Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: общая характеристика и законодательное регулирование организации и деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: общая характеристика и законодательное регулирование организации и деятельности.



Общая характеристика:

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации — орган конституционного правосудия (контроля) в субъекте РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 ФКЗ О СС РФ Конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создавать в соответствии законов субъекта РФ для рассмотрения вопросов о соответствии законов субъекта РФ, НПА государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ Конституции (Уставу) субъекта РФ, а также для толкования Конституции (Устава) субъекта РФ.

В соответствии с ч.2 и 4 ст. 4 ФКЗ РФ О СС РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ входят в единую судебную систему РФ и относятся к судам субъектов РФ.

Правовые основы создания и деятельности К (У) суда и статуса его судей формируются в субъектах РФ.

На основании ч. 1 ст. 27 ФКЗ О СС РФ субъект в лице своих государственных органов, может предусмотреть создание и создать К (У) суд. К (У) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ (в соответствии с ч.2 ст. 17 ФКЗ О СС РФ)

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

 

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

 

К настоящему времени конституционные (уставные) суды созданы не во всех субъектах РФ. Кроме того, в ряде субъектов РФ такие суды были упразднены или существуют только де-юре.

 

Компетенция К (У) суда субъекта РФ определена в ФКЗ О СС (ч.1 Ст. 27)

Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Однако этот перечень вопросов не является исчерпывающим. К (У) судам субъектов РФ подведомственны споры и ела, отнесенные К РФ, ФКЗ и ФЗ к компетенции КС РФ, СОЮ и АС-ов.

РФ

Субъекты РФ самостоятельно решают вопросы о составе и количестве судей (от 3 до 7), входящих в к (у) суд, о предъявляемых им требованиях, о статусе суде таких судов, наличии у них возможности заниматься иной оплачиваемой деятельности. Т.о у судей этих судов есть определенная специфика правового статуса судьи по сравнению судьями других судов, входящих в СС РФ.

Финансирование К (У) суда субъекта РФ производится только за счет средств бюджета соответствующего субъекта.

Порядок рассмотрения всех вопросов К (У) судом субъекта РФ регулируется законодательством соответствующего субъекта РФ (законом или регламентов К или У суда).

Решение К (У) суда, принятое в пределах его полномочия, не может быть пересмотрено иным судом.

Т.о. можно сделать вывод о том, что в настоящее время самостоятельность и законодателя субъекта РФ в сфере определения начала организации и деятельности К (У) суда субъекта РФ, его полномочия, статуса его судей достаточно велика.

Понятие правосудия.

Правосудие – это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, или наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

Признаки правосудия:

1. Правосудие – это особый вид государственной деятельности, осуществляемый специальными государственными органами и от имени государства. Это означает, что никаким иным, негосударственным органам, политическим, общественным и иным организациям, частным лицам не может быть предоставлено право осуществлять правосудие. Осуществление правосудия является реализацией судебной власти, которая, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной.

2. Правосудием является только деятельность суда. Это означает, что органы предварительного расследования, органы прокуратуры, иные государственные органы, кроме судов, могут принимать участие в осуществлении правосудия, способствовать деятельности судов, но не могут сами осуществлять правосудие.

3. К судам, как к органам, имеющим право осуществлять правосудие, относятся только те, которые перечислены в Конституции РФ (ст. 118-128) и ФКЗ «О судебной системе в РФ» (ст.4). Другие органы, хотя и могут иметь в названии слово «судебная», на самом деле судами не являются и правосудие не осуществляют. Создание чрезвычайных судов в РФ не допускается.

4. Вместе с тем не всякая деятельность суда является правосудием. Например, в силу своего должностного положения председатель суда выполняет определенные организационные и хозяйственные обязанности. Подобные виды деятельности к правосудию не относятся. Правосудием является лишь деятельность суда, направленная на разрешение правовых споров.

5. Правосудие осуществляется в определенной процессуальной форме. Процессуальная форма деятельности суда зависит от характера правового спора и не может быть предусмотрена ГПК, УПК, АПК, КоАП, ФКЗ «О Конституционном суде РФ». Степень сложности процессуальной формы зависит от категории рассматриваемого дела. Значение процессуальной формы заключается в том, что она дисциплинирует суд и других участников процесса, обеспечивает режим законности в процессе, повышает авторитет суда, создает условия для достоверных выводов по делу, содержит гарантии защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в деле. Процессуальная форма, в которой осуществляется правосудие, в зависимости от рассматриваемых споров и дел определяется как тот или иной вид судопроизводства.

6. При осуществлении правосудия могут применяться достаточно серьезные виды принуждения, некоторые из них не свойственны другим видам государственной деятельности. Некоторые решения принудительного характера могут быть приняты только судом и никаким другим органом. Так, только суд может принять решение о заключении человека под стражу в качестве меры принуждения.

Правосудие - это форма, составляющая деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении судебного заседания отнесённого к компетенции суда гражданского, уголовного и иных дел.

Признаки:

Правосудие осуществляется специальным на то органом - судом.

Отправлением правосудия занимается только суды, которые перечислены в законе "О судебной системе".

Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке.

Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами, определяется процессуальным законодательством.

Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах.

Гражданские дела - это дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, административных и иных правоотношений, а также дела особого производства.

Уголовные дела - это дела о преступлениях, предусмотренных уголовным кодексом РФ.

Иные дела - о административных правонарушениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.008 с.)