Античная культура. Её историческая роль. Универсальная значимость античных сюжетов и образов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античная культура. Её историческая роль. Универсальная значимость античных сюжетов и образов.



Античная культура. Её историческая роль. Универсальная значимость античных сюжетов и образов.

Antiquus – древний

Под античной культурой понимают древнеримскую и древнегреческую. Др. Рим и др. Греция – это древнейшие европесйские культуры, совершенно самомтоятельные.

Эти культуры создавались в разное время и разными народами. В 1 веке н.э., когда весь греческий мир был завоеван римлянами, можно говорить о единстве.

Античное исскуство существовало более 2 тыс.летий. Начало – 2 тыс.летие до н.э.

У Древнегреческой культуры свои корни. Начало античности - Крито-Микенская культура. Крупные центры – о.Крит и г. Микены, поселение на Пелопонесском п.о-ве. Критскую культуру открыл английский археолог Артур Эванс. До этого раскопки на Крите пытался вести Генрих Шлиман, но ему не хватило денег, чтобы купить территорию для раскопок. Артур Эванс открыл Кносский дворец, а, следовательно, Крито-Минойскую цивилизацию, так как в этом дворце было найдено множество доказательств ее существования.

Во дворце нашли глиняные таблички с письменами двух различных типов, то есть уже существовала письменность. Кроме того, там нашли древнюю отопительную и канализационную систему, а также базу для многих мифов, например, лабиринт минотавра – подземные помещения дворца.

В Микенах Генрих Шлиман нашел аналогичные глиняные таблички с письменами, что свидетельствовало о письменном сообщении между Грецией и Критом.

Конец античной цивилизации относится к 5веку н.э. Это время падения Римской империи, гибели всего античного мира. На обломках античности возникает культура средневековья.

Античная культура имеет очень большое значение. Вся последующая культура является продолжением античной.

Греки были основоположниками во многих областях знания (риторика, филология и т.д.) Особенно глубокое влияние античная культура оказала на литературу. Античная литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу. Античная литература – первая ступень в культурном развитии мира, поэтому она и влияет на всю мировую культуру.

В эпоху античности возникли многие виды лирики (эпос, драма). В антич. лит-ре были сформированы все основные жанры лит-ры. Александрийские учёные заложили основу комментирования, изучения текстов. Античная мифология стала богатейшим арсеналом.

Названия античных героев часто используются для названий кораблей. Иногда это выглядит очень символически. Так, например, Наполеона везли в ссылку на крейсере «Беллерофонт». Беллерофонту было получено убить химеру. (Химера – чудовище, состоящее из дракона, козы и льва). Кстати, здесь отражены отличия между восприятием древних греков и нас – нам она бы показалась страшным чудовищем, а Беллерофонт сначала ей залюбовался. Все же он ее убил, а после так возгордился своей победой, что захотел вознестись на Олимп к богам. Его низвергнули на землю, он потерял рассудок и скитался по земле, пока над ним не сжалился Танатос.

Образы античной литературы входят в современную литературу, в ним скрывается глубокий смысл. Иногда они входят в крылатые выражения. Античные мифологические сюжеты часто перерабатываются и опять используются.

В античной культуре впервые появляется одухотворенный человеческий образ, поставленный в центре, так как до этого центром всего искусства был не человек. Например, в рисунках первобытных людей животные изображались огромными и красочными, а люди схематично маленькими. У древних египтян изображения фараонов были в неживых масках, а царское войско также было странно полусхематичным.

 

Архаическая эпоха

Arche – начало.

Этот период матриархата, женщина занимала доминантное место. Главное место занимает женское божество. Божество земли – Гея порождает Уран и вступает с ним в брак. Мифология этого периода называется хтоническая.

Хтоническая эпоха, от слова «хтонос» - земля, так как обожествлялась прежде всего земля – Гея. Так как во главе всего стояла мать-земля, то это матриархальная мифология. Поклонялись фитаморфным существам (растительным) и зооморфным* (животным), а не антропоморфным (человекоподобным).

