Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принудительных мер воспитательного воздействия⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Уровень развития психики несовершеннолетних в достаточно полной мере позволяет осознать общественную опасность и фактический характер противоправного поведения. Несмотря на это, для подросткового возраста остается характерным значительный разрыв между уровнем интеллектуального развития и социальной зрелостью. Отсутствие достаточного жизненного опыта вкупе с индивидуальными психологическими особенностями развития могут привести к формированию у отдельных подростков поверхностного представления о нравственных категориях и понятиях. Личность несовершеннолетних, как отмечает Р. Хисматул-лин, чаще всего окончательно не сформировавшаяся, находится в большой зависимости от окружения, среды, материального положения и морального климата в семье и т. д.310. Стремление к самоутверждению, свойственное молодому поколению, может принимать у таких лиц стихийные формы, что нередко приводит к совершению преступлений. Указанные обстоятельства накладывают существенный отпечаток на поведение несовершеннолетних, что проявляется зачастую в совершении неадекватных, внешне необоснованных действий. Это, однако, не исключает возможнос- 310 Хисматуллин Р. Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних // Российская юстиция. 1999. № 12. С. 40. ти наступления уголовной ответственности в случае совершения подростком преступного деяния. Отмеченные выше особенности были учтены законодателем, в связи с чем в уголовном законе предусматривается ряд особенностей ответственности и наказания несовершеннолетних. В числе прочего, ст. 90 УК РФ предусматривает специальный вид прекращения уголовного преследования, применяемый только к несовершеннолетним, - освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Введение в закон этой нормы обусловлено тем, что психофизиологические особенности лиц подросткового возраста обуславливают меньшую степень их общественной опасности по сравнению со взрослыми при прочих равных условиях. Кроме того, для несовершеннолетних преступников, в особенности совершивших деяния, относящиеся к категории небольшой или средней тяжести, является характерным отсутствие укоренившихся антиобщественных взглядов и установок.
Несовершеннолетние более легко и быстро поддаются исправительному и воспитательному воздействию. С другой стороны, подростки более легко «впитывают» и отрицательный опыт, в том числе криминальный, в силу чего является нежелательным осуждение тех из них, которые впервые совершили преступление, не представляющее существенной опасности, тем более к наказанию в виде лишения свободы. «У несовершеннолетних, - указывает Л. Л. Тузов, - все линии поведения только формируются. Жизненный опыт подростков мал и фрагментарен, характер и взгляды окончательно не сформировались»311. В силу этого, как показывает практика, цели, стоящие перед уголовной ответственностью, в ряде случаев могут быть достигнуты без ее реализации, но с применением принудительных мер воспитательного воздействия. 311 Тузов Л. Л. Предупреждение и раскрытие аппаратами уголовного розыска преступлений несовершеннолетних. М., 1999. С. 10. В этой связи Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. указал следующее: «Суды не должны применять уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия...»312. Сказанное позволяет нам прийти к обоснованному выводу о том, что основанием применения ст. 90 УК РФ является нецелесообразность привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности в силу возможности достижения стоящих перед нею целей иным путем. Кроме того, непосредственной предпосылкой реализации ст. 90 УК РФ является небольшая степень общественной опасности виновного. При совершении несовершеннолетним преступления, в особенности впервые, правоприменитель должен в первую очередь рассматривать возможность оказания на него воспитательного и профилактического воздействия и только потом реализации мер уголовной ответственности. «...Поскольку процесс формирования личности происходит в диалектическом сочетании объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, социального и биологического, постольку институт ответственности, в том числе в уголовно-правовой ее форме, имеет свое социально значение, является не самоцелью, а одним из средств воспитательного влияния на личность»313.
Согласно ст. 90 УК РФ, несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто 312 Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2000. С. 449. 313 Астемиров 3. А. Уголовная ответственность и наказания несовершеннолетних. М, 1970. С 21.
путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Как следует из указания закона, рассматриваемый вид освобождения от уголовной ответственности может быть применен при наличии следующих условий: а) совершенное преступление относится к категории небольшой или средней тяжести; б) лицо участвует в преступном деянии впервые; в) несовершеннолетний возраст виновного на момент совершения преступления; г) наличие сведений, свидетельствующих о возможности исправления подростка без привлечения к уголовной ответственности. Первые два из перечисленных условий были рассмотрены в предыдущих разделах представленной работы, в силу чего вновь заострять внимание на них мы не станем. Несовершеннолетними, в соответствии со ст. 87 УК РФ, признаются лица, которым исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет. В постановлении Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. разъясняется, что лицо считается достигшим определенного возраста не в день его рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, то есть с ноля часов следующих суток314. По убеждению В. Б. Боровикова, освобождение от уголовной ответственности по ст. 90 УК РФ предполагает, что «лицу не должно исполниться 18 лет на момент решения вопроса о возможности применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия»315. Представленная позиция противоречит предписаниям закона. Ст. 90 УК РФ говорит о возможности освобождения от ответственности несовершеннолетнего. При этом в ст. 87 УК РФ прямо говорится, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко време- 314 Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) но уголовным делам. М., 2000. С. 99. 315 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. С. И. Никулина. М, 2001. С. 289. ни совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Следовательно, исходя из предписания закона, несовершеннолетними, к которым допустимо применение освобождения от уголовной ответственности по основаниям, указанным в ст. 90 УК РФ, должны признаваться лица, которые на момент совершения преступного деяния не достигли восемнадцатилетия, независимо от возраста, имевшего место на момент принятия соответствующего решения.
В соответствии со ст. 96 У К РФ освобождение от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия в исключительных случаях может быть осуществлено в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте от восемнадцати до двадцати лет. Такими исключительными обстоятельствами следует, по мнению автора, признавать отставание лица в умственном развитии, наличие психического расстройства, не исключающего вменяемости, иные подобные обстоятельства. Необходимой предпосылкой прекращения уголовного преследования несовершеннолетнего с применением в отношении него принудительных мер воспитательного воздействия является наличие твердой уверенности в целесообразности их реализации и возможности с их помощью исправления несовершеннолетнего. Об этом, на взгляд автора, может свидетельствовать раскаяние лица в совершенном преступлении, наличие положительных характеристик с места жительства или учебы, случайный характер преступного деяния, совершение преступления под влиянием или принуждением со стороны взрослых лиц, возмещение несовершеннолетним причиненного ущерба, содействие в раскрытии или расследовании совершенного преступления. Наряду с данными о личности подростка, необходимо также учитывать иные факторы: условия проживания, окружение несовершеннолетнего, наличие родителей или лиц, их заменяющих, и т. п. «Принимая такое решение, следователь должен быть убежден в том, что исправление подростка, устранение пробелов в его правосознании вполне возможно, если к нему будут применены какие-либо из этих мер»316. По мнению Г. Н. Пугашовой, при решении вопроса о применении принудительных мер медицинского характера должны учитываться следующие факторы: 1) наличие (отсутствие) устойчивых связей с антиобщественными элементами; 2) влияние случайных обстоятельств на совершение преступления; 3) применение ранее к подростку принудительных мер воспитательного воздействия; 4) наличие положительных характеристик с места учебы и жительства; искреннее раскаяние и готовность возместить ущерб317. Отмеченные обстоятельства должны учитываться в своей совокупности. С. Н. Сабанин обращает внимание на то, что, рассматривая возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия, необходимо учитывать не только тяжесть преступления, но также личность несовершеннолетнего, его психофизические особенности, причины и условия совершения посягательства, анализировать поведение дома, в общественных местах, отношение к учебе, трудовым обязанностям и т. д.318. Однобокий подход к решению рассматриваемого вопроса, формальное отношение к фактическим данным, характеризующим личность виновного и его социальную среду, могут обусловить освобождение от уголовной ответственности при отсутствии предусмотренных законом оснований,
