Сфера деятельности Дианетики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сфера деятельности Дианетики



Наука о разуме - цель, которая привлекает тысячи поко­лений людей. Армии, династии и целые цивилизации исчезли с лица Земли из-за отсутствия этой науки. Рим превратился в пыль, потому что ее не было. Китай утопает в крови по этой же причине. В арсенале человечества хранится атомная бомба, готовая к действию, из-за пренебрежения этой наукой.

Никакие другие исследования не велись столь неистово. Ни одно первобытное племя, независимо от степени своего невежества, не упустило случая распознать тот факт, что проблема действительно существует. Никто не упустил воз­можности хотя бы попытаться сформулировать этот вопрос. Сегодня австралийский абориген заменяет науку о разуме “волшебным лечащим кристаллом”. Шаман Британской Гви­аны делает все, чтобы подменить подлинные законы разума своими монотонными песнями и священной сигарой. Барабан гольдского шамана заменяет технологию излечения недостат­ка душевного спокойствия его пациентов.

Просвещенный золотой век Древней Греции в своей лечебнице для душевнобольных в храме Асклепия не имел ничего кроме суеверий. Все, что римляне могли сделать для спокойствия больных, - это взывать к пенатам1 или приносить жертвы Фебрис, богине лихорадки. И столетия спустя английский король мог очутиться в руках экзорсистов2, которые пытались вылечить его горячку изгнанием злых духов.

С древних времен и до наших дней и в самых примитив­ных племенах, и в наиболее развитых цивилизациях люди приходили в состояние испуганной беспомощности, сталкива­ясь с феноменом странных заболеваний или аберраций3. Их безнадежные попытки вылечить человека лишь слегка изме­нялись на протяжении всей истории. И до нашего времени процентное соотношение выздоровевших постоянно как для психиатра, так и для шамана, которые сталкиваются с одина­ковыми проблемами. По словам одного современного писате­ля, единственным шагом вперед в психиатрии являются чистые комнаты для душевнобольных. С точки зрения жесто­кости лечения сумасшедших методы шамана или Бедлама4 оставлены далеко позади “цивилизованной” технологией уничтожения нервных клеток. Сегодня применяют шоковую терапию и хирургическое вмешательство - методы, которые не оправдываются полученными результатами и которых не потерпели бы даже в самом жестоком первобытном обществе, потому что эти приемы низводят жертву до уровня зомби5, уничтожая ее как личность, лишая высоких стремлений, превращая в послушное животное. Мы далеки от обвинения практики “нейрохирурга” с его шилом, которое он вонзает и проворачивает в умах сумасшедших, эти примеры приведены здесь исключительно для демонстрации глубины отчаяния, которое человек может ощутить, когда он встречается с проблемой умственных отклонений, которая кажется ему неразрешимой.

1 пенаты боги домашнего очага у древних римлян

2 экзорсмст: человек, умеющий, по мнению суеверных людей, изгонять нечистую

3 аберрация: отклонение от рационального мышления или поведения. Противоположностью аберрации является психическое здоровье.

4 Бедлам: больница Святой Марии в Ветлахеме, Англия — сумасшедший дом

5 зомби: считается, что в некоторых африканских странах колдуны могут доводить людей до состояния “зомби”, в котором человек становится крайне апатичным, теряет способность рассуждать, действовать рационально м выполняет все приказы колдуна

В более широких кругах обществ и наций недостаток науки о разуме никогда не был столь очевиден. Точные науки, стихийно развиваясь, ушли далеко вперед по сравнению со способностью людей понимать друг друга и вооружили нас ужасным оружием, которое только и ждет следующей исте­рической вспышки войны.

Это непростые проблемы: их встречает на своем пути каждый. Пока человек понимает, что его единственное пре­восходство над царством животных - разум, пока он понимает, что только разум - его единственное оружие, он исследует, размышляет и строит постулаты, пытаясь найти правильное решение.

