Упражнение 2. «Главный список идей» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 2. «Главный список идей»



В качестве заключительного упражнения, собирая убеждения пациента, составьте основной список его идей. Этот список должен включать в себя главные В пациента, собранные в процессе всей работы. В нем должно быть не менее 30 пунктов, и он должен быть исчерпывающим.

Каждую мысль пронумеруйте и запишите отдельно. Не беспокойтесь сейчас о словах, можно исправить их после. Единственная ошибка, которую можно сейчас допустить, — это не включить все В пациента. Записывайте все: повторы можно будет потом устранить.

ТЕХНИКА «КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ» Упражнение 1

Составьте из списка основных идей пациента когнитивную карту. Вы можете сделать это, взяв каждую мысль из списка и сопоставив ее со всеми остальными мыслями. Спросите себя и пациента: «Чем похожи эти мысли? В чем отличия? Какая мысль идет сначала, а какая следует за ней?» Например, если в списке есть мысль: «Я скверный человек» и «Мне нужно быть совершенным», то между ними есть связь. Попытка стать совершенным может быть компенсацией чувства неполноценности. Чувство неполноценности может быть результатом неосуществленных перфекционистских стандартов.

Зафиксируйте отношения между мыслями с помощью графика или когнитивной карты (рис. 3.1).

Через сеанс просмотрите карту и внесите изменения. У людей с разными эмоциональными проблемами получатся различные когнитивные карты.


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

Рис. 3.1. Пример когнитивной карты

ТЕХНИКА «ДИСПУТ И ОСПАРИВАНИЕ»

Упражнение 1

Помогите пациенту сосредоточиться на центральной иррациональной мысли, вызывающей вину, страх, гнев или депрессию, приводящую к перееданию.

Попробуйте найти аргументы против этого убеждения.

Обсудите тактики «создания катастрофы» (например: «Это так ужасно, кошмарно и катастрофично, что...») и требования пациента к себе («Я должен, я обязан, мне надо...»).

В большинстве случаев контраргументы не стоит выдавать прямо. Вместо этого используются косвенные вопросы, которые помогают пациенту найти свои собственные опровержения.


Глава 3

Поощряйте обсуждение и оспаривание пациентом иррациональных мыслей каждый раз, как они проявляются. Это предполагает ежедневную практику.

ТЕХНИКА «ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Процесс логического анализа включает пять шагов, на каждом из которых можно использовать множество различных техник.

Шаг 1. «Обращение чувств в суждения относительно идеи»

Пациент создает список чувств, которые вызывает у него проблема, и описывает эти чувства настолько полно, насколько это возможно.

Найдите обвинение или суждение, подразумеваемое в каждом выражении, и переведите императивные и оценочные утверждения в эмпирические или аналитические (истинность или ложность которых можно подтвердить), например:

Утверждение пациента: «Я напуган».

Подразумеваемое суждение: «Есть что-то опасное во внешнем мире, и мне лучше страшиться этого».

Утверждение пациента: «Ненавижу мужчин».

Подразумеваемое суждение: «Мужской пол заслуживает презрения».

Шаг 2. «Определение убеждений»

Перечислите центральные убеждения. Попросите пациента написать список своих центральных убеждений.

Уточните. Рассматривая по одному суждению за раз, внимательно изучите каждое важное слово. Попросите пациента как можно полнее его конкретизировать и уточнить.

Определите понятия. Сформулируйте серию вопросов, которые помогут пациенту определить понятия. Например, относительно убеждения «Я неполноценен» терапевт может задать такой вопрос: «Что в вас неполноценно? Всегда ли это было так? Откуда вы знаете, что навсегда останетесь неполноценным? Неполноценный по сравнению с кем? Когда? Все время или только иногда? Во всем или только в отдельных вещах? Что в этом предложении обозначает Я? О каком уровне неполноценности вы говорите? Вы совсем на дне или только отчасти неполноценны? Какую шкалу вы используете, чтобы


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

оценить свою неполноценность? Эта шкала обоснованна, или вы сами все придумали, потому что вам было плохо?»

Перепишите убеждения. После того как вы с пациентом конкретизировали, насколько возможно, каждое слово в предложении, перепишите предложение, включая в него новые определения.

Практика. Попросите пациента тренироваться в уточнении предложений, пока он не поймет важность конкретных определений.

