Фантазии/будущее: четвертая сфера переработки конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фантазии/будущее: четвертая сфера переработки конфликтов



1. Часто ли возникают у вас и у вашего партнера хорошие идеи? Кто из вас уделяет больше внимания фантазии? Считаете ли вы себя пессимистом или оптимистом?

2. Как часто вы и ваш партнер смеетесь? Когда вы в последний раз плакали?

3. Чему посвящены ваши фантазии: телу (пища, сексуальность, сон, спорт, уход за телом), профессии (успехи, неудачи), общению с другими людьми, будущему (желание, утопии), мировоззрению, религии?

4. Охотно ли вы предаетесь воспоминаниям? Задумываетесь ли вы о будущем? Охотно ли вы читаете фантастику?

5. Какие качества партнера имеют наибольшее значение в ваших фантазиях? Какие актуальные способности значимы для фантазии?

6. Задумываетесь ли вы иногда, какой бы могла быть ваша жизнь с другим партнером, что бы было, если бы у вас была другая профессия?

7. Если бы вы на неделю могли поменяться местами с кем-нибудь, с кем бы вы поменялись? Почему? Если бы вы на один день стали невидимы, как бы вы это использовали?


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

8. Как вы относитесь к искусству (живопись, музыка, литература)? Рисуете ли вы сами? Что вы изображаете на своих картинах?

9. Кто из ваших родителей уделял больше внимания религиозным и мировоззренческим вопросам? Существовало ли между родителями единое мнение об этих вопросах? Были ли у ваших родителей трудности во взаимоотношениях с окружением, связанные с их религиозными или мировоззренческими позициями?

10. Кто из ваших родителей молился? Кто молился вместе с вами? Кто интересовался такими вопросами, как жизнь после смерти, смысл бытия, сущность Бога и т. д.? Какое значение имеют эти вопросы для вас?

11. Какое представление имели вы, будучи ребенком, о религиозных и общественно-политических событиях? Какое влияние оказывают ваши религиозная и мировоззренческая позиции на воспитание детей, выбор партнера и отношение к окружающим людям?

12. Какова была цель жизни ваших родителей? Какова ваша цель?

13. Как вы относитесь к сторонникам иной веры или других мировоззренческих убеждений?

14. Верите ли вы в жизнь после смерти? Если да, как вы ее себе представляете? Как часто вы ходите на кладбище?

15. Что бы вы сделали, если бы у вас не стало проблем? Как бы вы стали тогда жить? Каковы ваши цели на ближайшие 3—5 лет (месяцев, недель, дней)?

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Нервная анорексия и булимия

Позитивная интерпретация: способность обходиться малыми средствами, способность разделить тяготы мирового голода.

Пословицы и народная мудрость: Перебить аппетит (всякая охота пропадает); я сыт по горло; кожа да кости остались; надоело до тошноты, с души воротит; голод — лучший повар; у него голодные глаза.

Актуальный конфликт. При анорексии и добровольном голодании речь идет скорее не о заболевании отдельного человека, а о заболевании всей семьи, где пациент становится но-


Глава 3

сителем симптома. Своей болезнью он выражает то, от чего страдает вся семья, однако этого никто не смеет произнести вслух, а может быть, не осмеливается и думать об этом. Поэтому пациента можно считать самым сильным членом семьи, ведь именно он, ставя под угрозу свою жизнь, отваживается обнажить семейные проблемы и социальную несправедливость. Сила этого с виду слабого и беспомощного человека проявляется в той настойчивости, с которой тот отказывается от приема пищи и выражает протест, а также в его честолюбии, активности и железном самоконтроле.

Базовый конфликт. Для семьи анорексика характерно прочное финансовое положение. В этих семьях (хотя бы один из родителей) высоко ценят аккуратность, опрятность, вежливость, достижения, а в религиозной сфере — послушание. Установки по отношению к телу, чувственности и сексуальности, как правило, односторонние, с тенденцией «одухотворения» и отказа от материального. Такую семью иногда называют «аскетической». Тут не допускаются радости чувственных, «инстинктивных» прелестей жизни и нежности. Любовь направлена лишь на достижения и благополучие, у людей нет времени друг для друга, а контакты с внешним миром ослаблены. Здесь доминируют концепции типа: «Делу время — потехе час», «Если ты что-то умеешь, тогда ты что-то из себя представляешь», «Все, что на столе, следует съесть» и «Что скажут люди?»

Актуальные и базовые концепции. Когда выросшие дети, обретая самостоятельность, покидают свой дом, неизбежно появляется конфликт между домашним воспитанием и их собственными желаниями и установками. Появление соматического симптома для них не «бегство», а скорее драматичное действо, видимое для всех восстание против конвенций и конформизма и демонстрация автономии. Иногда симптом отражает семейные конфликты (ощущение несправедливости: «Почему именно я?»), а в других семьях это реакция на социальную несправедливость (например, голод в мире). Физическая реальность болезни вызывает позитивную реакцию семьи: им приходится признать наличие проблемы и пересмотреть свои концепции. Таким образом, позитивная психотерапия видит в анорексии не столько болезненное отсутствие аппетита или стратегию избегания, сколько способность при помощи голодания обратить внимание на что-то в себе или в окружающем мире. Страдающие анорексией, с одной стороны, своим при-


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

мером показывают, какими малыми средствами может обойтись человек (аскетизм и одиночество), с другой стороны, они выражают альтруизм и готовы разделить судьбу голодающих в мире.

Пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при нервной анорексии и булимии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.004 с.)