Основные принципы проектирования и оптимизации организационных структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы проектирования и оптимизации организационных структур



 

Организационная структура – совокупность подразделений организации и их взаимосвязей, в рамках которой между подразделениями распределяются управленческие задачи, определяются полномочия и ответственность руководителей и должностных лиц. Организационная структура выстраивается, с одной стороны, в соответствии с теми задачами, которые ставит перед организацией её стратегия. С другой стороны, структура на разных уровнях обеспечивает использование эффекта масштаба для экономии ресурсов организации. Таким образом, структура связывает внешнюю - стратегическую, эффективность с внутренней эффективностью - экономичностью.

Распределение задач между подразделениями и должностными лицами, распределение полномочий и ответственности должны оставаться стабильными на протяжении некоторого времени, чтобы обеспечивать воспроизводство и поддержание стратегии. Поэтому структура задаёт статические системные свойства управления организацией.

Однако тема организационного построения бизнеса, или организационных структур продолжает быть актуальной хотя бы в силу того, что резервы в этом направлении все еще велики. Данная статья построена на анализе нашего практического опыта в области диагностики и оптимизации организационных структур.

Принципов построения оптимальных структур не так уж и много, тем не менее, они сплошь и рядом нарушаются.
Вот главные из них:

1. Соответствие типа оргструктуры специфике компании, ее типу, размеру, отрасли.

2. Соответствие структуры организации ее стратегии.

3. Единоначалие, у организации не должно быть двух директоров.

4. Соблюдение нормы управляемости.

5. Связь основных бизнес-процессов и структурных подразделений.

6. За одну функциональную область должно отвечать одно подразделение, за одну задачу – одна должность

7. Четкое закрепление кто и кому подчиняется и по каким вопросам.

8. Соответствие полномочий и ответственности.

Рассмотрим каждый принцип более подробно.

 

 

Основное содержание процесса проектирования организаций

Процесс проектирования организаций состоит из трех основных этапов: анализ действующих оргструктур, проектирование оргструктур, оценка эффективности оргструктур.

Первый этап - анализ оргструктур. Анализ действующей оргструктуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации, т.е. определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:

· принципы управления - соотношение между централизацией и децентрализацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем контрольных функций лежит на каждом уровне управления?);

· аппарат управления - перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание в аппарате управления необходимых промежуточный звеньев и т.д.;

· функции управления - усиление стратегического планирования (корректировка "бизнес-плана"), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и пр.;

· хозяйственная деятельность - изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации и т.п.

В результате анализа можно выявить "узкие" места в деятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии оргструктуры от происходящих изменений внешней среды и др.

Второй этап - проектирование оргструктур.

Коммерческая организация, как уже не раз подчеркивалось, – весьма сложная система, включающая ряд подсистем: производственную (технологическую), экономическую, социальную, информационную, административную и др. Ряд подсистем поддается рациональному проектированию, а некоторые подсистемы (например, социально-психологическая) из-за большого числа переменных, которые не могут быть описаны только рациональными величинами, требуют диалектического подхода к качественному и количественному описанию их функций и задач. Этим объясняется специфика проектирования организационных структур управления. Ее суть – количественно-качественный подход к оценке оргструктур, сочетание формализованных методов с субъективной деятельностью руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных проектов.

Содержание процесса проектирования организационной структуры в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления. Этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

• формирование общей структурной схемы управления;

• разработка состава основных подразделений и связей между ними;

• регламентация организационной структуры.

Формирование общей структурной схемы - определение главных характеристик организации и направлений, по которым должно быть осуществлено более углубленное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (экономический механизм, способы переработки информации, кадровое обеспечение).

Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение. К принципиальным характеристикам организационной структуры, которые определяются на этой стадии, можно отнести цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению; общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления; основные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.

Основная особенность второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления - разработки состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата правления, распределение конкретных задач между ними и построение внутриорганизационных связей.

Базовые подразделения - самостоятельные структурные единицы (отдел, бюро, управление, сектор, лаборатория) на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-елевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Третья стадия - регламентация организационной структуры - разработка количественных характеристик аппарата управления и| процедур управленческой деятельности. Она включает:

- определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей);

- определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей;

- распределение задач и работ между конкретными исполнителями;

- установление ответственности за их выполнение;

- разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях (в том числе на основе автоматизированной обработки информации);

- разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ;

- расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.

