Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Неокантианство в русской социологии. (90егг 19в.)
Похожие статьи вашей тематики
Субъективистская парадигма в русской социологии
Субъективный метод и его сущность. (1860-1920)
Это специфическое российское социологическое направление. основной инструмент – субъективный метод. Предмет изучения – приносимый человеком и обществом субъективный эл-т. Предмет изучения – личность, её помыслы и устремления. Именно это оказывает ключевое влияние на деят-ть чел-а. Метод включает принцип сопереживания социолога исследуемому объекту. Изучаются не сами предметы, а представления и понятия о них самих учёных, сами предметы социолог воспринимать не может. Субъективное и объективное – это только категории мышления, кот. по-разному отражают способы восприятия объектов. Социологи находят только то, что ищут. Исследователь сам отбирает нужнее для него факты на основе имеющегося жизненного и научного опыта и нравственного уровня. Наблюдающий и познающий субъект ставит себя на место наблюдаемого и познаваемого объекта. Субъективный метод – это такой способ познания, при кот. мыслящий субъект сливается с мыслящим объектом, в результате чего достигается истина.
Лавров П. Л.
С. – наука, кот изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности и стремится открыть её законы. Попытка понять формы солидарности и процесс изменения этих форм. С. – учение о формах солидарности, об условиях ослабления или скрепления солид. Солидарность – сознание, что личный интерес чел-ка совпадает с интересом общественным (общность привычек, интересов, убеждений). Теорет. задача С. – понять формы содлидарности. Практ. задача С. – осуществить солидарность в практике общественного развития. Проблемы изучения солидарности: 1) где, когда и при каких условиях возникает солид., 2) основные виды солидарности и порядок смены этих видов, 3) наиболее важный вид солидарности, 4) факторы, вызывающие солидарность, 5) мех-м смены солидарности в ист. процессе. Солидарность возникает до появления чел-а (проявляется у животных, пчёл). На возникновение её оказывает влияние физические и космические условия (климат, почва), анатомические свойства. 3 вида солидарности:
1) бессознательная (привычка),
2) общего аффективного настроения (сходство интересов),
3) историческая или сознательная (единство убеждений).
Каждый вид развивается на основе предыдущего. Самая важная форма – сознательная солид. Возникает на основе критической мысли, носитель – интеллигенция (крит. мыслящие личности). В основе смены солидарности – потребности людей. Потребности есть основные (питание, потр. общения, половая, уход за детьми) и временные.
Наиболее главные потребности: 1) питание, 3) безопасность, 3) общение.
Они образуют солидарность.
Закон ритмического развития исторического процесса (периоды): 1) установл. и укреплен. определённых форм культуры, 2) разрушение и изменение этих форм.
Закон колебания кривой индивидуализма: в истории действуют две тенденции – солидарность и индивидуализм. Индив-м проявляется в переходные эпохи, как стремление разрушить старую культуру. оптимально гармоничное сочетание солид. и индив-ма. Критерий соц. прогресса (формула): развитие личности в физическом, духовном и нравственном отношении.
Михайловский Н. К.
Борьба за индивидуализм - гл. закон общества. Индивидуальность – онтологическое целое, обособленная единица материи. Гл. форма индив-ти – личность, кот ведёт борьбу в групповым диктатом, гр. стандартами, предрассудками и с разделением труда. Общественные идивидуальности – семья, классы, партии, институты, проф. группы. Виды общ. инд-ти ведут борьбу между собой и с личностью. Стремление унифицировать личность. Борьба за индивидуальность проходит 2 состояния: поростую и сложную кооперацию. Кооперация – определённый тип связи между личностью и общством. Простая кооп. сущ-ет в первобытных обществах и в эпоху варварства. Одинаковые интересы, развита солид. и взаимопомощь, единство целей, общ. и ндивид. сознание слиты. Сложная кооп. возникла при капитализме. Гр. дифферен., разделение труда, цеховая корпоративность, раскол сознания, деление людей «свои-чужие». Чел. индив-ть подавлена, репрессирована, нет целостности личности, есть роли, предрассудки, идеологии. эта кооп. патологическая. Задача С. обеспечит возникновение простой кооп. – сяастье и благополучие личности.
Теория прогресса. Прогресс это:
1) постепенное приближение к целостности, к разделению труда между органами и недопустимости разделения труда между людьми,
2) это борьба за индивидуальность,
3) последовательная смена форм кооперации или 3х этапов борьбы за инд-ть в истории. Этапы:
1. объективно-антропологический (простая кооперация)
2. эксцентрический (сложная кооперация)
3. субъективно-антропологический (2я разновидность простой кооперации)
4) это смена 3х исторических напластовываний в ходе развития кооперации.
