Чем объясняются описанные иллюзии? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем объясняются описанные иллюзии?



А. Иногда у водителей автомобилей и летчиков возникают иллюзии: быстро приближающийся предмет кажется им разбухающим.

Б. Известно, что в кино при восприятии голоса артиста на экране возникает своеобразная иллюзия. Голос кажется перемещающимся вместе с артистом и исходящим из его уст, несмотря на то, что звук остается всегда в одной точке, часто значительно смещенной относительно зрительного изображения на экране.

Задача №5.

Выберите номер ответа, содержащий все существенные отличительные признаки восприятия (номера ответов смотрите в конце задачи).

A. Субъективное отражение внешнего мира.

Б. Отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету.

B. Первоначальный источник всех знаний об окружающем мире.

Г. Результат совместной деятельности ряда анализаторов.

Д. Целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам явлениям окружающего мира.

Е. Составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира.

Ж. Искаженное отражение окружающего мира.

3. Отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету.

И. Отражение законов природы и общества ‑ отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов.

Ответы: 1 - А,Б,В,Е; 2 ‑ Г,Ж,3,И; 3 ‑ А,Б,Д,И; 4 ‑ Б,Г,Д,К; 5 ‑ В,Д,Ж,И.

´ Задания для самопроверки

Тест (верно, неверно).

1. У всех животных и у человека способность рецепторов улавливать сигналы ограничена.

2. Наше восприятие окружающего частично зависит от нашей культуры и опыта.

3. При истолковании элементов восприятия наш мозг выбирает самый сложный вариант.

4. Наше восприятие предметов все время изменяется в соответствии с их расстоянием от глаз и с углом, под которым мы их видим.

5. Порог ощущений гораздо менее постоянен, чем физиологический порог.

6. Экстрасенсорное восприятие пока еще не рассматривается как законный предмет научного исследования.

Словарь основных терминов:

Абсолютный порог ‑ минимальная интенсивность физического стимула, необходимая для возникновения ощущения.

Автокинетическое движение ‑ иллюзия движения, создаваемая, например, неподвижной световой точкой в темной комнате. Эффект усиливается при отсутствии зрительного фона.

Адаптация ‑ приспособление к внешним условиям.

Аккомодация ‑ механизм, меняющий кривизну хрусталика, благодаря чему поддерживается четкое изображение предмета на сетчатке даже при постоянном изменении расстояния между глазом и объектом.

Апперцепция ‑ зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Аудиовизуальное восприятие ‑ одновременное восприятие слухом и зрением.

Белый шум ‑ сложная смесь звуковых волн всех частот, аналогичная белому свету.

Бинауральные признаки ‑ особенности стимулов, действующих на оба уха, обеспечивающие возможность локализации звука. Одинаковые звуковые волны, исходящие из одного источника, приобретают разные свойства, достигая правого и левого уха. Главными бинауральными признаками являются различия звуковых волн по фазе и интенсивности.

Бинокулярное зрение ‑ видение одного и того же объекта обоими глазами: обеспечивает восприятие глубины, удаленности и объемности предметов.

Вестибулярный аппарат ‑ анализатор, позволяющий оценивать положение в пространстве и изменения направления движения.

Вестибулярные ощущения ‑ ощущения движения и равновесия. Вызываются движением жидкости в полукружных каналах внутреннего уха.

Внимание ‑ фокусирование восприятия, характеризующееся ясным осознанием ограниченной части перцептивного поля.

Гештальтпсихология ‑ направление в экспериментальных исследованиях организующей природы восприятия, основанное Вертгеймером, Коффкой и Келлером. Гештальт - немецкий эквивалент слова «форма».

Дифференциальный порог ‑ минимальная разница между двумя стимулами, которая может быть воспринята.

Дополнительные цвета ‑ цвета, расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга, например, красный и зеленый, желтый и голубой. При смешении в равных пропорциях дают серый ахроматический цвет.

Закон Вебера ‑ принцип, согласно которому отношение минимальной воспринимаемой разницы между интенсивностью двух стимулов к абсолютном уровню интенсивности стимула является константной. Константа различается для каждого типа стимулов. Закон не распространяется на крайние значения интенсивности стимулов.

Закон Эммерта ‑ прямая пропорциональная зависимость размера последовательного образа от расстояния между глазом и поверхностью, на которую проецируется этот образ. Последовательный образ, спроецированный на стену в 10 раз более удаленную, чем стимул, кажется в 10 раз больше его.

Замыкание ‑ тенденция воспринимать определенные фигуры скорее законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура.

Избирательность ‑ качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.

Иллюзии восприятия ‑ искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

Индуцированное движение ‑ кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов, окружающих его. Например, движение луны, индуцируемое движением облаков.

Интереорецепторы ‑ рецепторы, расположенные на внутренних органах.

Кажущееся движение ‑ иллюзорное движение от одного стимула к другому как функция временного промежутка между стимулами. Примером являются движущиеся картинки. Это явление известно как «стробоскопический эффект» или «фи-феномен».