Человек воспринимает природу как нечто дисгармоничное. В мире стоит хаос. Хаос – бездна. Мифология вызывает страх, ужас. Мифология этого периода тератоморфная** (образ чудовищ). Например, круглоглазые циклопы, сторукие великаны, стоглавый дракон Тифон, 3 сестры Горгоны.

Архаическая мифология еще не знает человеческих форм. Богов почитают в образе растений и животных (зооморфизм и фитоморфизм).

Следы их сохранились в качестве рудиментов (совоокая Афина, волоокая Гера) – остатки архаической образности.

В мифологии господствует смешение образов человека и животного (миксантроризм). Например, мудрый кентавр Хирон, сирены, сфинкс, ехидна, гарпии и т.д.)

Чудовища это тератоморфные существа (химера) и миксантропические существа (сирены, сфинкс, ехидна, кентавр).

Для мифологии древнейшего характерен фетишизм, когда предмет наделяется демонической, магической силой (Зевса почитают в образе камня, амулеты, обереги – следы древнего фетишизма). На более поздней стадии фетишизм переходит в анимизм.

Фетиш – это предмет, существо, наделенное магической силой, чудо вечного существования. Все может быть фетишами – камни, деревья и т п.

Анимизм (от лат. anima, animus — душа и дух соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Архаический период – доолимпийский. К этому периоду относятся мифы времени до воцарения Зевса, время Кроноса (1 из 12 титанов от Геи и Урана). Он свергает власть своего отца Урана и пожирает своих детей, т.к. боится той же участи.

Эстетический идеал в ту эпоху: стихия, бьющая через край, а не простота и гармония.

Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и первых богов. Первый тип таких мифов: все произошло из Хаоса – огромной разверстой зевающей пасти.

Согласно одному из космогонических мифов, из Хаоса появилась Гея-земля, Тартар – прародитель всех чудовищ, Уран – небо и Эрос. От Геи и Урана появились циклопы и гекатонхейры (необузданная сила) – первое поколение богов. Второе поколение: титаны и титаниды (старший титан – Океан, младший – Крон, Хронос (всепоглощающее время)). Крон хитростью низвергнул Урана в Тартар – усыпил его зельем. Уран проклял Крона, его должна была ожидать та же участь. Крон, чтобы этого избежать, проглотил пять младенцев своей жены Реи. Рее стало жаль детей, она пошла за советом к Гее и Урану. Рея вместо ребенка дала Крону камень в пеленках. Зевса отправили на остов Крит, там его охраняли куреты, нимфы и коза Амалфея. Когда он вырос, он усыпил Крона и заставил его выплюнуть сначала булыжник, потом Посейдона, Аида, Деметру, Гестию и Геру.

Титаномахия – битва богов и титанов за власть над миром.

**тероморфы (лат. Theromorpha звероподобные)

*Зооморфизм — представление богов в образах животных, а священных животных — как воплощение сущности богов.

Олимпийская мифология.

Второй период развития мифологии называется классическим (героическим, олимпийскийм). Наступает эпоха партиархата. Это отражается в мифах. Верховное божество – Зевс.

Наступает 10-летняя война с титанами, кот. закончилась победой молодого поколения богов. Титаны были заключены в Тартар. Зевс с братьями поделил власть. Земля – общее владение. Первобытный хаос превращается в космос – упорядоченное, размеренное пространство. Боги борятся с терратоморфными порождениями Земли. Сами боги начинают облагораживаться, меняют облик и функции. Боги становятся антропоморфными. Они получают название Олимпийских богов. Живут в небесных чертогах, неподвластны времени, вкушают нектар и амброзию (даёт вечную молодость. Богов было 12:

1. Зевс - бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи. Брат Аида, Гестии, Деметры, Геры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера (она же его сестра), но он часто изменяет ей. Атрибутами Зевса были щит и двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп. Он распределяет добро и зло на земле. Обладает абсолютным знанием, он проглотил свою жену Метиду (знания). Метида — океанида, первая жена Зевса. Опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, Зевс, по совету богини земли Геи, проглотил уже беременную Метиду, и из головы Зевса родилась Афина.