316 Чувилев А. Новые основания прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего // Законность. 1998. № 2. С. 22. 317 См.: Пугашова Г. Н. Практика прекращения уголовных дел в отношении несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия // В сборн. Деятельность органов внутренних дел по укреплению правопорядка и общественной безопасности. М, 2000. С. 116. 318 См.: Сабанин С. М. Условное и безусловное освобождение от уголовной ответственности или наказания // В сборн. Проблемы освобождения осужденных от отбывания наказания. М., 1983. С. 103-104. в силу чего цели, стоящие перед этим институтом, не могут быть достигнуты. «Без учета личности и индивидуального подхода, - отмечает С. А. Косова, - избранные принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетнему снижают эффективность профилактической работы следователей и органов дознания, порождают у подростков уверенность в безнаказанности, приводят к совершению повторных преступлений»319. Предусмотренная ст. 90 УК РФ возможность освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности не исключает применения иных видов, предусмотренных ст. 75,76,77,78 УК РФ (в последнем случае с учетом правил ст. 94 УК РФ). При этом отмеченные институты освобождения от ответственности могут применяться к несовершеннолетнему на общих основаниях, без каких-либо ограничений. Мы не можем принять точку зрения, в соответствии с которой «только в тех случаях, когда нет оснований для освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности в порядке ст. ст. 75-77 УК, правоприменитель должен рассматривать вопрос о возможности его освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия»320. По мнению автора, наличие в законе ст. 90 УК РФ объясняется спецификой сознательной и волевой сфер психической деятельности подростка. В силу этого просто освободить его от уголовной ответственности в ряде случаев бывает недостаточно. Здесь, наряду с освобождением, необходимо обеспечить возможность контроля за поведением несовершеннолетнего, а равно применения действенных средств исправления. По этой причине освобождение от уголовной от- 319 Косова С. А. О некоторых вопросах практики освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия // Законодательство. 1998. №1. С. 61. 320 См.: Аликперов X. Д. Освобождение от уголовной ответственности. Москва-Воронеж, 2001. С. 73.
ветственности ио ст. 90 УК РФ должно рассматриваться не как последний вариант из числа возможных, а как одно из альтернативных направлений решения судьбы дела, которое избирается в случае убеждения в его наибольшей целесообразности. Применение такой меры воздействия, как возложение обязанности загладить причиненный вред позволяет также быстро и в более полном объеме возместить ущерб, причиненный потерпевшему. Это способствует соблюдению его интересов, а также восстановлению социальной справедливости, нарушенной в результате совершения преступления. Решение о прекращении уголовного дела по рассматриваемому основанию вправе принимать суд, прокурор, а также следователь с согласия прокурора. Однако вопрос о выборе конкретных видов принудительных мер воспитательного воздействия вправе разрешать только судья. При этом, исследуя указанный вопрос, А. Чувилев обоснованно, на наш взгляд, отмечает, что и следователь в постановлении о прекращении уголовного дела может высказать свое мнение о характере принудительных мер воспитательного воздействия. Иначе оно будет выглядеть немотивированным321. Следует учитывать, что в случае применения в соответствии со ст. 96 УК РФ указанного вида освобождения от уголовной ответственности в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, правом на принятие соответствующего решения обладает только суд. Освобождение от уголовной ответственности с применением указанных мер способно оказать на подростка более положительное воздействие по сравнению с реализацией наказания, так как их содержание учитывает специфику сознания и поведения несовершеннолетних. А. Е. Меркушов 321 Чувилев А. Указанная работа. С. 22. обращает внимание на то, что принудительные меры воспитательного воздействия не являются по существу уголовным наказанием, хотя преследуют те же цели. Применяя эти меры, суд не ставит несовершеннолетнего в положение осужденного322. Отмеченные обстоятельства позволяют достичь целей уголовной ответственности наименее болезненным для подростка путем. «Принудительные меры воспитательного воздействия качественно отличаются от иных мер уголовного наказания, хотя, в конечном счете, направлены на достижение той же цели - предупреждение совершения новых преступлений. Относясь к мерам государственного принуждения, эти меры реализуются в более мягкой форме и сохраняют в большинстве случаев обычную для несовершеннолетнего воспитательную среду, делают упор на достижение целей, которые ставит уголовный закон, обычными воспитательными средствами, лишь подкрепляемыми угрозой государственного принуждения. К тому же они не влекут социальных и правовых последствий, которые влечет наказание»323. Меры воспитательного воздействия не являются формой реализации уголовной ответственности и имеют существенные отличия от наказания. Их применение является альтернативой мер уголовно-правового воздействия и осуществляется для предупреждения новых преступлений со стороны несовершеннолетних, их воспитания и исправления. «...В отношении подростков, совершивших противоправные деяния, воспитание одновременно может являться и целью, и одним из способов достижения целей уголовного законодательства. В последнем случае воспитательное воздействие превращается в меру, заменяющую уголовную 322 См.: Меркушов Л. Е. О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 6. С. 22. 323 Пугашова Г. Н. Указанная работа. С. 115. ответственность (наказание), в принудительные меры воспитательного воздействия»324. 