Кинестетические ощущения ‑ ощущения, возникающие от движений тела и мышечного напряжения; вызываются механическими воздействиями на рецепторы в мышцах, сухожилиях и связках.

Конвергенция ‑ сведение зрительных осей на фиксируемый объект, чем ближе объект, тем больше угол конвергенции. Становиться неэффективной на расстоянии 15-18 м, когда зрительные оси почти параллельны.

Константность восприятия ‑ тенденция воспринимать объект устойчивым и неизменным, несмотря на разнообразие условий восприятия.

§ Громкости ‑ восприятие действительной громкости звукового источника независимо от его расстояния. Зависит от отношения между амплитудой звуковой волны и кажущейся удаленностью звукового источника.

§ Размера ‑ тенденция воспринимать размер объекта постоянным, не зависимо от расстояния до него. Зависит от отношения между сетчаточным изображением и кажущейся удаленностью объекта.

§ Формы ‑ тенденция правильно воспринимать форму, даже если объект повернут так, что его сетчаточное изображение отличается от действительной формы. Зависит от отношения между сетчаточным изображением и видимой плоскостью объекта.

§ Яркости ‑ тенденция воспринимать яркость объекта постоянной, несмотря набольшие изменения в освещенности. Зависит главным образом от постоянного соотношения интенсивности света, отражаемого от объекта, и от его окружающей среды.

Контраст ‑ явление, при котором воспринимаемое различие значительно больше, чем его физическая основа.

Контур ‑ линия, отделяющая часть перцептивного поля от соседней с ней части. Тем не менее, контур и фигура не идентичны. Один и тот же физический контур выглядит совершенно по-разному в двух разных фигурах.

Модальность ‑ качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств.

Монокулярные признаки удаленности ‑ признаки, обеспечивающие впечатление глубины при монокулярном зрении. Включают: перекрытие, относительный размер, относительную высоту, относительную яркость, линейную перспективу, соотношение света и тени, аккомодацию.

Обращающиеся фигуры ‑ фигуры, вызывающие «спонтанные» колебания между двумя и более альтернативными перцептивными организациями. Классическим примером является куб Неккера.

Объем восприятия ‑ максимальное количество объектов или предметов, которые могут быть восприняты в течение короткой экспозиции, не допускающей движений глаз или пересчета предметов. Объем восприятия увеличивается группировкой.

Ориентировочная реакция ‑ сложная реакция организма на новизну ситуации. Проявляется в повышенной чувствительности анализаторов и мобилизации энергетических ресурсов организма.

Острота зрения ‑ способность зрительно различать мельчайшие детали объектов.

Относительное движение объектов (Двигательный параллакс) ‑ видимое перемещение более близких объектов вправо и более удаленных влево, если голова движется влево (и наоборот).

Парадоксальный холод ‑ ощущение холода, появляющееся при воздействии очень горячего раздражителя на холодовые точки кожи.

Перекрытие ‑ монокулярный признак удаленности, заключающийся в том, что один объект частично перекрывает другой, при этом второй объект кажется более удаленным.

Предметность восприятия ‑ отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Проприоцептпвные ощущения ‑ ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.

Психофизика ‑ исследование взаимоотношений между свойствами сенсорного опыта и характеристиками физических стимулов, его вызывающих.

Психофизические методы ‑ методы, используемые для определения абсолютного и дифференциального порогов. Например, метод констант, метод границ и т.п.

Разностный порог ‑ наименьшее различие между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные: выражается в отношении прибавки интенсивности раздражителя к прежней его величине.

Рецепторы ‑ специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

Рецептивное поле ‑ для каждого нейрона в проводящей системе или в сенсорной зоне коры существуют рецепторная поверхность (например, сетчатки), стимуляция которой вызывает активность клетки.

Сенсибилизация ‑ повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов.

Сетчаточная диспарантность ‑ различие сетчаточных образов в обоих глазах при восприятии удаленного объекта. Создается набольшим различием углов, под которым каждый глаз видит объект.

Синестезия ‑ взаимодействие ощущений разных модальностей (слух и зрение и т.д.).

Система отсчета ‑ система, по отношению к которой оцениваются отдельные перцептивные свойства. Например, воспринимаемые углы объекта частично определяются углами окружающих стен. Этот эффект может быть рассмотрен как частичный случай «части и целого».

Соместетические ощущения ‑ ощущения от внешних кожных рецепторов и внутренних рецепторов тела.

Соместетический ‑ относящийся к соме или к телу. К соместетическим относят кожные и кинестетические ощущения. Под соместетическими нервами имеются в виду волокна, передающие в мозг нервные импульсы от кожи, суставов и мышц. Соместетическими зонами являются зоны коры, принимающие импульсы от соместетических органов чувств. Они лежат непосредственно за центральной извилиной на поверхности мозга.

Соревнование сетчаток ‑ флуктуации зрительного поля при стимуляции обоих глаз различными цветами и фигурами.

Стереоскоп ‑ прибор, обеспечивающий впечатление глубины при восприятии плоских картин. Это впечатление достигается путем предъявления каждому глазу в отдельности слегка различающихся картин, соответствующих сетчаточным изображениям действительно трехмерного объекта.

