Послеклассическая мифология. Мифология Диониса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Послеклассическая мифология. Мифология Диониса.



В послеклассический период мифология начинает изживать себя. Боги близки к преступникам. Прометей* становится заступником за род людской. После потопа дает огонь из гефестовской кузницы, т.е. он оказывается более гуманным, чем Зевс. Появляется новый культ – культ Диониса. Культ Диониса появляется поздно. Виноград стал возделываться в 8-7 веке до нашей эры. В гомеровских преданиях нет Диониса. Д. не только бог винограда и виноделия, у греков он имеет много значений. Греки стараются поместить его на Олимп. Он становится богом, который вмещает в себя трагедию человеческой жизни. Судьба Диониса созвучна судьбе эллинов. Трагедия как жанр появл. как разыгрывание мифов о Дионисе. Дионис – покровитель театра и трагедии. Культ его достаточно кровавый. Он бог крестьянства, начинает теснить Аполлона, бога интеллигенции.

Дионис становится вегетативным, у него есть зооморфные* черты. Его спутники – козлоногие сатиры. Поклонники этого бога устраивали ночные жертвоприношения. Женщины – линяды, вакханки – разрывали козлёнка и ели его сырым. Апполон – бог установл. правил, а Дионис – бог среднего класса.

Миф о рождении Диониса. Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы. Семела — богиня, побуждающая участников вакханалии к неистовству. Дочь Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём и умерла от страха. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. А когда пришло время, родился Дионис, веселый бог виноградной лозы и плодородия. Диониса воспитывала Ино (нимфа), первая назвавшая Диониса божеством.

В принципе Дионис не бог, а герой. Родился в Фивах, сын Семелы, т.е. на нем родовое проклятие Кадма.

Кадм — легендарный основатель Фив, После похищения Европы Зевсом, Кадм и его братья были посланы отцом на поиски сестры. Дельфийский оракул приказал Кадму прекратить поиски, последовать за коровой, которую он встретит, и выстроить город там, где она остановится. Выполняя это приказание Кадм, следуя за коровой, пришел в Беотию, где основал Кадмею, крепость, вокруг которой впоследствии выросли Фивы. Здесь же ему пришлось вступить в борьбу с владыкой этих мест, гигантским змеем, сыном Ареса. Кадм победил чудовище, вырвал у него зубы и засеял ими землю. Из этих зубов выросли воины — спарты (посеянные). Они начали сражаться друг с другом, и все, кроме пятерых, погибли. Эти пятеро воинов стали родоначальниками знатнейших фиванских родов. Восемь лет должен был Кадм служить Аресу за то, что убил змея (его сына). Только после этого Кадм стал полноправным властелином Кадмеи, и Зевс отдал ему в жены дочь Ареса и Афродиты, Гармонию. На свадьбе присутствовали все боги. Они подарили Гармонии покрывало и ожерелье, ставшее впоследствии источником бед для всех, кто им владел.

Брак Диониса с Ариадной. Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.

*Прометей - титан, сын Урана и Геи, брат Атланта, Менетия и Эпиметея. Отец Девкалиона, который вместе со своей женой Пиррой единственные из людей спаслись после потопа, посланного Зевсом. Обладал даром предвидения. Превосходил умом остальных титанов и даже Зевса. После победы богов над титанами Прометей стал на сторону людей, когда они захотели уменьшить жертвы богам. Чтобы обмануть Зевса, Прометей предложил ему самому выбрать, какую часть убитого животного люди должны отдавать богам, а какую оставлять себе. Разрубив тушу быка на куски, Прометей сложил из них две кучи: в одну пошло все сьедобное мясо, прикрытое сверху шкурой и желудком животного, в другую - кости, скрытые кусками жира. Зевс, польстившись на жир, выбрал последнюю. Миф наивно пытался обьяснить, почему в жертву богам сжигают на алтарях кости, т.е. худшую часть убитого животного. Разгневанный Зевс отнял у людей огонь, однако Прометей похитил огонь с Олимпа, принес его людям в тростнике и научил людей пользоваться огнем. Люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это по приказу Зевса Прометею копьем пробили грудь, и он был прикован к скале на отрогах Кавказского хребта и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Так длилось много веков. Но Зевс, желая узнать своё будущее, всё же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея. В Афинах Прометей почитался наравне с Афиной и Гефестом.

*Зооморфизм — представление богов в образах животных, а священных животных — как воплощение сущности богов.
тероморфы (лат. Theromorpha звероподобные)

Антропоморфизм (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Мифы троянского цикла.

Сюжеты знаменитых поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», полно­стью сохранившихся до нашего времени, как и ряда других поэм, не сохранившихся, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне. На основе некоторых действительных событий сложились и развились эти сказания, вклю­чившие в себя много различных воспоминаний и мифологических образов, которые связаны в основном с южной Фессалией и северным Пелопоннесом.

Каждая из двух поэм берет лишь неболь­шие эпизоды из большого цикла. В «Илиаде» рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охва­тывает последних событий войны и оканчивается смертью и погре­бением главного троянского воителя Гектора. На все предшествую­щие и последующие события даются только беглые намеки, свидетель­ствующие о том, что общее содержание всего цикла было хорошо из­вестно слушателям. То же самое можно сказать и об «Одиссее», где рассказывается о последних днях странствий героя на обратном пути из-под Трои, о прибытии на остров Итаку и о событиях на Итаке, мимоходом затрагиваются другие события, как, например, приклю­чения Одиссея во время десятилетних странствий (I X — X I I), разру­шение Трои, возвращение других героев — Нестора, Менелая, Ага­мемнона (I I I — I V) и т. д.

Мы знаем, однако, что и другие части троянского цикла получили литературную обработку в V I I I — V I вв. до н. э. Эти поэмы были из­вестны под названием «киклических». До нас дошли лишь небольшие отрывки, а содержание их известно главным образом по прозаиче­скому изложению первых веков н. э. Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэмах событиями, необходимо исхо­дить из начального факта, послужившего причиной войны, — мотива, который часто встречается в сказках.

Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрас­ную Елену, супругу спартанского царя Менелая. Оскорбленный Менелай призвал на помощь многих царей и воителей — Диомеда, двух Аяксов, мудрого старца Нестора, хитроумного Одиссея и других. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын Пелея и богини Фетиды Ахилл (Ахиллес), вождь племени мирмидонян в южной Фессалии. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и Аргоса. После продолжительных сборов, сопровождав­шихся еще различными событиями, в том числе жертвоприношением дочери Агамемнона Ифигении, началась прославленная в сказаниях Троянская война.

Мифы троянского цикла изложены по поэме Гомера "Илиада", трагедиям Софокла "Аякс-биченосец", "Филоктет", Еврипида "Ифигения в Авлиде", "Андромаха", "Гекуба", Трагедии Эсхила Орестея и др.:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.016 с.)