Древнеирландский эпос. Саги о Кухулине. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнеирландский эпос. Саги о Кухулине.



Кельты, вытесненные потом на Британские острова, играли большую роль в создании мировой литературы. Кельты – одна из ветвей племени галлов, потом они основали Ирландию. Кельтский эпос дошел до нас в изобилии. Он представлен так называемыми сагами.

Сага – всякое прозаическое повествовательное произведение, устное или письменное, реалистическое или фантастическое, историческое или неисторическое.

Своеобразие: архаический эпос древних ирландцев складывается в прозе, это единичный случай.

До 16 века Ирландией фактически никто не управлял. Государство и государственность развиваются медленно, задержались черты родового строя древнейших времен: матриархат, народное собрание, кровная месть, культ племенных богов и кровное родство. Семьи-кланы-племена. Все время воевали, кочевали. Скотоводство накладывает свой отпечаток на эпос. Почти все саги повествуют об угоне скотины.

Нравы были дикими. До 697 года женщины наравне с мужчинами участвовали в битвах. Потом появился указ об отлучении их от церкви в случае битвы.

Существовало три группы лиц, которые создавали литературу. Друиды – сначала были судьями, создателями, хранителями мифических и героических преданий. Потом они поделились своими функциями с филидами. Изначально это были историки – хранители историй семей, родов, занимались топографией, законоведством и предсказаниями. Барды – лирические поэты. Значение слова не изменилось.

Реально до нас дошли две огромные рукописи. Древнейшая – «Книга бурой коровы» конец 11 – начало 12 века. Вторая – Лейнстерская книга, середина 12 века. Более 100 саг.

Циклы: два больших раздела – героические и фантастические саги. Героические делятся на Уладский цикл. Связующая фигура – король Конхобар. Он превращается в эпического короля. Это эталон, который не развивается и не изменяется. Это этический, нравственный, героический образец.

Кухулин (племянник Кохнобара) – один из любимейших героев, так как он боролся за независимость родины. Кухулин – полумифический персонаж, потому что его отец – бог света. У него есть качества и человека, и сказочного существа. В битве его тело вырастает в три раза, один глаз уходит в череп, второй в центр лба, волосы называются кровью, почти может летать. Имя свое он получает не сразу. Имя тогда надо было заслужить. При рождении давали прозвище, у Кухулина – Сентанта. В 7 лет совершил подвиг. Его дядя Конхобар поехал к кузнецу Кулану, у которого был пес-убийца. Мальчику стало скучно, пошел к кузнецу, убил этого пса. Кулан заставил Кухулина служить ему три года.

С одной стороны, в его образе есть черты первобытного демонизма – 7 зрачков, по 7 пальцев на руках и ногах, чудесные превращения, когда он в ярости преображается так, что один глаз уходит так глубоко внутрь, что и журавль его оттуда не достанет, а другой выкатывается наружу и становится огромным, как котел.

С другой стороны – человечность героя, благородство. Кухулин – идеал доблести и нравственного совершенства древней Ирландии. Наряду с необычайной силой и мужеством К. обладает душевным благородством. Имеет высокий моральный характер: никогда не отказывать в помощи женщине, никогда не отвергать предлагаемого гостеприимства, всегда быть верным данному слову. Он великодушен к врагам, отзывчив ко всякому горю, утонченно вежлив с женщинами, всегда – защитник слабых. Им движет не корысть или эгоизм. Он самоотверженно один отстаивает свою родину от полчищ врагов. Он безутешен, когда его рукой сражен друг его юности. Погибает он за других как жертва долга и чести.

 

25. Древнескандинавский эпос. Героические песни "Старшей Эдды".

Скандинавские племена – германцы и эмигранты. Исландия в то время никем не управлялась – эпоха народовластия. Нет войн, нападений. Жили изолированными хуторами, человек всегда готов к смерти. Идея трагической обреченности, судьбы. Древний скандинав не знает, когда умрет, может не успеть того, что хотел сделать в этой жизни.

Три рода литературных памятников:

1) Саги (родовые саги), в них нет вымысла. Они повествуют об исключительных людях.

2) Поэзия скальдов. Скальды – воины-поэты.

3) Третий род – песни Эдды.

