Общая характеристика куртуазной культуры. Лирика трубадуров и рыцарские романы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика куртуазной культуры. Лирика трубадуров и рыцарские романы.



 

В 12 в. завершается формирование феодализма. Города становятся центрами ремесла, торговли и культуры. Складываются новые отношения: вассала и сюзерен. Формируется институт (система) рыцарства. Происходят Крестовые походы европейских феодалов на Восток за освобождение христианства от ига мусульман, потом – за отвоевание гроба господня. Существуют рыцарские ордена. С 12 в. во Франции и др. странах Европы развивается светская культура, основанная на кодексе рыцарской морали. Она формируется при феодальном дворе. Устанавливаются правила поведения рыцарей. Формируется новый рыцарский идеал. Рыцарь должен быть учтивым, щедрым, великодушным, смелым и бескорыстно служить (1 – сюзерену, 2 – даме сердца).

Правила поведения рыцаря:

1) защищать слабого; 2) служить сюзерену; 3) быть учтивым, галантным;

4) помогать церкви; 5) поклонение прекрасной даме.

Любовь – индивидуальное чувство в рыцарской литературе. Она лишена земных моментов, имеет платонический характер. Идея – античная, авторство принадлежит Платону, древнегреческому философу, который разделил любовь на любовь физическую и любовь-стремление к идеалу.

Очень часто объект любви была женой сеньора, т.е. - замужняя женщина господина. Эта любовь считалась чистой, безгрешной. Высшая стадия такой любви – любовь на расстоянии. Рыцарь мог полюбить даму на основании слухов о ее красоте.

В это время происходит реформа литературного языка и стихосложения. Место жонглера, шпильмана, занял другой поэт, образованный, служащий при дворе феодала.

Лирика и роман достигают наибольшего развития во Франции. Центр рыцарской лирики – юг Франции (Прованс). Создателями провансальской лирики были трубадуры или труверы.

Труверами называли себя трубадуры севера Франции.

Разделяя представления о ролях рыцаря и дамы, провансальцы и северяне по-разному понимали смысл любви-служения. Первые полагали, что совершенная дама должна быть недоступной, а служение ей, подобно добродетели, само себе награда. Такие отношения они называли "fin amor" - "истинной" или "совершенной" любовью.

Если же эти отношения имеют телесное завершение, то тогда они - "fol amor" - "пошлая, низменная любовь". Но северяне именно ее отождествляли с собственно куртуазной любовью.

Куртуазная литература была слишком серьезна для церкви. Была объявлена ересью. Уничтожена крестовым походом. Но тут же на севере Франции традицию подхватывают труверы.

 

Рыцарский роман – большая эпическая форма приходит на смену героическому эпосу. Роман (термин) – любое произведение написанное на романском языке.

Классификация рыцарских романов:

1. «Античный». Обработка античных сюжетов («Роман о Трое», «Роман об Энее»). Их сюжеты заимствованы из античной литературы и истории, но не из "языческой" мифологии.

2. Бретонский цикл (обработка сказаний о короле Артуре и рыцарях Круглого стола). Он сложился на основе кельтского фольклора, сохранившегося в провинции Бретань. В нем четыре группы сюжетов: 1) бретонские лэ; 2) история Тристана и Изольды; 3) сюжеты о короле Артуре и рыцарях Круглого стола; 4) история св. Грааля и его поисков.

3. Византийский цикл (история любви и насильственной разлуки любящих и их счастливая встреча, используются элементы реализма). Имеет меньшую роль. Его сюжеты заимствованы из средневековых ближневосточных и византийских романов.

Рыцарская проза получила развитие в Северной Франции. Французский рыцарский роман стал образцом для литературы других стран.

Основные жанры лирики трубадуров и труверов:

 

1) пасторелла описывает любовь рыцаря и пастушки на фоне природы;

2) альба (воспевается расставание влюбленных после тайного свидания, горечь переживания о разлуке). Последние отголоски альбы можно видеть в сцене на балконе «Ромео и Джульетты» Шекспира.

