Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выполнены к.с.н. доцентом кафедры ИСиСР Лабунской В.И.

Поиск

Планы семинарских занятий

и методические рекомендации

по организации самостоятельной работы по дисциплине «Социология»

для студентов 1 курса специальности «Менеджмент»

Выполнены к.с.н. доцентом кафедры ИСиСР Лабунской В.И.

Самостоятельная работа по дисциплине при подготовке к семинарским занятиям должна быть организована в соответствии с нижеследующими требованиями:

- пункты плана семинарского занятия требуют глубокого раскрытия;

- вопросы для обсуждения прорабатываются на занятии и могут быть подготовлены на основе материалов лекции или специальной литературы;

- основные понятия должны быть осмыслены и использованы в ходе семинара;

- при подготовке вопроса или доклада (реферата) использовать рекомендованную литературу, а также самостоятельно подобранную;

- использовать учебную литературу, имеющуюся в наличии в библиотеке 2 корпуса, список которой даётся на стр. 20 данной методической разработки.

Занятие 1. Русская социологическая мысль.

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Русская предсоциологическая мысль конца 19 века. Три этапа развития социологии – 60-80-е годы: доминирование позитивизма, множество подходов и направлений – географическая школа, органицизм, психологизм. социопсихологизм. 80-90- годы – развитие марксизма и антипозитивизма, доминирование субъективной социологии П.Струве, Н.Михайловского, развитие многих социологических школ и направлений. Третий период – начало 20 века, начало институционального изучения социологии в России.

2. Социологическое творчество М.М.Ковалевского. Русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления. Понимание социологии как науки об организации и эволюции общества. Теория социального прогресса.Преподавательская деятельность Ковалевского, издание научных и учебных трудов по социологии.

3. Социологическое творчество П.А.Сорокина. Выдающийся русско-американский социолог, универсальность охвата социологической проблематики,начало деятельности на ниве социологии в дореволюционной России. Блестящая научная и педагогическая карьера в США, профессор и декан Гарвардского университета. Глобализм социологических трудов, многообразие проблематики: «Социальная и культурная динамика», «Социальная мобильность», теория стратификации.

3. Отечественная социология после Октябрьской революции. Состояние философско-социологических наук в 20-е годы, дискриминация научных кадров. Затишье в отечественной социологии 20- 50-х годов, отрыв и отставание от западной социологии. Начало социологических исследований 60-х годов. Первое поколение российских социологов. Открытие социологического факультета МГУ. Современное состояние социологии в России.

 

Основные понятия: предсоциология в России, школы и направления в отечественной дореволюционной социально-философской мысли, современное состояние развития социологии.

Вопросы для обсуждения:

1. В чём специфика подхода к анализу социальной действительности в структурном функционализме?

2. Как развивается в современной западной социологии теория конфликта?

3. Как объясняет социальное взаимодействие теория обмена?

4. Какое содержание вкладывает в понятие габитуса П.Бурдье?

5. В чём особенности развития социологической мысли в России в конце 19 века?

6. Социологическое творчество М.Ковалевского.

7. Социологическое научное наследие П.Сорокина.

8. История развития социологии в СССР и России 20 века.

Литература:

1. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник. М. 2007 стр.46-70.

2. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. Р-н-Д 2009 стр.49-68.

3. Павленок П.Д. Социология. Учебник. М. 2002. стр.26-33, 36-42.

 

Занятие 2. Современные социологические теории.

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Структурный функционализм. Натуралистический подход к анализу социальнойреальности, выявление условий, обеспечивающих равновесие социальных систем. Основы функционализма в трудах Т.Парсонса. Идея социального порядка, консенсуса, ценностная детерминация порядка в обществе. Роль процесса социализации и форм социального контроля в достижении порядка. Четыре основных функциональных требования – адаптация, целедостижение, интеграция, удержание образца. Консенсус и стабильность системы и способность к изменениям.