2. Ге́ра - богиня, покровительница семьи. Третья дочь Крона и Реи, жена Зевса, своего брата.

3. Апполон и Артемида – близнецы. Мать – Латона. Рождены на плавучем острове – Делос. Апполон бог света и гармоничных исскуств, предводитель и покровитель муз. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида - Луну). Музами были 9 сестер (отец – Зевс, мать - Мнемозина (титанида, дочь Урана и Геи, олицетворяла память)): Евтерпа (мир поэзии), Клио (история), Талия (комедия), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (муза танца), Эрато (муза любовных песен), Полигимния (муза священных гимнов), Урания (астрономия), Каллиопа (муза эпической поэзии). Кастельский ключ – символ поэзии. Второе имя Апполона – Феб. Апполон убил дракона Пифона. Он основал святилище. Предсказатель будущего.

Артемида – богиня девственница, богиня животных, луны, охоты. Её спутницы – лесные нимфы. См. Миф об Актеоне. ( Актеон во время охоты случайно подошёл к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона.)

4. Афродита -богиня красоты и любви. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она - богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди; неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Жена Гефеста.

5. Арес – бог войны. Его атрибуты: когти, горящий факел, собаки, коршун. Считалось, что Гера родила Ареса хтонически, без участия Зевса, от прикосновения к волшебному цветку.

6. Афина - богиня организованной войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.

7. Гефест - бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец.

8. Деметра - богиня плодородия и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Ее имя означает «Мать-Земля».

9. Гермес - бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог гимнастики. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.

10. Гестия - богиня семейного очага и жертвенного огня в Древней Греции. Старшая дочь Кроноса и Реи. Сестра Зевса, Геры, Деметры, Аида и Посейдона.

11. Посейдон – бог моря. (Есть и др. морские божества – Океан, Фетида…)

12. Аид - бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой. Ахерон (черн. Воды), Стикс (её водами клянутся боги), Лета (река забвения) – 3 реки. Харон перевозит покойников через реку.

13. Цербер -чудовищный трехглавый пес со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство. Цербер сторожил не столько вход в загробное царство, сколько выход из него: мертвых он охотно впускал, но на волю не выпускал никого. Благодаря своей бдительности и недоверчивости вошел в пословицу. Порождение Ехидны иТифона, братСфинкс, химеры и др.

14. Танатос - бог-олицетворение естественной смерти, сын Никты-Ночи и брат-близнец бога сна Гипноса.

15. Эрида -богиня раздора, подбросившая на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды “яблоко раздора”. Мать богини голода Лимес

16. Ирида - богиня, покровительница радуги. Ирида была рождена от союза Тавманта и океаниды Электры. Ее сестрами были гарпии. По представлению древних греков, радуга была тем мостом, который соединял небо и землю.

17. Геба - богиня юности, дочь Зевса и Геры, служившая на Олимпе виночерпием богов до тех пор, пока её не сменил Ганимед.

18. Фемида - богиня правосудия. Титанида. Изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с мечом (иногда с рогом изобилия) и весами в руках.

Брак Диониса с Ариадной. Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.

*Прометей - титан, сын Урана и Геи, брат Атланта, Менетия и Эпиметея. Отец Девкалиона, который вместе со своей женой Пиррой единственные из людей спаслись после потопа, посланного Зевсом. Обладал даром предвидения. Превосходил умом остальных титанов и даже Зевса. После победы богов над титанами Прометей стал на сторону людей, когда они захотели уменьшить жертвы богам. Чтобы обмануть Зевса, Прометей предложил ему самому выбрать, какую часть убитого животного люди должны отдавать богам, а какую оставлять себе. Разрубив тушу быка на куски, Прометей сложил из них две кучи: в одну пошло все сьедобное мясо, прикрытое сверху шкурой и желудком животного, в другую - кости, скрытые кусками жира. Зевс, польстившись на жир, выбрал последнюю. Миф наивно пытался обьяснить, почему в жертву богам сжигают на алтарях кости, т.е. худшую часть убитого животного. Разгневанный Зевс отнял у людей огонь, однако Прометей похитил огонь с Олимпа, принес его людям в тростнике и научил людей пользоваться огнем. Люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это по приказу Зевса Прометею копьем пробили грудь, и он был прикован к скале на отрогах Кавказского хребта и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Так длилось много веков. Но Зевс, желая узнать своё будущее, всё же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея. В Афинах Прометей почитался наравне с Афиной и Гефестом.