Шаг 3. «Нахождение значения понятий»

Эталонный случай. Вы и пациент выбираете пример корректного использования ключевого понятия, взятого из анализируемого суждения. Пример должен быть идеальным, таким, чтобы фактически каждый мог бы считать его обоснованным.

Контрастная модель. Выберите пример противоположного случая. Подберите идеальную ситуацию, как можно более похожую на первую, но в которой такое понятие, по мнению большинства людей, не употребляется.

Сравнение эталонного случая с противоположным. Определите, какие ключевые принципы присутствовали в первой модели, но не использовались во второй. Какие между двумя случаями есть сходства и различия? Перечислите их.

Шаг 4. «Оценка доказательств»

Существует множество методов обучения индуктивному рассуждению, некоторые из них достаточно сложны и требуют солидной подготовки в области философии и научной методологии. Для клинической же практики существует более легкий метод, обеспечивающий нужные результаты. Он называется анализом графиков.

Терапевт и пациент ищут корреляции между двумя и более переменными, которые могут иметь отношение к симптомам пациента. Это сложный процесс. С любым симптомом может быть связано огромное множество факторов. Анализ графиков позволяет проанализировать только те переменные, которые кажутся значимыми.

На чертежной бумаге постройте график двух переменных, которые важны для вас и вашего пациента.

Обсудите с пациентом отношения между переменными.


Глава 3

Шаг 5. «Решение и обязательства»

Скажите пациенту, что решение о том, является ли В истинным или ложным, он должен принять здесь и сейчас.

Если В истинно, пациент должен сделать что-либо, чтобы изменить ситуацию, или, если это невозможно, принять ее.

Если В ложно, пусть пациент возьмет' на себя обязательство исключать его в мыслях и действиях, независимо от того, сколько это может занять времени.

Пусть пациент запишет свое решение и заключит контракт о том, что он собирается сделать, чтобы изменить мысли. Доказательством принятого на себя обязательства становятся действия.

Иногда пациент убежден в истинности суждения, а терапевт считает иначе. Если пациент прошел все стадии процесса логического анализа, очень важно, чтобы терапевт поддержал его решение, даже если сам с ним не согласен. Пациент имеет право не работать над когницией и верить даже в то, что терапевт считает иррациональным. Терапевт может указать на результаты и отдаленные последствия такого образа мыслей, но принятие решения зависит от пациента. Акт принятия решения сам по себе психотерапевтичен, и пациенты позднее могут изменить суждение, если обнаружат его иррациональную природу.

ТЕХНИКА «ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СДВИГ»

Упражнение 1

Попросите пациента начертить на большом листе бумаги четыре колонки.

Мысль/ убеждение Полезно или нет Лучший аргумент против этой мысли Доказательство из вашего личного опыта, поддерживающее лучший аргумент
1.      
2.      
3.      
4.      
... и т. д.      

Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

В первой колонке перечисляются все мысли или убеждения, которые в определенной ситуации вызывают негативные эмоции. Очевидно, что список не может продолжаться до бесконечности. Тем не менее, даже если некоторые мысли повторяются, их лучше включить, чем оставить какой-либо паттерн незафиксированным.

Во второй колонке необходимо решить, полезно или нет каждое убеждение. Стоит найти доказательства как «за», так и «против», и выбрать наиболее убедительные. Важно, чтобы пациент принимал решение на основе объективных данных, а не под влиянием субъективных чувств.

В третьей следует записать лучший аргумент «против» для каждой мысли или убеждения. В идеале этот аргумент должен быть и эмоционально убедительным, и разумным.

В последней колонке приводится.доказательство из опыта в поддержку каждого аргумента. Это ключ к технике перцептивного сдвига. С помощью терапевта пациент должен доказать справедливость аргумента, подыскав подтверждение из своего опыта. Чтобы осуществить перцептивный сдвиг, пациенту необходимо как минимум по 30 минут в день размышлять над теми критическими событиями прошлого, которые доказывают ложность иррациональной мысли.

ТЕХНИКА «ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО»

Упражнение 1

Чтобы исследовать иерархию ценностей пациента, можно использовать стандартные тесты, но лучше сделать это при помощи вопросов, которые заставляют выбрать ту или иную ценность. К примеру, благодаря следующей серии вопросов и ответов становится ясно, что пациент ценит свободу больше, чем богатство, а богатство — больше, чем личные взаимоотношения.

Что вы предпочтете:

• Богатство или популярность?

• Безопасность или независимость?