2. Теории социального конфликта. Идеи К.Марка, Т.Веблена, М.Вебера в основе идей Ч.Миллса. Актуализация проблем борьбы за власть между конфликтующими группами.Теория социального конфликта в работах Р.Дарендорфа, Л.Козера. Исследование механизмов достижения и удержания власти Дарендорфом, принуждение, стремлении к перераспределению власти.

3. Теория социального обмена. Использование достижений психологии при объяснении социального поведения. Рассмотрение действия как процесса обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Опора на бихевиоризм. Концепция П.Блау, необходимость многообразных форм вознаграждения, социальное одобрение, уважение, статус как формы вознаграждения.

4. Символический интеракционизм. Акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, стремление к описанию человеческих взаимодействий и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу в игре. Д.Г.Мид как создатель теории. Роль языковой символики, представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей. Личность как социальный продукт, ролевое исполнение на основе значений, принятие роли другого, превращение социального контроля в самоконтроль. Развитие теории Г.Блумером.

5.Феноменологическая социология. Развитие А.Шюцем идей философии феноменологического направления Э.Гуссерля. Проблема интерсубъективности, т.е. того, как мы понимаем друг друга, общие представления о мире. Восприятие человеком внешнего мира как типов, словарь как типизирующий медиум. Обыденный мир как высшая реальность, наиболее важная для человеческого познания.

6. Этнометодология. Г.Гарфинкель и его последователи полагают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление, как оно будет протекать. Выделение черт рациональности поведения. Социальная жизнь представляется упорядоченной потому, что члены общества сами придают её смысл. Исследование единичных фактов социального взаимодействия.

7. Структурализм. Теория П.Бурдье - признание за структурным анализом способности адекватно понимать объективные обстоятельства, структура как система связей между элементами совокупности. Понятие габитуса в теории Бурдье. Понятия престижа, богатства или власти. Понятие экономического или культурного капитала. Объяснение культурной дифференциации.

Вопросы для обсуждения:

1. Когда и почему зарождается социология как наука?

2. Каковы основные положения проекта О.Конта?

3. В чём особенности социологического взгляда на общество К.Маркса?

4. Какова основная проблема социологии Э.Дюркгейма?

5. Что отличает подход М.Вебера к объяснению социальной действительности от взглядов Конта, Маркса, Дюркгейма?

6. Как развивается социологическая теория в России?

7. Основные положения современных социологических теорий зарубежной социологии.

 

Основные понятия: социально-философские концепции выдающихся мыслителей как предыстория социологии, этапы интеллектуальной эволюции О.Конта, идеи классовой борьбы социологической теории К.Маркса, проблемы социальной солидарности Э.Дюркгейма, понимающая социология М.Вебера, структурный функционализм, теория социального обмена, символический интеракционизм, этнометодология, структурализм.

Литература:

1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. Р-н-Д 2009 стр.68-96.

2. Социология. Основы общей теории. Учебник. Под ред. Г.В.Осипова. М.2003.стр.19-33.

3. Павленок П.Д. Социология. Учебник. М. 2002. стр.26-36.

 

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Социальный институт семьи. Историческое развитие семьи. Возникновение институтов брака, развода, наследования. Семья как механизм непрерывного воспроизводства общества, преемственности поколений, воспитания. Приписанный статус ребёнка, законно рождённого в семье. Семья как разновидность первичных социальных групп, обеспечение социализации, чувство безопасности. потребность в эмоциональном сопереживании. Роль семьи в социализации индивидов, в аккумуляции и передаче от поколения к поколению основы социальной структуры общества. Семья как посредник между индивидом и обществом. Функции семьи в современном урбанизированном обществе, возможности мобильности членов семьи, разрыв семейных связей, разнообразие жизненных устремлений членов семьи. Значение патриархальной трёхуровневой семьи. Социальная уязвимость современной нуклеарной семьи. Проблемы современной семьи. Кризис института семьи в современном обществе.

