Судебный состав, осуществляющий правосудие. Порядок привлечения присяжных заседателей к осуществлению правосудия по уголовным делам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебный состав, осуществляющий правосудие. Порядок привлечения присяжных заседателей к осуществлению правосудия по уголовным делам.



Понятие судебный состав, осуществляющий правосудие, дает ответ на вопрос, кто осуществляет правосудие.

Непосредственное рассмотрение дел в судах о всех видах судопроизводств и во всех инстанциях осуществляют судьи. Количественный и организационный состав судей при осуществлении правосудия может быть разным, но он обязательно определяется законом.

Судебный состав, осущетсвляющий правосудие, - это предусмотеренный действующим законодательством численный и должностной подбор судей и (или) заседателей, наделенных полномочиями осуществлять правосудие в установленных судебных инстанциях по конкретным спорам и делам.

Судубеный состав заивисит от вида судопроизвосдтва, в рамках которого слушается конкретное дело (конституционное, гражданское, арбитражное, административное, уголовное), а также от судебной инстанции в которой оно рассматривается.

Общая схема судебных составов, осуществляющих правосудие:

1) судья единолично

2) коллегия из трех профессиональных судей

3) судья и коллегия присяжных заседателей

4) судья и два арбитражных заседателя

 

5) большинство членов президиума суда

6) кворум от числа членов пленарных заседаний Конституционного суда РФ

7) кворум от общего числа судей КС РФ

Мировые судьи единолично рассматривают все дела, отнесенные к их компетенции (уголовные, гражданские, дела об административных правонарушениях)

 

Ст.3. ч. 3. ФКЗ О мировых судьях

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

 

В федеральных судах общей юрисдикции уголовные дела по первой инстанции по общему правилу рассматриваются единолично судьей.

 

Ст. 30 УПК РФ предусматривает также 2 вида коллегиального состава при рассмотрении дел по первой инстанции

А) коллегиально из трех профессиональных судей

Б) один судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей

Так в составе трех профессиональных судей рассматриваются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого.

Уголовные дела, подсудные областному и равным ему судам, при наличии ходатайства обвиняемого, могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей.

 

Гражданские дела по 1 инстанции в федеральных судах общей юрисдикции рассматриваются судьей единолично. В случаях, предусмотренных ФЗ, гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей. (ст. 14 ГПК РФ).

Судья единолично рассматривает некоторые категории дел, возникающих из административных правоотношений, дела об административных проступках, разрешает вопросы, возникающие в ходе исполнения уголовного наказания, отнесенные к компетенции суда.

 

В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако есть и исключения из этого правила. Законом предусмотрено 2 коллегиальных судебных состава:

А) три профессиональных судьи

Б) судья и 2 арбитражных заседателя, а также случаи, когда дела рассматриваются коллегиально.

 

Так в составе трех судей-профессионалов рассматриваются:

- дела, относящиеся к подсудности ВАС РФ

- дела об оспаривании НПА

- дела о несостоятельности (банкротстве)

- дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение

 

Статья 17 АПК РФ Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

 

1. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

2. В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

1) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

2) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 12.07.2011 N 210-ФЗ;

4) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

5) дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

(п. 5 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ)

6) дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

(п. 6 введен Федеральным законом от 08.12.2011 N 422-ФЗ)

3. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

4. Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

5. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного суда.

 

Второй коллегиальный судебный став – судья и 2 арбитражных заседателя – рассматривает дела в том случае, если какая-либо из сторон заявит ходатайство об этом

 

Конституционный суд РФ праве рассматривать дела, отнесенные к его компетенции только коллегиально.

 

Статья 30. ФКЗ О КС РФ Коллегиальность

 

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей.

При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Рассмотрение дел в апелляционной и кассационной инстанции осуществляется, как правило, в составе трех членов суда. Лишь рассмотрение дел по апелляционным жалобам и представлениям на решения и приговоры мировых судей осуществляется единолично судьей районного суда.

В надзорной инстанции дела рассматриваются в составе не менее трех членов суда. Президиум соответствующего суда рассматривает дела в порядке надзора при наличии большинства членов президиума.

Присяжные и арбитражные заседатели в рассмотрении дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции не участвуют.

Судебная система РФ.

Судоустройство – это закрепленная в законе организация существующей в государстве системы судов, построения ее отдельных звеньев, судейского сообщества, приобретения и изменения статуса судей.

