Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аксиологические проблемы философии техники.

Поиск

Оформившаяся в научном пространстве тенденция внедрения междисциплинарных связей, объединяющих различные области человеческого знания о природе и обществе, приводит к обновлению существующей методологии, что способствует пониманию специфики взаимодействия культуры и техники. К тому же наблюдающийся «антропологический поворот» в рамках философии науки и техники вызывает обсуждение вопросов технического мировосприятия в контексте ценностного подхода, что представляется актуальным. Таким образом, можно заключить, что аксиологический аспект анализа столь сложного феномена, как техника, необходим и своевременен. Взаимодействие сферы культуры и мира техники, как системы средств, способствующей увеличению продуктивности человеческой деятельности, некоторой искусственной среды, по рождаемой человеком (обществом) для удовлетворения возникающих физических и метафизических потребностей, раскрывается посредством обращения к понятию «деятельность», под которым традиционно понимаются любые действия субъектов: «Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование». Техническая деятельность представляет собой разновидность практического отношения к миру, в результате которого формируются объекты технического характера. Характер технической деятельности сложен и противоречив, в связи с чем необходимо разобраться с одним из ее важнейших компонентов – ценностным отношением. Неоспоримо, что ценностные ориентиры выступают источником развития истории науки и техники. Традиционно под ценностью понимаются специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека (общества). В настоящее время в философской литературе отмечается увеличение внимания к разработке вопросов ценностной компоненты жизни человека (общества). Современная философская аксиология исследует проблемы выявления специфики ценностного мира и все многообразие ценностных ориентаций подвергает типологизации. Так, В.И. Плотников выделяет четыре типа ценностей исходя из уровня бытия в системе об-щественных взаимоотношений, где первый тип ценностных ориентаций характеризуется индивидуальной значимостью и ориентацией человека на самого себя. Для второго типа свойственна ориентация на ближайшее окружение субъекта. Третий тип ценностных ориентаций распространяется на сферу межгрупповых отношений между людьми, а четвертый формируется вокруг универсально значимых ориентиров, имеющих родовой смысл. Вызванные ценности наполняют культурное пространство, включаясь в процесс конструирования технической реальности. Изначально вопрос о ценности техники поднимался в античности (Платон, Аристотель и др.), где происходил процесс так называемой «десакрализации» техники. В дальнейшем техника исследовалась в средние века, где мыслители видели в ней своего рода «естественную магию», далее в эпоху возрождения, представлявшую собой своеобразный синтез идеологии язычества античности с миром христианских ценностей. Ренессанс, с его бунтарским духом, переориентировал человека (общество) с теоцентрической картины мира средних веков на антропоцентрический принцип миропонимания, что отразилось на техническом мироотношении (мир рассматривается как инструмент, некое подручное средство). Спецификой нового мировосприятия XVII–XVIII вв. становится культ науки, стимулирующий рост представлений о прогрессе в сфере технологий. Новое время взрастило в обществе тягу к рационализации, систематизации, укрепило веру в успех техники – «основу жизнедеятельности цивилизации», что оказало особое влияние на формирование современного понимания статуса техники. Итак, можно заключить, что в процессе развития представлений о технике данный феномен подвергался тщательному рассмотрению, как в рамках собственно технических дисциплин, так и в семействе дисциплин гуманитарного характера. Особое значение в исследовании техники принадлежит философии техники, где выявляются природа, структура и функции техники, а также анализируется генезис и перспективы в ее развитии, сама техника понимается как система артефактов, направленных на преобразование окружающей среды, то есть рассматривается в качестве средства для удовлетворения потребностей производства. В ходе эволюции культуры происходит формирование мира технических систем. Общество, создавшее систему технических средств, с одной стороны, постепенно обособляется от природы, с другой стороны, приобретает зависимость от природных богатств. Так постепенно в философии техники формируются концепции технического оптимизма и технического пессимизма. В настоящее время в отечественной философии техники на первый план выходит аксиологическая проблематика, что вызывает понимание техники, как социокультурного феномена, имеющего особый статус в жизнедеятельности человека. Практика свидетельствует, что нередко технические средства в общественном сознании приобретают дополнительное (второе) значение, выступая в качестве символического образования. Более того, средства массовой информации закрепляют образ техники как символ богатства, успеха, власти. Техника в современной отечественной научной мысли рассматривается в качестве инструмента культуры, это один из способов мироотношения человека, где специфической характеристикой является целерациональность и инструментальность. Другими словами, можно сказать, что техника сфокусирована на конструировании особой реальности (технической), выводящей человека из тьмы животного существования. Тем самым техника позволяет человеку (обществу) реализовать потребность в творчестве по законам красоты и полезности, выступающей как «главный ориентир» в рамках технического мироотношения, существующего в трех основных формах: техническая деятельность, техническое знание и техническая ориентация. Итак, современная философия техники свидетельствует о возрастающей роли техники в жизни человека (общества), что приводит к превращению техники в ведущую сторону культуры, чуть ли не синоним культуры вообще. Действительно, техника представляет собой определенную часть культуры, техника – это «творчество, она ориентирована на ценности. В ходе исследования феномена техники были сделаны следующие выводы: во-первых, мир техники представляет собой универсальную ценность, выступая в качестве знака (символа); во-вторых, ценности функционируют на всех уровнях системы технического мироотношения и направляют развитие технической картины мира. Таким образом, проблемы аксиологии технического мировосприятия требуют дальнейшего изучения в рамках философии техники, что позволит осмыслить роль техники во взаимоотношениях человека с миром.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.72 (0.008 с.)