2. Социальный институт образования. Институт образования в обществе, его функционирование и развитие, связи образования с другими институтами. Институт образования как социальная система, сферы образования, уровни, звенья образования. Роль образования в воспитании и социализации индивидов. Функции института образования: экономическая, социальная, культурная. Субъекты образования, социальные общности в сфере образования. Проблемы современного функционирования института образования. Модернизация института образования. Вхождение России в общеевропейское образовательное пространство.

3. Социальный институт религии. Религия как система верований, разделяемых группами людей, исполняющих определённые ритуалы, воплощающие представления о священном, сверхъестественном. Религия как общемировой социальный институт, включающий тысячи форм религиозных верований. Религия как социальный институт – система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного. Виды религий – вера в сверхъестественное, анимизм, теизм, абстрактный идеал. Социальные функции религии – поддержание целостности социальной системы, ценностно-регулятивная функция, воспитательная. Религиозное возрождение в современной России, развитие института религии в демократическом обществе.

Вопросы для обсуждения:

1. Общество как социальная система.

2. Социальный институт и его признаки.

3. Институциональная система современного общества.

4. Функции и дисфункции социальных институтов.

5. Институт семьи и причины его кризиса.

6. Социальный институт образования и его роль в современном обществе.

7. Социальные функции института религии.

 

Основные понятия: общество, социальная система,социальный институт, типология социальных институтов, главные и неглавные социальные институты, функции и дисфункции социального института, семья как социальный институт, образование как социальный институт, религия как социальный институт.

Литература:

1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. Р-н-Д. 2008 стр.249-259.

2. Павленок П.Д. Социология. Учебник. М. 2002 стр. 301-322, 593-612, 704-720.

3. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М.2003.

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М.2006. стр. 150-160, 160-170.

 

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Россия в современном мире. Затраты на НИОКР в начале 21века в ряде стран мира: США – 280 млрд. дол, Россия – 4 млрд. дол. Богатство России – народонаселение, территория, многочисленность этносов России, наличие крупнейших городов. Богатейшие природные ресурсы – гидроэнергетический потенциал, площади земельного фонда, площадь пашни, размеры ресурсов пресных вод, размеры площадей лесов. Огромное культурное наследие России. Социальные и экономические проблемы развития рыночной экономики в России.

2. Основные проблемы социальной трансформации России. Основные цели социальной трансформации России: рыночная экономика, правовое государство, гражданское общество. Группы узловых проблем – эффективное использование природных, материальных и интеллектуальных ресурсов страны; недостаточная развитость инфраструктуры; развитие человека как центральная проблема социального развития; возрождение и развитие культуры, прежде всего её ценностно-нормативного слоя.

3. Будущее России. Развитие страны в русле основных тенденций мирового развития: тенденция информатизации, глобализация - в политической, военной, культурной, информационной сферах.Демографические проблемы народонаселения. Проблемы разрушения природной среды. Демократизация в противовес авторитарным тенденциям. Направления деятельности: создание оазисов рациональности, стимулирование развития рациональных отраслей культуры, пропаганда государственной рациональной идеологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Мировое сообщество в 20 веке.

2. Глобализация как тенденция мирового развития.

3. Позитивные и негативные последствия глобализации.

4. Теория мировой системы И.Валлерстайна.

5. Место России в мировом сообществе.

6. Основные цели социальной трансформации России.

7. Основные проблемы динамичного развития России в русле мировых тенденций.

 

Основные понятия: мировое сообщество, мировая система, глобализация, понятие стран ядра, полупериферии и периферии, место России в мировом сообществе.

Литература:

1. Девятова С.В., Купцов В.И. Россия в современном мире. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ. №6. 2007.

2. Социология. Основы общей теории. Учебник. Под ред. Г.В.Осипова. М. 2003 стр. 703-713.

