Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника «шестишаговый рефрейминг»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Определите цель работы. Спросите клиента, чего он все-таки хочет, и добейтесь ответа в форме: «Я хочу прекратить переедать, но не могу» или: «Я хочу контролировать свое пищевое поведение, но что-то меня останавливает». 2. Установите общение с частью, ответственной за выделенную область поведения (назовем эту область стереотип X): Психотерапия при нарушениях пищевого поведения а) попросите своего клиента задать себе вопрос: «Будет ли та часть моей личности, которая отвечает за стереотип X, общаться со мной в сознании?» Пусть обратит внимание на любые чувства или звуки, которые возникают внутри после того, как он задает себе этот вопрос; б) предложите ему установить значение сигнала: «да» и «нет». Например, пусть яркость, громкость или интенсивность сигнала (ощущения) возрастает, если это ответ «да», и уменьшается, если это «нет». 3. Отделите поведение (стереотип X) от позитивного намерения той части, которая отвечает за X — ведь это ее поведение является всего лишь стремлением к какой-то позитивной цели: а) предложите клиенту спросить у части, ответственной за стереотип X: «Не хочешь ли ты дать мне возможность осознать, что ты стараешься сделать для меня с помощью стереотипа X?»; б) если он получит ответ «да», пусть попросит эту часть пойти дальше и сказать открыто об этом намерении. Если же получен отрицательный ответ, оставьте намерение бессознательным, предполагая, однако, что оно существует; в) теперь (в случае ответа «да») попросите клиента определить, приемлемо ли это намерение для его сознания. То есть хочет ли он иметь часть, которая бы выполняла эту функцию? г) пусть далее клиент спросит часть, которая отвечает за стереотип X: «Если бы тебе были известны другие способы достижения той же самой цели, которые были бы настолько же хороши, как X, или даже лучше, тебе бы захотелось их реализовать?» Обязательно добейтесь ее согласия, при необходимости выслушивая ее возражения. 4. Получите доступ к своей творческой части и попросите ее о том, чтобы она придумала новые поведенческие реакции для достижения данного позитивного намерения: а) предложите своему клиенту вспомнить любые переживания творчества и закрепите их с помощью якоря. Или же спросите его, осознает ли он, что у него есть творческая часть (пусть найдет ее так же, как другие); б) теперь пусть клиент попросит часть, ответственную за стереотип X, сообщить о своем позитивном намерении Глава 3 творческой части, и разрешит творческой части разработать новые способы для достижения той самой позитивной цели, предложив части, ответственной за X, принять, по крайней мере, три варианта, которые являются настолько же хорошими, как X. Пусть клиент попросит часть X давать сигнал «да» каждый раз, когда она примет какой-либо вариант как альтернативу X. 5. Пусть теперь клиент спросит часть X: «Не хочешь ли ты взять на себя ответственность за то, чтобы использовать 3 новых варианта поведения в соответствующих ситуациях?» Это обеспечит присоединение к будущему. Кроме того, терапевт может через клиента просить часть X на бессознательном уровне определить сигналы, которые будут «включать» новые варианты поведения, и дать ему полностью пережить то состояние, в котором он будет находиться, когда эти сигналы будут автоматически запускать новые реакции. 6. Осуществите экологическую проверку. Предложите клиенту спросить себя: «Есть ли внутри меня какая-либо часть, которая бы возражала против хотя бы одного из трех новых вариантов поведения?» Если получен ответ «да», возвратитесь к шагу 2. ТЕХНИКА «ПРОЦЕССИНГ ЧАСТИ» Данная техника подобна предыдущей и используется для той же цели. Терапевт дает клиенту следующие инструкции: 1. Обратите внимание на то, что есть нечто как бы отдельное от вас. Это не идея, а самостоятельная часть, которую можно узнать по ее отличительным признакам, в том числе — по особым ощущениям. Это часть вашей личности, которая как бы подталкивает вас к проблемному поведению. 2. Завладейте вниманием этой части, сказав ей: «Здравствуй» или что-то в этом роде. 3. Заметьте, ка;ов будет ее ответ (необязательно в словесной форме). 