3) тенцона – стихотворный спор, диалог;

31. «Божественная комедия» Данте. Проблематика и композиция .

Сам Данте называет свое произведение просто «Комедия».

Поэма состоит из 3 частей: Ад, Чистилище и Рай. 33 песни в каждой части. В Ад добавлена ещё одна песня, пролог. Всего 100 песен. Имя Беатриче рифмуется 9 раз, упоминается 63 раза.

1301 год – Данте в изгнании. Считает, что заблудился на жизненном пути, переносит это состояние на все человечество. Человечество надо привести к Богу, сам Данте приходит к нему через любовь к Беатриче.

Сюжетом комедии Данте избирает состояние души после смерти, он хотел аллегорически показать, что человек в силу свободы воли подчинен правосудию, награждающему или карающему. Герой Данте отличается активностью, это роднит его с Эпохой Возрождения. Активность проявляется в том, что он всегда сам высказывает оценку деятельности грешников. Нет выдуманных персонажей – литературные герои, исторические деятели и современники Данте.

Идея: все в этом мире взаимосвязано. Воздаяние зависит от человеческого поведения. Реальной жизни хотел противопоставить идеальный мир вечности, который имеет единое начало. Идея вселенской гармонии отражается в гармони произведения. Ад появился, когда Люцифер свергнут, земля отшатывается от него, летящего на землю, он вмерзает. Из вод южного полюса поднимается в противовес чистилище в виде усеченного конуса, на вершине которого – рай. 9 кругов ада. Идея троицы: три части поэмы, каждая из 33 песен, в целом 100 песен. Героев тоже три: Беатриче, Данте и Вергилий. Беатриче появляется только в третьей части, Вергилий - в первых двух. Данте обращается к страстям первым в мировой литературе, делает их предметом изображения. Перед вратами ада Данте встречают сонные толпы грешников. Вергилий говорит, что это жалкие души, что они не стоят слов. Эти люди не делали ни добра, ни зла.

1 круг – там мучились язычники, родившиеся до появления Христа. Данте пересмотрел эту версию, не хочет мучить некрещеных младенцев и праведников. Здесь никто не мучается. Он собирает отдельно лучших поэтов – 6 имен: Гомер, Гораций, Овидий, Вергилий (которому единственному дарована привилегия перемещаться по всем кругам ада), Лукан и сам Данте. Здесь же и библейские старцы, многих Христос потом забирает в рай. Перед вторым кругом ада стоит Минос – полудракон. Судит грешников, оборачивает хвост вокруг себя, сколько оборотов – такой круг ада Данте пытается соотнести грех и наказание.

2 круг – сладострастники, наказание за вихрь страстей – черный вихрь, в котором мучается душа.

3 круг – чревоугодники, Цербер. Вергилий залепляет ему пасть комком грязи.

4 круг – скупцы и расточители. Большой кошелек.

5 круг – болото Стикс. Грешники сравниваются с лягушками, которые высовывают рыльце.

6 круг – еретики и все свои политические противники, даже живые. Они горят заживо в огненных гробницах.

7 круг – убийцы. Перед ним минотавр. Три пояса. Надо переплыть через ров крови, перевозят кентавры. 1 пояс – настоящие убийцы – насильники над ближним и его достоянием, они горят в кипящем рву из крови. 2 пояс – самоубийцы, лишены человеческой формы – деревья. 3 пояс – насильники над естеством. Горящий песок, дождь и змеи. Чем уже воронка, тем больше людей.

8 круг – обманщики. По церковным канонам они вместе с предателями находятся в чистилище. 10 щелей. 1ров Ясон. 2 льстецв. 3 продавцы индульгенций и все папы римские.

9 круг предатели. Перенаселен. Оцеро Кацит, в середине Сатана-Люцифер. 3 пояса. Называется Джудекка. Вмерзли, трагический и комический эффект. Граф Уголино. В пасти Люцифера Брут, Иуда и Кассиль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.006 с.)