9.2. Виды мер воспитательного воздействия Согласно ст. 90 УК РФ, к несовершеннолетнему в случае освобождения от уголовной ответственности могут быть применены следующие меры воспитания: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований Предупреждение в соответствии с ч. 1 ст. 91 УК РФ, состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступного деяния. Данная мера заключается в оказании на подростка морального воздействия с целью убеждения его в целесообразности правомерного поведения и доведения до его сведения правового и социального содержания преступного поведения. Его применение не связано с какими-либо иными ограничениями правового статуса несовершеннолетнего; по этой причине предупреждение, как правило, назначается в совокупности с иными мерами воспитательного воздействия. Передача под надзор состоит в возложении на родителей, лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Следует учитывать, что обязанности по воспитанию несовершеннолетнего и контролю за его поведением возложе- 324 Сверчков В. О возможности и эффективности освобождения от уголовной ответственности (наказания) в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия // Профессионал. 2000. № 5 (37). С. 34. ны на родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов), в соответствии с Семейным кодексом. Однако специфика рассматриваемой меры заключается в том, что при ее исполнении осуществление надзора контролируется государством. В этой связи в случае систематического уклонения подростка от исполнения предписаний со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или специализированного государственного органа законом предусмотрена возможность отмены меры воспитательного воздействия и привлечения его к уголовной ответственности. С учетом сказанного полномочия субъектов, перечисленных в ч. 1 ст. 91 УК РФ, существенно расширяются, а на подростка возлагается ряд обязанностей и ограничений, неисполнение которых может иметь для него отрицательные уголовно-правовые последствия. При назначении указанной меры необходимо учитывать наличие у субъекта возможности осуществлять за поведением подростка реальный контроль. В случае если, к примеру, родитель страдает тяжелым заболеванием, то передача под его надзор несовершеннолетнего вряд ли сможет решить задачи, стоящие перед этой мерой воздействия, по причине того, что он просто не сможет осуществить должного контроля. Следует также принимать во внимание способность лиц и органов, перечисленных в ч. 2 ст. 91 УК РФ, оказать на несовершеннолетнего положительное влияние. Болезнь опекуна или родителя хроническим алкоголизмом или наркоманией, наличие судимостей, установление факта систематического антиобщественного поведения с его стороны и иные подобные обстоятельства исключают возможность применения такой меры воспитательного воздействия, как передача несовершеннолетнего под надзор. На это обращается внимание в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г., где указывается следующее: «При передаче несовершеннолетнего под
надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним»325. Характеризуя практику применения данной меры воспитательного воздействия, А. Меркушов обращает внимание, что, хотя закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом все же должно быть получено. В иеюм случае принудительные меры воспитательного воздействия в семье утрачивают свой смысл326. Возложение обязанности загладить причиненный вред. Применение данной меры воспитательного воздействия позволяет решить сразу две задачи: возместить ущерб, причиненный преступным деянием, а также позволить подростку на собственном примере убедиться в том, как сложно бывает порой реанимировать нарушенные социальные связи, и тем самым выработать у него чувство уважения к чужим интересам. В соответствии с указанием закона обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. При наложении рассматриваемой меры воспитательного воздействия необходимо учитывать заработок несовершеннолетнего (в случае, если он осуществляет трудовую деятельность), наличие у него определенного имущества (подарков, наследства и т. п.). По этой причине мы не можем согласиться с Т. Ф. Миня-зевой, которая чрезмерно узко, на наш взгляд, подходит к определению критериев, являющихся предпосылкой для 325 Сборник постановлений Пленумов Верховной) Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М, 2000. С. 102. 326 См.: Меркушов Л. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. № 6. С. 10. возложения обязанности загладить причиненный вред. «Имущественное положение несовершеннолетнего, - пишет она, - в случае возложения на него обязанности загладить причиненный вред определяется наличием у него самостоятельного заработка, трудовых навыков и достижением 15-летнего возраста»327. При наличии у подростка собственных денежных средств или имущества даже отсутствие самостоятельного заработка или недостижение пятнадцатилетнего возраста отнюдь не являются препятствием для возможности возмещения вреда. В законе эти ограничения не оговариваются, но причине чего указанная мера воспитательного воздействия может быть наложена на любого несовершеннолетнего, независимо от возраста и наличия источника доходов. Возмещение причиненного вреда может осуществляться путем предоставления аналогичного предмета взамен изъятого или уничтоженного, денежной компенсации либо восстановления имущества, поврежденного в результате совершения преступления. Сюда же относятся принесение виновным официальных извинений, оказание помощи в лечении, уход за больным и т. п. Следует учитывать, что, возлагая на подростка обязанность загладить причиненный преступлением вред, суд должен исходить из его реальных возможностей. В противном случае несовершеннолетний может оказаться просто не в состоянии добросовестно исполнить эту обязанность, либо ее реализация может причинить вред его интересам (например, вынужденный пропуск учебы, причинение вреда здоровью и т. п.). Кроме того, в рассматриваемой ситуации необходимо исключить случаи, когда возмещение ущерба осуществляется не самим несовершеннолетним, а силами его родителей или иных лиц. Иначе воспитательный смысл рассматриваемой меры сводится на нет, по причине чего 327 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М, 1996. С. 91-92.