Для случаев, когда требуется детализированная регламентация ответственности по отдельным этапам разработки и принятия решений три выполнении особо сложных задач, требующих взаимодействия многих звеньев и уровней- управления, разрабатываются специфические документы, которые получили название органиграмм. Органиграмма представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Совмещение организационного алгоритма механизма управления с алгоритмом технологической обработки информации, осуществляемое путем построения органиграммы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами системы управления, возникающими при организации согласованного выполнения ее задач и функций В отличие от документограмм органиграммы не отражают информационного содержания выполняемых работ, они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.

При формировании структур программно-целевого управления наряду с органиграммами или вместо них целесообразно разрабатывать карты (матрицы) распределения прав и ответственности между органами линейно-функциональной и программно-целевой структур. В этих документах более детально и наглядно, чем в органиграммах, фиксируются -общие права принятия решений, разделение ответственности нескольких органов за разные аспекты одного результата, роль коллегиальных и консультативных органов принятия решений. Совокупность документов, разработанных на всех стадиях проектирования, вместе с пояснительной запиской составляет проект организационной структуры управления,

Различают три типа организационных проектов: монопроекты, мультипроекты и мегапроекты.

Монопроекты - инновационные проекты, имеющие конкретную цель и четкие установки по ресурсам (времени, качеству, исполнителям).

Мультипроекты - комплексные проекты или программы, связанные с определением концепции стратегического развития организации.

Мегапроеты - целевые комплексные программы, касающиеся многих организаций и содержащие множество проектов.

Третий этап процесса проектирования организаций - оценка эффективности организационных структур. Степень совершенства оргструктур проявляется в быстродействии системы управления организацией и в высоких конечных результатах ее деятельности.

В методологическом плане важно определить подход, с помощью которого оценивается эффективность оргструктуры управления. Один из них – выбор эталонного варианта системы управления, с которым можно было бы сравнивать проектируемую оргструктуру. Эталонный вариант может быть разработан с помощью самых современных методик и оценен с точки зрения приемлемости группой авторитетных экспертов; эталонным вариантом может быть признана и преуспевающая фирма, действующая в данной отрасли экономики, или ее аналог в международном деловом мире.

Для более сбалансированной оценки эффективности проектируемой оргструктуры целесообразно выделить несколько критериев оценки: оценка эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации (увеличение объема выпуска продукции, увеличение прибыли, снижение себестоимости), экономия капитальных вложений, сроки внедрения новой техники и др. Несмотря на распространенность такого подхода, его нельзя абсолютизировать, поскольку он весьма абстрактно оценивает влияние собственно оргструктур и качества управленческой деятельности на достижение перечисленных показателей.

Разработаны количественные методы изучения зависимости между конечным результатом, достигнутым фирмой, и производительностью аппарата управления, которая может определяться как количество произведенной организацией конечной продукции, приходящейся на одного работника аппарата управления.

Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений. При этом важно определить методологические подходы к оценке эффективности оргструктуры управления.

Для разработки методического аппарата проектирования структуры управления необходимо кроме имеющихся теоретических предпосылок, знать сущность организационного проектирования. Организационное проектирование — это моделирование системы управления предприятием, осуществляемое перед его строительством, либо накануне значительных преобразований.

Последовательность задач организационного проектирования, вытекающих из общей теории систем, можно изобразить в виде блок-схемы (рис. 12.).

Организационной основой системы управления является ее структура. Структура управления является организационной формой, в рамках которой осуществляется процесс управления.

Спроектировать структуру управления — значит определить такое соотношение ее элементов, при котором наиболее оперативно и своевременно выполняются требования объекта управления.

Рис. 12 Последовательность задач организационного проектирования системы управления

Широкие возможности для исследования и проектирования структуры управления в целом создает организационное моделирование.

Первостепенной задачей в начальной стадии проектирования организационной структуры является научно обоснованный выбор типовой схемы управления в качестве теоретической модели структуры.

НА первом этапе проектирования происходит выбор модели, которая подлежит детальному рассмотрению и является необходимой для выполнения последующих этапов. Последовательность этапов проектирования структуры управления показана на рис.13.