 

Старшая (стихотворная) Эдда – 36 канонических песен о богах и героях. Основная часть сложена в древности. Песни складывались еще у континентальных германцев. Упоминание о Рейне, немецких пейзажах, Сигурде (Зигфриде).

 

Песни Старшей Эдды сохраняют представления древних германцев. Эта рукопись создавалась примерно в 10 веке. Записана Эдда в 12 веке, а потом утеряна. Найдена только 1643 году в Копенгагене. До того, как она была найдена, существовала «Эдда» Снорре Стурлсона. Основная часть: прозаический рассказ о древнеисландской мифологии. Проза этой книги переложена со «Старшей Эдды».

Песни Эдды очень небольшие, сосредоточены на одном эпизоде. Много перечислений. Коспективное содержание. В этих песнях закодировано куда большее содержание.

 

Героические песни – вторая часть Старшей Эдды. Герой перед лицом судьбы – центральная тема Старшей Эдды. Главным героем является Сигурд (Зигфрид). Песни Регина, Сигдривы, Фафнира – песни о подвигах Сигурда. История клада Нифлунгов (Нибелунгов). Подземный мир. В Исландии люди жили родом. Сигурда они награждают множеством родни – из рода Вёльсунги. Дальний потомок Одина. В скандинавской традиции у него есть старший брат Хельги. Сигурда воспитывает кузнец Регин. Он выковал ему меч, которым Сигвурд расколол наковальню. Искупавшись в крови убитого дракона Фафнира Сугурд становиться неуязвимым.

 

26. Мифологические песни "Старшей Эдды". Мифологические картины.

Песни о богах – 1 часть Старшей Эдды. Песни сохраняют представления древних германцев.

Песни содержат большой материал по мифологии. Боги не бессмертны. Боги погибнут, защищая этот мир. Боги не снисходительны, как у греков. У древних германцев они только ЧУТЬ лучше людей, существуют в союзе с ними, потому что только так можно отсрочить Рагнарёк. Это вечная зима перед концом мира.

Асгард – обиталище асов. Там есть Вальхалла, чертог Одина, где он пирует вместе с воинами, которые выступят в ним в последней битве. Мидгард – срединный мир, мир людей. Вокруг него Утгард, где собрано все зло. Вокруг Утгарда – мировой змей. Мидгард и Асгард соединяет радуга-мост, по которому может передвигаться только Один. Мифльхайм – царство великанши Хель. Урдр – источник мудрости. Рядом с ним обитают вещие старухи норны. Сообщение между всеми этими мирами происходит при помощи белки Рататокс.

Главные боги делятся на два лагеря: асы, которые верховные, и ванны, более древние, боги природы. Они в постоянной борьбе, но идея Рагнарека объединила их. Великаны ётуны (турсы) более древние, чем боги, но они носители зла. Возможно, именно они создали мир. Еще есть цверги и Альбы/альвы – карлики. Цверги – искусные мастера, хранят сокровища, а альвы – более темные, нейтральные. Асы и ванны дали друг другу заложников.

О создании мира мы узнаем из первой песни «Прорицания Вёльвы». Именно здесь картина сотворения мира, золотого века и гибели. Здесь же и надежда на новый, обновленный мир, где все примирятся.

Верховный бог – Один (Вотан). Первая версия происхождения имени – отец, прародитель, вторая – бешеный. Берсерк, ритуальное бешенство. Ему поклонялись воины, бог войны. У него есть дочери – валькирии, крылатые девы, которые носятся над воинами во время битвы и подбадривают их.

Песнь о валькирии, которую Вотан послал на битву двух конунгов – немолодого, заслуженного, которому Вотан симпатизировал и молодого. Она отдала победу молодому, за это Вотан наказал ее – потеря памяти, потом ее будят, теряет свой дар валькирии.

Вотан еще и бог-мудрец. За знания и мудрость он отдает глаз, висит 9 дней на ясене – древе знаний. Постоянно ходит по миру как странник. Черный плащ, два волка и ворона. Поддерживает баланс добра и зла. Есть в песнях «Старшей Эдды» собрание житейской мудрости. «Речи высокого».

Тор – бог крестьян, рыжий. В руках молот Мьёлльнир. Бог грозы. Этот молот – залог существования мира. Его наделили человеческими чертами. Великий воин, но может быть напуган. Пытался выловить из океана Мирового Змея.