Подобно мозаике, разбросанной беззаботной рукой, урав­нения, которые могли бы привести к созданию науки о разуме и поднять ее до уровня самой главной научной дисциплины Вселенной, перемешивались снова и снова. Иногда два фраг­мента соединялись; иногда, как это было в золотой век Древней Греции, выстраивалась целая секция. Философ, ша­ман, знахарь, математик - каждый смотрел на свои кусочки. Некоторые думали, что это кусочки разных мозаик. Другие уверяли, что все они - часть одной мозаики. Некоторые предполагали, что всего существовало шесть мозаик, другие уверяли, что только две. А войны продолжались, общества приходили в упадок и исчезали, и множество ученых томов было написано о постоянно увеличивающихся ордах безум­цев.

С методами Бэкона и с математикой Ньютона тонные науки продвигались вперед, расширяя свою территорию и укрепляя рубежи. И только изучение разума плелось далеко позади, как батальон дезертиров, не заботящихся о том, сколько флангов союзников они обнажают для нападения противника.

Но в конце концов, в каждой мозаике существует конеч­ное число кусочков. До и после Фрэнсиса Бэкона, Герберта Спенсера и горстки других, маленькие секции были собраны воедино, множества достойных внимания фактов было заме­чено.

Для того, чтобы не заблудиться в тысячах вариаций, из которых состояла эта мозаика, нужно было всего-навсего уметь отличать добро от зла, правду от лжи и использовать людей и природу как лабораторию.

Что должно входить в науку о разуме? Г. Ответ о том, что есть цель мышления.

2. Открытие единственного источника всех психозов6, неврозов7, компульсий8, репрессий9 и общественных отклонений.

3. Неизменное научное доказательство фундаментальной природы и принципов работы человеческого разума.

4. Методы, при помощи которых найденный единствен­ный источник всех проблем был бы обязательно уст­ранен, и искусство применения этих методов. Мы, естественно, исключаем умственные помешательства, связанные с увечьями, повреждениями мозга и пато­логическими отклонениями в нервной системе, ис­ключаем тех, кто был изувечен врачебным вмешательством в работу мозга путем уничтожения его частей.

5. Методы предупреждения психических расстройств.

6. Причины возникновения и способы лечения всех пси­хосоматических10 недугов, которые составляют при­мерно 70% общего числа заболеваний. Такая наука превзошла бы все самые строгие требования, которые могли быть предъявлены к ней в любом веке. Наука о разуме должна достигать всех этих целей, и факты показы­вают, что это так и происходит.

6 психоз: серьезная форма психического отклонения или болезни.

7 невроз: состояние повышенной чувствительности, при котором конфликты и эмоции мешают раскрыться способностям человека и вредят его здоровью.

8 компульсия: непреодолимое побуждение совершать нерациональные действия.

9 репрессия: команда о том, что организм обязан чего-то не делать.

10 психосоматический: слово “психо” относится к разуму, а “соматика” — к телу. Термин “психосоматический” означает, что разум делает тело больным, что физиче­ские заболевания происходят из-за отклонений в работе разума

Наука о разуме, которая действительно достойна этого названия, должна быть сравнима с химией и физикой в степени своей экспериментальной точности. В ее законах не должно быть исключений. Не должно также возникать необходимости ссылаться на авторитеты. Ведь атомные бомбы взрываются без разрешения Эйнштейна - это происходит по законам природы. При помощи технологии, выработанной на основе законов природы, специалисты могут сделать одну или миллион атом­ных бомб, и все они будут одинаковыми.

После того, как аксиомы и технология были бы сформу­лированы и работали бы как целостная наука о разуме на том же уровне точности, что и точные науки, можно было бы обнаружить пункты соприкосновения почти с каждой школой мышления о познании мира, которая когда-либо, существова­ла. Это опять-таки достоинство, а не недостаток науки о разуме.

Дианетика действительно обладает следующими свойствами:

1. Это четко организованная наука о мышлении, постро­енная на точных аксиомах (утверждение законов при­роды на уровне точных наук).

2. Она содержит терапевтический метод, при помощи которого могут быть вылечены все умственные расстройства неорганического происхождения и также все психосоматические заболевания органического харак­тера с гарантией полного выздоровления в любом случае.

3. Она открывает в человеке рациональность и способ­ности намного выше средних, при этом обогащая, а не уничтожая личность и ее жизненную энергию.

4. Дианетика дает исчерпывающее представление о полном умственном потенциале человека, обнаруживая при этом, что он более значителен, чем предполагалось.