4. Если это неразговорчивая часть, установите какую-то кинестетическую систему ответов «да» и «нет». Например, какое-то конкретное изменение ощущений или автоматические движения пальцев. Затем спросите, согласна ли данная часть общаться с вами на уровне сознания. Если ответ отрицатель- Психотерапия при нарушениях пищевого поведения ный, вам придется придерживаться вопросов, на которые возможны ответы «да» или «нет» и, возможно, работать, не зная о целях данной части. 5. Если часть разговорчива, выясните детальнее, что она делает, задав вопросы: «Чем ты занимаешься? В чем твоя цель? В чем твое предназначение?» 6. Поскольку данная часть, скорее всего, пытается делать что-то полезное, хотя и самым неприемлемым способом (переедание и ожирение — это неприемлемо, потому что ведет к серьезным проблемам), попробуйте проследить происхождение этой цели и понять исходное намерение части. Спросите ее: «В чем твое исходное намерение?» Ищите именно хорошее по сути намерение, последовательно задавая вопросы типа: «В чем намерение этого намерения?» и «Чего ты хочешь, когда этого хочешь?» Затем попросите часть найти другие, новые способы достижения ее намерения (по крайней мере — три). Ей нужно либо придумать их самой, либо связаться с каким-то творческим источником, внутри или снаружи вас. Вам необязательно знать, что она придумала, но, если нужно, вы можете соединить ее с другими полезными ресурсами. 7. Теперь важный момент: если часть нашла новые способы реализации своего намерения, ее можно оставить в вашей психике. Если же она не смогла или не захотела этого сделать, ей следует уйти или прекратить свое существование. 8. Если часть остается, чтобы помогать вам, вы можете договориться о любых необходимых условиях: нуждается ли она в инструкциях, будет ли она регулярно отчитываться перед вами и т. п. 9. Если часть должна уйти или прекратить свое существование, но ей трудно это сделать, поработайте с тем, что ее удерживает. Спросите, что ей мешает: может быть, она что-то недоделала или не сказала; может, ее нужно поблагодарить, похвалить или оценить по достоинству за то, что она сделала (или просто за то, что она такая); может, ей нужно дать инструкции, ориентиры или совет, что ей еще делать; может, кто-то другой ее здесь держит. Всегда обращайтесь с частью уважительно, признавая, что она имеет право существовать и принимать самостоятельные решения. 10. Когда вы завершили работу с данной частью, проверьте, довольны ли результатом другие части вашей личности, не появились ли новые конфликты, которые нужно решить. Глава 3 ТЕХНИКА «ПОСТРОЕНИЕ НОВОЙ ЧАСТИ» После трансформации части, ответственной за проблемное поведение, необходимо создать новую часть, которая будет контролировать пищевое поведение клиента. Терапевт дает клиенту следующую инструкцию: 1. Определите желаемый результат или функцию новой части: «Я хочу иметь часть, которая контролировала бы мое пищевое поведение» (опять-таки обозначим это как стереотип X). 2. Воссоздайте несколько прошлых переживаний того, как вы делали X или обладали чем-то похожим на X (то есть не переедали и наслаждались этим). Теперь войдите внутрь каждого из этих переживаний и получите доступ ко всем аспектам происходившего: видя, слыша и чувствуя все, что тогда было. 3. Создайте детализированный набор образов того, как бы вы вели себя, если бы действительно обладали состоянием, позволяющим осуществлять стереотип X: а) сначала создайте диссоциированный визуальный и аудиальный фильм; б) когда вы просмотрите всю последовательность действий и состояний в фильме и она вас удовлетворит, войдите внутрь каждого из образов и пройдите всю эту последовательность снова, но уже изнутри, ощущая при этом, на что были бы похожи ваши чувства, если бы вы реализовали эти действия и состояния; в) если вы не удовлетворены, вернитесь к пункту а) шага 3 и измените фильм, повторяя это до тех пор, пока созданное не удовлетворит вас как снаружи, так и изнутри. 4. Экологическая проверка. Спросите себя: «Есть ли какая-либо часть моей личности, имеющая возражения против того, чтобы у меня была часть, которая будет отвечать за воплощение этой фантазии?» Убедитесь в том, что вы проверили все свои репрезентативные системы в поисках возражений. Для каждой возражающей части: а) попросите ее интенсифицировать свой сигнал, если она отвечает «да», и уменьшить его интенсивность, если она отвечает «нет»; б) спросите: «Какова твоя функция? Что ты для меня делаешь?»; в) если, узнав о функции, вы по-прежнему не понимаете смысла возражения данной части, спросите: «В чем именно состоит твое возражение, о чем ты тревожишься?»; Психотерапия при нарушениях пищевого поведения г) составьте полный список всех возражающих частей и их функции. 