Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогулка имеет большое значение для развития детей.

Поиск

- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.

- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении.

- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми.

- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

 

13. Перечислите функции игры. Раскройте творческий характер игровой деятельности. Классифицируйте игры дошкольников.

Педагогическая ситуация

«Некоторые родители возмущаются: «Что, тебе мало игрушек!? Разный хлам, в дом тащишь!» Они безжалостно выбрасывают папочки, чурочки, камушки, или фантики, которыми дорожат дети».

Интерпретируйте педагогическую ситуацию. Чем можно объяснить стремление детей играть с таким бросовым материалом?

13.1. Функции игры:

социокультурная,

развивающая,

воспитательная,

обучающая,

коммуникативная,

диагностическая,

коррекционная,

психотерапевтическая,

развлекательная.

13.2. Игра - отражение жизни. Здесь все "как будто", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование!

В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

Классификация детских игр

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Авторы классификаций игр:

Е.К. Аркин — в соответствии с содержанием игр: военные, игры на бытовые темы, производственные.

П.Ф. Лесгафт — основа возрастной принцип и выделяет: «семейные» или имитационные игры и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила.

Н.К. Крупская (игры, созданные самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), организованные, с готовыми правилами).

В современной классификации игры детей дошкольного возраста делятся на две большие группы: творческие и игры с правилами.

В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.). В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр была разработана С.Л. Новоселовой(игры, возникающие по инициативе детей, игры, возникающие по инициативе взрослых, народные игры).

14.Дайте определение понятию «режиссерские игры». Раскройте сущность режиссерских игр как разновидности творческих игр. Проанализируйте педагогические условия развития режиссерских игр.

Педагогическая задача

«Ребенок все время выполняет в играх ведущую роль».

Предложите варианты тактики педагога по отношению к ребенку в описанной ситуации,

1.1. Режиссерские игры – это самостоятельные детские игры, в которых по ходу сюжета дети управляют действиями нескольких игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов.

1.2. Само название режиссерской игры, указывает на ее сход­ство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обыч­но режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от свое­го прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимо­сти от того, как понимает отображаемое событие

В основе сценария лежит непосредственный опыт ребен­ка: он отражает событие, зрителем или участником кото­рого был сам (выступление артистов на площади города, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения).

Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяют­ся, затем выходит «новая певица»). Отдельные эпи­зоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполня­ет, действует за персонажей (игрушки, предметы), говорит за каждого или объясняет все, что происходит.

В режиссерской игре речь - главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каж­дого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, зву­коподражаний.

В режиссерской игре часто используется много персона­жей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «свя­зывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех.

Особенностью режиссерской игры является то, что парт­неры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предме­ты и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетно-ролевых игр:

1. Возникают по инициативе детей по принципу сюжетно-ролевой игры

2. Включают следующие структурные компоненты: сюжет, роль, условное игровое действие, ролевую речь.

3. В режиссерских играх дети проявляют творчество, фантазию, придумывают содержание игры, определят её участников. Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном назначении, но и в переносном.

4. В основе сценария режиссерской игры лежит опыт ребенка.

5. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий.

6. В режиссерской игре главный компонент речь («дикторский текст за экраном»)

 

1.3. Педагогические условия развития режиссерских игр:

o Создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр.

o Опосредованное руководство деятельностью детей – подбор материала

o Вовлечение детей в сотворчество с педагогом.

o Необходимо воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше всего прибегать к постановке проблемных или наводящих вопросов.

 

Руководство режиссерскими играми затрудняется в силу преобладания индивидуальных форм, а также присущего им интимного характера. Поэтому важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание детям индивидуаль­ного пространства, обеспечение места и времени для игры.

 

15. Перечислите структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. Охарактеризуйте прямые и косвенные методы руководства сюжетно-ролевой игрой. Аргументируйте мотивы выбора тематики игр в зависимости от возраста детей.

Педагогическая ситуация

«Мальчики собирались играть в пограничников и принялись распределять роли,

- Чур, я командир! - сказал Миша,

- Ты вчера командовал! Ты и так всегда командир,- недовольны ребята,

- Подумайте, дети, как поступить, чтобы никому не было обидно, - обратился к воспитанникам педагог».

Предложите приемы, помогающие справедливо разрешить подобные споры.

 

15.1.

1. Воображаемая ситуация.

2. Сюжет игры

3. Роль

4. Игровые действия

15.2 Прямые приемы руководства предполагают непосредственное включение педагога в игру в качестве организатора и руководителя, он предлагает игру, распределяет роли, берет на себя роль, дает указания, советы, сам развивает сюжет. Прямое руководство дает возможность влиять на содержание игры и взаимоотношения в ней. Наиболее актуальны в младшем дошкольном возрасте.

Косвенные приемы руководства осуществляется без непосредственного вмешательства взрослого в игру. Взрослый организует обогащение детей яркими впечатлениями в процессе занятий и в самостоятельной деятельности, посредством организации экскурсий, целевых прогулок, бесед, рассматривания картин и иллюстраций, чтения художественной литературы, и т.п.

Для того что бы дети хотели отобразить полученные знания и впечатления в игре целесообразно создание игровой обстановки до начала игры, в том числе и внесение новых атрибутов, игрушек - этот же прием можно использовать и для обогащения содержания уже знакомых игр.

