Упражнение «Ваше положение в пространстве» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Ваше положение в пространстве»



Инструкция терапевта:

Сядьте на стул, прислушайтесь к своему телу и примите такую позу, какую хотите. Замрите в той позе, в которой вы находитесь, сидите, ничего не изменяя. Обратите внимание на то, как именно вы сидите, как держите руки. Через минуту выберите одну из точек, в которых соприкасаются две части тела (например, рука и подбородок). Дайте своему сознанию войти в одну часть, затем в другую. Попробуйте провести беседу между ними.

Упражнение «Крик»

Инструкция терапевта:

Сядьте на пол, закройте глаза; дыхание глубокое. Сосредоточьтесь на своем дыхании, ощутите течение воздуха-энергии во всем теле: как реагируют мышцы, кости, кровеносные сосуды на поступающую с глубоким дыханием энергию. Через одну-две минуты начинайте озвучивать выдох с переходом на крик — нечленораздельный, без напряжения голосовых связок. Медленно вставайте. Звук делается громче, в нем участвует все тело: помогайте себе руками, ногами, «колотите воздух». Полное звучание удерживается некоторое время, затем постепенно стихает.

Губы и мышцы нижней челюсти должны быть расслаблены. Для освобождения челюсти можно массировать ее мыш-

   
   

Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения

цы. Крик затихает, внимание опять сосредоточено на дыхании. Медленно опуститесь на пол, лягте на спину. Теперь во время вдоха и выдоха вы будете произносить членораздельные звуки. При вдохе надо произносить «со», при выдохе — «хум». «Со хум» в переводе с санскрита означает «это я»; кроме того, эти слоги соответствуют естественному звучанию дыхания. Через две-три минуты можно заменить эти звуки «гудением» при каждом выдохе. Дыхание становится все глубже. Одна рука лежит на солнечном сплетении, другая — на животе. Внимание направлено на синхронное и плавное движение диафрагмы и живота. Надо осознать, что вдыхаемый воздух — это питание, необходимое организму. Глубокое дыхание и сосредоточение на нем продолжаются 5—10 минут. Надо ощутить насыщение тела энергией.

Упражнение «Резонанс»

Упражнение выполняется стоя, можно ходить по комнате. Необходимо сконцентрировать внимание на собственном дыхании: на движении диафрагмы, дыхательных путях. Далее нужно попробовать «родить» звук: очень осторожно озвучить выдох и ощутить вибрации в горле, груди, ротовой полости, голове. При следующем выдохе отправить звук в потолок (не надо смотреть туда, глаза могут быть полузакрыты), попробовать достичь резонанса с потолком, то есть услышать, что звук, отраженный от потолка, слился с новым «рожденным» звуком.

Следующие этапы: резонанс со стенами, полом, с мягким ковром, с окном, с космосом. Практика показывает, что легче всего достигается резонанс с полом, поэтому можно начинать с этого, чтобы участники быстрее почувствовали эффект.

После освоения резонанса с подлинными объектами можно попробовать достичь резонанса с объектом воображаемым: животным, врагом, другом; наблюдатели могут отгадывать, что это за объект. При выполнении упражнения можно помогать себе массажем шеи: большие пальцы упираются в углы нижней челюсти, средние надавливают на шею последовательно в верхней, средней и нижней части.

Упражнение «Тропа танца, или Танец пяти движений»

Выделяется пять первичных ритмов движения, которые присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

■31 Терапия пищ. поведения


Глава 4

Flowing — плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения «женской» энергии.

Stacatto — резкие, сильные и четкие движения; «мужские» движения.

Chaos — хаотические движения.

Lineal — тонкие, изящные движения, «полет бабочки» или «падающего листа».

Stillness — движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя».

Для каждого типа движений подбирается соответствующая музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом упражнения даются инструкции, после проходит обсуждение. «Танец пяти движений» рекомендуется совершать с закрытыми глазами, полностью отдаваясь ритму, участвуя в движениях всем телом.

Эти модальности, или ритмы, движения представляют ведущие характеристики личности. Пациент или участник тренинга может не принимать какого-то типа движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают «мужские» — резкие и сильные — движения. «Я не такая, мне это не нравится», — говорят они. Одновременно с этим они жалуются на недостаток внимания в семье, на невозможность выражать свои чувства, на положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно яркое и четкое выражение своих желаний помогает им изменять ситуацию. Источник силы часто находится там, куда человеку страшно заглянуть.

Другим распространенным «черным пятном» являются хаотичные движения, что неудивительно для заключенного в рамки многочисленных личностных и социальных стереотипов современного городского жителя. Яркость и непредсказуемость хаоса пугает, и становится ясно, насколько человек не привык и не умеет «отпускать» себя, насколько он лишает себя непосредственности и спонтанности.

После «танца пяти движений» участникам предлагают ответить на несколько вопросов: какой из ритмов был самым приятным, а какой давался труднее всего, при каком движении танец требовал больше места, при каком — ограниченного пространства и т. п. В целом это дает достаточно ясную диагностическую картину.

Предложенная техника выполняет несколько функций.

Диагностическая функция. Человек обнаруживает освоенные и неосвоенные качества и то, как это связано с его жиз-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.004 с.)