Какова среда предпринимательской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова среда предпринимательской деятельности



Конспект лекции

по учебной дисциплине

«Организация предпринимательской деятельности».

 

«Среда предпринимательской деятельности»

 

 

В лекции будут освещены четыре вопроса:

Какова среда предпринимательской деятельности

Организационно-правовые формы предприятий

Процесс создания предприятий

Реорганизация предприятий.

 

 


Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

I. Среда предпринимательской деятельности. 4

1.1.Характеристика среды предпринимательской деятельности 4

1.2. Внутренняя предпренимкательская среда:понятие и сущность, основные факторы.. 11

1.3. Внешняя предпринннииимательская среда. 16

II. Организационно-правовые формы предприятий. 27

2.1.Организационно-правовые формы предприятий. Коммерчекие предприятия 27

2.2. Некоммерческие предприятия: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы 39

2.3. Основные принципы проектирования и оптимизации организационных структур. 42

III. Процесс создания предприятий. 58

3.1. Этапы создания предприятий. Процесс создания предприятия 58

3.2. Государственная регистрация предприятия и постановка на учет в налоговые органы. 61

IV Реорганизация предприятий. 63

4.1. Формы реорганизации предприятий. 63

4.2. Причины и порядок ликвидации предприятий. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 70

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Изучением тех или иных аспектов организации предпринимательской деятельности занимаются различные науки: экономика, менеджмент, социология, психология и др. Каждая из них в понятие "предпринимательство" вкладывает свое содержание.

Важно определить факторы влияния на организацию предпринимательской деятельности внешней и внутренней среды и особенностей ее функционирования.

 

 

Тема раздела - «Среда предпринимательской деятельности»

В разделе будут освещены четыре вопроса:

Какова среда предпринимательской деятельности

Организационно-правовые формы предприятий

Процесс создания предприятий

Реорганизация предприятий.

I. Среда предпринимательской деятельности

1.1.Характеристика среды предпринимательской деятельности

 

Предпринимательство может развиваться при наличии в стране определенных внешних и внутренних факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благо­приятные возможности для развития цивилизованного преуспе­вающего предпринимательства, т. е. если сформирована опреде­ленная предпринимательская среда.

Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособ­ным гражданам для занятия предпринимательской деятельнос­тью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъек­тов рыночной экономики.

Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

· Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

· Политическая ситуация зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.

· Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

· Географическая среда определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.

· Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

· Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (эко­номических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.

Как справедливо отмечает А. Бусыгин «Деловая среда-все то, что окружает предпринимателя или опосредованно воздействует на его профессиональную деятельность. Понимание характера и качества деловой среды играет важнейшую роль в предпринимательстве».

Предпринимательская среда представляет собой наличие многих факторов, воздействующих на субъекты предпринимательской деятельности и требующих принятия управленческих решений для их устранения или приспособления. Она представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих субъектам предпринимательства добиваться успеха в реализации поставленных целей.

 

Таблица 5. Характеристика факторов внешней среды

Факторы Основные характеристики
Природные Уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические показатели, их нормативы и уровень их соблюдения. Развитость системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивного использования (выработки) запасов топлива, энергии и сырья
Демографические Структура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность
Экономические Финансовое положение рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательная способность. Показатели финансово-кредитной системы. Экономическая конъюнктура и инфляция. Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской корзине населения. Цены и тенденции потребления населения, эластичность спроса
Политико-правовые Развитость правовой защиты населения и законодательства, сопровождающего предпринимательскую деятельность. Наличие внешнеполитических союзов и программ, обеспечивающих устойчивость и стабильность формирования и развития рыночных отношений. Роль государства в системе выработки и принятия государственных и правительственных решений
Научно-технические Состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики. Развитость приватизации и инновационных процессов субъектов маркетинговой системы. Степень внедрения новых технологий и уровень их разработанности в общественном производстве. Показатели экономической и технической безопасности существующих и перспективных технологий
Социально-культурные Развитость рыночного менталитета населения, культурные и нравственные показатели потребителей, организационная и потребительская культура, устойчивость обычаев и обрядов, динамика культурного поведения

К числу контролируемых факторов относятся те, которые управляются организацией и ее сотрудниками по маркетингу.