• Богатство или независимость?

• Много друзей или богатство?

• Здоровье или много друзей?

• Друзей или свою независимость?

• Хорошую зарплату или должность начальника?


Глава 3

Составьте список старых деструктивных убеждений и попросите пациента связать каждое утверждение с той или иной ценностью из его персональной иерархии.

Составьте список новых, предпочтительных убеждений и попросите пациента связать каждое с его конкретной ценностью. Эти новые убеждения (в противоположность старым) можно четко сопоставить с более высокими ценностями. Пациент после этого должен практиковаться — вспоминать о высших ценностях всякий раз, когда он думает о новом убеждении.

Для закрепления результатов пациент старается думать о высших ценностях в различных ситуациях. Это можно сделать в кабинете терапевта или под действием стимулов внешней среды. Терапевту важно помнить, что в своей работе он опирается на систему ценностей пациента, а не свою. Не важно, что думает терапевт о ценностях пациента, имеет значение лишь то, что о них думает сам пациент.

Метод 9. «Ресинтез прошлого»

ТЕХНИКА «РЕСИНТЕЗ КРИТИЧЕСКИХ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ»

Упражнение 1

Используется составленный терапевтом список критических событий жизни пациента. Иногда лучше заменить обобщенный список на более конкретный, где события связаны с симптоматикой пациента. После разговорах пациентом вы должны удостовериться, что убеждения, которые сформировались после травмирующего события, все еще вызывают у него проблемы в настоящем. Обсудите с пациентом, как изменились его эмоции и поведение из-за убеждений, сформированных в процессе переживания критического события. Помогите ему дать новую интерпретацию старым событиям с помощью новых, более верных убеждений. Пусть пациент воспользуется тем преимуществом, что прошлые события далеко, и исследует, как при помощи зрелых рассуждений можно исправить ошибочное восприятие прошлого. Пусть в своем воображении пациент постарается думать и вести себя разумно.

Пересмотрите все основные критические события, выявите соответствующее убеждение и попросите пациента представить, что он исправляет ситуацию.

   
   

Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

ТЕХНИКА «РЕСИНТЕЗ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ» Упражнение 1

Используйте составленные вами когнитивные карты, но теперь сделайте их хронологическими. Проследите истоки каждой мысли — как она трансформировалась в другие убеждения, как менялась на разных стадиях жизни.

Какие другие мысли, эмоции, поступки или внешние стимулы стали ассоциироваться с данным ориентиром, когда он сформировался? Как неверная интерпретация распространилась из одной сферы жизни пациента в другие?

Попросите пациента представить, какой была бы его жизнь, если бы у него бьши другие ориентиры. Попросите его вообразить, как бы он себя вел, не будь у него извращенных жизненных ориентиров.

ТЕХНИКА «РЕСИНТЕЗ РАННИХ ВОСПОМИНАНИЙ» Упражнение 1. «Упражнение с образами»

Пациент вспоминает о нынешней ситуации, в которой он испытывал сильные эмоции. Тут следует использовать все ощущения. Когда сцена будет отчетливой, попросите его сфокусировать внимание на своем центральном убеждении, геш-тальте, ориентире.

Проинструктируйте пациента, чтобы он сосредоточился на первом или самом раннем воспоминании, в котором сформировалось это убеждение. Направьте внимание на исходную ситуацию, когда возникла эмоция. Попросите пациента снова представить сцену и ясно ее визуализировать. Чтобы это было легче сделать, он может голосом ребенка или подростка произнести вслух те слова, которые выражают ложное убеждение.

Спросите пациента: «Какие ошибки вы видите в вашей интерпретации события? В чем вы могли его неверно воспринять? Какую неправду говорили вы себе? Почему ваша интерпретация была ошибкой? Кто или что навело вас на ложное восприятие?»

Обсудите вместе с пациентом, как он оценивает нынешнюю ситуацию: так же неверно, как и прошлую, или что-то изменилось?

Скорректируйте прежнее ошибочное убеждение. Попросите пациента представить, как он меняет ситуацию на основе полезных реалистичных мыслей вместо тогдашних убежде-


Глава 3

ний. Попросите его представить, как он себя ведет и чувствует по-другому, на основе других представлений.

Наконец, попросите пациента по-другому представить себе нынешние проблемы. Исправьте ошибочное убеждение настоящего точно так же, как было исправлено предыдущее.