Локки – бог зла, коварства, огня. Живет среди асов. Прародитель мирового зла. Три ребенка: Мировой Змей, великанша Хель, мировой волк – Фенрир. Сначал он был чудесным щенком, потом вырос и рвал все цепи. Его поймали хитростью, но с жертвами.

Богини: ФРигг и Фрейя. Фрейя – заложница из ванов, богиня красоты. Появляется в виде гигантской кошки или на карете, запряженной кошками или пантерами.

Строение мира – мир как система усадеб. Ясень (Игдрассиль) мировое древо.

 

27. Эпос континентальных германцев. "Песнь о Хильдебранте".

Памятники раннего Средневековья возникают в основном в эпоху переселения народов (5-7вв.) – трагическое переломное время. Письменно их создали только в 9-11 вв. Пять-семь веков они существовали в устной традиции. При пересказе такой памятник изменялся. И хотя творчество было анонимно, все равно авторы-пересказчики привносили что-то свое. Оригиналы и запись имеют отличия. Оригиналы создаются в языческую пору, а запись – в пору христианства, иногда запись меняется насильно в соответствии с католической идеологией.

Западная цивилизация строилась на культуре древних германцев.

Единственный памятник, дошедший до нас - «Песнь о Хильдебранте». Написан на древневерхненемецком языке, южном диалекте, а не на латыни. Нашли его случайно в монастыре. Там существовала огромная пергаментная книга для записи молитв. На обороте этого пергамента из-за экономии места два клирика, по-видимому, соревновались в чистописании, переписывая по странице из этого произведения. К сожалению, им это надоело, и конец песни до нас не дошел. Немецкие пособия утверждают, что она была записана в 730 году, из чего следует, что письменность в древней Германии появилась уже в 8 веке.

Песнь небольшая, казалось бы, незначительная по содержанию. Но в ней отражаются огромные социальные перемены – переход от родовых взаимоотношений к феодальным. Этот процесс шел болезненно. Эта песнь заканчивает собой огромный пласт мифов древних германцев – о нибелунгах. Германцы – воинственное племя, на территорию будущей Италии пришли как захватчики. Но они хотели оправдать это, поэтому сказано, что Теодориха (в поэме – Дитриха Бернского) изгнали, а потом он вернулся мстить.

Сюжет: король Теодорих-Дитрих Бернский возвращается в свою вотчину, откуда его в юности изгнал более могущественный тогда Одоакр. 30 лет Дитрих жил у Атиллы, предводителя гуннов. В эпоху переселения народов гунны пронеслись по Европе. В 437 они решили пойти на Рим, по пути сметают с лица земли город Вормс (Бургундско-Германское королевство). Сами они с Приуралья. Дошли до Рима, но получили отпор. 453 – Атилла умирает. Его очень боялись. Король остготов Эрманарих умирает даже от того, что узнает, будто есть малая вероятность, что гунны могут пройти сквозь его страну.

Дитрих возвращается домой. В изгнании с ним был его наставник – Хильдебрант. Он напоминает Илью Муромца: вспыльчивый, открытый, доверчивый. Эпизод поединка с собственным сыном также есть в русских былинах. Финал тоже должен бы был быть одинаков.

Подходят к границе, Хадубрант не пускает их. Должен быть поединок, каждый должен рассказать о своем роде. Хильдебрант понимает, что это его собственный сын, это показывают еще и волосяные браслеты на его руках. Хадубрант не верит ему, думает, что это хитрость, начинает оскорблять его. Обычно средневековая песнь кончается тем, что побеждает отец. Но тут рукопись прерывается. В варианте записи 15 века все заканчивается мирно.

Таким образом, показано, что феодальная мораль превалирует над родовой.

Жанр краткой, героической, эпической песни, самый распространенный в раннем Средневековье. Возникает сразу после исторического события. Создатели – дружинная среда, в которой выделялся особый исполнитель. Песни отличает эпизодичность. Они повествуют только об одном эпизоде из жизни героя. Здесь Хильдебрант выступает только как воин. Но образ героя не стал менее привлекательным, так как остальные песни просто не дошли до нас.

Небольшой объем, состоят из достаточно длинных строк – стихов. Эти строки разделяются паузой на два полустишья. Здесь нет привычной рифмы, все связано аллитерацией, очень мало изобразительно-выразительных средств. Авторы отбирают только самые яркие детали и моменты. Изобилие глаголов, большой динамизм.

