Государственный суверенитет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный суверенитет.



К основам конституционного строя относятся принципы внутренней фирмы самого государственно-правового механизма. К ним в первую очередь следует отнести государственный суверенитет и разделение властей.

Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 основного Закона страны РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию Российскую Федерацию. Этот принцип означает обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории России: Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов общества. Правовым выражением верховенства суверенитета России является верховенствоосновного Закона государства РФ и федеральных законовна всей территории РФ (ч.2 ст. 4). Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории Российской Федерации, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов общества и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления.

Важнейший принцип внутреннего построения демократической государственной власти - разделение властей. В российском государстве этот принцип признан только в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов. Цели такой системы построения власти:

- создать аваля от ее произвола и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов;

- обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти;

- наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов. В ст. 10 основного Закона страны РФ установлено: “Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.

Президент РФ может воздействовать на законодательную власть с помощью:

- права законодательной инициативы, внося законопроекты в законодательную палату парламента - Государственную Думу;

- используя право законодательного вето - возможности оспорить принятый парламентом закон (ст. ст. 104, 107); права в указанных в законе случаях распустить Государственную Думу (ст. ст. 111, 117). Федеральная законодательная власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).

Национальный суверенитет.

Национальный суверенитет – это полновластие нации, ее политическая свобода, право и реальная возможность определять характер своей национальной жизни, в т.ч. политическое самоопределение до обособления и образования самостоятельного государства.

В Российской Федерации как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 основного Закона государства РФ.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения предприятий наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем треста в союзное государство или путем общества на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов федерации, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства Российской Федерации, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы Российской Федерации свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках России либо в любой другой форме, но только с согласия России. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим федерациям равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 основного Закона страны РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.004 с.)