5. Удовлетворите все возражающие части: а) видоизмените строящуюся часть (часть X) таким образом, чтобы принять во внимание все функции и протесты возражающих частей; б) вернитесь к шагу 3 и создайте новую или модифицированную фантазию, которая удовлетворяла бы требованиям каждой возражающей части; в) убедитесь в том, что каждая часть удовлетворена и что новый вариант поведения части X не будет мешать ни одной из возражающих частей осуществлять свои функции. 6. Попросите бессознательное проанализировать фантазию и извлечь из нее существенные ингредиенты. Ваше бессознательное должно использовать эту информацию, чтобы построить часть X и придать ей реальное существование. Скажите ему: «Извлеки из этой фантазии все, что тебе нужно, для того чтобы построить часть, которая могла бы это делать легко и совершенно и в каждый момент, когда это необходимо». 7. А теперь проверьте, действительно ли новая часть уже появилась: а) спросите ее об этом; б) присоединитесь к будущему (повторно); в) проверьте наличие этой части на уровне поведения и убедитесь в том, что она реагирует адекватно. ТЕХНИКА «ОБЪЕДИНЕНИЕ ЧАСТЕЙ». Теперь обратимся к техникам, которые позволяют осуществить объединение частей, по каким-либо причинам разделившихся на полярности — как бы на две противоречащие друг другу половинки, одна из которых стремится к хорошему, а другая порождает проблемное поведение. Терапевт дает клиенту следующие инструкции: 1. Определите и обозначьте противоречащие друг другу части. 1.1. Войдите в контакт с частью, которая стремится к здоровому пищевому поведению (назовем ее частью А), и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Это можно сделать, задав себе вопрос: «Чего хорошего я хочу де- Глава 3 лать, чего не делаю, поскольку что-то мне мешает делать это?» Отметьте, где в теле вы ощущаете эту часть. Какая поза и какие жесты ассоциируются с частью А? (Обратите особое внимание на асимметрию в движениях и жестах.) 1.2. Интенсифицируйте ощущение позитивной части А, а затем: а) позвольте этому чувству переместиться из тела на открытую ладонь любой вашей руки и обрести образ, который вы можете видеть. Если у вас возникнут трудности с визуализацией, просто представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть; б) либо встаньте в то место, которое обозначает часть А. 1.3. Установите контакт с частью, стремящейся сохранить патологическое пищевое поведение (назовем ее частью Б), и обратите внимание на связанные с ней чувства. Для этого задайте вопрос: «Что останавливает или удерживает меня от того, чтобы делать, что я хочу?» Теперь почувствуйте, где в своем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза или жесты ассоциируются с частью Б? 1.4. Интенсифицируйте ощущение части Б, а затем: а) позвольте этому чувству переместиться из тела на открытую ладонь другой руки и пускай оно обретет образ, который вы можете видеть. Или же опять представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть; б) либо встаньте в то место, которое обозначает часть Б. 2. Установите метапозицию, или третью позицию, находящуюся в стороне от проблем, связанных с конфликтными частями. Если вы используете руки, это можно сделать путем одновременной визуализации обеих частей. Если же вы используете пространство, найдите место, равно удаленное от обеих частей. 3. Попросите каждую часть выразить свои представления о другой части. На этой стадии части обычно выражают недоверие и недовольство друг другом. 3.1. Попросите часть А повернуться и посмотреть на часть Б (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что думает часть А. Психотерапия при нарушениях пищевого поведения Нравится ли ей часть Б? Сердита ли она на нее? Что она о ней думает? 3.2. Теперь попросите часть Б повернуться и посмотреть на часть А (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что она думает о другой части. Ценит ли она часть А? Боится ли ее? Что она о ней думает? 4. Найдите позитивное намерение и цель каждой из частей. 4.1. Обратитесь к части А с вопросом: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.) часть Б? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?» Обязательно выявите это позитивное намерение. 4.2. Теперь обратитесь к части Б и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.) часть А? Если это так, то какова твоя позитивная цель?» Опять-таки обязательно выявите ее позитивное намерение. 