5. Исходная природа человека открыта Дианетикой, а не просто угадана или дана как постулат. Эта исходная природа может быть полностью введена в действие в любом человеке. Человек в своей основе - хороший.

6. На основе клинических и лабораторных исследований Дианетика обнаружила единственный источник ду­шевных расстройств.

7. Дианетика установила полную меру возможностей и объема человеческой памяти.

8. Дианетика установила полную записывающую спо­собность разума, обнаружив при этом значительное отличие от бытовавших ранее предположений.

9. Дианетика выдвигает немикробную теорию заболева­ний, дополняя биохимию и работы Пастера по микро­бной теории, обобщая знания в этой области.

10. С появлением Дианетики прекращается “необходи­мость” уничтожения мозга шоками и хирургией, ко­торые применяются для управления пациентами и “регулирования” их поведения.

11. Дианетика дает действенное объяснение физиологиче­ских эффектов применения наркотиков, лекарств и эндокринных веществ, а также дает решения многих проблем, над которыми работает эндокринология.

12. Дианетикой обогащены различные исследования в области образования, социологии, политики, в воен­ном деле и в других науках.

13. Дианетика расширила цитологию" и другие исследо­вания.

Все перечисленное - набросок возможного поля деятель­ности науки о разуме. Это также конкретное определение Дианетики и сферы ее действия.

11 цитология: наука о клетках.


КНИГА ПЕРВАЯ ГЛАВА ВТОРАЯ

КЛИР1

В Дианетике человек в его оптимальном состоянии называется клир. Это слово будет часто встречаться в книге, как в форме существительного, так и глагола (“клировать”). Поэтому не будет лишним, если мы уже в начале книги подробно рассмот­рим, что же такое клир - главная цель Дианетики.

Если обследовать клира на предмет наличия аберраций (психозов, неврозов, компульсий и репрессий), а также забо­леваний, которые мы называем психосоматическими, то ока­жется, что у него нет и следа подобных расстройств или аберраций. Дополнительные исследования показывают, что его интеллектуальный уровень гораздо выше среднего, а наблюдения за его деятельностью выявляют ярко выражен­ную направленность жить энергично и с удовольствием.

Те же результаты дают сравнительные исследования. На­пример, у неврастеника с набором психосоматических забо­леваний обнаруживаются при обследовании все эти аберрации и нарушения. После того, как он получает Дианетическую терапию, неврозы и болезни пропадают. Затем он снова подвергается тщательному осмотру, который подтверждает, что неврозы и болезни действительно исчезли. Эксперимент проводился много раз с неизменными результатами. Лабора­торные исследования подтверждают, что все люди, чья нервная система не имеет органических повреждений, реагируют одинаково на Дианетическую терапию, которая называется “клиринг”.

Клир обладает качествами (фундаментальными и насле­дуемыми), которые далеко не всегда бывают у не-клира, о существовании которых в человеке даже не подозревали, и они не были предметом рассмотрения при обсуждении его способностей и действий.

Прежде всего это относится к восприятию мира. Даже так называемые “нормальные” люди не всегда различают” все цвета, воспринимают все звуковые тона или испытывают во всей полноте вкусовые, обонятельные и осязательные ощуще­ния.

Это - основные каналы общения с ограниченным миром2, который большинство людей воспринимают как реальность. Интересно отметить, что хотя в прошлом наблюдатели и считали восприятие окружающего абсолютно необходимым условием нормальности, вместе с тем не существовало ни одного определения того, как, собственно, это делается. Для того, чтобы воспринимать реальность в настоящем времени3, человек, конечно, должен получать ее по коммуникационным каналам, используемым наиболее часто в его каждодневной жизни.

Любое из человеческих ощущений может быть аберрировано, т.е. искажено психическими расстройствами, которые препятствуют возможности переработки этих ощущений ана­литической частью ума. Другими словами, в то время, как механизм цветового восприятия исправен, какой-то участок в сознании уничтожает цвета до того, как он оказывается в состоянии увидеть предмет. Есть разные градации дальтониз­ма: цвета кажутся менее сочными, потом блеклыми и в худшем случае полностью отсутствуют. Любой из нас знаком с людьми, которые не приемлют “кричащие” цвета” и с другими, для которых эти же цвета оказываются недостаточно яркими, чтобы их заметить. Эти различные степени цветовой слепоты никогда не рассматривались как фактор, зависящий от умст­венной деятельности. В лучшем случае им давали туманные определения, как некому свойству восприятия. Или же их вообще не замечали.