воздействие на несовершеннолетнего может оказаться неэффективным. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В соответствии с ч. 4 ст. 91 УК РФ указанная мера воспитательного воздействия предусматривает запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Перечень отмеченных ограничений не является исчерпывающим. С учетом личности несовершеннолетнего, в целях оказания наиболее всестороннего воздействия суд вправе наложить на него и иные обязанности или запреты (пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерического заболевания, установление запрета на общение с определенными лицами, возложение обязанности являться на регистрацию в специализированный государственный орган и т. п.). Продолжительность применения принудительных мер воспитательного воздействия законом не оговаривается. В этой связи Л. Л. Тузов предлагает ограничить временные рамки их действия пределами сроков давности, установленными ст. 94 УК РФ для несовершеннолетних, - один год при участии в преступлении небольшой тяжести и три года в случае совершения преступления средней тяжести328. Указанная точка зрения представляется весьма сомнительной. Остается непонятным, чем руководствуется Л. Л. Тузов, предлагая брать за основу именно сроки давности освобож- 328 См.: Тузов Л. Л. Организация борьбы с повторной преступностью среди несовершеннолетних. М., 2000. С. 22. дения от ответственности, а не, к примеру, максимальный срок наказания за совершенное преступление, как это делается в ст. 92 УК РФ. Кроме того, наложение ограничений сроком не более чем на один год далеко не во всех случаях может способствовать достижению целей, стоящих перед мерами воспитательного воздействия. Здесь, по нашему мнению, продолжительность передачи несовершеннолетнего под надзор или ограничения его досуга может быть и более длительной. Определяя продолжительность применения избранной меры воспитательного воздействия, суду необходимо отталкиваться от возможности достижения стоящих перед ней целей. По этой причине при передаче несовершеннолетнего под надзор или ограничении досуга суд в первую очередь должен руководствоваться данными о тяжести совершенного преступного деяния, а также личности подростка. Освобождение от уголовной ответственности по ст. 90 УК РФ возможно только после возбуждения уголовного дела на стадии предварительного расследования или судебного рассмотрения, до вынесения обвинительного приговора. Однако, по мнению Э. А. Саркисовой, в некоторых ситуациях более целесообразным было бы освобождение от ответственности без возбуждения уголовного дела. «В отдельных случаях воспитательный эффект окажется сильнее, если несовершеннолетний будет освобожден от уголовной ответственности до возбуждения уголовного дела»329. С таким подходом трудно согласиться в силу того, что применение мер воспитательного воздействия возможно только после тщательного изучения всех обстоятельств дела, подтверждающих целесообразность и обоснованность освобождения подростка от уголовной ответственности. Это в большинстве случаев возможно после возбуждения уголовного дела и производства следственных действий, позволяющих по- 329 Саркисова Э. А. Указанная работа. С. 87. лучить необходимую информацию. С учетом сказанного существующий порядок освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности на основании ст. 90 УК РФ представляется обоснованным. Если производство по делу прекращается на стадии предварительного расследования, то оно направляется в суд для применения принудительных мер воспитательного воздействия. Поступившее в суд прекращенное дело рассматривается судьей единолично. При этом в судебное заседание вызывается прокурор, несовершеннолетний, в отношении которого прекращено уголовное преследование, его законный представитель, а также защитник. В случае прекращения уголовного преследования на стадии судебного рассмотрения дела соответствующее решение принимается судом коллегиально. Рассматриваемый вид освобождения от уголовной ответственности является условным, то есть закон связывает его применение с дальнейшим поведением подростка. Основанием для его отмены, согласно ч. 4 ст. 90 УК РФ, является систематическое неисполнение несовершеннолетним назначенных ему принудительных мер воспитательного воздействия. Таковым, по мнению автора, следует считать длительное уклонение несовершеннолетнего от исполнения возложенной на него обязанности либо