5. Убедитесь, что каждая часть признает и принимает позитивное намерение «противника». Спросите каждую из них, может ли она понять и оценить позитивную цель или намерение другой. Укажите им на то, что, хотя их проявления и находятся в конфликте, их намерения совпадают. 6. Из метапозиции определите, что является общей целью для обеих частей на более высоком уровне. Объясните частям необходимость «совместно действовать новым и более эффективным способом». 7. Определите ресурсы и способности, которые есть у каждой части и которые могли бы помочь другой части осуществить ее позитивное намерение и совместную цель. 7.1. Обеспечьте конгруэнтное согласие обеих частей, чтобы объединить их ресурсы для более полного осуществления их собственных целей и общей цели. Обычно эти части ранее не испытывали взаимного доверия и любви именно потому, что у них не было каких-то ресурсов, а одна для другой части казались чужими и неконтролируемыми. 7.2. Будьте внимательны в отношении других проблем или ограничивающих убеждений, которые могут про- Глава 3 явиться на этой стадии, хотя ранее не всплывали на поверхность (и которые необходимо будет уточнить или пересмотреть). 8. Физически синтезируйте и интегрируйте ранее конфликтовавшие части в новую идентичность и поместите ее внутрь своего тела. 8.1. Если вы использовали руки: а) сконцентрировавшись на общей цели и ресурсах обеих частей, медленно сближайте ладони, пока они не соединятся. Почувствуйте, как две части смешиваются и создают интегрированную систему, состоящую из обеих частей; б) когда вы почувствуете, что интеграция закончена, разомкните руки и посмотрите на новый образ, который представляет полную интеграцию и синтез; в) поместите новое интегрированное Я внутрь вашего тела, поднеся обе руки к той части тела, которой, как вы считаете, принадлежит новая часть. 8.2. Если вы использовали пространственную локализацию: а) встаньте на место части Б. Заякорите ресурсы, ассоциированные с этой частью; б) удерживая якорь, перейдите на место непосредственно за частью А и почувствуйте себя как бы ее наставником, который поддерживает и дает ей любые необходимые ресурсы; в) затем встаньте в позицию части А и ощутите присутствие ее ресурсов, а также наличие ресурсов противоположной части; г) сконцентрировавшись на особых ресурсах части А и на трансформации, произведенной с помощью ресурсов части Б, перейдите на место последней, неся с собой все эти ресурсы; д) встаньте в позицию части Б, так чтобы каждая часть обладала ресурсами другой. Обратите внимание на ощущение интеграции и симметрии; е) вернитесь в метапозицию и зрительно представьте себе, как две части движутся навстречу друг другу с той же скоростью, с какой вы приближаетесь к Психотерапия при нарушениях пищевого поведения ним. В какой-то точке две части сойдутся, и тогда протяните руки и возьмите их. 9. Представьте, что произойдет, если вы начнете двигаться в ваше прошлое и будущее, неся с собой интеграцию и чувствуя, как это состояние позитивно влияет на события вашей жизни. По окончании работы данного модуля расскажите клиенту очередную притчу (по Н. Пезешкиану, «Позитивная семейная психотерапия»): «Правоверный пришел к пророку Илие. Его интересовали ад и рай, так как, естественно, его волновала дальнейшая судьба. «Где ад — а где небеса?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илия не ответил ему. Он взял вопрошающего за руку и повел его темными коридорами во дворец. Через железный портал они прошли в большой зал. Там теснилось множество людей, богатых и бедных, одетых в рубища и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на огне стоял огромный котел с кипящим супом. От него по всей комнате распространялся чудесный аромат. Толпившиеся вокруг люди со впавшими щеками и усталыми взглядами всеми способами пытались заполучить свою порцию супа. Пришедший с Илией человек был изумлен видом ложек, которые держали люди: те были размером с самих людей. Лишь маленькая часть на конце рукоятки была из дерева, целиком же ложки состояли из железа и были обжигающе горячи от кипящего супа. Голодные люди жадно тыкали ложками в котел. И хотя каждый хотел получить свою долю, никто не мог сделать ни одного глотка. Они с трудом вынимали ложки из супа, но поскольку те были слишком длинными, даже самые сильные не могли донести