Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика средневекового мировоззрения и культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Средние века - длительный период всемирной истории, соединяющий античность с эпохой Возрождения. Не существует четких хронологических границ этой эпохи. Самая распространенная версия: нижняя граница – 476 год (гибель Римской империи), верхняя граница – начало Возрождения. Эпоха Возрождения в разных странах началась в разное время. Раньше всего в Италии – 13 век. Англия – 16 век, Германия – 17 век. Средневековье характеризовалось господством христианской религии, аскетизмом, разрушением античных памятников, забвением гуманистических идей во имя религиозной догмы. С конца IV в. христианство становится государственной религией сперва в Риме, а затем и в возникающих варварских государствах, ибо предводители германцев, франков, кельтов вскоре осознали, что идеи монотеизма способствуют возвышению их авторитета среди соплеменников. Усвоив и переработав латынь, они восприняли крещение и догматы церкви. Наконец, именно в средние века возникли литературные жанры, существующие и поныне: роман, сонет, баллада, мадригал, канцона и другие. На исходе средневековья произошли великие географические открытия и было изобретено книгопечатание, возродились города и были открыты университеты. В большинстве случаев невозможно назвать автора произведений. Они создавались коллективным народным гением, как правило, на протяжении длительного времени, зачастую в течение нескольких столетий, талантом и подвижничеством многих поколений. Другой характерной чертой средневековых литературных памятников явилось наличие так называемых «бродячих сюжетов», в силу того, что эпические песни распространялись изустно, они получили признание у разных народов, населявших Европу, но каждый народ вносил в рассказы о подвигах героев оригинальные подробности, по-своему истолковывал героический и нравственный идеал. Ведущим жанром средневековой литературы были эпические поэмы, возникшие на заключительном этапе формирования наций и объединения их в государства под эгидой короля. Латынь в эпоху средневековья долгое время оставалась единственным языком – образование, церковь, политика. В первых университетах преподавали только на латыни – это язык интернационального общения. Огромное количество литературы на латыни.
1. Теоцентризм. Тео – Бог, устремленность к богу. В основе всей системы ценностей лежит религиозная идея. Вся Эпоха Средних Веков была сформирована христианством. Но также существует мощная народная смеховая культура, где все эти ценности подвергались комическому переосмыслению. 2. Для средневекового человека было характерно представление о дуализме мира: земная и духовная части. Земной мир – видимый. Духовный – небесный. 3. Изменение нравственных приоритетов. В античности главное гражданская доблесть. В Эпоху Средневековья – вера и верность (сословная верность). Верность феодалу. 4. Символизм и аллегоризм. Вытекает из дуализма. В реальных проявлениях земного мира видится откровение, божественные знаки. Искусство тоже символично и аллегорично. 5. Искусство почти не выражало радости бытия, не красота формы, а красота идеи. В искусстве отсутствует жанр портрета.
23. Религиозное содержание литературы. Смеховая народная культура. В эпоху раннего средневековья грамотны были церковнослужители. К античному наследию они относились очень избирательно. Совсем забыли мифологию, античную драму. В культуре раннего Средневековья христианское вероучение представлено двумя видами текстов: Священным Писанием и произведениями отцов церкви. 1) Богослужебный жанр – песнопения, молитвы, гимны и литургическая поэзия. Здесь впервые появляется рифма. Бурное творчество связано с тем, что не существует церковных канонов (до 16 века). Каждая церковь могла украшать свою службу собственными вставками. Наподобие этих стихов возникает множество поучительных, назидательных произведений. «Плач богоматери у креста», «Плач Рахили о чадах». 2) Агиография – жития святых. Образец назидательного чтения для верующих. Четкая схема: описывалась недетская серьезность, первые подвиги смирения, дар предвидения, отречение от мира, мученическая смерть, чудеса после смерти. С 12 века широкое распространение приобретает развлекательная тенденция – рассказы о чудесах. Образовались целые сборники вроде «Чудеса девы Марии». 3) Проповедь. 4) Летописный жанр, жанр хроники. Официальной и серьезной культуре церковного средневековья противостоял целый мир смеховых форм и проявлений. Все они обладают единым стилем и являются частями единой и целостной народно-смеховой, карнавальной культуры. Карнавал – это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь. На карнавальной площади создается особый тип общения между людьми, невозможный в обычной жизни. Это вольный фамильярно-площадной контакт между людьми, не знающий никаких дистанций между ними. Величайшим носителем и завершителем этого народно-карнавального смеха в мировой литературе был Франсуа Рабле. Его творчество позвол яе т нам проникнуть в сложную и глубокую природу этого смеха. У Рабле, гротескные образы сохраняют своеобразную природу, свое резкое отличие от образов готового, завершенного бытия. Они уродливы, чудовищны и безобразны с точки зрения всякой «классической» эстетики, то есть эстетики готового, завершенного бытия.
Вся богатейшая народная культура смеха в средние века жила и развивалась вне официальной сферы высокой идеологии и литературы. Но именно благодаря этому внеофициальному своему существованию культура смеха отличалась исключительным радикализмом, свободой и беспощадной трезвостью. Средневековье, не допустив смех ни в одну из официальных областей жизни и идеологии, предоставило ему зато исключительные привилегии на вольность и безнаказанность вне этих областей: на площади, во время праздников, в рекреативной праздничной литературе. И средневековый смех сумел широко и глубоко использовать эти привилегии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.01 с.) |