*Зооморфизм — представление богов в образах животных, а священных животных — как воплощение сущности богов.
тероморфы (лат. Theromorpha звероподобные)

Антропоморфизм (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Мифы троянского цикла.

Сюжеты знаменитых поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», полно­стью сохранившихся до нашего времени, как и ряда других поэм, не сохранившихся, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне. На основе некоторых действительных событий сложились и развились эти сказания, вклю­чившие в себя много различных воспоминаний и мифологических образов, которые связаны в основном с южной Фессалией и северным Пелопоннесом.

Каждая из двух поэм берет лишь неболь­шие эпизоды из большого цикла. В «Илиаде» рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охва­тывает последних событий войны и оканчивается смертью и погре­бением главного троянского воителя Гектора. На все предшествую­щие и последующие события даются только беглые намеки, свидетель­ствующие о том, что общее содержание всего цикла было хорошо из­вестно слушателям. То же самое можно сказать и об «Одиссее», где рассказывается о последних днях странствий героя на обратном пути из-под Трои, о прибытии на остров Итаку и о событиях на Итаке, мимоходом затрагиваются другие события, как, например, приклю­чения Одиссея во время десятилетних странствий (I X — X I I), разру­шение Трои, возвращение других героев — Нестора, Менелая, Ага­мемнона (I I I — I V) и т. д.

Мы знаем, однако, что и другие части троянского цикла получили литературную обработку в V I I I — V I вв. до н. э. Эти поэмы были из­вестны под названием «киклических». До нас дошли лишь небольшие отрывки, а содержание их известно главным образом по прозаиче­скому изложению первых веков н. э. Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэмах событиями, необходимо исхо­дить из начального факта, послужившего причиной войны, — мотива, который часто встречается в сказках.

Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрас­ную Елену, супругу спартанского царя Менелая. Оскорбленный Менелай призвал на помощь многих царей и воителей — Диомеда, двух Аяксов, мудрого старца Нестора, хитроумного Одиссея и других. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын Пелея и богини Фетиды Ахилл (Ахиллес), вождь племени мирмидонян в южной Фессалии. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и Аргоса. После продолжительных сборов, сопровождав­шихся еще различными событиями, в том числе жертвоприношением дочери Агамемнона Ифигении, началась прославленная в сказаниях Троянская война.

Мифы троянского цикла изложены по поэме Гомера "Илиада", трагедиям Софокла "Аякс-биченосец", "Филоктет", Еврипида "Ифигения в Авлиде", "Андромаха", "Гекуба", Трагедии Эсхила Орестея и др.:

1. Елена, дочь Зевса и Леды 2. Пелей и Фетида 3. Суд Париса 4. Парис возвращается в Трою 5. Парис похищает Елену 6. Менелай готовится к войне против Трои 7. Ахилл 8. Троя 9. Герои Греции в Мизии 10. Греки в Авлиде 11. Плавание греков к берегам Трои. Филоктет 12. Первые десять лет осады Трои 13. Ссора Ахилла с Агамемноном 14. Народное собрание. Терсит. 15. Поединок Менелая с Парисом 16. Пандар нарушает клятву. Битва. 17. Гектор в Трое. Прощание Гектора с Андромахой. 18. Продолжение битвы. Поединок Гектора с Аяксом 19. Победа троянцев 20. Агамемнон делает попытку примириться с Ахиллом 1. 21. Одиссей и Диомед отправляются лазутчиками в стан троянцев. Кони Реса. 22. Битва у стана греков. 23. Бой у кораблей. 24. Подвиги и смерть Патрокла 25. Бой за тело Патрокла. 26. Фетида у Гефеста. Оружие Ахилла. 27. Примирение Ахилла с Агамемноном. 28. Ахилл вступает в битву с троянцами. 29. Поединок Ахилла с Гектором. 30. Похороны Патрокла 31. Приам в шатре Ахилла. Погребение Гектора. 32. Битва с Амазонками. Пенфесилия. 33. Битва с Эфиопами. Мемнон. 34. Смерть Ахилла. 35. Смерть Аякса Теламонида. 36. Филоктет. Последние дни Трои. 37. Падение Трои. 38. Возвращение греков на родину.  

Из одного сосуда алтари

Театр Мольера.

Жан Батист Мольер (1622-1673), начинавший свой творческий путь как актер, ставил на сцене трагедии П. Корнеля и Ж. Расина. Однако со временем он отказался от трагедийного репертуара и посвятил себя жанру комедии.

Жан Батист Мольер считается создателем национальной французской комедии. Своим творчеством он опроверг взгляд на комедию, как на низкий жанр. Его комедия умна, философична и вызывает смех не ради смеха, а во имя решения проблем огромной важности-нравственных, социальных, политических.

За свою недолгую жизнь Мольер написал около тридцати комедий. Несмотря на то, что их содержание по сравнению с трагедиями приближено к реальности, автор, в основном, сохраняет верность нормам классицизма. Он отдает предпочтение стихотворной комедии, почти всегда соблюдает три единства, а персонажи - скупцы и расточители, хвастуны, лжецы и мошенники, мизантропы и лицемеры - преданы одной страсти, что вызывает насмешки окружающих и смех зрительного зала.

Ни одна комедия Мольера не принесла ему столько страданий, но и такого непреходящего успеха, как «Тартюф» (1664-1669). Пять лет драматург вел борьбу за ее постановку, исправлял текст, смягчая критическую направленность комедии. Мольер направил свой удар на тайную религиозную организацию «Общество святых даров», которое занималось слежкой за неблагонамеренными согражданами и вероотступниками. Убирая конкретные намеки на деятельность «Общества святых даров», он достиг большего, показав, как религиозный фанатизм калечит души верующих. «Тартюф» в итоге стал притчей о том, что истовая набожность лишает человека здравого ума. Оргон до встречи с Тартюфом был заботливым отцом семейства, но ханжа и лицемер загипнотизировал его показной аскезой так, что благородный дворянин готов отдать мошеннику все, чем владеет. Имя Тартюфа вошло в историю, как нарицательное. В нем крупным планом показано лицемерие. Попавшего в неприятную ситуацию Оргона спасает король, который все видит, знает и печется о благе подданных. Тартюфу не удалось прибрать к рукам имущество Оргона, но зритель испытывал волнение, потому что поддавшийся чарам мнимого святоши Оргон едва не попадал в тюрьму, и ликовал, когда полицейский офицер в финале сообщал, что король повелел арестовать мошенника.

Комедии Мольера отличаются каким - то скрытым смыслом: через образ шутов автор показывает реальную жизнь. Во - вторых, необходимо вспомнить о стилях в искусстве, к которым принадлежал Мольер. Барокко и классицизм. Принято считать, что великий комедиограф тяготел к классицизму, но, несомненно, он внес значительный вклад в разработку одной из возлюбленных тем барокко - в разработку темы театра.

У Мольера все концовки произведений соответствуют идеалам классицизма того времени. Неуклюжие герои терпят бедствия из-за своей нерасторопности им приходится сочувствовать. Влюбленные побеждают препятствующих им стариков не столь благодаря преимуществу молодости, сколь для того, чтобы автор не нарушал правил литературы, принятых в то время.