1 клир: человек без аберраций. Он рационален, поскольку приходит к наилучшим возможным решениям, основываясь на имеющихся данных и на собственной точке зрения. Клир не имеет инграмм, которые могли бы быть рестимулированы и нарушили бы правильность его расчетов, внося в них скрытую и неверную информа­цию. Состояние клир является целью Дианетической терапии. Терпение и немного учебы помогут достичь этой цели. Термин происходит от английского слова “clear”, что значит “ясный”, “чистый”

2 ограниченным мир: мир, который можно почувствовать посредством обычных средств восприятия. Мир, который не включает в себя ничего сверхъестественного.

3 настоящее время: время сейчас, в данный момент. Оно становится прошлым с той же скоростью, с которой мы за этим наблюдаем. Обычно применяется для обозначения окружающей среды сейчас, чтобы подчеркнуть отличие от прошлого или будущего.

Существуют люди, которых беспокоят звуки и которым, например, настойчивое завывание скрипки очень напоминает сверление их барабанных перепонок механической дрелью. Также существуют люди, на которых 50 скрипок, играя очень громко, оказывали бы успокаивающее влияние. Существуют также те, кто во время скрипичной музыки проявляет отсут­ствие всякого интереса и скуку. Есть также и такие, для которых звук скрипки, независимо от того, насколько вирту­озной может быть мелодия, кажется монотонным. Эти разли­чия в восприятии звука (соник), цвета и другие визуальные ошибки были приписаны врожденным качествам, органиче­ским недостаткам иди вообще не принимались во внимание.

Таким, же образом, у разных людей сильно различаются обонятельные, осязательные, органические ощущения, чувст­во боли и земного притяжения. Бегло проверив на этот предмет ваших друзей, вы обнаружите огромные различия в восприятии одинаковых раздражителей. Одному аромат ин­дейки в духовке кажется восхитительным, другой остается к нему безразличным, а третий вообще его не чувствует. А еще кто-то возьмется доказывать, что индейка в духовке пахнет в точности как масло для волос, если уж прибегать к чрезмер­ным выражениям.

До тех пор, пока мы не получили клиров, причина этих различий оставалась загадкой, так как в большинстве случаев такие резкие отличия в количестве и качестве восприятия являются следствием аберрации. Как следствие приятных моментов, пережитых в прошлом, и врожденной чувствитель­ности в восприятиях клиров тоже будут существовать некото­рые различия. Ощущения клиров не должны автоматически приниматься за стандарт, этот унылый и раздражающий

средний показатель, к которому так стремились доктрины прошло­го. Клир получает максимальное восприятие в соответствии со своим желанием. Горящий порох для него все еще пахнет опасностью, но этот запах не вызывает больше тошноты. Жареная индейка благоухает, если он голоден и любит индюшатину. Тогда она действительно пахнет очень-очень хорошо. Скрипичные мелодии не монотонны и не мучительны. Клир может наслаждаться ими, если любит скрипичную музыку, что является делом вкуса. Если скрипка не доставляет удовольст­вия, тогда ему могут понравиться ударные инструменты, саксофон или, по настроению, отсутствие музыки вообще.

Другими словами, мы имеем дело с двумя переменными. Одна из них, самая дикая, вызывается аберрацией. Другая, значительно более рациональная и понятная, - результат различия характеров.

Таким образом, восприятие аберрированного человека (не клира) сильно отличается от ощущений клира (неаберри­рованного человека).

Физическое состояние органов восприятия обусловливает возможный характер ошибок. Незначительное количество этих ошибок связано с органическими повреждениями: про­битая барабанная перепонка не является полноценным звуко­записывающим механизмом. Причина большинства ошибок - психосоматические отклонения.