их до рта. Самые дерзкие ошпаривали себе руки и лица или во гневе проливали суп на соседей. Ругаясь друг с другом, они бросались в драку и били друг друга этими ложками, которые не помогали им утолить голод. Пророк Илия взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад!» Они покинули тот зал и вскоре перестали слышать адские вопли. После долгих блужданий по темным коридорам они попали в другой зал. Здесь тоже сидели люди, а в центре зала также стоял котел с кипящим супом. И у каждого из присутствующих в руках была точно такая же большая ложка, как и в аду. Но здесь люди выглядели сытыми, и в зале слышался только тихий удовлетво- Глава 3 ренный гул и стук ложек об котел. Люди везде действовали по двое. Один опускал ложку в суп и кормил другого. Если ложка была слишком тяжела для одного, ему помогали еще двое, так что каждый мог вдоволь наесться. Как только один наедался, наступала очередь другого. Пророк Илия сказал своему спутнику: «Это рай!» Модуль 8. Редактирование себя Техники данного модуля направлены на следующие цели: • редактирование необходимых реакций; • оптимизация психоэмоционального состояния; • создание нужных качеств; • восстановление адекватной самооценки. В данном разделе приводятся техники, помогающие клиенту найти внутренние ресурсы для эффективного преодоления препятствий и нейтрализации воздействия стрессов. Данные техники применяются, например, тогда, когда человек ощущает некомпетентность, тревогу или неуверенность по поводу каких-либо своих будущих действий. Очевидно, что тревога и неуверенность помешают ему осуществить эти действия эффективно. Кроме того, из-за тревоги человек часто убегает от решения проблем. Определив, чего именно боится сделать клиент и выяснив ситуации, которые его пугают, терапевт может применить следующие техники. ТЕХНИКА «РЕСУРСНАЯ РЕПЕТИЦИЯ» Терапевт дает клиенту следующие инструкции: 1. Представьте себе будущую ситуацию, которая вас тревожит или к которой вы ощущаете себя недостаточно подготовленным. 2. Внимательно рассмотрите ее в мыслях и попытайтесь понять, какое ресурсное состояние вам необходимо для того, чтобы нужное чувство готовности у вас появилось. 3. Найдите в себе этот ресурс и заякорите его. 4. Теперь включите якорь снова, вернитесь к тревожащей вас ситуации и просмотрите ее от начала до конца. Не удив- Психотерапия при нарушениях пищевого поведения ляйтесь, если вся ситуация внезапно изменится в лучшую сторону. Если же это произойдет в недостаточной степени, определите, в каких еще ресурсах вы нуждаетесь, и повторите шаги 3-4. ТЕХНИКА «КРУГ СОВЕРШЕНСТВА» Терапевт дает клиенту следующие инструкции: 1. Определите совершенное состояние. Выберите опыт совершенства из вашего прошлого — когда все ресурсы были для вас доступны, и это позволяло вам быть в наилучшей форме и действовать в полную меру своих способностей. 2. Создайте «круг совершенства»: нарисуйте на полу воображаемый круг. Представьте себе, что это — место совершенства. Вообразите, что в нем появляется цвет — какой? 3. Достигните состояния совершенства, опишите его, дополните, если надо, и свяжите с кругом (просто войдите в него в «совершенном» состоянии): а) достигните — переживите вновь опыт состояния совершенства, как будто это происходит сейчас; б) опишите — осознайте свою позу, дыхание, внутренние образы, звуки и, особенно, что вы видите и слышите в той ситуации; в) дополните — если ощущение не совсем полное, меняйте свои ощущения, пока не добьетесь сильного и полного переживания. Определите наиболее яркие или «выпуклые» элементы (чувства, тип дыхания, образы, звуки), которые придают полноту искомому состоянию, и определите, как вы выглядите и как ваш звучит голос в этом состоянии. 4. Осуществите разделение состояний. Выйдите из круга и вернитесь в ваше обычное состояние. 5. Проверка: теперь вступите в круг и проверьте, пришли ли к вам спонтанно все ощущения совершенства. Выйдите из круга. И еще несколько раз повторите эти перемещения туда и сюда. Если вам не удается достичь полного чувства совершенства без сознательного усилия, вернитесь к пункту в) шага 3. 6. Создайте необходимый контекст. Выберите ситуацию, которая обычно бывала для вас проблематичной, но где бы вы хотели быть в состоянии в нужный момент автоматически Достичь совершенства. Найдите триггер этой ситуации (что вы "1 Глава 3 видите, слышите и чувствуете, когда понимаете, что ситуация становится проблематичной). 