Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управлинческие отношения. Субъект и объект управления.

Поиск

Управлинческие отношения. Субъект и объект управления.

Управление является одной из форм производственных отношений. Оно отражает причинно-следственные связи и зависимости, которые возникают в процессе осуществления общественного производства. Объектом отношений управления является трудовая деятельность людей.

Прежде всего, управленческие отношения выступают как экономические отношения. Субъект управленческой деятельности - это лицо, реализующее управленческие отношения. Субъектом управленческой деятельности может быть только физическое лицо, индивид. Он может выступать и субъектом, и объектом управления, а также выступать одновременно как составная часть и объекта, и субъекта управления.

Управленческие отношения - это отношения, возникающие в процессе управления, существуют объективно и отражают условия и способы реализации субъектом и объектом управления своих свойств. Они не могут реализоваться в вещественной форме.

Для того чтобы взаимодействие было эффективным, необходимо соблюдать ряд условий: во-первых, субъект и объект управления должны соответствовать друг другу, иначе будет трудно реализовать их потенциальные возможности, во-вторых, в пределах единства субъекта и объект объекта управления последний должен иметь относительную самостоятельность, в-третьих, субъект и объект управления должны взаимодействовать между собой, основываясь на принципах обратной связи и соответствующим образом реагируя на управленческую информацию, полученную одним от друга; в-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в представлении необходимых в данной ситуации команд, другой - в своевременном и точном выполнении.

Отношения управления классифицируют по различным классификационным признакам, а именно:
- По сфере распространения: внешние и внутренние. Отношения управления возникают не только между субъектом управления и организацией (ее подразделением), но и между субъектом управления и внешней средой организации;
- По характеру организационных связей: линейные, функциональные и смешанные. Они возникают при распределении управленческой работы (действий) в зависимости от характера воздействия на управляемый объект. Свое обнаружение они находят при структурировании организации, о чем речь пойдет позже;
- По количеству носителей отношений управления: межличностные, коллективные и смешанные ("руководитель - группа"). Эти отношения определяют типы связей в коммуникационном процессе;
- По времени существования: временные и постоянные. Они определяют периодичность течения управленческой работы (периодичность решения задач управления).

Вклад последователей Ф. Тейлора в науку управления.

Американский подход к управлению организациями.

Основные направления государственного управления в Западной Европе.

Современные (синтетические) теории управления организациями.

Понятие и виды социальной ответственности менеджмента.

Социальный контракт. Уровни социальной ответственности менеджмента.

Характеристика мотивационной теории двух факторов

Использование теории ожидания и теории равенства в практике управления.

Теория ожиданий В. Врума.

Процесс мотивации по теории ожидания складывается как бы из взаимодействия трех блоков: 1) усилия; 2) исполнение; 3) результат.

Результат в теории ожидания рассматривается на двух уровнях. Результаты первого уровня – это собственно результаты выполнения работы, осуществления действий. Они состоят в качестве и количестве произведенного продукта, величине затраченного времени, объеме потерь времени и т.п. Результаты второго уровня – это те последствия для человека, которые вытекают из результатов первого уровня. Связаны они с возможным вознаграждением или наказанием, которые последуют со стороны руководства и окружения на основе оценки ими результатов первого уровня. Возможными формами проявления результатов второго уровня могут быть увеличение или уменьшение оплаты, продвижение или понижение по службе, позитивная или негативная реакция коллектива и т.п.

Ожидание отражает представление человека о том, в какой мере его действия приведут к определенным результатам. Обычно эти ожидания базируются или же зависят от прямого опыта, от глубины анализа того, что приводило к успеху и поражениям, от степени самоуверенности, уровня подготовки, способностей оценить обстановку, знания своих возможностей и ряда других факторов.

Делая общий вывод относительно теории ожидания, необходимо отметить, что она исходит из того, что люди осуществляют свои действия в соответствии с тем, к каким возможным последствиям для них эти действия могут привести.

Теория равенства. Основная идея теории равенства состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. И на основе этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой или нет, человек модифицирует свое поведение.

Теория равенства исходит из того, что в процессе сравнения, хотя и используется объективная информация, например, величина заработной платы, сравнение осуществляется человеком на основе его личного восприятия и своих действий, и действий людей, с которыми он проводит сравнение.