Очки красуются на носах огромного количества людей, даже дети носят очки. В большинстве случаев этим преследу­ется цель исправить определенное состояние, в то время как сам организм борется за то, чтобы его сохранить. Зрение с появлением очков ухудшается не из-за самих очков, а по психосоматическим причинам. Это наблюдение можно попы­таться оспорить с таким же основанием, как утверждение, что яблоко, падающее с дерева, обычно подчиняется законам земного тяготения. Если зрение аберрированного человека было плохим, то в состоянии клир оно обычно заметно улучшается и, если уделять этому некоторое внимание, со временем исправляется полностью. (Вопреки нападкам оку­листов на Дианетику нужно отметить, что это приносит им немалую выгоду, так как известны случаи, когда клиры в процессе терапии должны были покупать 5 пар очков одну за другой, поскольку их зрение улучшалось. Многие люди, ставшие клирами довольно поздно, останавливаются в исправ­лении зрения немного ниже оптимального уровня).

Зрение аберрированного человека ухудшается на органи­ческом уровне за счет его аберрации; таким образом, органы восприятия теряют возможность функционировать нормаль­но. С устранением аберрации, как показали многочисленные исследования, организм предпринимает героические усилия по возвращению к норме.

Органические изменения слуха, так же как и других каналов восприятия, бывают самыми различными. Отложения кальция, например, могут вести к назойливому звону в ушах. Устранение аберрации позволяет организму осуществлять саморегуляцию для достижения наилучшего возможного со­стояния: отложения кальция исчезают, звон в ушах прекра­щается. Кроме этого весьма специфического случая существует громадный диапазон состояний слуха на органи­ческой основе. Органически, так же как и аберрационно, слух может изменяться, становясь заметно тоньше или, наоборот, сильно притупляясь, так что один человек в состоянии услы­шать шаги за квартал и не считает это необычным, а другой не слышит барабана, грохочущего у него под окном.

Тот факт, что степень восприятия у людей различна по причине аберрации и психосоматических отклонений - это еще наименее значительное из открытий, описанных здесь. Гораздо более фантастичной в своем бесконечном разнообра­зии у разных людей является способность вспоминать.

При наблюдении за клирами и аберрированными был открыт совершенно новый процесс вспоминания, который всегда существовал, но никогда не был замечен. Его проявле­ния в полной форме возможны лишь у небольшой части аберрированных людей. Он, однако, является обычным для клира. Никто, безусловно, не собирается упрекать ученых прошлого в недостаточной наблюдательности. Мы имеем дело с совершенно новым и доселе не существовавшим объектом наблюдения - клиром. То, что клир в состоянии делать запросто, многие люди в прошлом тоже иногда делали, но частично.

Существует врожденная (не благоприобретенная) способ­ность механизма памяти, которая обозначается в Дианетике термином “возвращение”. Это слово употребляется в своем обычном словарном смысле с добавлением того, что ум обладает нормальной функцией вспоминания - может “посы­лать” часть сознания в период прошлого на умственной либо одновременно на умственной и физической основах. Так человек может снова пережить инциденты, которые случились в прошлом, с теми же ощущениями, которые он тогда имел. В свое время искусство, известное как гипнотизм, применяло так называемый процесс “регрессии”. Гипнотизер отправлял своего пациента назад в прошлое одним из двух способов. Это делалось при помощи введения в транс, наркотиков и доволь­но сложной технологии. Человек под гипнозом мог оказаться в прошлом “полностью” и подавать все признаки пребывания в том возрасте, куда он был возвращен, проявлять только те способности и испытывать те впечатления, которые он имел в тот момент. Это было названо “ревификацией” - “повторным переживанием”. Регрессия отличалась от первого способа тем, что часть сознания оставалась в настоящем времени, а другая часть возвращалась в прошлое. Считалось, что эти способности ума присущи исключительно гипнотизму и используются только этим искусством, которое уходит корнями в тысячелетия и существует сегодня в Азии в том же самом виде, что и в незапамятные времена.

Замена термина “регрессия” на “возвращение” производится по той причине, что это два разных понятия, а также потому, что слово “регрессия” имеет некоторую отрицательную окраску и для многих людей это затруднило бы его применение. “По­вторное переживание” заменяет в Дианетике “ревификацию”, потому что Дианетика объясняет принципы гипнотизма, но не применяет их в своей терапии. Но об этом позже.