«Герои и толпа»
Выдающиеся личности объединяют вокруг себя людей, тёмную массу. герои разрушают старое общество, посредством объединения и распространения народа. Масса находится в хроническом ожидании героя. Герой – причина возникновения толпы. Толпа – патологическое состояние общества. В основе толпы механизм подражания. Подражание – общая регрессия общества. Толпа – продукт сложной кооперации. В ходе подавления индивидуальности возникает механизм подавления. Герои могут использовать толпу для достижения негативных целей.
Развитие социологии в России. (60-70е годы 19 века, возникла и сформировалась в недрах журналистики)
Предпосылки. Идейно-теоретические.
1. русское вольтерианство (критика общ.строя, приклонение перед разумом) - западничество
2. новая нац идеология (Татищев, Щербатов, Ломоносов, Державин) – славянофильство
3. русское масонство (религиозно-философская мысль)
Соц. мысль подражала Западу, синтез науки и религии, невостребованность идей политиками.
Социально-исторические. Буржуазные реформы 60-70гг 19в., в результате кот. Россия стала на капиталистический путь развития. Усложнение структуры общества, появление новых профессий, социальной мобильности, ломке старых стандартов. Интерес к социальным проблемам. Появилась потребность в научном объяснении.
Этапы становления и развития.
1) синтетический 60-70гг (натурализм и позитивизм, эволюционизм, реализм, детерменизм, ср-истор. метод, редукционализм-от простого к сложному, соц. анализ: индивид, взаимодействие индив., групповое сознание)
2) аналитический 80-90гг (антипозитивизм, ценностные теории общества, критика эволюционизма, защита циклич. изменений, номинализм, индетерменизм, нормативизм, поиск специф-соц., метод понимания, соц. анализ: индивид-норма-культура, субъективная мотивация)
3) неопозитивизм нач. 20в (сцеинтическая парадигма, как наука о поведении людей в обществе, умеренный эволюционизм и соц.изменения, синтез реализма и номинализма, эмпирическое обоснование, функционализм, соц. анализ: соц.взаимодействие, поведение стимул-реакция)
Институализация социологии.
Это процесс интеграции социологии в общество, официальное оформление науки, как системы знаний.
3 уровня институализации:
1. динамика научных публикаций и статус социологии в массовом сознании (рост количества публикаций с 140 в 60-70гг до 380 в 90гг, выход 4 сборников «Новая идея в социологии») Все известные западноевропейские и американские авторы (Конт, Уорд, Гиддингс, Гумплович, Спенсер, Теннис, Зиммель, Вебер, Дюркгейм) переведены на русский язык и прокомментированы.
Издательская деятельность. Периодические издания, в которых сотрудничали отечественные социологи ("Вестник Европы", "Современный мир", "Русское богатство", "Русская мысль" и др.), публиковали нерегулярно. Лишь "Вестник знания" и "Вестник психологии" имели постоянную рубрику "Социология".
2. социология в системе образования (преподавание началось с 70-80гг, спецкурсы, учебные пособия, в 1901 г. в Париже первая Русская школа общественных наук, 1908 – Частный психико-невралогический институт, где была создана первая кафедра социологии, возглавляли Ковалевский и Де-Роберти, 1912 социологическая секция при историческом обществе С-П университета) Ряд западных социологов уже с середины 80-х годов заявил о необходимости создания университетской кафедры и даже особого социологического факультета. Первым был Е. Де Грееф, который в "Введении в социологию" (1886 г.) доказывал эту необходимость. Через два года он возглавил кафедру социологии в Новом брюссельском университете и привлек к работе на ней и русских - М. Ковалевского, Е. Де Роберти, К. Тахтарева.
Русская социологическая школа в Париже. Главные систематические курсы были посвящены философским и методологическим основам естественных и общественных наук (Е. Де Роберти), истории социологии (Н. Кареев, М. Ковалевский), междисциплинарным отношениям социологии и других наук (Г. Тард). Одновременно читалось большое количество небольших спецкурсов и отдельных лекций по истории хозяйства, семьи, права, искусства, морали и религии с социологической точки зрения (В. Чернов, Н. Кареев, П. Милюков, А. Исаев, М. Туган-Барановский, П. Струве и другие). Проводились практические занятия.