28. "Песнь о Роланде". Проблематика и специфика.

Поэмы французского героического эпоса описывают время правления Карла Великого.

Chanson de geste. В центре жесты эпический герой. Жеста обычно пишется о конкретном герое, имя выносится в название, имеет патриотический характер. Форма жесты обязательно стихотворная (от 1000 до 20000 строф. Строфа: тирада или лесса). Каждая лесса включает 5 строчек. Строки были связаны ассонансом. В 12 веке появилась рифма. Для эпоса характерна точная рифма. Носители эпических традиций – жонглёры. Памятники эпоса объединялись в циклы. Главный цикл – королевский (Карл Великий).

Самая древняя рукопись (12 век) - хранится в Оксфорде. В основе – реальные события.

Повествует о битве в Ронсевальском ущелье.

В 1778 году 36-летний Карл идет в услужение к одному из арабских халифов. Ничего героического в этом нет. Вытоптали посевы басков, когда шли туда и обратно. Те подкараулили и разбили войско Карла. Там погиб и реальный Хруаланд (Роланд).

Но народное предание все меняет. Карл идет на Испанию, чтобы освободить ее от мусульманского ига. Он ее якобы освобождает, неосвобожденной остается только Сарагоса.

Карл уже эпический король, идеализируется. Основной конфликт – другие события: противостояние персонажей граф Роланд и его отчим Ганелон. Столкновение принципа служения своему сюзерену и принципа феодальной вольницы.

Карл никак не может взять Сарагосу. Приходят оттуда послы, хотят его обмануть. Присылают необыкновенные подарки. Перед Карлом проблема ответного посольства. Первым вызывается Роланд, но Карл не хочет его гибели. Роланд предлагает своего отчима, думая, что тому это будет приятно. Ганелон думает, что Роланд жаждет его смерти. Образ Ганелона двойственный. Негодяи обычно уродливы, а Ганелон прекрасен, им любуются, арабы восторгаются его смелостью. Пытается договориться с Марсилием подставить арьергард во главе с Роландом под удар.

Карл дает Роланду рог Олифант. Арабы нападают на Роланда. Но он слишком честолюбив, не хочет трубить. У Роланда есть друг Оливье. Оливье умен, понимает, что надо трубить.

Два монарха, вызывающие уважение – Карл и мусульманский эмир Балиган. Арабы выглядят достойно. Карл и Балиган – битва двух религий. Спускается Гавриил, солнце останавливается на небе. Все события тоже имеют варианты: посольства, подарки. Завязка, развязка и кульминация тоже дробятся на варианты. Подчиненные Карла не все соглашаются с местью. Понятно, что скоро начнутся феодальные войны. Карл прибегает к божьему суду.

Смерть Роланда не один момент. Перед смертью он отдает перчатку ангелу, потом разбивает меч (меч Роланда Дюрандаль, кусочек одежде девы Марии, волосы святого Василия), ложится лицом к врагам. Меч Карла Джойос – радостная секира.

В этом произведении нет женщин. Ученые считают, что две невесты – это поздняя вставка.

29. "Песнь о Нибелунгах": мифологическая основа, сюжет, композиция.

«Песнь о Нибелунгах» создавалась позднее других героических эпосов – конец 12 – начало 13 в.в. Появляется Шпильман – певец – носитель эпоса. Они вносят реалии их собственной жизни.. Время создания»1200 год. Автор не известен. Появляется в период развития рыцарского романа и рыцарской лирики (развивались параллельно).

Сюжет восходит к эпохе великого переселения народов. Содержит 39 авантюр, около 10000 стихов, они объединяются в строфы. Особая стихотворная строфа. Нибелунгова строфа – состоит из 4-х длинных стихов, объединенных парными рифмами. Каждый стих распадается на 2 полустишья, из которых первое имеет 4, а второе – 3 ударения. Последний стих строфы имеет по 4 ударения в обоих полустишьях. В переводе Нибелунгова строфа не существует.

Сюжет – трансформация древнего эпоса под влиянием рыцарской эпохи. Фабулой становится очень дальнее событие. Немецкий героический эпос обращается к произведениям, где господствует стихия родового сознания. История бургундов – это история королей. Их гибель. История предстает в судьбе личности. Немецкий героический эпос возникает тогда, когда не территории Франции уже возникли рыцарские романы. Поэтому Германия знала и героический эпос, и рыцарскую куртуазную литературу, что влияет на стилистику. Содержание очень древнее, а герои в рыцарских традициях.