Итак, разум обладает еще одной способностью вспоми­нать. Часть сознания в состоянии “возвратиться” в прошлое и пережить во всех деталях какие-то его моменты, даже когда человек бодрствует. Если хотите убедиться, проверьте это на нескольких людях, пока не найдете человека, которому это легко сделать. Полностью отдавая себе в этом отчет, он сможет “вернуться” в моменты своего прошлого. Пока вы его не попросили об этом, он, может быть, даже не подозревал, что в состоянии это сделать. А если отдавал себе отчет в этой способности, то, наверное, предполагал, что все вокруг тоже это умеют делать (такого рода предположения как раз и мешали вытащить на свет спрятанную информацию). Он может возвратиться к моменту, когда он однажды плавал и полностью воскресить все, что он тогда слышал, видел, обо­нял, осязал и так далее.

Однажды некий ученый муж потратил несколько часов, доказывая собравшимся, что повторно ощутить, например, запах из прошлого невозможно, поскольку “неврология дока­зала, что обонятельные нервы не соединяются с таламусом” (часть мозга, где расположены нервы, ответственные за ощу­щения). Двое из слушателей обнаружили в себе способность к возвращению, но несмотря на это, джентльмен настаивал на своем. Проверка всех присутствующих показала, что, незави­симо от способности возвращаться, половина из них могла вспомнить запах, вдохнув его снова.

Возвращение - это полное действие образной памяти. Память в целом в состоянии заставить органы опять почувствовать раздражители, воздействие которых было испытано в прошлом. Частичное возвращение не редкость, но и не на­столько часто, чтобы его можно было назвать обычным явлением. В связи с тем, что данное явление достаточно распространено, возникает необходимость изучать это свой­ство, так как проявления его довольно разнообразны.

Восприятие настоящего - это одна сторона восприятия реальности. Однако если человек не может смотреть в лицо прошлому, это означает, что он в какой-то мере уже пасует перед действительностью. Если согласиться, что необходимо смело смотреть в лицо жизни, тогда приходится не бояться заглядывать и в прошлое, если человек хочет считаться вполне здоровым, по современному определению. Быть лицом к лицу со вчерашним днем требует определенной способности вспо­минать. Но сколько существует различных способов помнить?

Прежде всего, это именно возвращение. Это в самом деле нечто новое. Возвращение дает возможность просмотра дви­жущихся картинок и ощущений, записанных в момент, когда происходили события и эти ощущения переживались впервые. Человек может также возвратиться к прошлым выводам и фантазиям. Эта способность возвращаться в прошлое, к месту, где нужная информация была воспринята в первый раз, оказывает большую помощь в учебе, исследовательской дея­тельности и повседневной жизни.

Далее идут более привычные виды памяти. Оптимальным проявлением является метод возвращения одного или не­скольких чувств восприятия, причем сам человек остается в настоящем времени. Иными словами, некоторые люди, думая о розе, эту розу видят во всем цвете, чувствуют ее запах и ощущают ее вплоть до шипов. Их умственное зрение обладает способностью воспроизводить цвета ярко и отчетливо. Думая о розах, люди на самом деле воскрешают в памяти какую-ни­будь одну конкретную розу.

Эти люди, думая о корабле, увидели бы один, вполне определенный, почувствовали бы его покачивание, запах со­сновой смолы или даже менее аппетитные ароматы, услышали бы все звуки. Корабль предстал бы перед ними во всем великолепии красок и звуков.

Эти способности у аберрированых людей проявляются очень по-разному. Если попросить подумать о розе, то одни ее могут только представить. Другие чувствуют запах, но не видят сам цветок. Перед третьими она является бесцветной или в очень блеклых тонах. Если попросить их подумать о корабле, некоторые аберрированные люди видят только пло­ское, безжизненное изображение типа фотографии или кар­тины. Другие видят судно в движении, без цвета, но с полным звуком. Некоторые слышат звуки, но ничего не видят. Неко­торые просто думают о корабле, как о предмете, который существует и о котором они знают, но они не в состоянии по памяти его видеть, слышать, чувствовать, ощущать его запах и т.д.

Некоторые наблюдатели в прошлом называли это “игрой воображения”, но этот термин так мало способен передать звук или прикосновение, органические ощущения и боль, что Дианетика вводит специальный термин - “рикол”4. Ценность рикола в жизни раньше привлекала так мало внимания, что общая концепция его даже не была сформулирована. Поэтому он описывается здесь довольно подробно.