Рис. 13. Этапы проектирования системы управления методом организационного моделирования

На втором этапе осуществляется распределение управленческих решений по уровням в рамках выбранной организационной структуры управления.

Третий этап это собственно процесс проектирования структуры управления. Он основан на исследовании возможности проектирования того или иного варианта структуры для выбранного объекта управления. Основным параметром для проведения расчетов при проведении проектирования принимаем степень загрузки руководителя, принимающего решения. Загрузку, в свою очередь, мы определяем как общую (суммарную) трудоемкость управленческих решений, принимаемых руководителем на уровне в течение исследуемого периода по формуле:

где Qp суммарная трудоемкость, ч.

Тi — трудоемкость i-го управленческого решения, ч.;

Кij число повторений i-го решения на j-м уровне;

Прi, — количество процедур.

Далее определяется число руководителей, необходимых для принятия управленческих решений заданной трудоемкости:

Где Ср - расчетное число руководителей;

Qp - трудоемкость принятия управленческих решений, ч.;

Fд - действенный фонд времени одного сотрудника, ч.

Полученное число руководителей сравнивается с допустимым значением и определяется уровень управления.

1. Если расчетное число руководителей равно либо больше допустимого значения, это говорит о том, что загрузка каждого находится в заданных пределах или завышена.

2. Если загрузка завышена, решается вопрос о формировании дополнительного подразделения на данном уровне.

3. Если расчетная величина руководителей меньше допустимого значения, следовательно, степень загрузки чрезвычайно мала и не достигает даже минимальной границы установленного предела. В таком случае правомерно говорить об исключении данного уровня, передать полномочия руководителю другого уровня либо эти полномочия объединить.

Выбор варианта структуры в зависимости от загрузки уровней управления.

Расчет загрузки начинается с линейного уровня, поскольку он присущ любой структуре управления и в определенном смысле является доминирующим.

Исследования показали, что переход к проектированию той или иной формы организации управления зависит от величины загрузки линейного уровня, которая может быть меньше установленного предела, находиться в заданных границах предела (k 1 <Ср <К2) и выходить за эти границы (Сp >K2).

где Ср — расчетная величина загрузки,

К1 — нижняя допустимая загрузка руководителя (K1=0,9),

К2 — верхняя допустимая загрузка руководителя (K2=1,2).

Рассмотрим, как происходит выбор варианта структуры в зависимости от загрузки линейного уровня управления.

Случай I. Загрузка линейного руководителя меньше установленного предела, т.е. Ср < К1 Алгоритм выбора в данном случае заключается в поэтапном объединении уровней в целях обеспечения загрузкой линейного руководителя.

В этом случае методом поэтапного исключения (объединения) функциональных (штабных) структурных подразделений. При недостаточной загрузке линейного уровня в зависимости от исходных расчетных данных функционального, координирующего (штабного) уровней можно проектировать варианты структуры: линейную, линейно-функциональную, матричную.

Случай 2. Загрузка руководителя линейного уровня находится в установленных границах предела К1 < Ср <К2. В этом случае информация о линейном уровне является достаточной и выбор варианта структуры будет зависеть только от соотношения загрузки последующих уровней.

Случай 3. Загрузка руководителя линейного уровня больше установленной границы предела, т.е. Ср > К2. В случае избыточной загрузки линейного руководителя первоначально делается попытка дополнить структуру за счет координирующего уровня с тем, чтобы суммарная величина загрузки достигала ближайшего целого числа. Если норма управляемости соблюдается, возможно проектирование линейно-функциональной структуры управления. Если нет, линейный уровень фиксируется с первоначальными исходными данными и дальнейшее исследование загрузки оставшихся уровней приводит нас к решению о формировании линейно-функциональной, линейно—штабной, линейно-функциональной или других структур.

Таким образом, весь намеченный комплекс работ по расчету загрузки организационных уровней предшествует анализу выбора варианта структуры.

Следовательно, на четвертом этапе происходит окончательный выбор варианта структуры и все дальнейшие расчеты осуществляются в рамках выбранной структуры.