Поэма делится на две части, которые ярко отличаются друг от друга по стилистике, содержанию и характеристике образов. 1 часть – гибель Зигфрида и сватовство к Брунгильде. 2 часть – отмщение Кримхильды. Соединены разные источники: древние архаические краткие эпизодические песни и сказания. Песнь 5 века о сватовстве Брунгильды и о смерти Зигфрида. Автор пытается соединить это с историческими фактами – гибель Бургундского государства на Рейне от рук Атиллы (Этцеля).

Первая авантюра вводит нас в курс дела, перед нами экспозиция. Начинается сном Кримхильды – сон о соколе. Сокол пришел из куртуазной литературы, символ возлюбленного. У нее в доме живет сокол, а потом его убивают два орла. Кримхильда дает себе слово не выходить замуж. Въезжает Зигфрид, как известный рыцарь. Влияние куртуазной литературы: посвящение в рыцари, влюбленность в Кримхильду по рассказам странников. Зигфрид совершает в ее честь подвиги и только через год просит ее руки, только через год она к нему выходит. Братья ему не отказывают, но велят помочь Гунтеру посвататься к Брунхильде. Никто не объясняет, почему Зигфрид ее хорошо знает и знает к ней дорогу. Просит называть его вассалом бургундских королей, чтобы она и не думала о женитьбе на нем. Брунхильда ждет, что свататься будет Зигфрид. Гунтер не может выиграть состязания, за него все делает невидимый Зигфрид. Побеждает Брунхильду. Автор говорит, что Брунхильда печальна, потому что Зигфрид-вассал выходит за сестру Гунтера, это как оскорбление.

Брунхильда остается валькирией, пока у нее не отнимают кольцо и пояс. В единоборстве с ней он проигрывает. Та завязывает Гунтера в узел и вешает на крюк. Зигфрид ворует кольцо и пояс, возвращается к Кримхильде, бросает их под лавкой. После свадьбы проходит 13 лет. Рождаются сыновья. Брунхильда сомневается и требует Зигфриду приехать и исполнить долг вассала. Он едет как гость. Между королевами происходит спор из-за вассальства. Кримхильда показывает пояс и кольцо. Брунхильда требует, чтобы Зигфрида убили. Никто не хочет его убивать, потому что на нем держится двор. Мститель – верный вассал Хагген фон Тронье. Хагген приходит к Кримхильде, просит указать уязвимое место Зигфрида, чтобы его защитить. Первая часть поэмы кончается гибелью Зигфрида. Кримхильда остается у братьев – родовые отношения, бросает сына.

Вторая часть – события через 11 лет. Изменяются образы Кримхильды и Хаггена. Автору надо мотивировать, почему она стала злой ведьмой, одержимой местью. Первая часть поэмы оборвана на трагическом месте. Клад, спрятанный в водах Рейна. К Кримхильде приезжают сваты от Этцеля (Атиллы). Этцель превращается в миролюбивого тихого короля – хотели компенсировать этим свой страх. Кримхильда выйдет за него с целью отомстить за смерть Зигфрида и вернуть клад Нибелунгов. Проходит еще 13 лет, она приглашает своих братьев на пир. Тема «избыточного героизма».

Автор очень странно поступает с Брундильдой – просто забывает о ней. В «Старшей Эдде» она кончает жизнь самоубийством. Брунхильда – богатырша старых времен, она не в духе времени. Автор мотивирует изменения Кримхильды. Изменяется и образ Хаггена – удивительно честный, порядочный и мужественный вассал.

Ни один не вступает в бой просто так, каждый бой психологически мотивирован. В живых остаются Хагген, Гунтер, Этцель и Дитрих Бернский с Хильдебрантом. Хагген решает наказать Кримхильду – говорит ей, что расскажет все, если та убьет Гунтера. Он понимает, что король слаб и не выдержит пыток, может рассказать о кладе Нибелунгов. Кримхильда убивает Гунтера, но Хагген молчит. Тогда Кримхильда убивает и его, но справедливый Хильдебрант отсекает ей голову.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.027 с.)