Дайте определение понятиям «биологическая адаптация» и «социальная адаптация». Опишите тяжелую степень адаптации. Обоснуйте действия воспитателя в адаптационный период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте определение понятиям «биологическая адаптация» и «социальная адаптация». Опишите тяжелую степень адаптации. Обоснуйте действия воспитателя в адаптационный период.



6.1. Адаптация - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Социальная адаптация - процесс приспособления личности к новым для нее социальным условиям или социальной среде.

Биологическая адаптация - приспособление организма к условиям окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность, освещенность и пр.).

6.2. Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:1– 6 дней – лёгкая адаптация; 6– 32 дней – адаптапция средней тяжести; от 32 до 64 дней – тяжёлая адаптация.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.

3. Неумение занять себя игрушкой.

4. Несформированность элементарных культурно– гигиенических навыков.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

6.3. 1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.

2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более двух малышей.

3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

4. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.

5. Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

6. Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.

7. Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.

8. Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем занимается ребенок в группе, и обсудить с ним успехи.

9. При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (старшему воспитателю, музыкальному руководителю, медсестре и др.).

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны. Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички. Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами. Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

7. Дайте определение понятию «режим дня». Раскройте основные принципы построения режима дня для детей раннего возраста. Обоснуйте требования к проведению режимных процессов.

7.1. Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

7.2. Организуя жизнь детей в группах раннего возраста, взрослые должны руководствоваться основными принципами:

Принцип единства оздоровительной и воспитательной работы.

Принцип единства подхода со стороны всех воспитывающих лиц.

Принцип создания благоприятной эмоциональной обстановки.

Принцип доброжелательного общения взрослого с ребенком.

Принцип обеспечение активного, бодрого состояния детей в группе.

Принцип последовательности.

Принцип постоянства.

Принцип постепенности.

7.3.

· Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

· При проведении режимных процессов вначале берут подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками

· Нужно создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему).

· Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

· При проведении любого режимного процесса следует формироватть уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т.д.

· Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом прогулки, после ее окончания – перед сном и после подъема (но не одновременно, а постепенно высадить всех детей).

· Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.

· При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как мама- терапия.

· Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.

· Постепенно переключать ребенка на новый вид деятельности, не действовать неожиданно, резко, не применять насилие;

· Нельзя отвлекать детей во время проведения режимного процесса, прерывать его (входить в спальню во время засыпания.

· Следует учитывать особенности состояния здоровья и поведения ребенка;

· Ребенок не должен ждать;

8. Назовите виды самостоятельной деятельности детей 2-ого года жизни. Сформулируйте условия, необходимые для осуществления самостоятельной деятельности детей, пояснив их. Аргументируйте необходимость формирования положительных взаимоотношений в игре. Спрогнозируйте результативность правильно организованной самостоятельной деятельности детей данного возраста.

8.1. Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает:

1) разные виды игр,

2) самостоятельную ходьбу, бег, лазанье,

3) ориентировочно-познавательную деятельность (наблюдение за окружающим, рассматривание иллюстраций, картинок),

4) общение со взрослыми, детьми,

5) элементарные практические (трудовые) действия,

6) первые попытки изобразительной деятельности.

8.2. Условия, необходимые для осуществления самостоятельной деятельности детей.

Правильный подбор игрушек, пособий и правильное распределение их по площади игровой комнаты. В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребенка, по 3-4 одинаковых во избежание конфликтов между детьми. Игрушки расставляются комплектами, что подсказывает детям, как с ними играть. Детей постепенно приучают запоминать место хранения игрушек, поэтому все игрушки располагаются на полках, стеллажах на виду у детей, на расстоянии, чтобы ребенок самостоятельно мог взять и поставить игрушки. Для развития движений прежде всего необходим простор, т.е. достаточное место для движений. Во втором полугодии следует для организации игровой деятельности располагать игрушки в различных местах комнаты, чтобы дети не собирались на одном месте и не мешали друг другу. Дети любят переносить предметы, действовать с ними на ходу. Для этого должны быть корзиночки, ситцевые сумочки, ведерки, в которых они могут переносить кубики, шарики и т.д. Игра с крупным строительным материалом должна проходить на коврике, который не допускает переохлаждения и снимает излишний шум. В группе должен быть материал для рассматривания предметов окружающего мира, получения разнообразных впечатлений, который время от времени меняется. Должны создаваться подсказывающие игровые ситуации (тарелка рядом с собачкой и т.д.. С целью развития отобразительных игр оборудуется кукольный уголок. В игровом уголке размещаются пособия для обучения застегиванию, завязыванию, шнуровке.