На пятом этапе решается вопрос о формировании состава подразделений на уровнях в пределах выбранной структуры. Эта задача предполагает определение состава и численности руководителей и исполнителей, необходимых для принятия и подготовки управленческих решений. Формирование структурных подразделений будет зависеть от того, насколько полученная численность руководителей и исполнителей соответствует норме управляемости. Исходными данными для выполнения этого этапа работы являются:

• номенклатура руководителей и исполнителей (составляется на основании штатного расписания);

• сведения о трудоемкости принятия и подготовки управленческих решений (получены в результате экспертного опроса);

список решений закрепленных за:

- линейным уровнем управления;

- функциональным уровнем управления;

- штабным уровнем;

- координационным уровнем;

• эффективный фонд времени руководителей и исполнителей.

Расчетное число исполнителей определяется по следующей формуле:

где Сисп число исполнителей, обеспечивающих подготовку управленческих решении;

Qисп трудоемкость подготовки i решений, ч.;

F д — действительный фонд времени одного исполнителя, ч.

После того как будет рассчитано число исполнителей и руководителей на каждом уровне, решается вопрос о создании структурных подразделений. Это достигается путем корректировки полученной численности. Все данные, необходимые для этого, имеются: расчетное число руководителей и исполнителей, типовая схема организации управления; допустимая норма управляемости для заданного объекта.

Итоговыми документами этого этапа работы являются скорректированные списки исполнителей и руководителей по подразделениям, а следовательно, и состав подразделений на каждом организационном уровне.

На шестом этапе принимается решение о внедрении данной структуры и утверждении схемы управления.

Три последующих этапа - седьмой, восьмой и девятый представляют собой организационное регламентирование на котором осуществляется разработка документации, регламентирующей деятельность отдельных исполнителей, подразделений и системы управления в целом.

Имея полный перечень процедур, принимаемых в отделе, можно составить схему принятия решений, которая позволит судить об эффективности функционирования отдела. Применение метода организационного моделирования на этой стадии процесса позволяет на основе полного перечня процедур смоделировать правила работ исполнителей и руководителей в каждой процедуре, а затем и по отделу в целом.

Завершается весь процесс проектирования структуры управления разработкой положения об организации. Реализация этого этапа требует всестороннего изучения и дополнения ряда положений (документов), обусловленных требованиями хозяйственного законодательства, таких как: положение о предприятии, положение об отделах, должностные инструкции.

Положение о предприятии требует знаний устава, строгого соблюдения принципов построения; производственных процессов, форм и систем оплаты труда, требований внешней среды.

Разработка положения об отделах представляет собой одну из самостоятельных задач организационного регламентирования системы управления. Положение об отделах также должно соответствовать законодательству. Большое внимание отводится построению единой типовой структуры, которая охватывает все аспекты деятельности отдела, поскольку положение об отделах в известной степени определяет положение о должностях работников отдела, их обязанностях, правах и ответственности, которые должны быть также строго регламентированы. В связи с этим разработка таких инструкций, в которых последовательно указаны этапы работ и конкретные исполнители, ответственные за выполнение каждого этапа, приобретает наиболее важное значение.

Существует несколько основных типов организационных структур, которые различаются в зависимости от способа деления организации на подразделения.

1.Простая структура.
Подразделений нет, все сотрудники подчиняются первому лицупо принципу иерархии.

2. Линейно-функциональнаяструктура.
Существуют линейные подразделения по основному производству (например, цеха) и функциональные подразделения в зависимости от выполняемой функции (например, отдел главного технолога, служба маркетинга, бухгалтерия, отдел труда и заработной платы и т.п.), которые обслуживают линейные подразделения.

3.Матричная структура
Существуют функциональные подразделения. Линейные подразделения носят временный характер и создаются для выполнения проекта. Каждый сотрудник подчиняется руководителю проекта по выполнению своей части работы в проекте и функционально руководителю своего отдела. Например, проект в издательстве «Разработка концепции новой серии». В этот проект войдут специалисты из различных областей: финансист, маркетолог, дизайнер, художник и т.д. Каждый из них по выполнению данного проекта будет подчиняться руководителю проекта, но по другим задачам – своему непосредственному руководителю. Например, маркетолог будет и решать и другие задачи в области маркетинга издательства в целом.
Если организация большая и часть ее функционирует по принципам матричной структуры, а часть как линейно-функциональная структура, то говорят о конгломератной структуре.