3. социология в системе специализированных научных организаций (1916 русское социологическое общество им. Ковалевского).
Публицистика: Чернышевский «Что делать?» (примат индивида, а не общества) и Достоевский «Братья Карамазовы» (критика нигилистов и атеистов).
Пионеры русской социологии.
Майков В. Н. Говорил о необходимости создания отечественной социологии (статья «общественные науки в России»), приверженец научного реализма.
Ватсон Э. К. разрабатывал 3 темы: 1) анализ взглядов Конта и Милля («О.Конт и позитивистская философия») критика религиозного подхода Конта, 2) положение зап-евр. рабочего класса (сторонник улучшения мат. положения этого класса), 3) роль великих людей в истории (деятельность Цезаря, Петра1, выдающиеся люди не творцы, а творения своего времени, их действия есть следствия соц. прогресса).
Лавров П. Л. Лидер рев-дем движения. Защищал социология, как науку открывающую законы общ. жизни. Высоко оценивал Конта, и дополнял его идеи субъективистским методом. Анализировал творчество Маркса, Спенсера, Милля. Оценивал сильные и слабые стороны зап. социологии. Основоположник направления – субъективистская школа.
Социологическая мысль России послеоктябрьского периода. В 1920 и 1926гг. в СССР были проведены переписи населения, к-ые дали интересную соц статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т. д. Важное значение имел выход в свет ж-ла «Статистика труда» и др аналогичных изданий по статистике, в к-х содержался большой фактический материал об изменениях в соц структуре общ-ва. В 20-30 гг. проводились также социально-эк-ие и социально-этнограф исследования. Была выявлена роль соц ф-ра в производственной деятельности чела. Эти иссле-ия получили м/народ признание.
Однако формирование авторитарного режима отрицательно сказалось на С. В 1922 г. многие авторы высылаются за рубеж (Сорокин, Струве, Бердяев, Булгаков), в 1924 г. запрещают преподавание С. в вузах, в 1936 г. социология названа лженаукой, с тех пор понятия и теории социологии рассматрив-ся только на фил-ком ур-не. Социологич м-ды конкр иссл-ия изъяты из обращения. На изучение явлений, процессов соц жизни наложен строжайший запрет. Причины – несовместимость с диктатурой. Н-р, официальные показатели вала свидетельствовали о росте, соц же показатели говорили об обратном. Хотя кое-какие исследования проводились, они не использовались открыто, а доводились до директивных органов, результаты этих обследований использовались для выработки внутренней политики режима.
Перерыв в р-ии социологической мысли в СССР продолжался до к 50-х - н 60-х гг. С началом «хрущёвской оттепели» происходит возрождение СИ. Парадокс: СИ существуют, а социология как наука – нет. Поэтому ввели следующие опр-ие социологии – наука, занимающаяся конкретными СИ. В это же время в нашу страну приглашаются зап социологи (Мертон). Появляются работы наших (Ядов, Грушин. Выход в свет 2-хтомника «Социология в СССР» Осипова), в 1962 официально учреждена Советская социологич ассоциация. Значит часть соц инф-ии осталась в архивах – проблема экологии, отчуждение труда, р-ие националистических тенденций и т. д. 1969 г. – институт СИ АН СССР. Затем при отраслевых и промышленных министерствах, на крупных предприятиях, стройках, во многих вузах стали работать социологич службы. В университетах введены спецкурсы по прикладной социологии. Первые учеб пособия для студентов: Осипов «Теория и практика СИ в СССР», коллективные труды «Рабочая книга социолога» и др. С 1974 г. выходит ж-л «СИ», гл редактор Харчев.
Ещё одно наступление на социологию после периода оттепели. Резкое сокращение публикуемых работ, снизилось кач-во СИ. Но на 27 съезде КПСС было обращено внимание на важность изучения проблем соц сферы. Встал вопрос о восстановлении прав науки, снят запрет на р-ие теоретической социологии.Институт СИ преобразован в Институт социологии (1991).
Неопозитивизм.
Представители: Сорокин, Звоницкая, Тахтарёв.
По-новому поставили вопрос о предмете социологии. Гл. задача – разложение общ мира на составные эл-ты и поиск главного эл-та.. Объектом выступает социальное поведение личности, связи, взаимодействия, отношения между людьми. Изучение соц. поведения и связи между ними (функционализм). Подвергли критике СИМ, и рассматривали С. как точную науку, использующую эмпирические методы. Социология – естественная наука и должна использовать похожие методы. Большое внимание уделяло статистическим методам и методам Е. наук. Получил распространение бихевиоризм. Б. – этотеорет-методологическое направление в социологии, кот. ориентирует рассматривать социальное поведение индивида по форме «стимул-реакция». Б. рассматривал социальное поведение как психофизич. механизм, реагирующий на факторы внешней среды. Игнорируется область сознания.
