Индивидуальные различия в способностях людей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные различия в способностях людей.



1. Анастази, А. Дифференциальная психология / А. Анастази. - М., 2001.

2. Губанов, Н. И. Биологическая и социальная детерминация способностей: методологический аспект / Н. И. Губанов, Г. И. Царегородцев // Философские науки. - 1988. - № 2. - С. 23-35.

3. Развитие и диагностика способностей / под ред. Дружинина В. Н., Шадрикова В. Д. - М., 1991.

4. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. - М., 1984.

5. Мелхорн, Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека / Г.Мелхорн, Х. Г. Мелхорн. - М., 1989.

6. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо. – М., 2006.

Способности в структуре индивидуальности человека.

1. Акимова, М. В. Динамические характеристики нервной сис­темы и проблема природных задатков способностей / М. В. Акимова // Вопросы психологии. - 1980. - № 3. - С. 101-109.

2. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. – М., 1993.

3. Мерлин, B. C. Очерк интегрального исследования индиви­дуальности / В.С.Мерлин. - М., 1986. - С. 86-110, 153-181, 196-208.

4. Мерлин, B. C. Структура личности: характер, способности, самосознание / В. С. Мерлин. - Пермь, 1990. - С. 27- 58.

5. Русалов, В. М. Психофизиологические основы взаи­модействия темперамента и общих способностей человека / В. М. Русалов // Проблемы психологии личности. - М., 1982. - С. 198-305.

6. Способности и склонности. Комплексные исследо­вания / под ред. Голубевой Э. А. - М., 1989.

Способности и возраст.

1. Гильбух, Ю. З. Умственно одаренный ребенок / Ю. З. Гильбух. - Киев, 1992.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. - М., 1971. - Гл.1.

3. Кроник, А. А. Психологический возраст личности / А. А. Кроник, В. И. Головаха // Психологический журнал. - 1983. - Т.4. - № 5. - С. 57-66.

4. Лейтес, Н. С. Ранние проявления одаренности / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 98- 107.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 2002.

6. Способности и склонности / под ред. Голубевой Э. А. - М., 1989. - Гл. 2.

Одаренные дети.

1. Бабаева, Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Ю.Д. Бабаева. - М., 1997.

2. Гильбух, Ю. З. Умственно одаренный ребенок / Ю. З. Гильбух. - Киев, 1992.

3. Лейтес, Н. С. Одаренные дети / Н. С. Лейтес // Психология и психофизио­логия индивидуальных различий. - М., 1977.

4. Лейтес, Н. С. Ранние проявления одаренности / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 98-107.

5. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. - М., 1971. - Гл.1.

6. Матюшкин, A.M. Одаренные и талантливые дети / А. М. Матюшкин, Д.Сиск // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С 34-40.

7. Одаренные дети. - М., 1991.

Специальные способности и условия их развития.

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.

2. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избранные труды. - М., 1985.

3. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. - М., 1968.

4. Корсунский, Е. А. Развитие литературных способностей школьников / Е.А.Корсунский. - Л., 1985.

5. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. - М., 1972.

´ Задания для самостоятельной работы.

Задача №1.

Разведите характеристики темперамента, характера и способностей.

1. Индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями её успешного выполнения.

2. Совокупность свойств личности, закрепленных в привыч­ных формах поведения.

3. Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения.

4. Психические свойства, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но способствующие успешному их приобретению.

5. Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, выражающих его отношение к окружающему мира.

Задача №2.

Выберите характеристики, позволяющие судить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности.

1. Быстрота овладения деятельностью.

2. Желание овладеть данной деятельностью.

3. Качество достижений.

4. Интерес к деятельности.

5. Творческое начало деятельности.

6. Легкость овладения деятельностью.

7. Динамика овладения знаниями и умениями.

Задача №3.

Какие из признаков способностей ( легкость и скорость усвоения знаний, умений и навыков; преодоление неблагоприятных жизненных обстоятельств; наличие глубокого интереса к определенной деятельности; высокая степень творчества в деятельности; раннее проявление способностей к определенному виду деятельности ) проявляются в следующих примерах?

A. Софья Ковалевская, не зная ещё первых четырех правил арифметики, решала задачи различными оригинальными способами. В возрасте десяти лет она освоила курс арифметики, преподававшийся в Пражском университете. Затем быстро овладела курсом алгебры и приступила к высшей математике. Интерес к алгебре был так велик, что она даже ночью вставала и изучала материал. Встретив в курсе физики тригонометрические понятия, Ковалевская самостоятельно разобралась в них, в возрасте четырнадцати лет повторив путь открытия тригонометрии (По А.Г. Ковалеву, В.Н. Мясищеву, 1960.)

Б. В 1969 году в Киевском университете самым популярным из нескольких тысяч студентов был двенадцатилетний Саша Дворак.

Он успешно выдержал конкурсные экзамены и учился па первом курсе механико-математического факультета. Уже в четыре года он умножал, делил, извлекал корни, всё устно; писать ещё не умел. В школу он поступил семи лет, сразу во второй класс, где за­нимался только месяц, в третьем классе учился, как все. За четвертый класс сразу сдавал экзамены. Среднюю школу закончил за пять лет с серебряной медалью (Зайцев Р.. Первокурснику - 12 лет /. Комсомольская правд. 1969. 15 ноября 1969 г.).

B. Эварист Галуа, учась в классе риторики, решил впервые заняться математикой. Он стал знакомиться с «Началами геометрии» Лежандра. Он читал страницу за страницей, и перед ним вставало здание геометрии. Читая быстро, он видел не только частные теоремы, но и их взаимосвязь, планировку целого. Он поймал себя на том, что угадывает, знает заранее, что будет сказано дальше.

Читая теоремы, он почти всегда молниеносно видел, как их можно доказывать. Скоро он мог пропускать доказательства, многие теоремы он предвидел. У него было такое чувство, как будто геометрию он знает очень давно. На других уроках, в каждый свободный момент этого дня он читал, поглощая теоремы, по-своему доказывая их, по-своему рассуждая. Вечером, лежа в кровати с открытыми глазами, он ясно видел все теоремы, с которыми познакомился за день. На другой день он опять читал «Начала геометрии» и усвоил этот курс, рассчитанный на два года занятий, за два дня (Инфельд Л. Эварист Галуа. М., 1965 г. С. 69-71.).

Г. Наташа играла сонату Бетховена. Неожиданно раздался голос четырехлетней Тани: «Не так, не так! Неправильно играешь!» Таня взобралась на стул, и её маленькие пальцы побежали по клавишам, Наташа посмотрела в ноты - Таня играла правильно. За два урока она выучила всю нотную грамоту, выучила на память пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского и пьесы С.С. Прокофьева, написанные для детей, прелюдии Баха, Д.Б. Кабалевского и произведения других композиторов (По Е.А. Мальцевой.).

Задача №4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.005 с.)