4. Дивизиональная структура.
Это наиболее распространенная структура организации холдингов. Создается штаб, где сосредоточены функциональные подразделения, курирующие деятельность всего холдинга (например, финансы, развитие, маркетинг, персонал). Кроме того, создаются дивизионы (по виду товара, по группе клиентов, по географическим регионам), которые являются практически самостоятельными организациями.

Дивизиональная структура - это развитие линейно-функциональной структуры. В данной структуре очень важно правильно выбрать, какие функции предоставить штабу, а какие можно отдать на уровень дивизионов.

Например, довольно часто функцию продаж отдают штабу, он создает отдельное торговое подразделение и продает продукцию всего холдинга. Это не всегда оправдано. Например, возможна ситуация, когда производственные подразделения начинают работать в отрыве от рынка, ориентируясь на свои производственные мощности. В то же время торговые подразделения не знают технических характеристик и работают в отрыве от производства, упускают возможности по развитию клиентов. В итоге руководитель производственного дивизиона несет ответственность только за производство, а руководитель торгового дивизиона только за продажи. Вопросы экономической эффективности холдинга в целом, его имиджа могут остаться за кадром.

На выбор структуры оказывают влияние тип организации, а именно следующие ее характеристики:

· размер компании

· отрасль, основной бизнес-процесс

· цикличность производства

· цели организации (коммерческие и некоммерческие)

Довольно часто компании выбирают тип структуры, который не соответствует типу организации и им необходима оптимизация.

 

 

Рис. 14. Пример матричной структуры

 

Новые, сравнительно небольшие фирмы не могли в рамках действовавших гибких структур управления справиться с нарастающим многообразием и ростом масштабов производства продукции. Результатом стало формирование проектно – матричных структур управления (см. рис. 14). Такие структуры до сих пор сохранились на производственных и разрабатывающих компаниях, ставших структурными единицами современных крупных корпораций.

На разных этапах каждого цикла развития отрасли эффективность стратегий компаний меняется. В период стабильности, когда фирмы достигают отраслевых пределов роста, предпочтительной является невзаимосвязанная диверсификация. В моменты расширения рынков и появления новых перспектив роста ключевыми стратегическими факторами становятся гибкость и способность концентрировать ресурсы на новых перспективных направлениях. Этим требованиям наилучшим образом удовлетворяют стратегии специализации и взаимосвязанной диверсификации.

Первые решаемые задачи такого формирования организационных структур — это ликвидация многоступенчатости и лишних звеньев управления.

Грамотное и продуманное проектирование организационных структур управления основывается на таких принципах:

· Адекватность структуры, носящей организационный характер, соответственно и деятельности управленческого объекта.

· Способность к быстрым изменениям в соответствии ситуаций.

· Максимальная оптимизация всех уровней управления.

· Создание идеальной сбалансированности прав и полномочий.

· Распределение равномерной нагрузки на все звенья управления.

· Безупречная полная согласованность всех решений и деятельности структурных подразделений, без исключения.

Особенности управленческой структуры определяются целым рядом факторов, главный из которых — это норма управляемости. То есть, четкое определение предельного числа подчиненных, которыми можно эффективно руководить. Величина такой нормы зависит от:

· характера деятельности организации;

· уровня компетенции руководителя, квалификации подчиненных и их заинтересованности в своей работе. Чем значительней эти показатели, тем выше норма управляемости;

· стабильность управленческой структуры, которая зависит от четкости постановки

задач, наличия регламентов, эффективных методов принятия решений, надежности коммуникаций и уровня технического оснащения;

· территориальной удаленности исполнителей и величины их полномочий.

Организационное проектирование подразумевает три основные концепции: системного окружения, управления и организационных преобразований. Организационная форма ведения деятельности обеспечивает корпоративность, которая в свою очередь формирует устойчивые организационные отношения внутренней структуры организации: четкое подчинение сотрудников, распределение сфер ответственности и делегирование полномочий. Что и определяет перспективное состояние бизнес-организации.

 

Построение структуры в организационном менеджменте осуществляется с учетом требований:

· экономичность;

· адекватность;

· адаптивность;

· гибкость;

· динамизм;

· специализация;

· пропорциональность;

· оптимальность;

· оперативность;

· надежность.

Именно проектирование организационной структуры во многом определяет гибкость и адаптацию организации на меняющемся рынке.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.105 с.)