Упражнение 2. «Рабочий бланк для ресинтеза»

Этот бланк может пригодиться вам в процессе ресинтеза.

Ситуация в настоящем_______________________________

Эмоциональная реакция_____________________________

Настоящее убеждение относительно теперешней ситуации

Раннее воспоминание (предшествовавшие ситуации)

Эмоциональная реакция_____________________________

Ошибочное прежнее убеждение_______________________

Исправленное прежнее убеждение_____________________

Исправленное настоящее убеждение___________________

Используйте основной список убеждений пациента и попросите его связать убеждения с ситуациями, в которых они проявляются. Каждую из таких ситуаций нужно записать в строке «Ситуация в настоящем» бланка. Убеждения, связанные с каждой ситуацией, должны быть перечислены в строке «Настоящее убеждение».

Займитесь поисками критического переживания в детстве или подростковом возрасте пациента. Во-первых, идентифицируйте события. Самые ранние события пациент может помнить лишь смутно, но даже если имеются только фрагментарные ощущения и впечатления, попросите его как можно ярче их визуализировать. Зафиксируйте их на рабочем бланке.

Сформулируйте одним предложением ошибочное убеждение, которое явилось результатом каждого из этих событий. Занесите эти предложения в рабочий бланк.

После детальной дискуссии скорректируйте каждую из прошлых мыслей. Запишите результаты в рабочий бланк. Прежние ошибочные интерпретации ранних событий следует вы-


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

черкнуть, когда пациент найдет им корректное толкование. Замените все прежние ошибочные когниции, связанные с событиями.

После того как прежние иррациональные мысли скорректированы, помогите пациенту исправить те иррациональные мысли, которые у него есть на текущий момент.

Попросите пациента регулярно использовать рабочий бланк, чтобы находить ошибочные убеждения, идентифицировать их первоисточник, корректировать прежние неверные интерпретации и затем брать на вооружение более функциональное убеждение в качестве руководства в настоящем.

ТЕХНИКА «РЕСИНТЕЗ СЕМЕЙНЫХ УБЕЖДЕНИЙ» Упражнение 1

Нарисуйте схему, изображающую основных членов семьи пациента. Перечислите их имена и возраст и отразите при помощи толщины или числа стрелок значимость отношений с ними для пациента. Проверьте, включили ли вы всех членов семьи, имеющих на пациента влияние.

Перечислите основные убеждения, принципы, ценности и установки, которых придерживаются люди из схемы. Посмотрите, какие убеждения разделяют большинство членов.

Посмотрите, нельзя ли свести эти принципы к нескольким центральным убеждениям.

Как семья прививала эти центральные убеждения? Как ее членов поощряли за исполнение этих принципов и как наказывали за их несоблюдение?

В каких поступках семья проявляла свои убеждения? Что ее отличало от других семей? Сравните семейные убеждения с теми, что перечислены в основном списке убеждений пациента. Сколько из них соотносятся между собой? Найдите зависимости, сходства, противоположности.

ТЕХНИКА «ВЫЖИВАНИЕ И УБЕЖДЕНИЯ»

Упражнение 1

Пересмотрите основной список убеждений пациента. Помогите ему решить, как на его жизнь влияет верность этим мыслям: улучшает она или ухудшает его способность решать конкретные нынешние проблемы?


Глава 3

Если какое-то убеждение не приносит пользы, помогите ему спланировать стратегию его изменения. Если когда-то убеждение было полезным раньше, а в настоящее время — нет, помогите пациенту осознать это изменение.

3.7. ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

В широком смысле «позитивной» можно назвать множество новых направлений психотерапии, но в строгом смысле слова термин «позитивная психотерапия» был впервые использован немецким психотерапевтом армянского происхождения Носсратом Пезешкианом в 1972 г. для его собственной концепции и стратегии, и этот термин лучше использовать только применительно к данной психотерапевтической концепции. Направление, созданное Пезешкианом, по праву можно назвать «психотерапией, центрированной на конфликте».

Основа данного подхода — позитивное отношение к человеку. Патопсихологические проявления трактуются тут как реакции адаптации (скажем, депрессия как реакция на глубокие эмоциональные конфликты, фригидность как отказ и т. д.). Задача терапевта не устранение нарушений или отклонений, а поддержка резервных возможностей пациента и его способностей.

Таким образом, позитивная психотерапия основывается на позитивном подходе к пациенту и заболеванию и содержательной оценке конфликта. Она проходит в пять этапов и опирается на самопомощь.

