражает сущность понятия учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала. Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины

Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этого органа.

Вопросы кадров, а именно порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения.

Учебная дисциплина "Правоохранительные органы РФ" не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть исторических знаний. Наряду с историей, информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии или Америки.

Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала.

Таким образом, предмет учебного курса "Правоохранительные органы РФ" можно определить как совокупность учебно-научной, законодательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов России, организации работы и построении отдельных правоохранительных органов, правоохранительных органах отдельных зарубежных государств.

Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий правоохранительная деятельность и правоохранительные органы, содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы.

Система учебного курса:

Раздел 1. Общие положения курса.

Раздел 2. Судоустройство.

Раздел 3. Государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

Раздел 4. Профессиональные юридические объединения.

Раздел 5. Система органов уголовной юстиции зарубежных государств.

Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса "Правоохранительные органы РФ" ведущим является метод диалектического материализма: реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический.

2. Соотношение курса "Правоохранительные органы РФ"

с другими юридическими дисциплинами.

Учебный курс "Правоохранительные органы РФ" является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы правоохранительных органов России, отдельных видов органов по осуществлению правоохранительной деятельности составляет основу в изучении данного курса. Нормативно-правовая информация об организации и деятельности правоохранительных органов делает его общеобязательным юридическим курсом в обучении студентов. Большой объем учебного и нормативного материала о различных государственных органах, включенный в этот курс, предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов. Хотя знания о судоустройстве, организации и основных направлениях деятельности прокуратуры, органов МВД, адвокатуры, нотариата составляют базовую подготовку студентов-юристов.

Более глубокое познание правового регулирования деятельности правоохранительных органов предполагается в других основных и специальных юридических дисциплинах. К числу таких учебных курсов относятся: "Уголовный процесс", "Гражданский процесс", "Прокурорский надзор", где изучается функциональный аспект деятельности органов следствия и дознания, суда или прокуратуры. В специальных курсах "Арбитражное судопроизводство", "Конституционное судопроизводство", "Нотариат", "Адвокатура" и других познаются процессуальные основы работы арбитражных судов или Конституционного Суда РФ, порядок осуществления нотариальных действий или адвокатской деятельности. Основное отличие предметов этих курсов заключается в том, что они изучают деятельность тех правоохранительных органов, с наличием и организацией которых студенты знакомятся при изучении курса "Правоохранительные органы РФ".

Более глубоко при этом изучается порядок практической деятельности, ее содержание, последовательность выполнения процессуальных действий специальными должностными лицами в соответствии с положениями законов.

Исходной базовой теоретической юридической дисциплиной является "Теория государства и права", где разрабатываются общие для многих отраслей права юридические понятия, которые используются и при изучении курса "Правоохранительные органы РФ". Например, такие понятия, как "законодательство", "закон", "государственные органы", "правоохранительная деятельность" и другие, составляют содержательную основу и учебного курса "Правоохранительные органы РФ".

Учебные курсы "Административное право" и "Конституционное право" также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу. Познание организации органов законодательной и исполнительной государственной власти и основных их функций аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоению информации о правоохранительных органах. Однако в этих дисциплинах глубоко изучается и организация, и деятельность Президента РФ, Правительства РФ, министерств, служб, агентств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 4063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.026 с.)