Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника 5. Работа с агрессией
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на причинение вреда другому живому существу. Животным свойственны два типа агрессии: социальная, для которой характерны демонстративные вспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, подкрадывающийся к своей жертве. У людей существуют еще два типа агрессии, практически не встречающиеся у животных: враждебная и инструментальная. Источник, враждебной агрессии — это злость; в этом случае единственная цель поведения — причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда является не самоцелью, а средством для достижения какой-либо иной цели. Все многообразие форм человеческой Телесная терапия при нарушениях пищевого поведения агрессивности можно также разделить на два класса: это гете-роагрессия, направленная на других, и аутоагрессия, направленная на себя. Согласно теории враждебности, активно разрабатываемой в различных психологических школах, в процессе накопления субъективного опыта у человека постепенно формируется внутренний мир представлений об окружающей действительности, о себе и других людях (Садовская, 2000). При этом враждебность может стать одной из базовых характеристик всех объектов этого субъективного мира. Представления об окружающем мире как о враждебном формируются с первых дней жизни ребенка под влиянием целого ряда факторов: наследственных, семейных, социальных. Иногда же они появляются уже в зрелом возрасте вследствие психической травмы, когда картина мира претерпевает катастрофические изменения. Говоря об агрессии, следует учитывать также ряд взаимосвязанных характеристик субъективного мира представлений, таких как справедливость, контролируемость, предсказуемость и др. Взаимодействие этих характеристик дает нам весь спектр поведенческих проявлений так называемой «враждебной картины мира», примерами которых могут служить повышенная агрессивность, заболевания психосоматического круга, избегание социальных контактов, депрессия и др. Некоторые авторы считают, что три понятия: враждебность, гнев и агрессия — соответствуют трем аспектам психических явлений: когнитивному, аффективному и поведенческому. Аффективный (или эмоциональный) компонент включает ряд взаимосвязанных эмоций: гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т. п. Когнитивный компонент включает негативные представления в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и представление о недоброжелательности других людей по отношению к субъекту (враждебные атрибуции, недоверие). Наконец, поведенческий компонент включает в себя разнообразные формы проявления враждебности в поведении, часто скрытые: агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т. д. Все три компонента враждебности необходимо изучать отдельно — из тех соображений, что они связаны с психическим и физическим здоровьем посредством принципиально различных механизмов. Данное определение охватывает как устойчивую, так называемую «личностную», враждебность, так и разнообразные ситуативные комплексы враждебных установок,
Глава 4 или предиспозиций, по отношению к конкретным людям в конкретных условиях (Садовская, 2000). Согласно теории биоэнергетики хронически напряженные мышцы сдерживают импульсы, которые нашли бы выражение, если бы движения не были скованы. Поэтому увеличение свободы движений способствует высвобождению этих импульсов и заблокированных чувств. Один из основных способов выражения протеста с помощью движений состоит в резком распрямлении конечностей — в том, что называется «взбрыкнуть». Если сюда добавить крики: «Не хочу! Не буду!», можно получить доступ к своей заблокированной ярости или гневу. Двигательные упражнения не следует применять механически, как некий ритуал, они лучше всего помогают тем, кто действительно стремится к разрядке накопившейся злости. Взрыв эмоций, представляющих опасность для окружающих, при этом маловероятен. Напротив, опаснее сдерживать злость, потому что тогда упражнение не приведет к желаемому результату. Если говорить о типологии личности, то проблема агрессии является одной из основных для характеров анального уровня: психопатического и обсессивно-компульсивного (см. раздел 2.2.9 главы 2). Упражнения данного раздела позволяют участникам выяснить, каким образом они накапливают агрессию, и научиться освобождаться от нее в социально-приемлемой форме.
Разминка Упражнение «Нет! Не буду!» Группа движется по кругу, четко фиксируя шаг, и на каждый шаг правой ногой участники выбрасывают вверх руки с криком «Нет! Не буду!». Также можно на каждом четвертом шаге проговаривать «Ненавижу!». Упражнение «Равновесие» Участники разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии 70—100 см, вытягивают руки и соприкасаются ладонями. Задача каждого — заставить партнера потерять равновесие (сойти с места). Это упражнение хорошо проделать несколько раз с разны-
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.003 с.) |