Позитивную интерпретацию симптомов или заболевания нередко противопоставляют общепринятой, традиционной интерпретации. С точки зрения позитивной психотерапии в каждом симптоме можно найти не только негативное, но и позитивное начало.

Основной целью позитивной психотерапии является изменение точки зрения пациента на свою проблему (например, лишний вес), вследствие чего перед ним открываются новые резервы. Иными словами, психотерапевт, определив, что ожирение — это прежде всего «способность доставлять себе удовольствие и восполнять дефицит внимания при помощи еды», далее будет заниматься не столько ожирением, сколько конфликтом, который стоит за этим синдромом. Для достижения этой цели широко используются притчи, истории, «психоте-


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

рапевтические сказки». По сути дела, каждый психотерапевт, имея богатый жизненный опыт, так или иначе пользуется этим методом. Важно, чтобы рассказанная история была яркой, в чем-то сходной с конфликтом пациента. Но сходство это не должно быть чрезмерно конкретным, «в лоб», но история должна соприкасаться с конфликтом пациента как бы по касательной. Тогда эффект рассказанной истории будет сильнее.

Согласно концепции позитивной психотерапии, каждый человек обладает двумя базовыми способностями: к познанию (когнитивная) и к любви (эмоциональная). Способность к познанию отражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а способность любить — эмоциональную и душевную его суть (правое полушарие).

Способность к познанию — это способность учиться и учить. Из нее развиваются вторичные способности, такие как пунктуальность, чистоплотность, аккуратность, послушание, вежливость, честность, открытость, верность, справедливость, трудолюбие, бережливость, обязательность, тщательность и добросовестность.

Способность к любви — это способность любить и быть любимым. Тут одинаково важны два компонента: способность активно устанавливать эмоциональные отношения (любить) и способность принимать и поддерживать эти отношения (быть любимым). Способность к любви включает в себя умение любить и быть примером, терпение, способность уделять время, устанавливать контакты, проявлять и принимать нежность и сексуальность, надеяться, доверять, верить и сомневаться.

Способность к познанию и способность к любви называются актуальными способностями. Актуальными эти способности являются потому, что они постоянно фигурируют в различных ситуациях повседневной жизни. В этом смысле способности к познанию и любви свойственны каждому человеку, хотя и требуют актуализации и дифференциации. Все другие способности можно развить на основе этих двух базовых или рассматривать как проявления их различных комбинаций. Обе базовые способности находятся в функциональной взаимосвязи: развитие одной из них поддерживает и облегчает развитие другой. Каждый человек обладает базовыми способностями, которые открывают ему огромные возможности. В зависимости от окружающей среды и времени, в которых живет человек, эти способности дифференцируются и об-


Глава 3

разуют неизменяемую структуру сущностных черт (неповторимость). Они связаны с такими психодинамическими категориями, как Супер-Эго и Я-идеал, и такими категориями глубинной психологии, как самооценка и комплекс неполноценности. Терапевту крайне важно — и для диагностики, и для планирования лечения — иметь представление об актуальных способностях пациента.

Как правило, в повседневности люди оценивают лишь вторичные актуальные способности. Любопытно, что в Западной Европе и Америке больше выражена способность к познанию, в восточных странах — способность к любви. Межкуль-туральный подход, одна из основ позитивной психотерапии, позволяет лучше понять структуру конфликта и поведения пациента. Очень часто то, что неприемлемо в странах с одной культурой и традициями (прием алкоголя, особенности половых взаимоотношений и т. п.), приемлемо в других. Это не означает, что одна культура хорошая, а другая плохая. Просто они разные, а поэтому и поведение пациента с позиции той или иной культуры может трактоваться по-разному.

Несмотря на культурные и социальные различия и неповторимость каждого человека, можно наблюдать, что все люди при решении своих проблем прибегают к нескольким типичным формам разрешения конфликтов. Эти формы связаны с индивидуальным восприятием окружающего мира и путями познания действительности.

В позитивной психотерапии выделяют следующие формы переработки конфликтов:

1. тело/ощущения;

2. деятельность/разум;

3. контакты/традиции;

4. будущее/фантазия.

Эти формы переработки конфликтов являются довольно широкими категориями, которые каждый человек наполняет своим личным содержанием. Одна из форм переработки конфликтов может доминировать, отодвигая прочие на задний план, это зависит от предыдущего опыта человека, прежде всего — от полученного в детстве.

