Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности.



27.2. Один из самых распространённых мотивов появления такой модели воспитания в семье – это постоянный страх родителей за ребёнка. Матери и отцу кажется, что с их ребёнком может что-то произойти, и поэтому они стараются уберечь его от возможных опасностей, многие из которых – плод их воображения. Кроме этого, причинами гиперопеки могут быть:

· комплекс неполноценности или заниженная самооценка родителей;

· коммуникативные сложности родителей с окружающим миром. Трудности в общении с людьми, их частые конфликты с окружающими провоцируют их на то, чтобы целиком и полностью сосредоточиться на ребёнке.

· страх одиночества. Многие родители думают, что их мнение — самое верное, и если ребёнок не будет делать так, как они хотят, то он вообще не разберётся в жизни. Такие родители попросту бояться быть бесполезными.

· страх старости. Некоторые матери продолжают опекать уже выросших детей. Они хотят всю жизнь заботиться о ребёнке, будто он ещё совсем маленький. Впоследствии у таких матерей возникают конфликты с избранниками детей (жёнами, мужьями), а внуков эти бабушки тоже не признают. Все эти изменения в жизни напоминают таким мамам о том, что они уже бабушки.

· нереализованная потребность родителей в заботе и любви. Если отца или мать недолюбили в детстве, то они могут стараться не допустить такого по отношению к своему ребёнку. В результате любовь бывает чрезмерной.

· постоянная тревога и мнительность. Родителям кажется, что их ребёнок находится в смертельной опасности, с ним может случиться что-то плохое. Обычный ушиб вызывает их панику.

Гиперопека выражается стремлением родителей:


1) окружать ребенка повышенным вниманием;
2) во всем защищать, даже если в этом и нет реальной необходимости;
3) сопровождать каждый его шаг;
4) предохранять от опасностей, которых нет;
5) беспокоиться по любому поводу и без повода;
6) удерживать детей около себя, "привязывать" к своему настроению и чувствам;
7) обязывать поступать определенным способом.


Гиперопека может стать причиной формирования неспособности ребёнка самостоятельно принимать решения; инфантилизма; неуверенности в себе; неудачливости; низкой самооценки и т. д. Именно такие дети впоследствии не имеют своего мнения, попадают под влияние более авторитетных сверстников, попадают в дурные компании.

27.3. Дошкольное учреждение является единственным общественным институтом, с которым ежедневно вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому детский сад имеет возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников. Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. От качества совместной деятельности родителей и дошкольного учреждения зависят уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень воспитания детей. Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при поддержке, желании и тесном сотрудничестве педагогов с семьями воспитанников. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания здорового ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

 

28. Перечислите методы изучения современной семьи. Раскройте специфику индивидуальных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Обоснуйте эффективность использования наглядно-информационных форм работы дошкольного учреждения с семьей.

28.1. К важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания относятся:


Наблюдение. Метод анкетирования. Интервьюирование. Беседа. Психолого-педагогический тренинг.Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания. Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения "Мой ребенок». Метод игровых заданий.Методика комментирования картинок. Методика завершения рассказа. Методика неоконченных предложений. Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Педагогический эксперимент. Рисуночный тест «Моя семья».


28.2. К индивидуальным формам работы относятся:

Анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребенке, уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению и т.д. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

Посещение семьи. Основная цель визита — познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, разговоре с родителями можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах, любимых играх и игрушках, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Организуя домашний визит, необходимо соблюдать некоторые условия: будьте очень тактичны по отношению к чувствам родителей; объясняйте, что вы приходите в семью для того, чтобы ребенок мог поближе узнать воспитателя в знакомой для него обстановке; составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее выполнять.

Индивидуальная беседа воспитателя с родителями — наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. Цель беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Материал для бесед воспитателю дают наблюдения за ребенком: выполнение им правил поведения в коллективе; отношение к детям, взрослым и их требованиям; отношение к деятельности; разговоры с воспитанником, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения. Беседы могут возникать по инициативе родителей и педагогов. Они должны отвечать определенным требованиям: быть конкретными и содержательными; давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания; пробуждать интерес к педагогическим проблемам; повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Индивидальные консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой — побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Консультации по своему характеру близки к беседам. Разница в том, что беседа — это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет. Консультация тоже предполагает выполнение определенных требований: рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка. каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания; прежде чем что-то посоветовать родителям, воспитатель должен тщательно подготовиться: прочитать соответствующую литературу, подобрать интересные примеры из практики, если потребуется — наглядный материал (детские работы, поделки, книги).

28.3 Эффективность наглядно-информационных форм работы заключается в том, что они знакомят родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодолевают поверхностные мнения о работе дошкольного учреждения, а с другой стороны, обогащают знания родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Общение педагогов с родителями здесь как прямое, так и опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д

 

29. Дайте определение понятию «патриотизм». Перечислите задачи патриотического воспитания дошкольников. Предложите направления работы дошкольного учреждения по воспитанию у детей любви к родному городу.

.

29.1. Патриотизм - глубокое чувство любви к родине, готовность служить ей, укреплять и защищать её.

 

29.2. а) воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

б) формирование бережного отношения к природе и всему живому,

в) воспитание уважения к труду,

г) развитие интереса к белорусским традициям и промыслам,

д) формирование элементарных знаний о правах человека,

е) расширение представлений о городах Беларуси,

ж) знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн),

з) развитие чувства достоинства и гордости за достижения страны,

и) формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

29.3. Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, рассмотреть с ними иллюстрации, фотографии, открытки отдельных мест. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой город» дети вспомнят то, что о нем узнали.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…), везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов, повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу, люди берегут и охраняют природу, есть общие профессиональные и общественные праздники

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов и методов. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

 

 

30. Назовите цель трудового воспитания дошкольников. Охарактеризуйте виды труда детей дошкольного вохраста. Аргументируйте необходимость единства подходов к трудовому воспитаниюдошкольников в семье и дошкольном учреждении.

30.1. Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности.

30.2. Самообслуживаниетруд, который направленн на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд - это труд, направленный на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Хозяйственно-бытовой руд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе - это участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной трудизготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

30.3. Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного труда, с уважением относящимся к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

Для того чтобы ребёнок проявлял желание трудиться и активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно. Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьёй, поскольку трудовые умения и навыки, полученные в детском саду, должны закрепляться в семье и наоборот. Если же не будет единства, навыки так и не сформируются.

Чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся программой, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью нужно использовать самые разнообразные формы сотрудничества детского сада и семьи по трудовому воспитани: знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, привлекать их к коллективным просмотрам организации трудовой деятельности в детском саду, а также к оказанию трудовой помощи дошкольному учреждению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.017 с.)