Теория социального обмена. ТСО сформировалась в 50-60е гг 20 века в США в критике СФА. Стремились учесть динамические аспекты общ-ва и учесть личностные аспекты. Центр внимания – анализ отношений между акторами. Люди вступают во взаимодействия для удовлетворения своих потребностей – обмен мат. и дух. ценностями. Хоманс Дж. «Человеческая группа», «Социальное поведение, его элементарные формы». Главная ед. анализа – соц. поведение индивидов, контакты между ними. Опирался на пр. псих. бих-ма. Социальное поведение как обмен. Процессы обмена объяснимы с помощью сл. положений: 1) полож. успеха (чем чаще повед вознагражд, тем чаще повторяется), 2) пол. стимула (при успешном стимуле повторится действие), 3) пол. ценности (чем больше ценен рез-т, тем больше стремятся действовать), 4) пол. насыщения-голода (чем чаще получ. особое вознагражд, тем ценнее рез-т), 5) пол. агрессии-одобрения (если чел-к не получает вознагр, то он станов. агрессивным). Переносит признаки взаимодействие между людьми на общество в целом. Обмен – это условие стабильного, устойчивого общества и его стр-ры. Блау П. «Динамика бюрократии», «Обмен и власть в социальной жизни». Объяснил как происходит обмен на уровне соц. организаций и власти. Обмен – это специфический тип ассоциации, который включает действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и кот. прекращаются без вознаграждений. Обмен происходит только там, где вознаграждения ожидаются и получаются. Особое внимание уделяет изучению власти. Власть – частный случай соц. обмена, когда один из участников обладает монопольным правом на вознаграждение. Самый ценный вид вознаграждения – это уступки. Тот, кто уступает – тот всегда зависим. Система обмена может находится как в состоянии равновесия, так и в состоянии конфликта. Конфликт возникает тогда, когда не получают желаемого вознаграждения и когда сущ-ет несправедливость наказания. Гр. начинает сопротивляться негативному обмену – возникает конфликтность. Хаар-ки обменного процесса: 1) наличие целей обмена, 2) наличие ресурсов – вознагр., 3) контроль над ситуацией обмена, 4) заинтересованность в обмене обеих сторон. Закономерности обмена: 1) чем большим кол-м возн. обмениваются, тем вероятнее сл. обмен, 2) чес чаще нарушаются взаимные обязат, тем меньше власти у конкр. института, контрол. обмен, 3) чем стабильнее обмен у 2х, тем меньше у них обмена с другими. 4 типа ресурсов: деньги, социальное одобрение, социальное уважение, уступки.Эмеджентность – это целостность общества. Св-ва эмерджентности: 1) кол-во эл-в (групп), 2) соц. отношения, 3) различия эл-в, 4) культ. ценности и нормы.Диффузность – характер социального обмена, кот. является добровольным и инициативным. Чикагская социологическая школа Основные этапы развития:1. подготовительный (1892 - 1915). Деятельность Смола, Винсента, Хендерсона и Томаса. Томасом был основан перв. соц-ий журнал. 1895 – Ам. соц. общ-во – институциализация С. в Америке. Проблемы миграции (Томас и Знанецкий)2. основной. Теорет. исследования Парка и эмпир. Берджиса. Написание учебника по С.3. кризис. (кон. 30х гг 20 века) Институал. перешла к Гарв. и Колумб. университ. Осн. причины: уход лидера – Парка, разногласии относительно методов исследования, отсутствие заказа на исследования. Использовали различные методы, на первых этапах кейс-стади и истории жизни. На втором этапе был разработан новый метод – включённое наблюдение. Главной своей практической задачей школа с момента создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти. Основные проблемы: девиантное и маргинальное поведение, процессы формирования общ. мнения в условиях урбанизацииОтличительные черты тв-ва – органичное соединение теорит. обобщений и эмпир. исследований, соединение различных подходов и методов. Особенности: 1) развитие соц. деят-ти, практическое решение соц. проблем, 2) работа Томаса и Знанецкого, 3) соц-экологическая теория Парка и Берджеса. Появление жанра – социологические работы. У. Томас, Ф. Знанецкий «Польский крестьянин в Европе и Америке». Изучение процессов миграции и соц. адаптации. Применялся метод анализ док-в (письма, дневники, вавтобиографии). Томас сформулировал концепцию соц. ситуации: 1) объективные условия, заложенные в соц. теориях и ценностях, 2) установка индивида и соц. гр, 3) формулирование существа ситуации действующем