Потеря аппетита, как и бесконтрольный прием пищи, а также нарушения восприятия и влечений и аффективные расстройства могут быть представлены как симптомы в сфере тело/ощущения.


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

Расстройства мышления и интеллекта, нарушения внимания, памяти, трудности в принятии решения, склонность к рационализации, мечтательность, навязчивости, дереализация и т. д. относятся к разуму и вместе с тем к деятельности.

Фиксации, предрассудки, стереотипы, слабость суждений, боязнь правды, чувства ненависти и вины и односторонность связаны с традициями и, таким образом, с контактами. Безудержные фантазии, отстранение от действительности, суицидальные мысли, сексуальные фантазии, опасения, навязчивые представления, бред отношения и преследования можно отнести к сфере будущего/фантазии.

Тело/ощущение. Как человек воспринимает свое тело? Как он переживает различные ощущения и информацию из окружающего мира? Воспринимаемая в ощущениях информация проходит через цензуру оценки. При помощи своих ощущений ребенок с самого начала развития устанавливает контакт с окружающим миром. Ощущения тесно связаны с его общей активностью, с ритмом сна и питания.

Информация, поступающая из внешнего и внутреннего мира, проходит сквозь призму опыта, через цензуру приобретенных стереотипов. Может быть, именно поэтому в ответ на конфликт реагирует одна из четырех сфер. Более того, даже если в разрешении конфликта доминирует тело, то все равно остается вопрос: почему у одного человека на этот конфликт реагирует преимущественно сердце, у другого — желудок, у третьего — кожа (нейродермиты), у четвертого — дыхание.

Поражение того или иного органа у пациента с психосоматическим заболеванием становится понятнее, если исследовать представления данного человека о теле в целом, отдельных его органах и их функциях, а также о здоровье и болезни. Так, у пациентов с желудочными расстройствами, а также с ожирением можно выявить специфические концепции, связанные с приемом пиши (например: «Все, что на столе, должно быть съедено»).

Деятельность/разум. Это измерение имеет особое значение в индустриальном обществе. Мышление и разум делают возможным систематически и целенаправленно решать проблемы и оптимизировать деятельность. Тут возможны две разнонаправленные реакции бегства: бегство в работу и бегство от требований деятельности. Типичные симптомы в этой сфере — проблемы самооценки, перегрузки, стрессовые реакции, страх увольнения, нарушения внимания и «дефицитарные»


Глава 3

симптомы, такие как пенсионный невроз, апатия, снижение активности и т. д. В этой сфере господствуют концепции: «Если ты что-то можешь, тогда ты что-то из себя представляешь»; «Кончил дело — гуляй смело»; «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда»; «Время — деньги» и т. д.

Контакты/традиции. Эта сфера подразумевает способность устанавливать и поддерживать отношения с самим собой, партнером, семьей, другими людьми, различными группами, социальными слоями и культурными кругами; а также отношение к животным, растениям и вещам. Социальное поведение формируется под влиянием приобретаемого опыта и полученного наследства (традиции), особенно это касается способности налаживать контакты. Тут действуют социально обусловленные критерии выбора: например, человек ожидает от партнера вежливости, искренности, справедливости, аккуратности, общности интересов и т. д. и выбирает себе партнера в соответствии с этими критериями.

Будущее/фантазия (интуиция). Можно реагировать на конфликты, активизируя фантазию, воображая решения конфликтов, мысленно представляя желаемый успех или наказывая или даже убивая в мечтах людей, на которых накопилась злость из-за того, что был неверен, неправ или придерживается других убеждений. Фантазия и интуиция могут, например, возбуждать и даже удовлетворять потребность при творческих изысканиях и сексуальных фантазиях. Частный мир фантазии отгораживает от травмирующих и болезненных явлений действительности и создает комфортную атмосферу (для чего используются, например, переедание или алкоголь). Она может нейтрализовать неудачу или болезненный разрыв с партнером; она может также устрашать, делать действительность невыносимой вследствие проекции страхов. Чтобы укротить пугающую динамическую силу фантазии, некоторые люди вырабатывают навязчивое поведение, которое помогает им держать в узде угрожающие мысли и защищаться от неконтролируемого всплеска чувств.