7. Установите связи. Мысленно поставьте себя в эту ситуацию, вступите в круг и, получив доступ к совершенству, посмотрите, каким образом это меняет ситуацию. Обратите внимание на средства связи с ощущением совершенства. Выйдите из круга. 8. Осуществите проверку. Опять подумайте о будущей сложной ситуации. Можете задать себе несколько вопросов (например: «Что происходит сейчас, когда я думаю о том, что обычно шло неудачно или было трудным для меня?»). Главное тут, быстро и автоматически достичь состояния совершенства. Вы можете проверить это, замечая, присутствуют ли определяющие ощущение совершенства признаки из описания (шаг 3). ТЕХНИКА «ГЕНЕРАТОР НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ» Данная техника позволяет сделать человека «ситуативно совершенным» — то есть настроить его бессознательное на оптимальное функционирование в конкретной ситуации. Для начала определите, какие именно формы поведения клиента его и вас не устраивают и что там не в порядке. Затем дайте клиенту следующие инструкции: 1. Создайте и проиграйте, пользуясь диссоциацией, фильм, где вы ведете себя так, как вам нравится. Если сразу это не получается, для начала пусть это будет знакомый или герой кинокартины, романа и т. д., справляющийся с ситуацией так, как того хотелось бы вам. Когда выбран исполнитель главной роли, просмотрите этот фильм от начала до конца. А затем поместите себя в это кино, произведите все необходимые изменения и просмотрите фильм заново. Получилось? Если нет, попробуйте еще раз. 2. Добавьте звуковое сопровождение. Каким вы хотите слышать звучание собственного голоса? Проверьте, так ли он звучит. Если нет — сделайте нужные изменения. 3. Войдите в новый образ себя. Подвигайтесь в своем новом образе, как бы примеряя его на себя. Чувствуете ли вы себя так, как вам хотелось бы? Глядя изнутри этого героя, проверьте, действуете ли вы так, как хотели? Когда новое поведение достаточно будет подробно изучено и усвоено, заякорите его, а затем сделайте проверку. Психотерапия при нарушениях пищевого поведения ТЕХНИКА «ТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТРАВМЫ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ» Следующая техника предназначена для работы со всеми теми неприятными эмоциями, которые переполняют клиента, не давая ему возможности окончательно изменить пищевое поведение. Терапевт дает клиенту следующие инструкции: 1. Подумайте о своей неприятности и сосредоточьтесь на образе, который представляет либо всю ее целиком, либо ее самый болезненный аспект. Желательно, чтобы этот образ включал все сенсорные модальности, хотя это и необязательно. 2. Определите или сформулируйте утверждения, характерные для вашей негативной самооценки, то есть мысли, связанные с неприятным переживанием, например: Я бессилен Я ничего не могу предпринять Я ничтожество Я не могу преуспеть Я не достоин успеха 3. Создайте суждение, которое отражает позитивное отношение к себе в контексте данной неприятности, которое могло бы повысить самооценку, например: Я обладаю необходимыми ресурсами Я могу многое сделать Я — человек, достойный уважения Я вполне могу преуспеть Я достоин успеха. 4. Оцените собственную веру в это новое положительное утверждение по семибалльной шкале, где 1 — «совершенно не верю», а 7 — «полностью верю». Не удивляйтесь тому, что сейчас вы оцениваете многие утверждения в 1—2 балла — так и Должно пока быть. 5. Теперь уже по десятибалльной шкале оцените уровень своего беспокойства по поводу исходной неприятности. Здесь 10 баллов соответствуют максимальному беспокойству, а 1 — минимальному. Опять-таки не удивляйтесь оценке в 8—10 баллов — иначе и быть не должно, ведь эта неприятность вас серьезно беспокоит. А вот оценка в 3—4 балла говорит о том, что с этим вполне можно справиться и безо всякой посторонней помощи. Глава 3 6. Теперь приготовьтесь к десенсибилизации посредством движения глаз. Определите оптимальную скорость и амплитуду движения глаз с помощью собственной (хотя лучше — чужой) руки, где точкой фиксации взгляда будут два сомкнутых пальца — указательный и средний. Грубо оцените скорость для различных движений руки: • горизонтальных (—) • вертикальных движений (|) • «диагональных» движений (/) • движений по кругу (О) • «большой восьмерки»: вертикальной (8) и горизонтальной (∞) • «крестообразных» движений (+ и х) Выберите то из этих движений, которое вам больше всего понравилось. С него и начните. 