индивидом. Исследовали смену соц. установок. Конфл. возникают в случае несоответствия индивидуальных и групповых установок. Вывели типологию личностей с т. зр. мех-мов соц. адаптации (мещанский, богемный, творческий). Парк Р. Ввёл понятие соц. дистанции, как показатель степени близости или отчуждённости индивидов и концепцию маргинальной личности. Был автор учебника по С. Предмет С. – коллективное поведение. Парк представлял общ-во как организм. Изучал соц-экологические проблемы в Чикаго. Выделил 3 уровня: 1) биологический – нечто бессознательное, 2) социальный – уровень личности, 3) культурный – уровень общественных норм и установок. В основе соц. и культурного уровня всегда лежит биологический уровень. 4 фазы перехода от биолог к культ уровню: 1) экологический порядок, 2) экономич. пор. (конкуренция и торговля)3) политический пор. (установление солид.)4) культурный пор. (традиции).Концепция городского развития лежит на 3 принципах: 1) атомизм (люди - атомы), 2) пространственная мобильность, 3) социальное взаимодействие. Столкновение мигрантов в гор. среде влечёт разделение труда и территориальное расслоение. начинают образовываться соц. отношения и соц. институты. Необходим соц. контроль этих процессов. Берджес Э. Изучал проблемы урбанизации, соц. патологий в гор. среде, социализация личности, семьи и общины. Занимался разработкой исследовательских процедур – методика «концентрических зон». Разработал первые соц. карты – распределение подростковой преступности (развитие соц. криминологии). Определял как важные личностные и соц-псих факторы дезорганизации в общ-ве. Изучение семейно-брачных отношений. Первые исследования проводились в рамках соц. экологии города. Изучалось влияние этнич. различий насеем-бр отношении, а также на соц. дистанцию между партнёрами. Представлял семью как единство взаимодействующих личностей. Семья может реорганизовать общ-во. Изменения в семье говорят о качественных изменениях в общ-ве. Склонность к психологизму в тероиях. Применял факторный анализ к изучению семейных отношений. Использовал компьютер для обработки данных. Структурно-функциональная теория Парсонса. Идейные источникик: С. Спенсера (диф-ция и интегр-ция стр-ры), зачатки СФА., методология и теория Дюркгейма (объяснение общ-ва необходимо искать в самом обществе), работы Вебера и Парето. Работы: «Структура соц. действия», «Соц. системы», «К общей теории действия». Исходное понятие – система или пр. системности (в общ-ве есть системные св-ва). Центральное понятие – структура, т.к. система внутренне организована и устойчива. Стр-ра системы – это организация её эл-в, совок. устойчивых, стандартизированных отношений. Главное понятие – функция. Устанавливает связь стр-ных категорий с динамическими аспектами системы. Динамические аспекты – взаимодействие системы с внешней средой и между частями самой системы. Функции эл-в – это та роль, кот они играют в сохран. и поддержании системы как целого. Главный принцип – принцип эйджил (AGIL). Каждая система, чтобы сохранить свою целостность должна удовлетворять 4 функциональным потребностям: 1) адаптация (A) системы к окр. среде, охраняет систему от разрушительного воздействия. 2) целедостижение (G) ориентация системы на достижение целей, требование установление приоритета в системе целей и мобилизация ср-в для достижения. 3) интеграция (I) внут. интеграция системы, поддержание жизнеспособных взаимодействий между эл-ми системы. 4) латентности (поддержания образца) (L) обеспечение образцов действия, сохранение формы и снятия напряжённости между эл-ми. – самая главная функция. Теория социального действия. «Стр-ра соц. действия» Соц. действие – специфический предмет С. Несводимость соц. системы к иным системам. Главное отличие от природы – это целенаправленное действие. Соц. система – это система действия. Элементы соц. действия: 1) действующее лицо – актор – личность, 2) цель – это будущее положение вещей, 3) ситуация – средства достижения целей и условия, 4) нормативная ориентация – актор руководствуется нормами и ценностями, что тесно связано с культ. традицией общ-ва, 5) принятие решения относительно ср-в достижения целей под влиянием норм и установок. Элементарные действия объединены в систему действий. В системе действия выделяются 4 подсистемы: 1) соц. сист. – система взаимодействий, интеграции (I), 2) личностн. сист поведенческая сист, культура в миниатюре (G), 3) культурная сист – это символически организованные культурные образцы (L), 4) система поведенческого организма – это генетически заданные поведенческие хар-ки (A). Иерархия подсистем: повед организма – личностн – соц – культурн.