Когда игра возникла, воспитатель следит за ее ходом, предупреждая возникновение конфликтных ситуаций, дает своевременные советы по развитию сюжета. Косвенные приемы становятся актуальны в среднем дошкольном возрасте.

Кроме того, существует комплексный метод руководства сюжетно- ролевой игрой, который представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельных игр, основанных на возрастных особенностях и возможностях развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя:

· ознакомление с окружающим в активной деятельности;

· организацию предметно- игровой среды;

· обучающие игры на развитие общения, речи, игровых действий, навыков поведения;

- общение педагога с детьми в процессе игры.

В руководстве сюжетно – ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при непосредственном ознакомлением с тем или иным явлением. Так, для обогащения содержания игр малышей на транспортную тематику воспитатель ведет детей на остановку городского транспорта, специально просит шофера, который привозит продукты в дошкольное учреждение, побеседовать с детьми, показать кабину своей машины, разрешить посидеть там. С детьми 4 – 6 лет можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу.

Естественно, что даже после очень ярких впечатлений, которые получили дети, не у всех возникает желание передать их в игре. В играх находят выражение интересы детей, а явления, с которыми их познакомили, могут не входить в сферу этих интересов. Но если кто-то развернет игру на новую тему или включит в знакомую игру новую сюжетную линию, педагог должен поддержать инициативу детей, похвалить. Например, он может стать пассажиром и отправиться на автобусе на работу, обращаться к шоферу за помощью и советом.

Выбор методов руководства и организации сюжетно- ролевых игр зависят от возраста детей и от уровня сформированности их игровых умений.

 

16. Дайте определение понятию «театрализованные игры». Раскройте методику руководства театрализованными играми с детьми старшего дошкольного возраста. Классифицируйте виды театрализованных игр.

16.1.Театрализованная игра - разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

16.2. В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Театрализованная игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

Воспитатель учит детей самостоятельно находить способы образной выразительности. С этой целью он использует:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним,

- упражнения по дикции;

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;

- упражнения на развитие детской пластики;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Методами руководства театрализованной игрой являются:

1 – прямые приемы руководства (воспитатель показывает способы действия);

2 – косвенные приемы руководства (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

У старших дошкольников игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи -- куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

16.3.Виды театрализованных игр дошкольников:

1.ИГРЫ В КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР:

настольный театр (бумажный (картонный), магнитный, театр из природного материала, обёмный).

театр на руке (пальчиковый; перчаточный)

напольные куклы (марионетки)

стендовый театр (театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью), магнитный, теневой)

верховые куклы (би-ба-бо, тростевой, театр ложек)

театр живой куклы (театр масок; театр кукол-великанов)

2.ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ:

инсценирование потешек

инсценирование песен, сказок

инсценирование небольших литературных текстов

творчество детей

3.ИГРЫ-СПЕКТАКЛИ:

драматический спектакль

музыкально-драматический спектакль

детская опера

спектакль на хореографической основе

спектакль ритмопластики

пантомима

мюзикл

4.ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ:

праздники

развлечения

театрализованные шоу

17. Дайте определение понятию «дидактическая игра». Раскройте своеобразие дидактических игр. Классифицируйте их виды. Сконструируйте вариант игры «Чудесный мешочек» для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, прописав дидактическую задачу.

17.1 Дидактические игры для дошкольников – это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия.

17.2 Своеобразие дидактических игр в том, что в этой игре две задачи. Одна задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать у ребёнка память, или внимание, или мышление и т.д.). Вторая задача дидактической игры – собственно игровая, которая излагается ребёнку в правилах, т.е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать.

17.3 Виды дидактических игр.

Первый вид дидактических игр – игры с предметами. Эти игры обязательно содержат дидактический материал: игрушки, природные объекты (макеты овощей, фруктов или настоящие жёлуди, шишки, семена, листья и т.д.); реальные предметы (предметы быта, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.).

Второй вид дидактических игр – настольно-печатные игры (лото, домино, вкладыши, пазлы, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики).

Третий вид дидактических игр – словесные игры. Они отличаются от всех остальных игр тем, что в них нет опоры на наглядность, все игровые и обучающие задачи осуществляются в мыслительном пане. Именно поэтому эти игры больше подходят для детей, начиная с 4–х лет.

18.. Перечислите современные виды игрушек. В чем воспитательно-образовательная ценность игрушки? Классифицируйте требования к игрушке.

18.1.Виды игрушек

Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.),

2. технические (машины, механизмы, транспортные средства),

3. игровые строительные материалы (конструкторы),

4. дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.),

5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),

6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),

7. звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.),

8. игрушки — самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем),

9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

 

 

18.2.Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости.

Воспитательное значение игрушки разнообразно и разносторонне. Игрушка — «материальная основа» (А. С. Макаренко) игры.

Игрушки помогают ребенку освоиться с привлекательным для него миром взрослых, познакомиться со свойствами и качествами предметов, их назначением в быту и трудовой деятельности людей. Через игрушку воспитатель может формировать у детей интерес к технике, развивать любознательность и творчество.

Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, вожжами, кеглями, игры в городки, серсо и др. развивают быстроту реакции, точность и координацию движений.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Дидактические игрушки направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Их можно использовать также для сравнения, классификации. Различные мозаики, бирюльки способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне.

 

18.3.

1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.

2. Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша.

3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие.

4. Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями.

5. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной.

6. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре

соответствие возрасту или уровню развития ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.017 с.)