Понятие судебной системы

Представление о судебной системе РФ и ее понимание основывается на рядке основных признаков, выделяющих суды из системы других государственных органов.

Судебную систему составляют не все виды судов, а только те, которые действуют от имени государства или субъекта РФ и являются государственными органами. Создаются такие суды основе установленных предписания федеральных конституционных и федеральных законов.

Судебная система устанавливается К РФ:

Ч.3. ст. ст. 118, 125-127.

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

 

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

И ФКЗ О СС РФ. Перечень судов, указанных в ФКЗ является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается.

 

В судебную систему входят только те суды, которые отнесены к федеральным судам или судам субъектов РФ, названных в законе. Финансирование этих судов осуществляется либо из государственного бюджета РФ, либо из бюджетов субъектов РФ. Располагаются эти суды на всей территории в соответствии с ее административно-территориальным делением и территориальным делением субъектов РФ, на которые распространятся их юрисдикция согласно судебным округам, судебным районам или судебным участкам. Включаемые в судбеную систему РФ суды реализуют судебную власть на соответствующей территории и осуществляют правосудие в установленной законе процессуальной форме. Виды судопроизводств предусматриваются К Ф и закрепляются, как правило, в процессуальных кодексах: АПК, ГПК, УПК.

Судебная система – это совокупность всех предусмотренных ФКЗ и ФЗ федеральных судов и судов субъектов РФ, действующих на территории субъектов РФ в соответствии с ее административным делением и осуществляющих правосудие в установленных процессуальных формах судопроизводств (конституционном, гражданском, уголовном, арбитражном, административным).

Признаки судебной системы РФ:

1) ее двойственность устройства: наряду с федеральными судами существуют суды субъектов РФ

2) законодательный уровень регулирования организации судебной системы - К РФ, ФКЗ, ФЗ.

3) привязанность к административно-территориальному делению территории Росси и ее субъектов – судебные округа, территории субъектов РФ, судебные районы, судебные участки

4) специализированная направленность деятельности судов судебной системы при осуществлении правосудия – суды ОБЮ и их подвиды, арбитражные суды, конституционные суды

5) взаимосвязь функциональной деятельности судов разных звеньев судебной системы по выполняемым судебным инстанциям – разрешение судом дела по существу в 1 инстанции, пересмотр дела в апелляционной инстанции, проверка законности решений судов в кассационной инстанции, проверка законности решений судом в надзорной инстанции.

 

В соответствии со ст. 4 ФКЗ о судебной системе РФ, судебная система РФ состоит из двух видов судов – федеральных и судов субъектов РФ. Каждый из этих видов судов имеет свою систему, правила и условия организации и деятельности.

 

Статья 4. Суды в Российской Федерации

 

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

(в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 N 3-ФКЗ, от 06.12.2011 N 4-ФКЗ)

Дисциплинарное судебное присутствие.

(абзац введен Федеральным конституционным законом от 09.11.2009 N 5-ФКЗ)

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

 

Судебная система России

Федеральные суды

Суды субъектов РФ

Федеральные суды общей юрисдикции

Конституционные (уставные) суды

Федеральные арбитражные суды РФ

Конституционный суд РФ

Мировые суды

Двойственное построение судебной системы позволяет учитывать территориальные и национальные особенности субъектов РФ.

Отнесение мировых судей и уставных судов к числу судов субъектов РФ означает, что законодательное регулирование организации и деятельности таких судов производится субъектов РФ самостоятельно, но в рамках, определенных ФЗ, и не должно им противоречить.

В частности, субъект РФ вправе самостоятельно создавать и упразднять конституционные (уставные) суды субъектов РФ, определять порядок назначения (избрания) судей этих судов, устанавливать определенные отличия в правовом положении судей этих судов определять их компетенцию и порядок рассмотрения ими дел. Такие суды финансируются из бюджета субъекта РФ. В отношении мировых судей субъект РФ обладает гораздо более узкими полномочиями. Так, полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются ФКЗ О СС, ФКЗ О МС, иными ФЗ и З субъектов РФ. Общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах РФ определяются также ФЗ Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ».

Субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать лишь порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей, срок их полномочий, создавать и упразднять судебные участки и должности мировых судей, осуществлять мероприятия по организационному обеспечению деятельности этих судей, выполнять некоторые другие полномочия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 2390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.035 с.)