Ряд основных взаимосвязанных решений принимается высшим руководством, но для предпринимателя наиболее важны только пять:

§ область деятельности (общие категории товаров/услуг, функции, территориальные границы деятельности и т. д.);

§ общие цели (любые устанавливаемые руководством задачи, степень выполнения которых можно измерить количественно);

§ роль маркетинга (устанавливая его функции и встраивая его в общую деятельность организации);

§ роль других предпринимательских функций и их взаимосвязи с маркетингом;

§ корпорационная культура (единая система ценностей, норм и правил деятельности, куда входят временные понятия, гибкость рабочей среды, формальные и неформальные отношения и т. д.).

 

 

 

Рис. 6. Окружающая среда, в рамках которой функционирует предприниматель

 

 

Обратная связь имеет место, когда организация пытается следить за неконтролируемыми факторами и оценивать свои сильные и слабые стороны в соответствии с методикой STEP и SWOT-анализов.

Непосредственный контакт любой организации (коммерческой / некоммерческой) порождает прямые и обратные (коммуникативные) связи. На рынок организация направляет свои товары и информацию о них (цена, условия продажи и др.). Рынок же возвращает организации деньги за проданные товары и дает информацию о том, как принят его товар (отношение потребителей к качеству, цене и др.). Коммуникативные связи с рынком организация осуществляет через все маркетинговые средства (

 

 

 

рис. 7.Система связей фирмы во внешней среде.

 

 

По мере развития рынка будет развиваться и сам маркетинг как система деятельности любой организации, ориентированной на требования рынка. А это в свою очередь вызовет необходимость более четкого согласования внутренней и внешней среды.

Однако, во внешней и внутренней среды предпринимателя подстерегают множество рисков, которые необходимо просчитывать и уменьшать.

Для этого используют основные методы-

SWOT-анализ и PEST-анализ.

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: S trengths (сильные стороны), W eaknesses (слабые стороны), O pportunities (возможности) и T hreats (угрозы).

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом)[1]. Например, предприятие управляет собственным торговым ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды.

Желательно придерживаться следующей последовательности действий при проведении SWOT анализа: Рис.8.

 

 

 

Рис.8 SWOT- анализ

 

Данная методика SWOT анализа позволяет максимально полно и подробно оценить риски и возможности компании, спланировать работающую маркетинговую стратегии товара:

· Проводится анализ окружающей рыночной среды товара или услуги а разрезе внешних и внутренних факторов.

· На основе проведенного анализа формируются сильные стороны бизнеса, слабые стороны бизнеса, угрозы и возможности рынка для бизнеса.

· Полученные параметры вносятся в SWOT матрицу для удобства анализа

· На основе SWOT матрицы формируются выводы о необходимых действиях с указанием приоритетов выполнения и сроков.

PEST анализ — простой и удобный метод для анализа макросреды (внешней среды) предприятия. Методика PEST анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании. PEST анализ является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на 3-5 лет вперед, с ежегодным обновлением данных. Может быть выполнен в виде матрицы из 4 квадрантов (см. рисунок) или в табличной форме.

 

Рис. 9. Пример матрицы PEST анализа

 

 

В оценки рисков используют и другие методы факторов влияния внешней среды на предпринимательскую деятельность с точки зрения выявления факторов интенсификации и получения результата о благоприятной или наоборот сфере видения бизнеса в данном сегменте и на данной территории.

 

Коммерческие предприятия

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица может осуществляться в РФ как отдельными гражданами (индивидуальными предпринимателями-ИП), так и в рамках простого товарищества — договора о совместной деятельности индивидуальных предпринимателей или коммерческих организаций.

 

Схема.10 Организационно-правовые формы предпринимательства

 

Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческая организация — юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками

Особенности ПАО

· неограниченное число акционеров;

· свободное обращение акций на рынке;

· отсутствие необходимости внесения денежных средств в уставный капитал предприятия до его регистрации и открытия накопительного счёта.

Организация

Высшим органом управления открытого акционерного общества является общее собрание акционеров. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом. Общее собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам не отнесенным к его компетенции Законом. Число акционеров общества не ограничено, акции могут свободно продаваться на рынке.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества — директором, генеральным директором, или коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчётны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества. Совет директоров открытого акционерного общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания акционеров.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества ]. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества. Акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Ответственность ПАО

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Если несостоятельность (банкротство) общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от производственного заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

4.Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

· координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций;

· защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций;

· координации защиты интересов.

Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

5. Ассоциация (союз; лат. associo — присоединять) — одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц и/или граждан с сохранением права последних вступать в другие объединения.

 

В федеральном законе Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на приобретение общественных благ.

