Определение автоматизированной информационной системы, структура, характеристика, классификация автоматизированных информационных систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение автоматизированной информационной системы, структура, характеристика, классификация автоматизированных информационных систем.



Автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС) – это автоматизированные информационные системы, предназначенные для сбора, хранения, поиска и выдачи в требуемом виде потребителям информации справочного характера. ^ Комплекс средств автоматизации (КСЛ) — совокупность всех компонентов АС, за исключением персонала.

Пользователь АС — лицо, участвующее в функционировании АС или использующее результаты ее функционирования.

В зависимости от характера обработки данных АИС (Здесь и далее на основании вышеприведенных объяснений и во избежание разночтений терминов «информационная система» и «авто­матизированная система» используется термин «автоматизированная информационная система, АИС») делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систе­матизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользова­теля без сложных преобразований данных. Например, ИС биб­лиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.

Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму.

По характеру использования выходной информации такие системы принято делитьна управляющие и советующие. Результирующая информация управляющих АИС непосредственно трансформиру­ется в принимаемые человеком решения. Для этих систем свойст­венны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных, например АИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета. Советующие АИС вырабатывают информа­цию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных (например, экспертные системы).

В зависимости от сферы применения различают следующие классы АИС:
^ Системы организационного управления предназначены для ав­томатизации функций управленческого персонала как промыш­ленных предприятий, так и непромышленных объектов (гости­ниц, банков, магазинов и пр.). Основными функциями подоб­ных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное пла­нирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

^ Системы управления технологическими процессами (ТП) слу­жат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (тем­пературы, давления, химического состава и т. п.), процедур кон­троля допустимости значений параметров и регулирования тех­нологических процессов.

^ Системы автоматизированного проектирования (САП Р) пред­назначены для автоматизации функций инженеров-проектиров­щиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники, сооружений или технологий. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, созда­ние графической документации (чертежей, схем, планов), созда­ние проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

^ Интегрированные (корпоративные) АИС используются для ав­томатизации всех функций фирмы (корпорации) и охватывают весь цикл работ — от планирования деятельности до сбыта про­дукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работаю­щих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.
Анализ современного состояния рынка АИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные систе­мы организационного управления. Причем продолжает расти спрос именно на интегрированные системы. Автоматизация от­дельной функции, например, бухгалтерского учета или сбыта го­товой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.

В зависимости от особенностей автоматизированной профессиональной деятельности можно выделить следующие АИС:

Системы поддержки принятия решений (СППР) являются достаточно новым классом АИС, теория создания которых в настоящее время интенсивно развивается. СППР называется АИС, предназначенная для автоматизации деятельности конкретных должностных лиц при выполнении ими своих должностных (функциональных) обязанностей в процессе управления персоналом и (или) техническими средствами.

^ Автоматизированные информационно-вычислительные системы (АИВС) предназначены для решения сложных в математическом отношении задач, требующих больших объемов самой разнообразной информации. Таким образом, видом деятельности, автоматизируемом АИВС, является проведение различных (сложных и "объемных") расчетов. Эти системы используются для обеспечения научных исследований и разработок, а также как подсистемы АСУ и СППР в тех случаях, когда выработка управленческих решений должна опираться на сложные вычисления.

^ Система автоматизации проектирования (САПР) – это автоматизированная информационная система, предназначенная для автоматизации деятельности подразделений проектной организации или коллектива специалистов в процессе разработки проектов изделий на основе применения единой информационной базы, математических и графических моделей, автоматизированных проектных и конструкторских процедур. САПР является одной из систем интегральной автоматизации производства, обеспечивающих реализацию автома­тизированного цикла создания нового изделия от предпроектных научных исследований до выпуска серийного образца.

В области экономики САПР могут использоваться при проектировании экономических информационных систем и их элементов. Кроме того, технология САПР может обеспечить создание автоматизированной системы отображения обстановки на экране в процессе ведения экономических операций в ходе деловых игр различных типов.

^ Проблемно-ориентированные имитационные системы (ПОИС) предназначены для автоматизации разработки имитационных моделей в некоторой предметной области. Например, если в качестве предметной области взять развитие автомобилестроения, то любая модель, создаваемая в этой предметной области, может включать стандартные блоки, моделирующие деятельность предприятий, поставляющих комплектующие; собственно сборочные производства; сбыт, обслуживание и ремонт автомобилей; рекламу и др. Эти стандартные блоки могут строиться с различной детализацией моделируемых процессов и различной оперативностью расчетов. Пользователь, работая с ПОИС, сообщает ей, какая модель ему нужна (т. е. что необходимо учесть при моделировании и с какой степенью точности), а ПОИС автоматически формирует имитационную модель, необходимую пользователю.

