Объекты конституционного регулирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты конституционного регулирования.



Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Пределы такого регулирования по-разному решались и решаются сейчас в теории и практике конституционализма.

Конституции старого поколения ограничивались в основном тремя объектами регулирования: права и свободы человека и гражданина (в основном — гражданские); структура и организация высших органов государства, их полномочия и взаимоотношения; в федеративных государствах — государственно-территориальное устройство, виды территориальных образований, их взаимоотношения с федеральными органами государственной власти'."

Конституции нового поколения значительно расширили перечень традиционных объектов своего регулирования. отражают не только организацию государственной власти и гражданские права и свободы, но также и новые достижения в учении о государстве и обществе.

Расширение перечня объектов конституционного регулирования было вызвано возрастанием роли государства в экономике и социальной сфере, международными договоренностями о правах и свободах человека и гражданина, интеграцией государств и т. п. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8). ^

В конституциях нового поколения расширен классический набор прав и свобод человека и гражданина, в особенности экономических, социальных и культурных. В них появились статьи о равноправии женщин и мужчин в общественной и семейной жизни, о правовой защите детей и молодежи, о школьном образовании и т. д. Права и свободы детализируются, уточняются и унифицируются в соответствии с международными декларациями, пактами и конвенциями о правах и свободах человека. Например, Конституция Испании закрепляет право трудящихся на свободное объединение в профсоюзы (оно ограничено лишь для военных и государственных служащих),на забастовку — «в целях защиты ими своих интересов» (ст. 28). Предусмотрено заключение коллективных договоров между представителями рабочих и предпринимателей, а также правовые методы разрешения трудовых конфликтов (ст. 37). В конституции провозглашается также право престарелых граждан на пенсионное обеспечение (ст. 50) и т. д.

Значительное место в новейших конституциях отводится проблемам экологической безопасности. Конституция РФ, например, одним из основных прав человека и гражданина назвала право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). В то же время Конституция возлагает на каждого обязанность охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Предоставляя гражданам право владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами. Конституция вместе с тем требует, чтобы это не наносило ущерба окружающей среде (ч. 2 ст. 36.) Вопросы экологической политики государства нашли отражение и в статьях Конституции о разграничении компетенции федерации и ее субъектов. Так, к ведению Федерации отнесено установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития, к совместной компетенции — законодательство об охране окружающей среды (ст. 71 и 72).

Конституции нового поколения более четко и подробно регулируют полномочия центральных органов государственной власти, отношения законодательной и исполнительной властей. В ряде конституций имеются нормы как об ответственности правительства в условиях парламентарной формы правления, так и нормы, направленные на обеспечение их устойчивости.

В целом, в ряде конституций прослеживается тенденция на укрепление исполнительной власти, что подчас выражается в ограничении полномочий парламента. Эта тенденция нашла отражение, в частности, в Конституции Франции 1958 г., в которой определен круг вопросов, по которым могут приниматься законы (ст. 34). «Вопросы, не входящие в область законодательства, носят регламентарный характер» (ст. 37), т. е. их правовое регулирование осуществляется правительством и президентом.

Определенная эволюция характерна и для развития законодательных органов.

В Конституциях нового поколения значительно расширены рамки конституционной юрисдикции путем установления различных форм конституционного контроля, надзора, судопроизводства. В отличие от американской модели конституционного надзора со стороны Верховного суда, в европейских странах вырабатывается собственная модель: в ряде стран создаются конституционные суды, занимающие в иерархии судебной власти особое место (Германия, Испания, Италия, Португалия, Российская Федерация). Конституционные суды учреждены в независимых государствах, возникших после распада Советского Союза. Новые конституции расширили положения в области внешней политики и международных отношений. Конституции фиксируют общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части внутреннего права.

Советские конституции включили в объект регулирования даже отношения, связанные с экономической, социальной и политической структурой общества, его духовной жизнью и т. п. Советская доктрина конституционализма исходила из представления о гипертрофированной роли государства и необходимости его тотального вмешательства во все сферы жизни общества. Такой подход характерен для конституций и других тоталитарных и авторитарных режимов.

Однако конституции содержат обычно лишь основополагающие положения, являющиеся принципами конституционного строя. Тем самым они устанавливают оптимальные пределы вмешательства государства в жизнь гражданского общества, создают условия для его нормального функционирования и свободного развития.

Функции конституции.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов. Как пишет С.А. Авакъян, «функции конституции - различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства». В науке конституционного права, как правило, выделяют следующие функции: учредительную; организаторскую; внешнеполитическую; идеологическую и юридическую. 2.1. Учредительная функция Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" понимают в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям. 2.2. Организаторская функция Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. 2.3. Внешнеполитическая функция Здесь уместно будет упомянуть политическую функцию, выделяемую некоторыми авторами. Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом. Близко к ней примыкает внешнеполитическая функция конституции, суть которой состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Суть в другом, и это главное: наша 2.4. Идеологическая функция Идеология вообще - это "система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений".Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей. 2.5. Юридическая функция Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы. суть этой функции конституции заключается в том, что она: - становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются); - сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения; - дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции. Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ.

Свойства конституции.

Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства. К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти. Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.* Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 112.5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», * где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.* Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.249 (0.011 с.)