Занятие 1. Русская социологическая мысль. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Русская социологическая мысль.



Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Русская предсоциологическая мысль конца 19 века. Три этапа развития социологии – 60-80-е годы: доминирование позитивизма, множество подходов и направлений – географическая школа, органицизм, психологизм. социопсихологизм. 80-90- годы – развитие марксизма и антипозитивизма, доминирование субъективной социологии П.Струве, Н.Михайловского, развитие многих социологических школ и направлений. Третий период – начало 20 века, начало институционального изучения социологии в России.

2. Социологическое творчество М.М.Ковалевского. Русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления. Понимание социологии как науки об организации и эволюции общества. Теория социального прогресса.Преподавательская деятельность Ковалевского, издание научных и учебных трудов по социологии.

3. Социологическое творчество П.А.Сорокина. Выдающийся русско-американский социолог, универсальность охвата социологической проблематики,начало деятельности на ниве социологии в дореволюционной России. Блестящая научная и педагогическая карьера в США, профессор и декан Гарвардского университета. Глобализм социологических трудов, многообразие проблематики: «Социальная и культурная динамика», «Социальная мобильность», теория стратификации.

3. Отечественная социология после Октябрьской революции. Состояние философско-социологических наук в 20-е годы, дискриминация научных кадров. Затишье в отечественной социологии 20- 50-х годов, отрыв и отставание от западной социологии. Начало социологических исследований 60-х годов. Первое поколение российских социологов. Открытие социологического факультета МГУ. Современное состояние социологии в России.

 

Основные понятия: предсоциология в России, школы и направления в отечественной дореволюционной социально-философской мысли, современное состояние развития социологии.

Вопросы для обсуждения:

1. В чём специфика подхода к анализу социальной действительности в структурном функционализме?

2. Как развивается в современной западной социологии теория конфликта?

3. Как объясняет социальное взаимодействие теория обмена?

4. Какое содержание вкладывает в понятие габитуса П.Бурдье?

5. В чём особенности развития социологической мысли в России в конце 19 века?

6. Социологическое творчество М.Ковалевского.

7. Социологическое научное наследие П.Сорокина.

8. История развития социологии в СССР и России 20 века.

Литература:

1. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник. М. 2007 стр.46-70.

2. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. Р-н-Д 2009 стр.49-68.

3. Павленок П.Д. Социология. Учебник. М. 2002. стр.26-33, 36-42.

 

Занятие 2. Современные социологические теории.

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Структурный функционализм. Натуралистический подход к анализу социальнойреальности, выявление условий, обеспечивающих равновесие социальных систем. Основы функционализма в трудах Т.Парсонса. Идея социального порядка, консенсуса, ценностная детерминация порядка в обществе. Роль процесса социализации и форм социального контроля в достижении порядка. Четыре основных функциональных требования – адаптация, целедостижение, интеграция, удержание образца. Консенсус и стабильность системы и способность к изменениям.

2. Теории социального конфликта. Идеи К.Марка, Т.Веблена, М.Вебера в основе идей Ч.Миллса. Актуализация проблем борьбы за власть между конфликтующими группами.Теория социального конфликта в работах Р.Дарендорфа, Л.Козера. Исследование механизмов достижения и удержания власти Дарендорфом, принуждение, стремлении к перераспределению власти.

3. Теория социального обмена. Использование достижений психологии при объяснении социального поведения. Рассмотрение действия как процесса обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Опора на бихевиоризм. Концепция П.Блау, необходимость многообразных форм вознаграждения, социальное одобрение, уважение, статус как формы вознаграждения.

4. Символический интеракционизм. Акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, стремление к описанию человеческих взаимодействий и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу в игре. Д.Г.Мид как создатель теории. Роль языковой символики, представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей. Личность как социальный продукт, ролевое исполнение на основе значений, принятие роли другого, превращение социального контроля в самоконтроль. Развитие теории Г.Блумером.

5.Феноменологическая социология. Развитие А.Шюцем идей философии феноменологического направления Э.Гуссерля. Проблема интерсубъективности, т.е. того, как мы понимаем друг друга, общие представления о мире. Восприятие человеком внешнего мира как типов, словарь как типизирующий медиум. Обыденный мир как высшая реальность, наиболее важная для человеческого познания.

6. Этнометодология. Г.Гарфинкель и его последователи полагают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление, как оно будет протекать. Выделение черт рациональности поведения. Социальная жизнь представляется упорядоченной потому, что члены общества сами придают её смысл. Исследование единичных фактов социального взаимодействия.

7. Структурализм. Теория П.Бурдье - признание за структурным анализом способности адекватно понимать объективные обстоятельства, структура как система связей между элементами совокупности. Понятие габитуса в теории Бурдье. Понятия престижа, богатства или власти. Понятие экономического или культурного капитала. Объяснение культурной дифференциации.

Вопросы для обсуждения:

1. Когда и почему зарождается социология как наука?

2. Каковы основные положения проекта О.Конта?

3. В чём особенности социологического взгляда на общество К.Маркса?

4. Какова основная проблема социологии Э.Дюркгейма?

5. Что отличает подход М.Вебера к объяснению социальной действительности от взглядов Конта, Маркса, Дюркгейма?

6. Как развивается социологическая теория в России?

7. Основные положения современных социологических теорий зарубежной социологии.

 

Основные понятия: социально-философские концепции выдающихся мыслителей как предыстория социологии, этапы интеллектуальной эволюции О.Конта, идеи классовой борьбы социологической теории К.Маркса, проблемы социальной солидарности Э.Дюркгейма, понимающая социология М.Вебера, структурный функционализм, теория социального обмена, символический интеракционизм, этнометодология, структурализм.

Литература:

1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. Р-н-Д 2009 стр.68-96.

2. Социология. Основы общей теории. Учебник. Под ред. Г.В.Осипова. М.2003.стр.19-33.

3. Павленок П.Д. Социология. Учебник. М. 2002. стр.26-36.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.009 с.)