^ Автоматизированные системы обучения (АСО) предназначены для автоматизации подготовки специалистов с участием или без участия преподавателя и обеспечивающих обучение, подготовку учебных курсов, управление процессом обучения и оценку его результатов. Основными видами АСО являются автоматизированные Системы программного обучения (АСПО), системы обеспечения деловых игр (АСОДИ), тренажеры и тренажерные комплексы (ТиТК).

Автоматизированная система обеспечения деловых игр предназначена для подготовки и проведения деловых игр, сущность которых заключается в имитации принятия должностными лицами индивидуальных и групповых решений в различных проблемных ситуациях путем игры по заданным правилам.

Автоматизированные системы дистанционного обучения предназначены для подготовки студентов, школьников, специалистов при их удалении от образовательных центров.

В настоящее время существует два подхода к построению АИС: позадачный и процессный.
Первый подход, исторически появившийся ранее, базируется на функциональной модели управления предприятием, отражающей выполнение сотрудниками своих должностных обязанностей согласно целям и функциям управления. В структуре таких ИС выделяют: функциональную часть, отражающую цели и задачи управления, и обеспечивающую часть, содержащую средства решения задач.
В соответствии с данным подходом информационная система создается как инструмент, предназначенный для автоматизации функций управления, типовыми среди которых являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, регулирование. Для реализации одной функции или ее части создаются функциональные подсистемы, например, планирования, учета, финансов, оперативного управления и т.д. Функциональные подсистемы состоят из комплексов функциональных задач – например, подсистема административного управления может состоять из следующих комплексов: хозяйственное планирование, управление кадрами и т.д.

Обеспечивающая часть ИС состоит из информационного, программного, технического, организационного обеспечения и т.д.

Информационное обеспечение (ИО) – это комплекс методов и средств по размещению и формам организации информации, включающий в себя совокупность показателей, классификаторов и кодовых обозначений, систем документации, файлов информации в базах данных и базах знаний, а также персонал, обеспечивающий преобразование информации в АИС.

Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, инструктивных материалов и персонала, который обслуживает эту технику.

Программное обеспечение – это совокупность программных средств для реализации задач управления с использованием вычислительной техники. В состав программного обеспечения входят общесистемные программные средства, инструментальные средства и прикладные программные средства.

Прикладное программное обеспечение включает: пакеты прикладных программ, системы управления базами данных, интеграторы и другие (подобные) прикладные программные системы.

При позадачном подходе к управлению ИС есть не что иное, как множество связанных между собой АРМ, обслуживающих различные уровни управления. Структура сети АРМ отражает в большинстве случаев организационную структуру управления предприятия.

Однако позадачный подход в управлении обладает рядом недостатков, среди которых в первую очередь можно назвать: во-первых, размытость, а иногда и отсутствие ответственности на различных стадиях производства и реализации продукции за конечный результат управления; во-вторых, сложность увязки всех функций производства и управления в единую технологию и т.д.

В настоящее время постепенно развивается новый подход к управлению – процессный. Этот подход ориентирует на управление не отдельными структурными подразделениями предприятия, выполняющими свои функциональные обязанности, а сквозными бизнес-процессами.

Под бизнес-процессом понимается совокупность действий, выполнение которых позволяет получить конечный результат (товар или услугу).

Бизнес-процессы состоят из бизнес-операций, выполняемых с помощью АРМ. Каждый бизнес-процесс характеризуется определенным во времени началом и концом, интерфейсом с другими процессами. Например, бизнес-процесс «Производство» обслуживают специалисты из производственного, финансового и других отделов.

Какой бы подход к построению АИС не был выбран, функциональная и обеспечивающая части не исчезают.Содержательную компоненту АИС составляют функциональные подсистемы, включающие комплексы относительно взаимосвязанных задач, реализующих функции системы управления. При этом под задачей понимается получение выходной информации из множества входных данных (например, составление расчетно-платежной ведомости по учету заработной платы, получение оборотной ведомости по движению материалов и т.д.).Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия.

Функциональные подсистемы АИС могут строиться по различным принципам:
предметному; функциональному; проблемному;смешанному (предметно-функциональному).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.012 с.)