Закон имеет общее значение и распространяется на все формы некоммерческих организаций (исключение составляют потребительские кооперативы и частично религиозные организации).

Некоммерческие организации функционируют (так же, как и коммерческие) в качестве юридически независимых и хозяйственно-самостоятельных субъектов. Они имеют в своем хозяйственном ведении имущество.

Материальную базу некоммерческих организаций могут формировать членские взносы (потребительские кооперативы), носящие регулярный характер, также возможны и добровольные взносы в виде пожертвований, грантов и т. п. Любая некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. В то же время не все формы некоммерческих организаций соответствуют такому критерию, как «не распределение прибыли между участниками».

Данная деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и осуществляется для поддержания нормальных условий работы. При необходимости расширения предпринимательской деятельности некоммерческие организации вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, цели которых могут вовсе не соответствовать целям некоммерческих организаций.

Существенным отличием некоммерческих организаций от коммерческих является возможность их функционирования без государственной регистрации. Законодательство РФ о некоммерческих организациях допускает существование без государственной регистрации некоторых разновидностей общественных организаций, учреждений, движений, фондов и органов общественной самодеятельности. В данном случае организации функционируют не имея прав юридического лица и не являясь субъектами гражданских правоотношений (не могут иметь в собственности или в оперативном управлении имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в банках, печать и т. п.).

Несмотря на то, что некоммерческие организации создаются на неопределенный срок, федеральный закон «О некоммерческих организациях» допускает возможность создания организации с ограниченным сроком действия, необходимым для достижения поставленных целей.

В остальном к некоммерческим организациям предъявляются те же требования, что и к коммерческим, например, получение лицензии для осуществления некоторых видов деятельности. Действие федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в полной мере распространяется и на некоммерческие организации.

Причины ликвидации предприятия как борьба за доходы от прибыли в бизнесе Рис.16.

 

Причины ликвидации предприятия могут быть самыми различными. Начиная от дележки доходов и борьбы за власть в фирме, до кризисных ситуаций с ликвидностью. И именно в зависимости от них ликвидация может быть принудительной, добровольной или же вызванной банкротством. В случае добровольной ликвидации решение о прекращении деятельности компании принимается непосредственно самим юридическим лицом.

В зависимости от оснований различают виды ликвидации:

· Добровольную ликвидацию ( основания согласно ст.61 ГК РФ: "по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано").

· Принудительную ликвидацию (основания согласно ст.61 ГК РФ: ГК "по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением).

· Ликвидацию вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Умение грамотно организовывать бизнес и вести свое «дело» это не сиюминутная прихоть, а результат долгих подсчётов и оценки рисов предпринимательской среды. Именно предпринимательская среда во многом влияет на ход развития и успех всего начатого дела.

Многие индивиды, не имеющие практического опыта в предпринимательстве, задают вопрос: «Чем заняться?» «Как открыть свое дело и не проиграть на рынке?». Ответ здесь может быть: «Упражнения, опыт и ещё раз опыт!». И обязательный аспект – после каждого проделанного упражнения необходимо составлять продуманный и полноценный отчет самому себе.

Чтобы добиться успеха и не потерять веры в собственные возможности, стоит выбрать такую нишу в бизнесе, которая вам по силам и по душе. Есть мнение, что открывать предприятие стоит в той области, которая будет приносить максимальный доход. Однако на практике эта теория не выдерживает критики, потому что в мире существует миллион и один пример того, как человек, выбрав занятие исключительно по душе, добился в нем небывалых высот.

Примеры? Пожалуйста! Два друга Уильям Харлей и Артур Девидсон, с детства обожавшие «возиться с железками» изобрели легендарный мотоцикл; Евгений Чичваркин, владелец «Евросети», получавший огромное удовольствие от самого процесса активных продаж, не покидает топ журнала «Forbes»; скромного музейного смотрителя Кристиана Лакруа, который никогда не задавался вопросом: «каким видом бизнеса заняться?», извилистая дорожка судьбы привела однажды в мир моды, где он совершил настоящий переворот, выпустив несколько коллекций одежды и ароматов, которые буквально увековечили его имя.

Вывод очевиден: рассматривая со всех сторон вопрос, «каким видом бизнеса заняться?», выбирайте тот, который вам наиболее близок.

 

 


 

 

Конспект лекции

по учебной дисциплине

«Организация предпринимательской деятельности».

 

«Среда предпринимательской деятельности»

 

 

В лекции будут освещены четыре вопроса:

Какова среда предпринимательской деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.094 с.)