ТОП 10:

Факторы общения: опрашиваемый, интервьюер, обстановка опроса.



Любой опрос – это «вербальное поведение в определенных условиях», и на его исход влияет большое количество прямых и косвенных факторов.

 

Об опрашиваемом:

Причины, заставляющие человека соглашаться на участие в опросе:

- рефлекс вежливости (индивидуально-личная причина);

- желание повлиять на что-либо (сугубо социальный акт), меньше всего отказов;

- желание, потребность высказаться.

 

Типичные обоснования отказа:

1. Вдруг скажу что-нибудь не так.

2. Жалко тратить время.

3. Отвечать откровенно опасно.

 

Недостаток времени – чаще всего просто отговорка. Всевозможные страхи, начиная от нежелания выставлять себя напоказ в неблагоприятном свете и до опасения расплаты за собственную откровенность. Опрашиваемый - ведомый, и боится попасть впросак. Тревога, неуверенность в себе возникает у каждого пятого человека, к которому обращается интервьюер. Респондент не знает правила игры. Неуверенные в себе респонденты предпочитают заочные методы опроса – телефон, почта и газета.

 

Разные группы по-разному воспринимают каждый способ коммуникации: опрос-анкетирование подразделяют на прессовый, почтовый и групповой, интервью – телефонное и личное.

 

Более уверены в себе молодые люди. Нежелание участвовать в опросах прямо пропорционально возрасту.

 

Нежелание отвечать по политической проблематике связано с отношением к власти, из соображений политической безопасности, в силу неприязни к представителям официоза.

Наблюдается увеличение доли женщин среди отказников, лиц старших возрастов (40-50-летних), образованных людей.

Социологи обобщают интервьюируемых, исходя из моделей их поведения в ходе опроса («робкий», «нерешительный», «болтун», «спорщик», «шутник»).

 

 

«Робкий» боится не знать ответ или ответить «плохо». «Нерешительный» будет долго тянуть с ответом, «болтуна» нужно удержать в рамках темы, со «спорщиком» не вступать в дискуссии. «Шутник» - качество, которое обнаруживается чаще всего в письменных анкетах. «Уверенный в себе» говорит без затруднений, но при этом может давать ответы, которые при дополнительных вопросах не выдерживают критики.

 

Исследователь ОМ и психолог Г.Хаймэн выделил две модели поведения опрашиваемого: в одном случае он думает, как выполнить стоящую перед ним задачу, во втором он заботится больше об отношениях с интервьюером. В первом случае возрастает достоверность, во втором – количество материала, но падает качество.

Об интервьюере:

Интервьюер – второй участник опроса. От него зависит, дойдёт ли дело до самих вопросов, и насколько серьёзно к ним отнесутся. От того, что и как он говорит, зависит оценка респондентом всей ситуации опроса.

 

Деятельность анкетёра должна быть чётко регламентирована, а перед опросом он должен пройти инструктаж. Масштабы опросов и их периодичность заставляют прибегать к помощи непрофессионалов – тем важнее их обучение. В современных центрах их очень много.

 

Анкетёр должен быть внимательным, вежливым, уметь вызвать интерес опрашиваемого к беседе, объяснить, что речь идёт не об экзамене, что нет правильных и неправильных ответов, что все его ответы интересны. Сходство интервьюера с опрашиваемым по полу, возрасту, образованию и расе, хотя и не увеличивает достоверность ответов, всё же улучшает атмосферу интервьюирования.

 

На обстановку опроса влияет присутствие лиц, не участвующих в работе. Прямые помехи – посторонние разговоры, «заражение» общим отношением к опросу, внушение чувства опасности, и косвенные – вызывающее содержательное изменение ответов под влиянием присутствия третьих лиц, особенно близких. Поэтому одно из важнейших требований к проведению опроса – возможность поработать наедине с респондентом.

 

Лучше всего справляются с ролью интервьюера женщины 45-55 лет.

Понятие и структура СМИ

СМИ - система органов публичной передачи информации с помощью технических средств

Структура СМИ:

1) печатная пресса – газеты, журналы, еженедельники, бюллетени и т.д.

2) аудиовизуальные СМИ – радио, ТВ, документальное кино, видеовещание.

3) информационные службы – телеграфные агентства, рекламное бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью и т.д.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.38.146 (0.005 с.)