нарушение установленного запрета три или более раз. Принимая решение об отмене принудительной меры воспитательного воздействия, необходимо учитывать причины, побудившие подростка пойти на нарушение установленных для него ограничений или обязанностей, а также поведение несовершеннолетнего в целом после прекращения уголовного дела. Рассматривая данный момент, X. Д. Аликперов обоснованно указывает на то, что в ст. 90 УК РФ не раскрыто содержание систематичности неисполнения несовершеннолетним возложенных на него мер, как и тех нарушений, которые могут быть квалифи- цированы как неисполнение330. По этой причине было бы целесообразным расшифровать в ст. 90 УК РФ понятие систематического неисполнения принудительной меры воспитательного воздействия. Закон устанавливает возможность отмены освобождения от ответственности только в случае неисполнения мер воспитательного воздействия в виде передачи несовершеннолетнего под надзор или ограничения досуга и установления особых требований к его поведению (пп. «б*- и «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ). По нашему мнению, возможность отмены освобождения от ответственности необходимо распространить также на меру воспитательного воздействия в виде возложения обязанности загладить причиненный вред (п. «в» ч. 2 ст. 90 УК РФ). Практика показывает, что в ряде случаев при возложении указанной меры несовершеннолетний сознательно уклоняется от ее исполнения, в силу чего ее воспитательное воздействие полостью нивелируется. По этой причине закрепление в законе возможности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности в случае уклонения от исполнения обязанности загладить причиненный вред позволило бы, на наш взгляд, преодолеть указанную проблему. Необходимо учитывать, что несовершеннолетний не может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 90 УК РФ в случае истечения к этому моменту сроков давности, предусмотренных ст. 94 УК РФ. Заключение В основе освобождения от уголовной ответственности лежат сложные социальные и правовые явления, постижение которых является необходимым условием эффек- 330 См.: Аликперов X. Д. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних // Законность. 1999. № 9. С. 14.
тивности реализации этого уголовно-правового института. На страницах представленной работы автор с позиций теории и практики рассматривает материальные и процессуальные основы освобождения от уголовной ответственности. Изучение вопросов темы позволяет прийти к выводу о том, что как в понимании юридической, так и социальной природы этого правового феномена остается множество нерешенных проблем. Вместе с тем, теоретическое освещение основных моментов, связанных с освобождением от уголовной ответственности, позволяет преодолеть большинство затруднений, а также выработать единый подход к пониманию оснований и условий его применения. Рассматривая вопросы освобождения от уголовной ответственности, автор приходит к обоснованному выводу о социальной и практической обусловленности этого правового института, а также необходимости расширения его реализации как по кругу лиц, так и совершенных уголовно-правовых деликтов. При этом сделан ряд предложений по совершенствованию отдельных норм закона, регламентирующих основания освобождения от уголовной ответственности. Все это в своей совокупности может способствовать развитию как теории, так и практики применения указанных норм. В работе сделан акцент на освещение социальных предпосылок освобождения от уголовной ответственности, что позволило вскрыть его общественную сущность. При этом затронуты возможные социальные последствия применения отдельных видов освобождения, предложены меры по повышению их эффективности. Не претендуя на непреложность и окончательность сделанных в работе выводов, автор все же высказывает надежду на то, что отдельные ее положения будут способствовать развитию теоретических и практических взглядов на освещенную в исследовании тему. Содержание Предисловие..................................................................... 3 Глава 1. Понятие уголовной ответственности............ 6 1.1. Понятие и признаки юридической ответственности. 6 1.2. Понятие и содержание уголовной ответственности 18 1.3. Содержание уголовной ответственности................ 33 1.4. Основание уголовной ответственности................... 42
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.083 с.) |