Общие св-ва систем (типовые переменные): 1. аффективность – аф. нейтральность, 2. диффузность – специфичность, 3. универсализм – партикуляризм, 4. достижения – аскрипция, 5. ориентация на себя – ориентация на коллектив. В любой ситуации актор должен решить эти 5 дихотомий. Типовые переменные с принципом эйджил: 1) специфичность – универсализм (A), 2) аффективность – достижение (G), 2) аф. нейтральность – аскрипция (I), 4) диффузность – партикуляризм (L) Теория общества как социальной системы. Общество – это тип социальной системы, кот. достигает своего высокого уровня самодостаточности. Самодостаточность связана с организацией контроля над отношениями с внешними средами и внут организации. 5 внешних сред соц. систем: 1. высшая реальность (общ-во), 2. культурная система, 3. система личности, 4) система поведенческого организма, 5 физико-органическая среда. У П. общ-во – это абстрактная система, а личность част его окружения. 4 подсистемы общ-ва: экономическая (А), политическая (G), социальная (I), культурная (L). Между системами сущ-ет взаимообмен и ком-ция – деньги, власть, влияние, ценности. У системы существуют выходы и входы. Каждая система выполняет свои функции. 4 основных процесса динамики общества: 1) дифференциация, 2) интеграция, 3) усиление адаптивной способности подсистем, 4) адаптивное усиление системы действия в целом. Главный процесс – диф-ция. Эволюция – это усложнение соц. системы и её стр-ры. В процессе эволюции происходит переход от одного типа общ-ва к другому. Мертон Р. «Социальная теория и социальная структура» Ученик Сорокина, дополнил СФА Парсонса. Разработал основную теорему СФА – разделение явной и латентной функции. Точно так же как одно явления может иметь многочисленные функции, так одна и также функция может по0разному проявляться в многообразных явлениях. Даёт определение функции – это те наблюдаемые последствия, кот. способствуют адаптации. Явные ф-ии – это объективные последствия, кот. вносят свой вклад в приспособление системы. Латентные ф-ии – объективные последствия, кот. не входили в намерения и не были осознаны. Вводит понятия: дисфункция – это те наблюдаемые последствия, кот. уменьшают адаптивность системы; соц. амбивалентность – способность части системы играть как положительную так и отрицательную роль. Правила СФА: 1) рассмотрение стандартизированных объектов, 2) включение в сф. субъективной мотивации; 3) гл. содержание ф-ии – это объективные последствия, 4) ф-ии явления выр-ют его специфику, 5) выделение ф-ии направленной на сохранение системы, 6) выявление мех-ма действия ф-ии, 7) исследование функциональных эквивалентов – заменителей, 8) исследование стр-ного контекста ф-ии, 9) исследование явлений как в статике, так и в динамике, 10) проблема валидности исследования, 11) СФА может играть мировоззренческую роль. С. должна изучать соц. стр-ру. Стр-ру изучать во всём многообразии аспектов: 1) генетический, 2) функциональный, 3) статический, 4) динамический. Структурный контекст оказывает влияние на человека. Стр-ра отбирает те модели, кот. являются полезными. Соц. стр-ра сложная и многомерная. Структурное размещение индивидов – это соц. статус. 3 аспекта: 1) набор общепринятых правил, 2) набор шансов и возможностей, 3) набор взглядов и убеждений. Сущ-ть стр-ры – это система отношений интеграция-конфликт. Идея конфликтность общ-ва, наличие дисфункций (для поведения индивидов хар-ны несовместимые ожидания). Разногласия между ценностями, нормами и ролями. Динамика – это изменение стр-ры: источники – эндогенные и экзогенные. 2 типа изменений соц. стр-ры: 1) адаптивные изменения (эволюция), 2) трансформация общ-ва (разрушение и создание). 