3. Горелов А.А. Социология. Учебник. М. 2006. Стр.464-471.

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Концепция эволюционного и революционного развития общества. Идеи социального эволюционизма. Концепции Г.Спенсера, разработка схемы эволюционного процесса: дифференциация, интеграция, социальная эволюция как часть универсальной эволюции. Идеи эволюционизма в концепции Э.Дюркгейма, обоснование перехода от простых обществ к высокосложным. Теория «стадий роста» У.Ростоу, переход от аграрного общества к современному индустриальному через прохождение пяти важнейших стадий. Идеи революционного преобразования общества К.Маркса и Ф.Энгельса.

2. Реформы и революции как виды социального прогресса. Различие реформ и революций масштабом, субъектом реализации, исторической значимостью. Отсутствие непроходимой пропасти между реформой о революцией.

3. Модернизация как тип социальных изменений. Модернизация - «осовременивание». Органическая и неорганическая модернизации. Неорганическая модернизация как ответ на вызовы со стороны высокоразвитых стран. Органическая модернизация происходит естественным путём, снизу, давая положительных эффект. Модернизация как непрерывный и бесконечный процесс. Концепция рефлексивной модернизации У.Бека. Концепция латентных структур Э.Тириакьяна. Понятие рецидивирующей модернизации Н.Ф.Наумовой.

4. Факторы социальных изменений. Физическая среда, население, конфликты. ценности и нормы, инновации, открытия диффузия как факторы социальных изменений.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальные изменения и социальная стабильность.

2. Идея прогресса в социологии.

3. Концепции социального прогресса в классической социологии.

4. Дискуссионность идеи социального прогресса.

5. Революции и реформы как виды социальных изменений.

6. Разнообразие революций в культурно-историческом развитии общества.

7. Модернизация как инструмент прогресса.

8. Современные научные концепции модернизации.

9. Факторы социальных изменений.

 

Основные понятия: социальная стабильность, социальные изменения. прогресс, идея социального прогресса, концепции социального прогресса, революция, реформа, виды революци., типы реформ, модернизация., факторы социальных изменений.

Литература:

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М. 2001 стр.79-87.

2. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. Р-н-Д 2009 стр.516-536.

3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. М. 2007.

 

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Понятие социальных движений. Связь данного понятия с социальными взаимодействиями групп, слоёв, классов. Определение понятия. Отличие социального движения от социального института.Исторические типы социальных движений. Массовый характер социальных движений 20 века.

2. Типы социальных движений. Различие подходов к типологизации социальныхдвижений: общие социальные движения – рабочее, молодёжное, женское, движение в защиту мира. Характеристика особенностей общих социальных движений. Специфические социальные движения: их отличительные особенности. Политические движения. Экспрессивные движения. Революционные движения. Реформистские движения. Оппозиционные движения. Экологические движения. Национально-освободительные движения. Феминистские движения. Религиозные движения. Движения антивоенные.

3. Этапы возникновения социальных движений. Фазы возникновения. мобилизации, формализации, институционализации. Условия или факторы возникновения социальныхдвижений: социальная дезорганизация и аномия, высокая степень социальной мобильности индивидов, маргинальность, социальная изоляция, потеря или угроза потери социального статуса. Формирование и развитие социального движения. Механизмы организации социальных движений.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальное взаимодействие как социологическая категория.

2. Теория социального взаимодействия П.Сорокина.

3. Теория социального взаимодействия Дж.Хоманса.

4. Признаки социального взаимодействия.

5. Основные виды социального взаимодействия.

6. Социальные отношения и их признаки.

7. Виды субординационных социальных отношений.

8. Социальные движения в истории и современности.

9. Типы социальных движений.

10. Этапы и факторы социальных движений.

 

Основные понятия: социальное взаимодействие, теории социальных взаимодействии, социальные отношения, типология социальных отношений, социальные движения, виды социальных движений.

Литература:

1. Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Учебное пособие. Минск. 2003 стр. 252-257.