Исследование доминирующей сферы переработки конфликта 'может указать терапевту на существенные аспекты расстройства, которые обычно незаметны в традиционной диагностике и терапии. Односторонность в этой сфере проявляется внешне в виде четырех реакций бегства: 1) бегство в болезнь (соматизация), 2) бегство в активную деятельность или работу (рационализация), 3) бегство в одиночество или общение (иде-


Психотерапия при нарушениях пищевого поведения

ализация или обесценивание) и 4) бегство в фантазию (отрицание).

При возникновении заболевания (невроз, психосоматические нарушения) большую роль играет так называемый актуальный конфликт. Он может быть результатом воздействия серьезной психической травмы (смерть близкого человека, эмиграция, безработица и т. п.) или постоянного воздействия мелких травмирующих факторов (конфликты в семье или на работе, общая эмоциональная напряженность в обществе и т. п.). Актуальный конфликт сам по себе нейтрален, он становится для данного человека патогенным по многим причинам, среди которых основные роли играют конкретная ситуация, реакция на конфликт и личностные особенности (базовый конфликт).. От этих факторов зависит переработка актуального конфликта, а следовательно — риск развития различных нарушений.

Важно понять, какое влияние оказывает конфликт на физическое состояние пациента, на его профессию, на контакты с окружающими, как он изменяет его планы на будущее. Для профилактики полезно привести в равновесие все четыре сферы разрешения конфликта. Человек со здоровой психикой умеет преодолевать проблемы и знает, как найти выход из конфликтной ситуации. Поэтому одна из задач психотерапевта, практикующего позитивную психотерапию, состоит в умении вникнуть в суть конфликта пациента и попытаться равномерно перераспределить энергию, направленную на его разрешение, по основным четырем сферам.

Для развития личности крайне важны отношения человека со значимыми другими в детстве. Предпочтения человеком одних отношений и отвержение других в позитивной психотерапии объясняет концепция моделей для подражания (условий раннего развития).

Четыре модели для подражания, которые формирует родительская семья, создают основу для реализации способности устанавливать отношения. Предлагаемая схема включает отношения:

• родителей и братьев или сестер (а также ровесников) к ребенку (Я);

• родителей между собой (Ты);

• родителей к окружающему миру (Мы);

• родителей к религии или мировоззрению (пра-Мы).


Глава 3

Четыре модели для подражания проецируются на актуальные отношения человека в семье и вне семьи в виде базового конфликта. Сюда входит как опыт, полученный в общении с людьми, так и их идеалы.

Отношение к Яъо многом зависит от воспитания. Патологические формы воспитания (гиперопека или недостаток внимания) обычно приводят и к патологическим формам отношения к себе.

У ребенка, воспитывающегося в атмосфере гиперопеки, создаются стереотипы инертности перед трудностями любого рода, обожествление собственного тела, завышенная самооценка. Его основные жизненные девизы: «Сначала — я, потом — все остальные», «Мне всегда нужна опора». В конфликтной ситуации у них часто проявляются эгоизм, «рентные» установки, завышенные претензии к обществу, при отсутствии опеки тут быстро нарастает социальная дезадаптация.

При недостатке внимания, интереса родителей к увлечениям и переживаниям ребенка часто формируется заниженная самооценка, негативное отношение к себе, к своему телу. Жизненные девизы при этом звучат так: «Жизнь бессмысленна», «Я — неудачник», «Все люди — волки».

Отношение к Ты чаще всего воспроизводит модели родителей и близких. Их взаимоотношения между собой, их представления о браке и сексуальности в конечном итоге определяют стереотипы поведения выросшего в этой семье ребенка. Отсюда и разные жизненные концепции: «Я создам крепкую гармоничную семью» или «Я никогда не женюсь».

Отношение к Мы формируется на основе взаимоотношения родителей с окружающими людьми. Если ребенку в семье и школе говорят о долге перед Родиной, чести, милосердии, а вокруг себя он видит лицемерие, разврат, воровство, то стереотипом поведения в дальнейшем становится не то, что этот ребенок слышит, а то, что он видит.

Отношение к пра-Мы определяется сформировавшимся мировоззрением, религией, отношением к существующему в стране общественному строю и т. д.

Выделение четырех стереотипов поведения в конфликтной ситуации чисто условно, в реальности они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Актуальные способности тут являются фильтром для социальных отношений. Например, человек не желает приглашать гостей, потому что это нарушает его распорядок и влечет




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.09 с.)