Оцените степень и правильность или ошибочность эмоционального воздействия на детей. Ответ обоснуйте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оцените степень и правильность или ошибочность эмоционального воздействия на детей. Ответ обоснуйте.



А. Урок математики ведет опытный старый учитель. Девочка-старшеклассница, безуспешно отстоявшая полчаса у доски и получившая законную двойку, направляясь к своей парте, прошептала: «Осел». Получилось достаточно громко и выразительно. Класс замер в ожидании реакции учителя.

Слышно было, как тикают часы. И вдруг учитель улыбнулся: «Наверное, так и есть, детка, раз, взявшись учить вас, я не сумел выучить». Девочка разрыдалась.

Б. Возвращаясь из детского сада, мальчик сказал матери, что его в группе никто не любит. «Витя все себе и для себя старается делать, везде стремится быть первым, всеми командовать,» ‑ пояснила матери обстановку воспитательница. Была продумана система мер. Ему дается поручение купить деду газету, и затем дед горячо благодарит внука за заботливость. В квартире одно кресло, которое занимал Витя. Теперь бабушка жалуется, что ей очень неудобно сидеть на стуле, мать предлагает Вите уступить кресло бабушке, мальчик с неудовольствием это делает, вынужденно. Но бабушка говорит: «Ай да Витя! Какой хороший мальчик, позаботился о бабушке».

Задача 3.

Из перечисленных ниже чувств выберите те, которые относятся к моральным, интеллектуальным, эстетическим. Дайте обоснование своего выбора.

Справедливость, трагический юмор, честь, товарищество, комическое, догадки, удивление, красивое, долг, патриотизм, трудовой энтузиазм, художественная ценность, сомнение, коллективизм.

Задача 4.

В настоящее время имеет место два подхода к управлению состоянием психического стресса, возникающего у человека в экстремальных условиях деятельности. Один из них может быть обозначен как симптоматический. Процесс управления стрессом в этом случае уподобляется симптоматическому лечению болезни, т.е. воздействию на отдельные симптомы: если у человека появляется робость, вселяют уверенность в его силах; нарушения сна - проводят сеансы гипнотического внушения сна. Другой подход - системный - предполагает осуществление управления стрессом не отдельными воздействиями, направленными на борьбу с отдельными симптомами, а системой воздействий, адресованных к различным уровням индивидуальных свойств человека (по Б.А. Вяткину).

Какой из подходов будет более эффективным и почему?

´ Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте эмоции и чувства как специфические формы отражения действительности.

2. Как соотносятся понятия «эмоции» и «чувства»?

3. Опишите эмоциональные состояния (чувственный тон ощущений, настроение, стресс, аффект, фундаментальные эмоции и др.).

4. Дайте характеристику высшим чувствам человека.

5. Расскажите об основных функциях эмоций и чувств.

6. Раскройте суть психоорганических теорий эмоций (Джемс-Ланге, Кеннон-Бард).

7. В чем суть теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера?

8. Охарактеризуйте информационную теорию П.В.Симонова.

9. Расскажите о физиологических основах эмоций (концепция эмоциональных «центров» и концепция «эмоционального мозга»).

10. Охарактеризуйте системный подход в изучении мозговых механизмов эмоций.

11. Расскажите о возможностях педагогов в оптимизации эмоциональных состояний школьников.

 

Тема 12. Воля

План:

1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий.

2. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.

3. Структура волевого акта.

4. Волевые качества человека и их развитие.

5. Патология воли.

& Рекомендуемые учебники:

Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М., 2001.

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 2001.

Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб., 2003.

Петровский, А. В. Введение в общую психологию / А. В. Петровский. - М., 1995.

И другие учебники по общей психологии.

& Список литературы:

Основной:

1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 тт. - Т. 2. Вопросы общей психологии / Л. С. Выготский / гл. ред. Запорожец А. В. - М., 1982.

2. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - СПб., 2000.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 2002.

Дополнительный:

1. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А.Иванников. - М., 1998.

2. Зимин, П. П. Воля и ее воспитание у подростков / П. П. Зимин. - Ташкент, 1985.

3. Чхартишвили, Ш. Н. Проблема воли в психологии / Ш. Н. Чхартишвили // Вопросы психологии. - 1967. - № 4.

´ Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения.

2. Охарактеризуйте волевые действия.

3. Раскройте взаимосвязь воли и сознания.

4. Какие вы знаете теории воли?

5. Каковы взгляды античных и средневековых философов на проблему воли?

6. Что является физиологической основой воли?

7. Что вы знаете о нарушениях воли?

8. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.

9. Что такое волевое усилие и решительность?

10. Что относится к волевым качествам человека?

11. Каково соотношение волевых усилий и волевых качеств?

12. Основные этапы развития воли у ребенка.

13. Какова роль сознательной дисциплины в формировании воли.

14. Назовите факторы, способствующие проявлению волевых усилий.

15. Количественная оценка уровня развития волевых качеств.

 

´ Задания для самостоятельной работы.

Задача 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.006 с.)