Теория равенства позволяет сделать несколько очень важных выводов для практики управления людьми в организации. Так как восприятие носит субъективный характер, очень важно, чтобы была широко доступна информация о том, кто, как, за что и сколько получает вознаграждения. Особенно важно, чтобы существовала ясная системаоплаты, отвечающая на вопрос о том, какие факторы определяют величину оплаты. Важным выводом из теории равенства является то, что люди ориентируются на комплексную оценку вознаграждения. Оплата труда играет важную роль в этой комплексной оценке, но далеко не единственную и не обязательно определяющую. Поэтому менеджеры должны это учитывать, если они стараются создавать атмосферу равенства в коллективе.

Невербальная коммуникация.

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей. Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.

Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа:

· Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.

· Ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.

· Собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.

 

Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации:

· Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;

· Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые несомненно стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;

· Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером;

· Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;

· Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;

· Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависитот проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.

 

Модели принятия решения.

Выделяют четыре модели принятия решений в зависимости от того, на каком уровне и в чьих интересах принимается данное решение (рис.3.1).

 

 

Рисунок 3.1 – Модели принятия управленческих решений

 

Рациональная модель предполагает выбор альтернативы, которая принесёт максимальную выгоду для организации. Для этого разрабатываются все возможные альтернативы, тщательно отбирается и анализируется информация. В разработке альтернатив принимает участие широкий круг работников организации, что делает их поиск наиболее эффективным.

Модель ограниченной рациональности предполагает, что в следствие каких – либо ограничений (или личного, или организационного характера) разработка и выбор альтернатив происходят упрощённым способом. Первая из альтернатив, приносящая выгоду, берётся за основу, то есть в данном случае преследуется цель удовлетворённости, а не максимизации. Например, из – за ограниченности во времени, недостатка информации руководитель принимает решение, основанное на прошлом опыте. Это не самое худшее решение, но и не самое лучшее.

Политическая модель отражает желание работника в первую очередь реализовать свои личные интересы.

 

Понятие и виды контроля

Контроль – это комплексная функция, включающая учет, оценку и анализ. Комплексность контроля реализуется по следующим направлениям:

§ сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (учет);

§ оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (оценка);

§ анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (анализ).

Предназначение контроля – своевременно фиксировать отклонения от нормы и вносить коррективы в ход работ, исправляя допущенные ошибки.

Предварительный контроль. Производится до начала выполнения работ. Входной контроль охватывает все основные ресурсы: людские, материальные, денежные.

Контроль людских ресурсов. Он возможен, если имеется система отбора кадров, анализа их профессиональных и личностных качеств, необходимых для выполнения поставленной цели. На этапе предварительного контроля устанавливаются нормативы в части образования, стажа работы, квалификации. Устанавливаются размеры денежных выплат, компенсаций, проводятся собеседования с работниками, определяется необходимость обучения персонала и повышения его квалификации. Предварительное обучение персонала позволяет сократить сроки адаптации в новых условиях и повысить эффективность работы на начальном этапе.

Контроль материальных ресурсов. Отвечает на вопрос: «Сможет ли предприятие достичь поставленной цели, используя имеющиеся ресурсы, насколько они удовлетворяют поставленным требованиям?» На этапе предварительного контроля определяется перечень поставщиков, обеспечивающих наиболее качественные исходные материалы.

Контроль финансов. Как правило, этот вид контроля осуществляется на этапе составления бюджета без каких-либо дополнительных финансовых проверок. Финансовые ревизии на этапе предварительного контроля производятся, если высшее руководство испытывает сомнение по поводу представляемых данных. Бюджет сам по себе есть средство контроля финансов, он устанавли­вает предельные значения затрат, не позволяя тем самым исчерпать все имеющиеся средства.

Текущий контроль. Он выполняется в процессе проведения работ. Однако это не следует понимать буквально: для того, чтобы измерить промежуточный результат, необходимо выполнить определенную работу. Таким образом, текущий контроль разбивает всю работу на части, выполнение которых и кон­тролируется. По результатам промежуточных контролей предпринимаются корректирующие действия.

Заключительный контроль. Можно выделить две важнейшие функции этого вида контроля: планирование будущих работ и совершенствование системы мотивации. Накопив определенный опыт в процессе выполнения работ, можно спланировать их при необходимости и в будущем, чтобы избежать повторения ошибок. Высшее руководство может оценить реалистичность прежних задач и нормативов, скорректировать их при необходимости в дальнейшем. После завершения работ сотрудники поощряются по результатам для укрепления связи «результат – вознаграждение» и развития их мотивации в дальнейшем.

Аспекты контроля.