Последним спектаклем Мольера был «Мнимый больной». Он, будучи сам смертельно болен, потешал публику, играя человека, страдающего от выдуманных им самим хворей. Что это было? Попытка обмануть болезнь? Заставить себя поверить, что он победит недомогание? Мольер умер, отыграв спектакль «Мнимый больной». Болезнь свое взяла, затем наступил черед церкви. Великому писателю было отказано в подобающем христианском погребении. Только заступничество короля помогло его любимцу обрести покой по христианскому обряду.

 

Английское Просвещение.

Начало эпохи Просвещения в Англии - рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции 1688г. Это является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Особенности:

1) Просветительское движение в Англии было очень неоднородным, а убеждения тех, кого обычно причисляют к английским просветителям, часто были прямо противоположны.

2) “Благоразумный”, компромиссный характер английского Просвещения. Все просветители преклонялись перед “уникальным равновесием” трех элементов конституционной системы – короля, правительства и парламента, установленным в ходе “Славной революции” 1688 г.

3) Историческая направленность. Подкрепленность политической теории историческим опытом Великобритании.

4) Этическая окрашенность, повышенное внимание политиков к вопросам морали и религии

Англия XVIII века стала родиной просветительского романа. Напомним, что роман — жанр, возникший при переходе от Возрождения к Новому времени; этот молодой жанр игнорировался классицистической поэтикой, потому что не имел аналога в античной литературе. Роман направлен на художественное исследование современной действительности, и английская литература оказалась благоприятной почвой для развития жанра просветительского романа.

Первые просветительские романы были созданы в Англии Даниэлем Дефо (1660-1744) и Джонатаном Свифтом (1667-1745).

Оба мореплавателя, Робинзон и Гулливер, переживают захватывающие приключения. Однако сюжеты романов и жизненная философия авторов принципиально различны.

Герой Дефо – Робинзон Крузо наделён завидной целеустремлённостью и несгибаемой волей. Роман «Робинзон Крузо» ввел в литературу нового героя — человека из демократической буржуазной среды. В лице Робинзона Дефо восславил творч. и созидат. силы нового класса, шедшего на смену дворянству. Его герой — одновременно буржуа и человек труда; он наделен практич. сметкой и приспособлен к борьбе за существование.

Иначе осветил новый социальный строй величайший сатирик Англии Джонатан Свифт. Еще на заре капитализма он с огромной силой обнаружил пороки стяжательского мира. В «Путешествиях Гулливера он создал сатиру на монархическую государственность, дворянские привилегии, бурж. хищничество, как и на все идеологич. покровы эксплуататорского общества — религию, мораль и науку.

Робинзон Крузо прожил в одиночестве 28 лет, но при этом он сохранил человеческое достоинство, оставаясь образцовым английским буржуа - верующим, трудолюбивым, бережливым, изобретательным, заботящимся об аборигене Пятнице. Герой Дефо на острове в одиночку проходит все стадии человеческой цивилизации. Он занимается охотой, земледелием, приручает диких животных, изобретает орудия труда и оружие. Человек не может повторить путь человечества, но Дефо верит в неограниченные способности своего героя и достаточно убедительно показывает его незаурядные способности.

Изображая страны лилипутов и великанов, Свифт имеет в виду Англию, аллегорически изображает борьбу партий и религиозных конфессий, войны с соседними государствами. Сатирик иронически относится к науке как двигателю прогресса. В фантастической стране Лапута Гулливер наблюдает, как мудрейшие ученые отыскивают способ добывания солнечных лучей из огурцов.

Гулливер читателю кажется великаном в стране лилипутов. Напротив, он выглядит крохотным на ладони великана. У Дефо человек велик в любой, даже самой драматической ситуации. Свифт вносит долю скепсиса в радужные упования просветителей, в идеалы которых он не может заставить себя поверить.

 

Немецкое Просвещение.