2. Волков Ю.Г.. Социология. Учебник. Р-н-Д 2008 стр.537-546.

 

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Социальная организация. Организация как наиболее эффективное средство в деятельности социальных групп. Определение организации (по А.И.Пригожину). Современные научные определения организации. Высокая степень формализации организации. Черты организации. Элементы организации: социальная структура, цели деятельности (цели-задания, цели-ориентации, цели-системы), члены организации или участники, технология (систематизированные знания полезных и наиболее рациональных практических действий), внешнее окружение. Строение организаций. Типология организаций: деловые, общественные союзы, промежуточные формы. ассоциативные.

2. Понятие бюрократии. Управление организациями. Характеристика процесса управления. системы управленческих функций. Понятие бюрократии, специфика термина. Бюрократия в современном смысле. Описание идеального типа бюрократа М.Вебером. Классическая теория бюрократии вебера, специфические свойства бюрократии. Отрицательные качества бюрократии, выделенные Р.Мертоном.

3. Организация и коллектив. Коллектив как высшая форма групповой организации. Основные признаки коллектива в теории А.В.Петровского. Определение, признаки коллектива. Наличие общей социально полезной цели, характер внутригрупповых отношений, сплочённость как главные признаки коллектива. Показатели сплочённости коллектива – степень совпадения мнений, оценок, установок; эмоциональное приобщение личности к коллективу как целому, идентификация себя с членами коллектива. Вхождение новых членов в коллектив.

Вопросы для обсуждения::

1. Социальные общности.

2. Массовые общности.

3. Толпа как вид массовой общности.

4. Социальные группы.

5. Малые и большие социальные группы.

6. Первичные и вторичные социальные группы.

7. Значение референтной группы в процессе социализации.

8. Социальная организация.

9. Теория бюрократии М.Вебера.

10. Организация и коллектив.

 

Основные понятия: социальная общность, номинальная общность, массовая общность, толпа и её виды, социальные круги, социальная группа, малая и большая социальная группы, диада и триада, первичная и вторичная социальная группа, референтная группа, социальная организация, теория бюрократии, организация и коллектив.

Литература:

1. Фролов С.С. Общая социология. Учебник. М. 2008 стр. 216-231.

2. Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.в.Осипова. М. 2003 стр. 428-455.

3. Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов. Учебное пособие. М. 2006 стр. 300-313.

 

Часа.

План и основное содержание занятия:

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Социально-территориальная общность. Признаки социально-территориальных общностей. Детерминированность их специфических свойств – экономическими условиями, социально-классовой структурой общества, экологическими условиями. Регион как исходная социально-территориальная общность. Территориальная градация российского общества. Специфика российского федерализм, понятие субъектов федерации.

2. Типы сельского поселения в России. Шесть типов районов сельского расселения. Обезлюдевшая среднерусская деревня, интенсивность миграции в города, низкий естественный прирост. Традиционно-патриархальная национальная деревня, типична для нерусских этносов. традиционный тип репродуктивного поведения. низкая эффективность аграрного производства. Индустриально - развивающаяся национальная деревня, традиционная модель воспроизводства, механизация сельскохозяйственного труда. Благополучная южная аграрная деревня, основные производители сельскохозяйственной продукции в стране, обеспеченность техникой, инвестициями, квалифицированным трудом. Урбанизированная аграрно-индустриальная деревня, производство с интенсивными технологиями, развитая инфраструктура, высокий уровень механизации. Несельскохозяйственная зона Крайнего севера и Дальнего востока. Высокая подвижность населения, преобладание посёлков строителей. интенсивная маятниковая миграция, преобладание индустриального труда.

Вопросы для обсуждения:

1.Поселение как социально-территориальная общность.

2. Влияние типа поселения на образ жизни индивида.

3. Территориальная община как исторический тип социально-территориальной общности.

4. Чем отличается городской тип поселения?