7. Вспомните неприятное ощущение во всех возможных модальностях и, думая о нем, проделайте серию из 24 движений глаз — например, начните с горизонтальных. Окончив серию, выбросьте все из головы и сделайте глубокий вдох и выдох. После чего вернитесь к неприятному образу и исследуйте: • что вы сейчас испытываете по поводу этого образа; • что вы теперь думаете о своей неприятности. А затем оцените уровень беспокойства по десятибалльной шкале. Далее повторяйте серии из 24 движений и все вышеописанное до тех пор, пока уровень беспокойства по поводу неприятности не снизится до приемлемого (точной нормы здесь нет, хотя обычно снижения показателей до 2—3 баллов достаточно). 8. Теперь сосредоточьтесь на выбранном вами положительном утверждении о себе из списка. Просто думайте о нем, одновременно помня о неприятном переживании, и продолжите серию движений глаз до тех пор, пока вера в положительное утверждения не достигнет приемлемого для вас уровня (обычно 5 баллов и выше). 9. И наконец, после того как положительное утверждение станет звучать для вас достаточно правдоподобно, помня и о нем, и о неприятности, исследуйте, не осталось ли где-то в те- Психотерапия при нарушениях пищевого поведения ле неприятных ощущений или напряжения. Если таковые обнаружатся, сфокусируйте внимание на них и проделайте нужное количество серий движений глаз — до тех пор, пока все не уйдет: и эти ощущения, и то, что «всплывет», пока вы будете их прорабатывать. ТЕХНИКА «МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВЗМАХ» Следующие техники дают возможность работать с теми качествами личности, которых недостает для того, чтобы контролировать процесс переедания (в процессе формулирования результата и далее эти качества уже были выявлены). Терапевт дает клиенту следующие инструкции: 1. Идентификация с образом-указателем. Сначала вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали собственное бессилие. Хотя некоторым сразу же приходит в голову какой-нибудь драматический момент из жизни, будет лучше, если вы выберете какую-нибудь обыденную ситуацию. Когда вы измените свое повседневное чувство беспомощности, изменятся все аналогичные жизненные впечатления. Убедитесь, что это воспоминание вполне конкретно и реально, войдите в него, чтобы увидеть то, что вы видели в момент, предшествующий появлению чувства беспомощности. Этот образ-указатель вы используете позже, а пока — временно — отложите его в сторону. 2. Творческий образ. Теперь с помощью воображения представьте внутренний образ себя, уже решившего проблему бессилия: творческого, обладающего мощью и силой. Пусть это будет как ваша фотография без фона. Вам необязательно знать, как вы этого добились — просто смотрите, как вас переполняет чувство собственной силы. Это выражается в блеске глаз, в довольной улыбке и т. д. Добейтесь того, чтобы изображение стало детальным, конкретным, чтобы оно казалось вам подлинным и весьма привлекательным. Порадуйтесь этому образу. 3. Расширение творческого образа. Мысленно поместите этот образ в маленькой мигающей точке. Сделайте так, чтобы эта точка резко начала расти, становиться ярче до тех пор, пока вы не увидите его перед собой в натуральную величину. Затем представьте себе чистый экран. Повторите эту процедуру несколько раз до тех пор, пока она не станет автоматической. Глава 3 4. Творческий образ в образе-указателе. А теперь разместите эту мерцающую точку со своим образом в центре образа-указателя из шага 1. 5. Замена образов. Пускай образ-указатель быстро бледнеет и темнеет, пока мигающая точка быстро растет и становится ярче, открывая творческий образ, который, в свою очередь, тоже начинает быстро увеличиваться и обретать свою натуральную величину. 6. Представьте себе чистый экран. 7. Повторение. Повторите шаги 4—6 в более быстром темпе. Вновь разместите маленькую мерцающую точку в центре образа-указателя, а затем произведите замену. А потом вновь смотрите на чистый экран. 