Общая характеристика творчества Эсхила. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика творчества Эсхила.



 

Эсхил – отец трагедии. Он вводит второго актера, тем самым дает возможность драматизировать действие. Годы жизни: 525-456 гг. до н.э. Эсхил славит зарождение эллинской демократии, эллинской государственности.

Эсхил славит эллинский дух в своих произведениях. Идея свободы, превосходство полисного образа жизни над жизнью варваров.

Весь свой талант ставит и подчиняет 1 проблеме- утверждение демократического полиса. Греки жили по родовым законам, а полис живет по иным. У Эсхила элементы традиционного мировоззрения тесмно переплетаются с установками, порожденными демократической государственностью. Он верит в реальное существование божественных сил, воздействующих на человека и зачастую коварно расставляющих ему сети. Написал 90 пьес, до нас дошло 7.

Эсхил – единственный трагик, пьесы которого ставили после его смерти.

Нравственный вывод его трагедий – ничего сверх меры. Всегда отдавал приоритет государству. Эсхил не умеет вести диалоги, язык его усложненный. Происходил он из древнего аристократического рода. Первая по времени пьеса, дошедшая до нас – 1 часть трилогиии «Просительницы». Это самая ранняя трагедия, здесь роль актера минимальна. Трагедия имеет очень узкую тематику - основана на мифах о данаидах.

Каждой деталью трагедия Эсхила славит законы греческого полиса.

Из трагедии «Прометей прикованный» до нас дошла только вторая часть.

«Прометей-огненосец» - первая часть.

«Прометей прикованный» - вторая часть.

«Прометей освобожденный» - 3 часть.

Прометей у Эсхила олицетворяет творческие способности человека в борьбе с природой. Блага цивилизации чреваты жертвами на пути.

Герои Эсхила молчат столь долго, сколько это возможно. Прометей приносит людям огонь знаний.

Вера в олимпийских богов у Эсхила поставлена под сомнение: Зевс несправедливо поступает с Прометеем, Ио.

Центр тяжести перенесен на героя, но герой не индивидуализирован.

«Фиванская трилогия», «Семеро против Фив» - борьба между сыновьями Эдипа за власть над Фивами. Попытка создать характер.

«Орестея» - 458 год до н.э. Каждая из входящих в трилогию драм – неотъемлемая часть целого. Судьба рода Танталидов – Атридов. Род – неделимое целое. Первая трагедия – «Агамемнон» - возвращение из-под Трои. Вторая трагедия – «Хоэфоры» - женщины, приносящие надгробные жертвы. Третья трагедия – «Эвмениды». Между действиями в первой и второй трагедии – 7 лет. «Эвмениды» - суд над Орестом. Эриннии по законам матриархата наказывают его. Афина – патриархальная богиня.

Эсхила занимают масштабные события и явления. Персонажи Эсхила монументальны. Нет будничности. Перипетия – переход от существующего к противоположному. Эсхилу трудно давалось действие – прием – смотр со стены.

 

14. Своеобразие трилогии Эсхила "Орестея".

«Орестея» была поставлена в 458 год до н.э. Это единственная полностью сохранившаяся трилогия.

Сюжет взят из троянского цикла мифов.

Два сына были прокляты отцом и изгнаны. Проклятие отца сбывалось.

В основу сюжета положен миф о смерти Агамемнона и о судьбе его рода. Агамемнон, предводитель ахейского войска, после возвращения из-под Трои был убит в своем доме собственной женой Клитеместрой и двоюродным братом Эгисфом. Сын Агамемнона Орест отомстил за смерть отца, убив Эгисфа и мать, а бог Аполлон, который приказал Оресту совершить убийства, оправдал его и очистил от скверны.

Во второй части трилогии, в трагедии "Хоэфоры", смерть Клитеместры, убитой сыном, мстящим за отца, приносит тяжелые испытания Оресту. В "Хоэфорах" Орест уже не безгласное орудие богов, а живой страдающий человек. Он хочет покарать убийцу отца, его намерение понятно и справедливо. Но убийцей является его родная мать, поэтому, поднимая руку на нее, он становится преступником. И все же Орест убивает Клитеместру. А когда убийство совершено, страдания Ореста достигают своего предела, и его охватывает безумие. Эсхил воплощает муки своего героя в образах отвратительных Эриний, богинь мщения, возникнувших из крови убитой матери. Они преследуют несчастного Ореста, и кажется, что его мучениям нет конца:

Ответом на тревожный вопрос заключительного хора "Хоэфор" является третья часть трилогии, "Евмениды", трагедия, посвященная оправданию Ореста и прославлению Афин. Орест убегает в Дельфы, надеясь там, у алтаря Аполлона, найти спасение. Но Аполлон не может избавить его от Эриний и советует искать избавления в Афинах. Там богиня Афина, покровительница города, учреждает специальный суд, ареопаг, чтобы рассмотреть жалобу Эриний. Защиту Ореста берет на себя Аполлон. Орест ссылается на то, что Клитемнестра совершила двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе с тем его отца. Почему же эриннии преследуют его, а не ее, гораздо более виновную? Ответ поразителен: "С мужем, ею убитым, она в кровном родстве не была"35 Голоса судей разделились поровну, и тогда, чтобы спасти Ореста, Афина присоединяется к его сторонникам. "отцовское право одержало победу над материнским".