5. Какие вы знаете градообразующие факторы?

6. Каково научное определение процесса урбанизации?

7. Какой тип поселения называется агломерацией?

8. Какие типы сельского расселения преобладают в современной России?

9. Какие социальные проблемы связаны с тем или другим типом сельского поселения?

 

Основные понятия: социально-территориальная общность, город и деревня как основные типы поселения, градообразующие факторы агломерация, урбанизация, виды русской современной деревни.

Литература:

1. Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Под ред. Г.В.Осипова.М. 2003. стр. 298-305.

2. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник для вузов. М. 2002 стр. 185-196.

3. Материалы научной периодики.

4. Бондаренко Л.В. Сельская Россия в начале 29 века. СОЦИС. №11. 2005.

 

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Основные типы социально-этнических общностей. Род, племя, этнос, нация как основные типы этнических общностей. Социально-исторические условия формирования этнических общностей определённого типа. Важность проблемы межэтнических отношений для России. Россия как полиэтничное государство.

2. Этнический состав населения современной России. Данные всероссийских переписейнаселения об этническом составе страны. Крупнейшие этносы России. Группы народов, проживающих в России: славянские, тюркские, балтийские, иранские, монгольские., народы Севера, другие народы.

3. Современное состояние межнациональных отношений. Определённая локализация конфликтов в постсоветском пространстве страны. Проблемы Северного Кавказа. Проблемы межнациональных и межкультурных отношений в Прибалтике, Приднестровье. Украине, Закавказье, Казахстане, Таджикистане. Результаты социологического опроса россиян середины 90-х годов, отсутствие консенсуса по вопросам межнациональных отношений. Создание национально-культурных автономий в Российской Федерации, социокультурная функция НКА, развитие этнокультурного многообразия. Перспективы межэтнической интеграции в столичном мегаполисе.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные виды социально-этнических общностей.

2. Основные признаки этноса.

3. Культура этноса.

4. Значимость социально-этнических отношений для России.

5. Современное состояние межнациональных отношений в России.

6. Этнический состав России.

7. Перспективы развития межнациональных отношений в России.

 

Основные понятия: род, племя, этнос, народность, нация, этническая культура, этнич. самосознание, русское национальное самосознание, этнический парадокс современности, этнический состав населения России, проблемы межнациональных отношений.

Литература:

1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник. М. 2002 стр.219-229.

2. Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В.Осипова стр. 315-322.

3.Трофимов Е.Н.. Национально-культурная автономия: от идеи к реализации. СОЦИС. № 5. 2008.

4. Арутюнян Ю.В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе. СОЦИС. № 7. 2007.

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Научное понятие статуса. Статус как позиция индивида в группе или обществе. Социальное положение – обобщённая характеристика экономического положения, профессии, политических возможностей, демографических свойств человека. Множественность трактовок понятия. Формулировки статуса, данные Р.Мертоном, Н.Смелзером, П.Сорокиным. Стратификационный, функциональный, нормативно-ролевой. интегративный подходы в понимании статуса. Параметры статуса: название, определение, содержание, ранг.

2. Статусный набор индивида. Формальные и неформальные права и обязанности статуса. Личный статус как позиция человека в семье, спортивной команде, бригаде, группе, кругу друзей. Социальные статусы. Понятие статусного портрета. Статусы по здоровью. Социально-демографические статусы. Виды социальных статусов.

3. Главный и личный статус. Главный как наиболее характерный для индивида статус. Личный статус как положение индивида в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по индивидуальным качествам.

4. Приписываемый и достигаемый статус. Приписываемый (предписанный) статус – пол, национальность, раса, обладание им находится вне нашего контроля. зависит от природы. Приобретение достигаемого статуса в результате свободного выбора, личных усилий. Достигаемый статус не подлежит автоматической передаче. Понятие и содержание смешанных статусов.