 

8.3. Для того, чтобы игровая деятельность равивалась, необходимо формировать положительные взаимоотношения между детьми. Задача воспитателя заключается в предупреждении конфликтов, в привитии положительных форм общения. Возможность конфликтов обусловлена особенностями возраста: недостаточно развита речь, дети не всегда могут объяснить свое желание; игрушка в руках сверстника всегда привлекательна; иногда проявляется интерес к внешности сверстника. В-ль учит детей играть рядом, заниматься с игрушкой и не мешать сверстнику, который рядом, игрушки отнимать нельзя. Для формирования положительных взаимоотношений между детьми в игровой деятельности необходимо: спокойный, ласковый, приветливый тон взрослых по отношению к малышам; разнообразный игровой материал в достаточном количестве; введение правил (не мешать когда играет другой). Большое внимание педагог уделяет формированию положительных взаимоотношений между детьми. Ребенок учится выполнять определенные требования: собирать игрушки и раскладывать по местам, возвратить отобранный у другого ребенка предмет. Дети должны хорошо усвоить значение слов «нельзя», «можно».

 

8.4. Показатели правильно организованной самостоятельной деятельности детей раннего возраста:
1. бодрое эмоционально-положительное состояние малышей;
2. занятость детей разнообразной деятельностью, соответствующей
возрасту;
3. преобладание положительных взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками;
4. наличие речевых реакций в процессе разнообразной деятельности.

Дайте определение понятию «здоровье». Раскройте сущность физического здоровья. Аргументируйте необходимость единства физического, психического и социального здоровья как условия гармонического развития личности.

9.1.Здоровье - состояния полного физического, духовного и социального благополучия, отсутствие болезней и физических дефектов.

9.2. Физическое здоровье - это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок .

9.3. Физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье человека взаимосвязано и определяется ценностным отношением к своему здоровью, которое формируется в раннем детстве. Характер проявления каждого показателя здоровья зависит от личностных качеств человека, осознанности поведения, приносящего или укрепление, или ущерб здоровью, степени активности и поддержании здорового образа жизни, морально-волевых и нравственных качеств. Без учета этих факторов все программы, направленные на сохранение и укрепление здоровья, не могут быть полностью реализованы.

В самом общем виде физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития, 2) уровень физической подготовленности, 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Ясно, что физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма человека.

Психическое здоровье – способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Психическое здоровье наряду с физическим является составляющей общего здоровья..

Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться: отсутствием психических или психосоматических заболеваний; нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях; благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Нет ничего удивительного, что физическое и психическое здоровье связано самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека – это система, в которой все элементы взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Существенная часть этих взаимодействий происходит через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние внутренних органов сказывается на психике.

Социальное здоровье – система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Социальное здоровье – это мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру..

Отличительными признаками социального здоровья человека являются прежде всего сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

10. Назовите задачи утреннего приёма детей в дошкольном учреждении. Раскройте содержание и методику организации игровой деятельности в утренний отрезок времени. Аргументируйте необходимость создания условий для развития активности и самостоятельности в утренний отрезок времени.

10.1

1. Включение детей в общий ритм жизни детского сада,

2. Создание у них бодрого, жизнерадостного настроения.

2. Формирование культурно-гигиенических навыков.

3. Осуществление индивидуальной работы с детьми.

4. Организация индивидуальных бесед с родителями.

 

10.2. Воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют. Воспитатель подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы малышам было удобно взять их и играть, не мешая друг другу. Педагог поощряет игры, возникающие по инициативе самих детей, помогает осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия. Он может предложить детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении. Выбор игр зависит от того, какое занятие с детьми будет проводиться первым. Если оно связано со значительной физической нагрузкой, нужно предложить игры менее подвижные, проследить за тем, чтобы дети не перевозбуждались и не переутомлялись. Если намечено провести музыкальное занятие, то воспитатель организует игры с мелким строительным материалом, настольно-печатные. Перед занятием, требующим умственной активности, целесообразнее предложить малышам физкультурный инвентарь для развития движений: прыгалки, обручи, мячи, кегли, серсо.

10.3. Утренний отрезок времени предоставляет большие возможности для формирования детской активности и самостоятельности. В этот период воспитатель много внимания уделяет индивидуальной работе и работе с родителями, поэтому так важно детям занять себя утром интересной для них деятельностью. Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого.

В утренний отрезок времени воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.

В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.

 

11.Дайте определение понятию «рациональное питание». Раскройте содержание работы воспитателя при организации приема пищи по формированию культурно - гигиенических навыков. Обоснуйте необходимость использования индивидуального подхода к детям в процессе приема пищи.

Педагогическая ситуация

«Обычно ребенок хорошо ест, но сегодня он отказывается от принятия пищи».

Предложите варианты тактики педагога по отношению к ребенку в описанной ситуации.

 

1.1. Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний.

1.2. В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.Важно – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.042 с.)