Гибнущие устои матриархального права защищали Эринии; Афина и Аполлон отстаивали принципы утверждающегося патриархального права. Однако с торжеством нового порядка, ставшего основой демократического государства, и с гибелью старых родовых обычаев, в данном случае обычая кровной мести, не желают примириться Эринии.

Наконец, Афине удается уговорить их остаться в ее городе, поселиться в тенистой роще и стать для афинян вечными подательницами благ - евменидами. Эринии соглашаются, и торжественная процессия направляется в ту священную рощу, где им предстоит поселиться. В этом финале трагедии разрешены все конфликты, вновь утверждены поколебленные мудрость и справедливость миропорядка. Суд граждан заменил кровную месть; восторжествовало то, что оказалось исторически прогрессивным.

Основная идея: Орест оправдан судом. В эпосе у Гомера боги не являлись критерием нравственности, они карали людей по собственным предубеждениям.

Эсхил наделяет богов нравственными функциями (справедливость). У Эсхила есть неизбежность расплаты. Раньше неизбежность мести, а теперь расплаты.

Идеи личности человека переходят на 1 план. Меняется отношение к Троянской войне (убийство, которое требует возмездия, расплаты).

 

15. Общая характеристика творчества Софокла (личность, эпоха).

496-406 гг. до н.э.

Родиной Софокла был Колон, предместье Афин. По происхождению принадлежал к состоятельным кругам

Жизнь Софокла – между Греко-персидской и пелопонесской (междоусобными) войнами. Время Софокла связано с деятельностью Перикла. Перикл – стратег. Тридцать лет афинской жизни - «век Перикла». Перикл: идея «эллинского духа», дух следует воспитывать. Архаическая комиссия по переустройству Афин – Фидий. Возведен Акрополь. Вид Афин должен был поражать уже с моря. Пропилеи (16-12 вв.) – крытые галереи, чтобы подняться на Акрополь. При Перикле Афины – самый образованный город, грамотны были все свободные жители города. Эстетическим воспитанием граждан занималась другая комиссия – «театральная».

Творчество Софокла – вклад в создание идеала гармонической личности (человек прекрасный и физически и умственно). До нас дошло 120 пьес. 24 победы в театральных агонах. 468 г. до н.э. – первая победа над Эсхилом.

Софокл: хор перестает быть героем, он выразитель общего мнения. Софокл вводит третьего актера (действие уже показывается, а не описывается). Софокл показывает действие. Разрушая таким образом принцип трилогии.

Творчество Софокла – качественный скачок по сравнению с драматургией Эсхила. Для Эсхила отедльный индивидуальный человек ничего не значит, только род. Человек у Эсхила лишь представитель рода.

Софокл – внимание к судьбе отдельного человека. Софокл: столкновение героев подразумевает столкновение определенных общественных сил. Столкновение доходит до такого накала, что приводит к гибели одной из сторон. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть» (Аристотель), благородные, приподнятые.

В связи с трагедиями Софокла Аристотель вводит понятие «трагический герой» (воплощает существенные для развития общества стремления, всегда действует на благо общества, но может ошибиться в своем трагическом неведении, благие цели трагического героя могут приводить и его, и других к гибели).

Воля и разум человека ничтожны по сравнению с волей и разумом божьим. «Аякс», «Филоктет», «Электра» - трагедии троянского цикла. «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» - трагедии фиванского цикла. Название дается по хору – о Геракле – «Трахинянки». Вопрос о человеке, его воле и судьбе. Как ни велик человек, он постоянно в своей гордыне нарушает меру, мировую меру – гармонию, установленную олимпийскими богами.

Психологическая характеристика образа: все люди разные, разная психологическая мотивировка поступков людей. Очень часто в бедах людей повинны черты их характеры.

Принцип трагической иронии: герой Софокла активен (активнее героя Эсхила), активно противится своей судьбе, но не уходит от нее, а. наоборот, приближается к ней.

Характер Лая во многом предопределяет его судьбу. Виновен ли человек, совершивший поступок по неведению? (Сократ, Платон).

Эдип САМ казнит себя за невольно совершенный проступок. Софоклу этот поступок (самоказнь) кажется верным.

«Эдип в Колоне». Боги, видя страдания Эдипа, решают над ним сжалиться. Место, где умирает Эдип, будет священным. Эдип умрет рядом с Афинами. Диалог Тезея (блестящий герой) и Эдипа (слепой, всеми гонимый старец). Мысль Тезея: Эдип-нищий, Тезей-царь, но перед богами они равны, они лишь игрушки. Эдип ни в чем ни виноват, боги посмеялись над ним.

«Антигона» - одна из первых трагедий Софокла. Открывается прологом: умер Эдип, братья боролись за власть и погибли в братоубийственной войне, у власти – царь Креонт. Креонт запретил погребение, Антигона посыпает тело землей из кувшина. Диалог Креонта Антигоны – важный момент в произведении. Общечеловеческая мораль. Боги положили закон о погребении человека. Человеческие законы, указы правителей – Антигона считает, что пусть она будет виновата перед Креонтом, но чиста перед богами. Трагическая война Антигоны: соблюдая общечеловеческий закон, она нарушает закон государства в трагическое военное время. Этот закон поможет удержать государство, но идет против моральных законов. Вина Креонта, Софокл на стороне Антигоны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 2851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.012 с.)