2 мех-ма изменений: 1) дисфункции, 2) нововведения. Выработал теорию аномии и девиантного поведения. Важны 2 аспекта поведения: 1) цели – намерения, интересы, 2) институциональные нормы – средства, кот. определяют способы достижения целей. Типы адаптации: конформизм (ц+с+), инновация (ц+,с-), ритуализм (ц-с+), ретритизм (ц-с-), мятеж, бунт (ц+/-с+/-) – формирование контркультуры. Аномия – причина девиантности. Аномия – это противоречие между индив. целями и институциализ. ср-ми их достижения. Символический интеракционизм. Субъективистский подход. Сомвол. интер (взаимодействие) – это теорет-метод. направление в СЗС, которое рассматривает общ-во и личность как продукт повседневного взаимодействия индивидов. Это взаимодействие имеет символическое содержание. Люди наделяют окр. среду значениями. Главный символ – язык. Мид Дж. «Разум, Я и общество» Предпосылки: Мид теория зеркального я, Зиммель теория соц. взаимодействия. Центр тема – отношения чел-ка к соц. группам, к кот. он принадлежит. Теория социального бих-ма. (не применим пр. «стимул-реакция» к человеку). Специфика чел-кого поведения в соц. среде – наличие «self». Чел-к – это личность, самость или «Я», т.е. он обладает сознанием. Наличие «я» означает обращение чел-ка к себе как к объекту, как к другому. Чел-к судит себя, оценивает, спорит, сердится на себя, планирует своё поведение. Self – это самосознание, его постоянная саморефлексия. Наличие «я» говорит о том, что чел-к постоянно интерпретирует объеты внешнего мира прежде чем действовать. Интерпритация – формирование значений. Сформир. значение – выделить ч-л. из окружения, предать этому смысл. Действия чел-ка – не простое реагирование на стимул. Действие постоянно соотносится с рез-м и реакциями на него других людей. Модель соц. бих-ма: объект – self – действие. Self имеет сложную структуру: 1) I – реакция чел-ка на установку группы. Нерафлексируемое «я». Обеспечивает спонтанное творчество; 2) Me – это восприятие и усвоение чел-ком своеобразия индивидуального поведения, организованная сов-ть установок, норм, знаний).Поведение чел-ка в общ-ве обозначается как соц. акт. Акт – это продолжающееся событие состоящее в стимулировании, реакции и рез-те реакции. Соц. акт носит сознательный хар-р. Его цель приспособление чел-ка к окруж среде. Рез-т акта – изменение соц. среды, приобретение нового опыта. 4 стадии акта: 1) импульс – внешний стимул, 2) перцепция – формирование представления, 3) манипуляция – взаимодействие, 4) консумация – получение пользы от объекта. Гл роль играет язык. В словах фиксируются универсальные значения – символы. Посредством чего люди корректируют своё поведение и имеют возможность совместно действовать. Сущ-ет такая хар-ка актора как неопределённость. Действие начавшись, может сразу закончится. Результат взаимодействия не только общество, но и чел-кая личность. В процессе соц. взаимодействия происходит социализация. Социализация – это то, что чел-к учится относится к себе как к объекту, смотреть на себя со стороны. Развитие «я» путём социализации идёт по пути принятия роли другого. 3 стадии социализации ребёнка: 1) имитация, 2) play, 3) game (коллективная игра с твёрдыми правилами) Блумер Г. «Символический интеракционизм: перспективы и методы».Ввёл понятие симв. интер. Сформулир основные теорет-метод предпосылки СИ: 1) люди действуют на основе смыслов, 2) смысл любой вещи возникает из соц. взаимодействия. Определил соц. взаимодействие как интерпретацию и дефиницию (определение) ситуации. Чел-к намечает цель, способ действия, оценивает ситуацию, объясняет действия др. Соц. взаимод. носит символический хар-р, т.к. объект – это то, что он значит. Исследовал коллективное взаимодействие. «Круговая реакция» - это тип взаимного возбуждения людей, в рамках кот. реакция одного чел-ка воспроизводится и усиливается возбужд. другого – взаимное возбж. приобретает круговую форму. Люди отражают настроение др. др. Кллект. поведение, связанное с взаимным возбуждением возникает там, где нарушены привычные формы существования. Приводит к беспокойствам, фрустрации, дискомфорту, агрессии. Соц. беспокойство воплощается в массовых соц. движениях и револ. выступлениях. Теория Блумера подчёркивает процессуальность общ. жизни, активную творческую природу. Гоффман Теория «множественных Я» Человек принимает определённые образы и роли. Сравнивал общ-ную жизнь с театром. Люди в общ-ве ведут себя как актёры и одновременно выполняют роли зрителей. Взаимодействие между людьми – это азартное мероприятие, спектакль. Человек вступая во взаимодействия ведёт себя не стихийно, а принимает определённые обязательства. Индивиды придерживаются правил социального взаимодействия по разным причинам – для осущ-я контроля за поведением других и для сущ-ния сделок. 