Исследовать рикол просто. Если вы расспросите друзей об их способностях, вы получите замечательное представле­ние, насколько они разнятся у разных людей. У кого-то один рикол, у кого-то другой. У кого-то его вообще нет, но этот человек действует исключительно на основе концепции рико­ла. Проверяя своих друзей на предмет риколов, помните, что любое восприятие регистрируется в памяти, а следовательно, имеет рикол, включающий в себя болевые, температурные, ритмические, вкусовые, весовые ощущения и восприятия зрения, звука, осязания и обоняния.

Дианетические названия этих риколов: визио или видео (зрение), соник (звук), осязание, обоняние, ритмика, кинестетика (вес и движение), соматика (боль), термальные (температура) и органические (внутренние ощущения и, по новому определению, эмоции).

Существует набор других видов умственной деятельности под названием “творческое воображение” и “воображение”, которые также представляют неистощимый материал для ис­следований.

Воображение - это рекомбинация того, что человек ощу­щал, думал или рассчитал своим умом, и того, что не обяза­тельно существует. Для разума - это способ предвидеть желанные цели и предсказывать будущее. Воображение играет чрезвычайно важную роль как в умственной деятельности, так и при решении повседневных проблем. То, что это лишь рекомбинация, никоим образом не умаляет красоту и слож­ность данного феномена.

Клир использует свое воображение во всей его полноте. В сознании существуют как бы модели для представления образа, запаха, вкуса, звука - короче, для каждого из воз­можных ощущений. Эти отпечатки изготовлены на основе готовых стереотипов в банке памяти, объединенных концеп­туальными идеями и структурами. Новые построения, завтра с точки зрения сегодняшнего дня, будущий год с точки зрения прошедшего, удовольствия, действия, которые надо предпри­нять, несчастные случаи, которых следует избежать, — все это функции воображения.

Клир обладает полным восприятием цвета в его визио-риколе, тона в сонике, тактильными, обонятельными, ритмиче­скими и всеми остальными видами восприятия. Если попросить его представить себя в карете, запряженной четвер­кой лошадей, он “видит” экипаж в движении и цвете, “слы­шит” все звуки, которые должны были бы раздаваться, он “чувствует” возможные запахи и даже “ощущает” обивку сидения, движение кареты и свое присутствие в ней.

4 рикол: воскрешение в памяти различных видов ощущений из прошлого. Проис­ходит от английского слова “recall”, что значит “вызвать из прошлого*.

В дополнение к обычному воображению существует еще и творческое воображение. Это качество присуще людям в разной мере. Некоторые обладают им в громадной степени. Здесь говорится о нем не потому, что это часть ума, с которой обычно имеет дело Дианетика, а потому, что это - отдельно существующий феномен. В клире, который обладал творче­ским воображением в прошлом, когда он был аберрирован­ным, даже если оно было тогда подавлено, оно отчетливо заметно сейчас. Это врожденная способность. Она может быть аберрирована только запрещением применять ее на практике или невозможностью творчески мыслить в результате “заку­порки” всего ума. Другими словами, аберрация этой способ­ности является результатом аберрации стремления ее употребить или происходит за счет замыкания частей ума, образования там чего-то вроде замкнутых оболочек, которые изолируют часть информации. Но творческое воображение, силой которого создаются великие произведения искусства, образуются государства и развивается человек - это особая функция, которая не зависит от его аберрированного состоя­ния. Наблюдения за деятельностью клиров показали врожден­ный характер этой способности. Редко найдется человек, у которого оно отсутствует.

И наконец, последняя и самая важная особенность чело­веческого ума. Человек обладает разумом и в состоянии думать и понимать. От этого зависит его способность находить решения проблем, используя ощущения или воссоздавая и осмысливая ситуации. Эта разумность, рациональность и яв­ляется высшей характеристикой сознания, делает человека человеком и отличает его от животного. Помня, воспринимая, воображая, он владеет изумительной способностью разрешать проблемы и использовать полученные выводы для решения новых проблем. Это человек разумный.

Рациональность отдельно от аберрации может изучаться только на клирах. Аберрации придают людям те черты, которые обычно называют “чудачествами”, “человеческими заблуждениями” или “личными особенностями”, тем не менее, это - отсутствие рациональности. Личность человека не зави­сит от того, насколько иррационально он себя ведет. Быть за рулем в пьяном виде, сбить ребенка на перекрестке или просто быть угрозой его жизни - это не черта характера. Это как раз и есть иррациональность - неспособность извлечь правильный ответ из доступной информации.