8. Множество творческих образов Я. Поскольку образ творческого Я наверняка пригодится вам во множестве различных ситуаций, лучше, если вы будете видеть это позитивное изображение везде, куда ни взглянете: в прошлом, настоящем и будущем. Для этого представьте себе, что вы физически держите в руках свое творческое Я. Вытяните руки и схватите его. Когда вы прикоснетесь к нему, образ начнет становиться ярче. А теперь размножьте этот большой образ, как бы сделав его цветные копии. Сделайте много образов творческого Я, один за другим, чтобы вместе они напоминали вам большую колоду карт. Теперь оставьте перед собой один образ, а остальные отпустите в воздух. Смотрите, как образы творческого Я начинают приземляться вокруг вас, создавая концентрические круги, расширяющиеся на огромное расстояние во всех направлениях: в прошлое, настоящее и будущее. Представьте себе ряд образов творческого Я, расположенных вокруг вас. 9. Проверка результатов. Когда вы повторите данную процедуру несколько раз, необходимо будет проверить результаты работы. Что вы теперь чувствуете, когда пытаетесь вызвать в воображении первичный неприятный образ-указатель? Если вам вообще не удается вызвать неприятные чувства или это получается с трудом — значит, вы закончили выполнять упражнение. А если негативные ощущения возникают при воспоминании об образе-указателе, повторяйте упражнение, уделяя пристальное внимание каждому шагу, до тех пор, пока неприятные чувства не исчезнут. Психотерапия при нарушениях пищевого поведения ТЕХНИКА «ВНЕКОНТЕКСТНЫЙ ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗМАХ» Терапевт дает клиенту следующие инструкции: 1. Посмотрите влево и вверх (это для правшей — левши делают все зеркально) и представьте себя таким, каким вы себе не нравитесь. На время отодвиньте этот образ в сторону. 2. Теперь посмотрите вправо и вверх и представьте себе, как вы должны были бы выглядеть. Когда удастся себя увидеть, несколько раз переместите сконструированный образ в область, которая находится от вас слева и сверху — до тех пор, пока он не станет легким и отчетливым вспоминанием. 3. Переведите глаза в положение вправо по горизонтали и представьте себе слова, которые вы будете говорить, и звуки, которые будете слышать, когда вы станете таким, каким хотите. Переместите этот слуховой образ в область, которая находится слева по горизонтали. 4. Посмотрите влево и вниз и почувствуйте то, что вы будете чувствовать, когда станете таким, каким хотите. Переместите эти ощущения в область справа внизу. Отчетливо представив новый образ себя, сделайте нужное количество раз так называемый «взмах по дистанции и цвету», для чего: а) приблизьте к себе неприятный образ из шага 1 и сделайте его цветным; б) поместите маленький черно-белый желанный образ подальше от себя; в) когда вы производите взмах, первый образ должен быстро удалиться, уменьшиться и потерять цвет, при этом второй, желанный, придвинется к вам, станет большим и заиграет красками. 5. Повторите взмах пять раз и проведите обычную проверку результатов. Не забывайте, что после каждого взмаха нужно сделать перерыв и очистить экран. В качестве домашней работы клиента можно попросить регулярно выполнять два упрощенных варианта этой техники, которые описаны ниже: «Экранное расщепление» и «Двойное зеркало». Глава 3 ТЕХНИКА «ЭКРАННОЕ РАСЩЕПЛЕНИЕ» Терапевт дает клиенту следующие инструкции: 1. Закройте глаза и представьте себе экран на какой-либо стене комнаты. Разделите его на две половины. На одной половине должно находиться ваше нынешнее состояние (негативный образ, например — напряженность и тревога), а на второй половине — ваше желанное состояние (например, здоровье, расслабленность, спокойствие). 2. Затем четко и уверенно скажите себе, каким вы предпочитаете себя видеть; соберите все чувства того из вас, который вам больше нравится, и перенесите эти чувства с экрана в жизнь, оставив тот образ, который вам не по душе, в другой части экрана. Затем представьте, как хорошо быть таким человеком в любой ситуации. ТЕХНИКА «ДВОЙНОЕ ЗЕРКАЛО» Терапевт дает клиенту следующие инструкции: 1. Закройте глаза и представьте себе, что вы стоите между двух больших зеркал. В зеркале за спиной вы представляете себя таким, какой вы есть сейчас. 2. Этот негативный образ тает, становится бесцветным и бесформенным и наконец — вовсе исчезает. 3. Когда это произойдет, обратите внимание на стоящее перед вами зеркало, в котором вы видите себя таким, каким хотите стать. Отражение яркое, цветное и полное жизни. Оно нравится вам все больше и больше, и вы начинаете приближаться к нему. ТЕХНИКА «ЧУДЕСНЫЙ МАГАЗИН» 1. Попросите клиента представить рядом с собой прилавок и полки чудесного магазина, в котором он может приобрести любые новые реакции, качества и состояния, и предложите выбрать то, в чем <
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.015 с.) |