2 типа взаимодействия – статическое (намеренное) и нестатическое (случайное). Взаимодействия индивидов образуют соц. событие. Выделяет такой вид события как столкновение. В основе деления лежат методы и способы взаимодействия. Психологическая парадигма в современной западной социологии В конце XIX в. от биологического направления в С. отпочковывается психологическое направление и превращается в самостоятельное. Возникновение его вызвано попытками перейти от биологизма в объяснении сложных общественных процессов к более тонким методам психологизма; попытка определить место и значение в общественной жизни психических механизмов поведения людей. Проникновение психологии в С. шло как по линии индивидуальной психологии, так и по линии социальной психологии. Психологический эволюционизм — одна из наиболее ранних школ в социологии, сохранившая связь с «биологическими подходами». Основатели этой школы Л. Ф. УОРД (1841—1913) и Ф. Т. ГИДДИНГС (1855—1931) 3. ФРЕЙД (1856—1939) Обращает внимание на бессознательную сферу. Разработал теорит и практический метод – психоанализ. Изучение бессознат. проявлений как отдельного чел-ка, так и общ-ва. Психоан – это науч. метод изучения поведения людей, посредством изучения бессозн. мотивов. Структуру личности составляют 3 компонента: Id «Оно» — сфера бессознательного, сфера инстинктов; Ego «Я» — сфера взаимодействия инстинктов и разума**; Super-ego.«Сверх-Я» — общество, культура. Для концепции характерно преувеличение значения бессознательных импульсов, инстинктов, т.е, сферы Id «Оно». Общество как «культура» выполняет осн. функцию - ограничение «животных» инстинктов, сексуального инстинкта — либидо. Общ-во – это сумма запретов, табу. В основе соц. значимой жизни и творчества лежит сублимация сексуальной (биол) энергии. Созидат. инстинкт – Эрос, разрушительный – Танатос. Отношение личности и общества конфликтно. С одной стороны противоречия – культура с табу и запретами – с другой – подчинённость личности пр. удовольствия и бессозн. инстинктов. ЮНГ (1875—1961) основоположник аналитической психологии. Делил бессознательное на личное и коллективное. Личное бессознательное содержит забытые впечатления, вытесненные тягостные мысли, не находящие рацион. объяснения. Коллективное бессознательное занимает самые глубинные пласты человеческой психики, никогда не станет осознаваемым. Проявление коллект. бессознат – это архетипы или первобытные образы. Сформировавшиеся на заре человеческой истории (культуры) и сохраняющиеся из поколения в поколение архетипы обнаруживают себя в мифах и символах (символике сновидений). Так, из мировой мифологии сохраняются архетипы Младенца, Девы, Матери, Возрождения, Духа и Трикстера (творец и одновременно разрушитель, дающий и отвергающий, обманщик и жертва обмана). Архетипы заключают в себе социальный (исторически самый ранний) опыт. Архетипы формируются и действуют в соответствии с данной культурой, данным сообществом. Архетипы выполняют функцию формирования личности. Юнг создает свою оригинальную концепцию личности. В структуру входят след. компоненты. «Эго» («Я») —осознание личности самой себя. «Персона» (лат.: «актерская маска») — бессознательное представление личности о своем месте в обществе, своих социальных ролях («мать», «отец», «сын» и т.д.). «Тень» — бессознательное представление личности о самой себе. Анима «женское начало», имеющееся у каждого индивида, независимо от пола. У мужчин «анима» воплощает скрытый, не поддающийся точному описанию (элюзивный) образ «женщины». «Анимус» - то же самое, только относительно мужчин, волевое начало. Они отражают двойственность личности. Юнг вошел еще как автор оригинальной психологической классификации типов личности. Ученый разделил всех людей с точки зрения их психологической ориентации «вне» или «внутрь» соответственно на «экстравертов» и «интровертов». А. АДЛЕР (1870—1937) основатель школы индивидуальной психологии. Структура личности закладывается до пяти лет, и все последующее развитие индивида сопряжёно со «стилем жизни» в этот период. Стиль же жизни обусловлен не только биогенетически, но и «социальным чувством», не позволяющим человеку жить вне социума. Фактор личностного развития — стремление индивида к самоутверждению в обществе, стремление
|