Интересно заметить, что несмотря на то, что “общеизве­стно, что человеку свойственно ошибаться” (и как часто именно это утверждение многих вводит в заблуждение), разумная часть ума, которая решает проблемы и делает человека человеком, ошибаться совершенно не способна.

“Общеизвестно” - это именно тот оборот, который позво­ляет огромному количеству неверной информации циркули­ровать среди людей.

Обнаружение этого факта стало поразительным открыти­ем. Но его можно было сделать и раньше, так как оно легко объяснимо. Мыслительные способности человека никогда его не подводят, даже если.человек серьезно аберрирован.

Наблюдая за действиями такого человека, можно ошибочно заключить, что его расчеты не верны. Это было бы ошибкой наблюдателя. Любой человек, аберрированный или клир, делает свои выкладки безошибочно, основываясь на воспри­нятой и накопленной информации. Возьмем обычный каль­кулятор (а разум - это изумительный инструмент, намного превосходящий любую машину, которую человек когда-либо изобретет) и зададим ему задачу. Умножим 7 на 1. Кальку­лятор ответит, как полагается, 7. Теперь умножим 6 на 1, не убирая семерку. Шестью один - шесть, но ответом будет 42. Продолжая держать семерку, зададим калькулятору другую задачу. Ответ опять будет неверным. Теперь сделайте так, чтобы семерка была нажата всегда, независимо от того, какие кнопки вводятся в действие, и попробуйте подарить кому-ни­будь этот калькулятор. Его никто не возьмет, так как он дает неправильные ответы. Он показывает, что десять, помножен­ное на десять, будет семьсот. Но действительно ли калькуля­тор плохой, или он просто работает на основе неверной информации?

Так же и человеческий ум, призванный разрешать гро­мадные проблемы с таким количеством неизвестных, что любая вычислительная машина запуталась бы тысячу раз в час, становится жертвой ошибочной информации. Ошибочная информация попадает в машину, и машина дает неверный ответ. Ошибочная информация попадает в банк памяти чело­века, и он реагирует аберрированно. Проблема разрешения аберрации сводится к нахождению “заклинившей семерки”. Но об этом гораздо позже. На данный момент мы своей цели достигли.

Мы описали основные способности и действия разума в его постоянной работе над разрешением множества проблем. Он воспринимает, вспоминает или возвращается, воображает, представляет и разрешает. Обслуживаемый своим аппаратом -ощущениями, банком памяти и воображением - он дает ответы, которые всегда безошибочны. Но на решения влияет то, что человек видит вокруг себя, его образование и взгляды.

По данным наблюдений за клирами, основные цели разума, как и человеческой натуры, направлены на созидание и благо, постоянное созидание и постоянное благо. Изменя­ются они лишь под влиянием того, что он видит и в зависи­мости от его образования и взглядов.

Человек - хороший.

Избавьте его от аберраций - и с ними уйдет зло, которое так обожают схоласты и моралисты. Единственная часть ума, от которой можно избавиться, - это как раз та его часть, где сосредоточено “зло”. А без этой части доброта и жизнерадо­стность человеческого характера проявляются ярче. И чело­век рад этому избавлению, потому что “злая” часть - это физическая боль.

Ниже представлены эксперименты и доказательства в пользу того, что было сказано. Они могут быть рассмотрены со всей скрупулезностью, которая так мила сердцу предста­вителей точных наук.

Итак, клир - это не тот “приспособившийся” человек, действия которого продиктованы запретами, скрытыми в уча­стках разума. Он не подчиняется запретительным командам, но действует на основе самоопределения5. И он обладает ярко выраженными способностями ощущать, возвращаться, фантазировать, творить, делать заключения, а также способ­ностью к риколу как это было описано выше.

Клир является целью Дианетической терапии. Той целью, которой можно достичь при помощи некоторого терпения, учения и труда. Любой человек может быть клиром, если он не потерял части мозга в результате операции или несчастного случая или не был рожден с серьезным дефектом нервной системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.206.191 (0.081 с.)