Стимул ‑ физическая энергия, возбуждающая рецептор и вызывающая ответ организма.

Стимульный градиент ‑ изменение интенсивности стимулов или их качества в перцептивном поле. Служит важным признаком удаленности.

Транспозиция ‑ узнавание структуры, основанное на сохранении отношений между элементами. Например, транспозиция мелодии в другую тональность.

Уровень адаптации ‑ субъективный уровень, устанавливаемый человеком на основе «усреднения» воспринимавшихся ранее стимулов данного типа. Например, восприятие предмета как обладающего средним весом определяется весом предметов, когда-либо поднятых субъектом. Предметы, вес которых выше среднего, оцениваются как тяжелые, ниже - как легкие.

Установка ‑ готовность организма к особой реакции или классу реакций. Двигательная установка-готовность к специфическим действиям; мыслительная установка - к специфическим мыслительным процессам; перцептивная установка - к специфической организации стимулов.

Феноменология ‑ научное исследование непосредственного опыта, при котором субъект пытается дать подробное (и наивное) описание того, какими он видит вещи.

Фигура ‑ часть перцептивного поля, которая выступает из фона.

Физиологический нуль ‑ величина переменная, так как является функцией как температуры среды, так и температуры тела. Стимул с температурой выше физиологического нуля вызывает ощущение тепла, ниже ‑ ощущение холода.

Фон ‑ часть перцептивного поля, которая служит задним планом для фигуры. Кажется менее структурированным, чем фигура, и меньше привлекающим внимание.

Химические ощущения ‑ вкусовые и обонятельные ощущения. Стимулируются химическими веществами и часто, взаимодействуя, образуют единый перцептивный опыт.

Хорошая фигура ‑ характеристика фигуры, обладающей такими качествами, как непрерывность, симметричность, замкнутость, целостность и т.д. Закон группировки, называемый «законом хорошей фигуры», предполагает, что перцептивная группировка элементов направлена в сторону создания хорошей фигуры.

Цвет:

Объема ‑ цвет, заполняющий пространство. Ни цветонепроницаемость, ни прозрачность ему не свойственны. Один из видов видимого цвета наряду с цветом «пленки» и цветом «поверхности».

Пленки – цвет, видимый через отверстие; плохо локализуется и кажется прозрачным.

Поверхности ‑ цвет, воспринимаемый как относительно непроницаемый и локализованный на поверхности объекта.

Целостность восприятия ‑ особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств, она формируется в предметной деятельности человека.

Экстероцеитивные ощущения ‑ сигнализируют о различных характеристиках внешнего мира.

Эффект последействия фигуры ‑ искаженное восприятие, возникающее на короткое время. Когда после продолжительного действия одной фигуры на ту же самую область рецепторов действует другая фигура. Некоторые эксперименты показывают, что это явление связано с «насыщением».

Эффект Пуркинье ‑ изменение относительной яркости цветов на обоих концах видимого спектра при ослаблении освещенности. Например, днем больше относительная яркость красного и желтого, а в сумерках - зеленого и голубого.

 

Тема 4. Память

(форма проведения – семинар)

План:

1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.

2. Виды памяти.

3. Физиологические и психологические теории памяти.

4. Общая характеристика процессов памяти

а) запоминание;

б) сохранение и забывание;

в) воспроизведение.

& Рекомендуемые учебники:

Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М., 2001.

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 2001.

Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб., 2003.

Петровский, А. В. Введение в общую психологию / А. В. Петровский. - М., 1995.

И другие учебники по общей психологии.

& Список литературы

Основной:

1. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб., 2003. – С.247-282.

2. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - T. 1. - M., 1998. - C. 217-259.

3. Общая психология / под ред. Петровского А. В. - М., 1986. - С. 283-314.

4. Психология памяти: Хрестоматия по общей психологии / под. ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. ‑ М., 2000.

Дополнительный:

1. Асмолов, А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов / А. Г. Асмолов. - М., 1985. - С. 31-103.

2. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. - М., 1980.

3. Громова, Е. А. Эмоциональная память и её механизмы / Е. А. Громова. - М., 1980.

4. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. - М., 1961.

5. Лапп, Д. Искусство помнить и забывать / Д. Лапп. - СПб., 1995.

6. Линдсей, П. Переработка информации у человека: Введение в психологию / П. Линдсей, Д. Норманн / пер.с англ.; под ред. Лурия А. Р. - М., 1974. – С. 313-419.

7. Лурия, А. Р. Внимание и память / А. Р. Лурия. - М., 1975. - С. 42-103.

8. Механизмы памяти: Руководство по физиологии. - Л., 1987.

9. Николов, Н. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти / Н. Николов, Г.Нешев. - М., 1988.

10. Познавательная активность в системе процессов памяти. - М., 1989. – С. 7-43.

11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 2002.

12. Хофман, И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти / И. Хофман. - М., 1986.

4 Темы докладов и рефератов, (с указанием библиографического списка):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 3616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.044 с.)