Социальный аспект или социальный контроль заключается в определенной регламентации поведения членов коллектива. В качестве стандартов выступают установленные в производственном коллективе формальные и неформальные правила. Существует огромное множество инструкций, указаний, наставлений, уставов и правил, регламентирующих поведение работника. Неформальные, негласные правила, устанавливаются добровольным, часто негласным решением коллектива. Неформальные правила обусловлены природой человека и обеспечивают ему комфортную социальную среду. Воспитанный человек не станет громко спорить, перебивать докладчика на совещании, не говоря уже о его оскорблении. В этом смысле социальный контроль выполняет роль обратной связи, корректирующей поведение индивида. Положительными моментами социального аспекта контроля являются: регламентация и стандартизация поведения служащих; создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Наличие непрерывного контроля и достаточно четких норм поведения приводят к стандартизации группового и индивидуального поведения, например, в армии, полиции, спецслужбах. Современные исследователи отмечают и негативные моменты этого явления. Регламентация поведения подавляет индивидуальность личности, иногда ведет к бездумному, рабскому следованию установившимся нормам. В целом, если говорить о социальной корректировке поведения личности и стандартизации, то в критических ситуациях она очень важна. Действия технического персонала при устранении аварии на транспорте, вне всякого сомнения, должны быть четкими и стандартными.

Поведенческий аспект. Как отмечалось выше, процесс контроля оказывает влияние на поведение сотрудников. Это влияние может быть позитивным и негативным. Позитивное влияние побуждает сотрудника лучше и эффективнее трудиться. Негативный аспект состоит в том, что в процессе контроля у человека вырабатывается определенный негативный стереотип поведения. Он ориентирован на достижение только тех результатов, которые контролируются, в ущерб остальным. Если из пяти показателей, по которым оценивается работа механика, постоянно контролировать третий, то можно быть уверенным, что он сосредоточит свои усилия именно на нем.

 

Типы лидерских отношений.

М. Вебер выделил три типа господства – традиционное, рационально-легальное, харизматическое.

Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит со сцены, тем не менее, он до сих пор сохраняется в ряде стран.

Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Харизматическая власть, отмечал М. Вебер, «характеризуется личной преданностью подданных человеку и их верой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, превращающие его в вождя». Харизматическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию, поэтому харизматическое господство может создавать условия либо для традиционной власти (например, для возвращения к институту монархии), либо для рационально-легальной. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.

Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство получает распространение во всё большем количестве государств, а традиционное и харизматическое лидерства сходят с исторической сцены.

 

Управлинческие отношения. Субъект и объект управления.

Управление является одной из форм производственных отношений. Оно отражает причинно-следственные связи и зависимости, которые возникают в процессе осуществления общественного производства. Объектом отношений управления является трудовая деятельность людей.

Прежде всего, управленческие отношения выступают как экономические отношения. Субъект управленческой деятельности - это лицо, реализующее управленческие отношения. Субъектом управленческой деятельности может быть только физическое лицо, индивид. Он может выступать и субъектом, и объектом управления, а также выступать одновременно как составная часть и объекта, и субъекта управления.

Управленческие отношения - это отношения, возникающие в процессе управления, существуют объективно и отражают условия и способы реализации субъектом и объектом управления своих свойств. Они не могут реализоваться в вещественной форме.

Для того чтобы взаимодействие было эффективным, необходимо соблюдать ряд условий: во-первых, субъект и объект управления должны соответствовать друг другу, иначе будет трудно реализовать их потенциальные возможности, во-вторых, в пределах единства субъекта и объект объекта управления последний должен иметь относительную самостоятельность, в-третьих, субъект и объект управления должны взаимодействовать между собой, основываясь на принципах обратной связи и соответствующим образом реагируя на управленческую информацию, полученную одним от друга; в-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в представлении необходимых в данной ситуации команд, другой - в своевременном и точном выполнении.

Отношения управления классифицируют по различным классификационным признакам, а именно:
- По сфере распространения: внешние и внутренние. Отношения управления возникают не только между субъектом управления и организацией (ее подразделением), но и между субъектом управления и внешней средой организации;
- По характеру организационных связей: линейные, функциональные и смешанные. Они возникают при распределении управленческой работы (действий) в зависимости от характера воздействия на управляемый объект. Свое обнаружение они находят при структурировании организации, о чем речь пойдет позже;
- По количеству носителей отношений управления: межличностные, коллективные и смешанные ("руководитель - группа"). Эти отношения определяют типы связей в коммуникационном процессе;
- По времени существования: временные и постоянные. Они определяют периодичность течения управленческой работы (периодичность решения задач управления).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.01 с.)