Германия 18 века была раздробленным и бедным государством, в отличие от Англии, где уже давно произошла буржуазная революция, и Франции - централизованного европейского государства. Она еще оставалась средневековой страной с феодальными порядками. Германия была разделена на множество мелких княжеств, враждовавших между собой, у немцев не было чувства национального единства. Главной задачей германских просветителей была задача объединения, сплочения нации

В Германии носителями идей Просвещения стали Г. Лесслинг, М. Гердер, молодой Кант.

Готхольд Лессинг (1729 – 1781) - немецкий поэт, драматург и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Сохраняя верность принципам просветительского рационализма, Лессинг соединил их с более глубокими взглядами на природу, историю и искусство. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности.

В трактате «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» Лессинг показал принципиальное различие изобразительного искусства и словесного. Лессинг первым в Германии заявил, что античность - неповторимое прошлое человечества, подражать грекам и римлянам бессмысленно. Он любил театр, писал статьи и рецензии о спектаклях, шедших на сценах Гамбурга и Берлина.

Лессинг в числе первых в Германии обратился к народной легенде о чернокнижнике докторе Фаусте, однако замысел; осуществился лишь в нескольких кратких фрагментах драмы.

Иога́нн Ге́рдер - — выдающийся немецкий историк культуры, критик, поэт. Он один из деятелей эпохи «Бури и натиска». Он борется с теорией литературы и философией эпохи Просвещения. Гердер полагал, что носителем подлинного искусства является «естественный», близкий к природе человек, и именно такой человек должен быть объектом художественного изображения. Гердер необычайно восторженно относился к народной поэзии, Гомеру, Библии, Шекспиру. По ним рекомендовал он изучать подлинную поэзию, ибо здесь, как нигде, изображён и истолкован «естественный» человек.

Иммануи́л Кант - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. В трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов.

«Буря и натиск» В 70—80-е гг. XVIII столетия на литературную арену Германии вышла группа молодых поэтов, получившая название «Бури и натиска».

Творческая активность молодых поэтов вылилась в создание произведений, полных политического бунтарства, в котором наметилось недовольство социальной обстановкой тогдашней Германии, гнетом власть имущих, княжеским деспотизмом, бедственным положением крестьянства.

Одним из них был Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832) - гениальный немецкий поэт, прозаик, драматург, философ, естествоиспытатель и государственный деятель.

Роман «Страдания юного Вертера» ( 1774), сделал автора знаменитым не только в Германии, но и во всей читающей Европе.

Над трагедией «Фауст» Гёте работал в течение всего творческого пути. Полностью трагедия была издана в 1832 году в первом томе его «Посмертного издания сочинений».

Гёте в трагедии воспользовался сюжетом немецкой народной книги о докторе Фаусте, но дополнил его новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фауста, Гёте на его примере в первой части показал осуществление всех возможных желаний человека, а во второй части - безграничные возможности всего человечества. Однако, с точки зрения Гёте, максималистское осуществление свободной воли влечёт за собой трагедию. В первой части погоня героя за наслаждением оборачивается гибелью героини. Во второй части трагедией обернётся стремление героя усовершенствовать природу, внести свои прагматические поправки в мироздание.

В Фаусте Гёте с самого начала подчеркивает важнейшие свойства человеческой натуры: неудовлетворенность достигнутым и устремленность к идеалу. Ради того, чтобы прожить жизнь заново, он закладывает душу дьяволу. В обмен Мефистофель дарит Фаусту молодость, и начинается их совместное схождение в обыденную жизнь. «Фауст» – это не только философская трагедия, оперирующая отвлеченными понятиями, но это и изображение конкретной реальной жизни Германии. Важное место в контексте занимают народные сцены, отмеченные лирикой и юмором: «У городских ворот», «Погреб Ауэрбаха», сцены с Мартой.

Из недр народной жизни вырастает и образ Маргариты. Фауст впервые встречает Гретхен выходящей из церкви. Она благочестива и скромна, у нее есть чувство чести, она долгое время не поддается на дьявольские ухищрения Мефистофеля. Силы не равны, Фауст дарит ей драгоценный убор, соседка Марта по наущению Мефистофеля действует, как опытная сводня.

