Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, особенности и виды конституционно-правовых норм.
КПН – это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере конституционного, гражданского, уголовного или уголовно-исполнительного права. Особенности заключаются: - в объектах правового регулирования (конституционного, гражданского, уголовного или уголовно-исполнительного права) - в источнике (конституционные нормы и текущее законодательство) - учредительный и первичный характер КПН - большая часть КПН нормы общерегулятивные, а не конкретно регулирующие. КПН не связаны с возникновением конкретных правоотношений. - особый механизм реализации. КПН реализуются при помощи других отраслей права. - особый механизм защиты. Защита осуществляется другими отраслями права либо при помощи конституционного контроля. - структура КПН. Виды КПН: 1. По действию во времени; 2. По действию в пространстве; 3. По кругу лиц; 4. По объекту регулирования КПН 5. По характеру предписаний: - императивные (не предусматривает др.действий и поведений) - диспозитивные (предусматривает выбор поведения). Для любой отрасли диспозитивные более широко используются. 6. По юридическому характеру: - материальные - процессуальные 7. По роли в правовом регулировании: - регулятивные (нормы, правила). Особая разновидность КПН. Закрепляют полномочия субъектов, муниципальных образований и т.д. - охранительные. Предусматривают КП санкцию. 8. Специализированные: - декларативные (нормы, принципы). Нормы цели и нормы задачи. Ст. 2 Конст. РФ. - дефинитивные (нормы определения). Ч. 2 ст. 80 Конст. РФ. - коалиционные (нормы противоречия). Указывают, каким образом решаются противоречия. Ч.5 ст. 76 Конст. РФ. - оперативные нормы. Исполняют обслуживающие функции. 9. По юридической силе. 10. По источнику. . Для норм конституционного права характерны все признаки норм иных правовых отраслей: общеобязательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью государственных гарантий защита от нарушений принудительными средствами и т.д.Вместе с тем нормам конституционного права присущ ряд специфических особенностей. По сравнению с нормами других отраслей права они отличаются:· своим содержанием, той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены;· источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе - в Конституции Российской Федерации; учредительным характером содержащихся в них предписаний; именно конституционно - правовые нормы первично устанавливают обязательный для всех правовых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование применяемых ими правовых актов; нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти; особым механизмом реализации; многие конституционно - правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ);
· закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации); · устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве РФ, о статусе иностранных граждан); · закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора); · реализующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4-8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата). При применении норм важным условием является установление всех этих взаимосвязей, определение их места в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при этом условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное ее истолкование и применение, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной. По юридической силе нормы подразделяются на: · конституционные. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой;
· содержащиеся в других законодательных актах. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно - правовые нормы, наибольшей силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит та юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Этот же фактор определяет и порядок отмены нормы, линии ее взаимодействия с другими нормами, их соотношения. По территории действия. По этому признаку различают нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах Федерации, а также в границах территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление. По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы. Диспозитивные нормы - это такие, которые оставляют возможность выбора поведения на усмотрение участника действия с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Это, например, нормы, предоставляющие правительству в случае выражения вотума недоверия уйти в отставку или распустить парламент или его нижнюю палату, право главы государства при определенных условиях объявить чрезвычайное положение и т.д. Однако таких в конституционном праве меньше, чем императивных. Императивные нормы - такие, которые не допускают усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах. Пример (ст. 116 Конституции РФ): "Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия". По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Предписания, содержащиеся в норме, могут носить различный характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов, возникающие на основе правовых отношений. На основании критерия такого рода различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы закрепляют право субъекта осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметов ведения всех государственных органов. В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы - принципы, нормы - цели и т.п. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, к которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это оформляется обычно в правовых установлениях такого рода: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Определение вида нормы по характеру содержащегося предписания важно при ее применении для точного понимания содержащегося в ней предписания, границ и рамок правообязанных субъектов регулируемых отношений. По назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличии от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. "Федеральные законы принимаются Государственной Думой" (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ). Однако применение многих норм данной отрасли сопряжено с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих нормах. Если материальные нормы предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы представительных органов, процедуру принятия законов и иных актов. По времени действия нормы конституционного права классифицируются на постоянные и временные. Временными нормами являются такие, которые выражаются в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. "Институты Республики, предусмотренные настоящей Конституцией, - отмечается в Конституции Франции, - будут созданы в течении четырех месяцев со дня ее промульгации" [3 C. 6]. Постоянные нормы конституционного права не имеют определенного срока действия. В ряде стран приняты законы о чрезвычайном положении. Нормы таких законов действуют только в случае объявления чрезвычайного или военного положения. "В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия" (ч. 1 ст.56 Конституции РФ). Таковы основные виду конституционно - правовых норм. В зависимости от целей, которые стоят при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с другими, родственными ей, нормами.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.011 с.) |