Трагедия Маргариты состоит из бессознательно совершенного преступления и убежденно принятого на себя за свою вину возмездия. Несмотря ни на какие мольбы Фауста, она отказывается покинуть темницу. Величие Маргариты в том, с каким достоинством она приемлет суровую кару.

Символична и любовь Фауста к Елене прекрасной. Спасет ли человечество красота? В увлечении Фауста Еленой Гёте воссоздал извечное стремление человека к идеалу. Но счастье Фауста недолговечно, оно рушится, как исчезает миф, когда в него вторгается историческая правда. В эпизоде с Еленой отразился и определенный этап духовного развития Гёте, связанный с увлечением античностью в пору «веймарского классицизма». В образе Евфориона - сына Фауста и Елены – Гёте запечатлел Байрона и его гибель в Греции, но уже современной.

Возвращаясь в средневековье, он видит, что Европа охвачена новыми битвами. Но Фауст не воин, он созидатель. У него возникает план отвоевать часть суши у моря. Глобальная цель в его глазах оправдывает гибель тех, кто препятствует ему. Цена утопии - жизнь двух стариков Филемона и Бавкиды, чья хижина мешает строительным работам. Их смерть на совести Фауста. Но и самого Фауста ждет печальный финал. Он слеп, он не видит того, что он в плену Заботы - еще один символический образ трагедии. Но он не смиряется, не останавливается даже в последний час. Душа Фауста спасена, потому что жизнь его прошла в стремлении к бесконечному

 

Античная культура. Её историческая роль. Универсальная значимость античных сюжетов и образов.

Antiquus – древний

Под античной культурой понимают древнеримскую и древнегреческую. Др. Рим и др. Греция – это древнейшие европесйские культуры, совершенно самомтоятельные.

Эти культуры создавались в разное время и разными народами. В 1 веке н.э., когда весь греческий мир был завоеван римлянами, можно говорить о единстве.

Античное исскуство существовало более 2 тыс.летий. Начало – 2 тыс.летие до н.э.

У Древнегреческой культуры свои корни. Начало античности - Крито-Микенская культура. Крупные центры – о.Крит и г. Микены, поселение на Пелопонесском п.о-ве. Критскую культуру открыл английский археолог Артур Эванс. До этого раскопки на Крите пытался вести Генрих Шлиман, но ему не хватило денег, чтобы купить территорию для раскопок. Артур Эванс открыл Кносский дворец, а, следовательно, Крито-Минойскую цивилизацию, так как в этом дворце было найдено множество доказательств ее существования.

Во дворце нашли глиняные таблички с письменами двух различных типов, то есть уже существовала письменность. Кроме того, там нашли древнюю отопительную и канализационную систему, а также базу для многих мифов, например, лабиринт минотавра – подземные помещения дворца.

В Микенах Генрих Шлиман нашел аналогичные глиняные таблички с письменами, что свидетельствовало о письменном сообщении между Грецией и Критом.

Конец античной цивилизации относится к 5веку н.э. Это время падения Римской империи, гибели всего античного мира. На обломках античности возникает культура средневековья.

Античная культура имеет очень большое значение. Вся последующая культура является продолжением античной.

Греки были основоположниками во многих областях знания (риторика, филология и т.д.) Особенно глубокое влияние античная культура оказала на литературу. Античная литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу. Античная литература – первая ступень в культурном развитии мира, поэтому она и влияет на всю мировую культуру.

В эпоху античности возникли многие виды лирики (эпос, драма). В антич. лит-ре были сформированы все основные жанры лит-ры. Александрийские учёные заложили основу комментирования, изучения текстов. Античная мифология стала богатейшим арсеналом.

Названия античных героев часто используются для названий кораблей. Иногда это выглядит очень символически. Так, например, Наполеона везли в ссылку на крейсере «Беллерофонт». Беллерофонту было получено убить химеру. (Химера – чудовище, состоящее из дракона, козы и льва). Кстати, здесь отра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.095 с.)