5. Статусное поведение и статусная несовместимость. Проявление статусного поведения в трёх сферах: приобретения статуса, поведения в статусном положении, потере статуса. Условия присвоения социального статуса в различного типа обществах. Статусная несовместимость как обладание статусами, противоречащими, разрушающими гармонию статусного портрета человека.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социальное неравенство.

2. Теория социальной стратификации.

3. Определение места индивида в социальной стратификации.

4. Социальная мобильность.

5. Каналы социальной мобильности.

6. Закрытый и открытый тип общества.

7. социальный статус.

8. Статусный портрет человека в современном обществе.

9. Слагаемые социального статуса человека.

 

Основные понятия: статус, социальное положение, содержание статуса, ранг статуса, статусный набор, статусные символы, главный и личный статусы, приписываемый, достигаемый статусы.

 

Литература:

1. Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов с.И. Социология для юристов. Учебное пособие. М. 2006. стр. 130-159.

2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Учебное пособие. Минск. 2003. стр. 170-178.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций М. 2001 стр. 105-110.

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Составные части культуры. Материальная и духовная культура. Материальная культура, материальные объекты социального мира, вся область материально-производственной деятельности человека. Полезная вещь как начальная форма бытия вещи в культуре. Направления структуры материальной культуры: сельское хозяйство, здания и сооружения, инструменты и приспособления, транспорт и пути сообщения, связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети), технологии. Духовная культура как сфера духовного производства – производство идей, образов, ценностей, результаты духовной деятельности, воплощённые в науке, философии, искусстве, морали. религии.

2. Мировая и этническая культуры. Мировая культура как совокупность лучших достижений национальных культур всех народов, созданных на протяжении человеческой истории. Высокая художественная культура, продукция массовой культуры, формы бытовой культуры, формы досуга, элементы социального поведения как элементы мировой культуры. Национальная (этническая) культура как совокупность продуктов культурной деятельности различных социальных групп и слоёв соответствующего общества. Проявление менталитета (своеобразия) культуры в языке, религии, искусстве, традициях и обычаях. Факторы формирования этнической культуры – природная среда, религия, история этноса.

3. Массовая и элитарная культуры. Массовая культура как совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Основные признаки массовой культуры: серийный характер предметов потребления, примитивные стандарты жизни, развлекательность, культ сильной личности, социальные факторы появления и распространения массовой культуры. Основные направления и проявления массовой культуры. Положительные свойства массовой культуры. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Высокопрофессиональный уровень создателей элитарной культуры. Её предназначенность высшим слоям общества. Свойства эстетической свободы, творческой независимости, философичность, сложность художественной формы, присущие элитарной культуре.

4. Контркультура и субкультуры. Контркультура как социокультурные установки, противостоящие господствующим образцам культуры, отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Молодёжные движения контркультуры. Мощный творческий заряд контркультур, способствующий динамике культуры. Субкультуры как составные части целостных локальных культур, обладающих определённой местной спецификой. Формирование субкультур по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Сохранение субкультурами определённой автономии от других социальных групп и слоёв.

 

Вопросы для обсуждения:

1. В чём специфика социологического подхода к феномену культуры?

2. Какие существуют подходы к выделению составных частей культуры, её морфологии?

3. По каким основаниям выделяются значимые аспекты культуры?

4. Чем обусловлена взаимозависимость культуры и экономики?

5. Каковы основные социальные функции культуры?

6. Выделите основные направления материальной культуры.

7. Каковы результаты производства духовной культуры?

8. В чем отличие этнических культур от мировой культуры?

9. Каковы основные признаки массовой культуры?

10. Можете ли вы выделить положительные аспекты распространения массовой культуры?

11. Приведите примеры произведений элитарной культуры.

12. В чём отличие субкультуры от контркультуры?

 

Основные понятия: культура, социальные функции культуры, аспекты и элементы культуры, морфология культуры, культурные универсалии, фундаментальные характеристики культуры,мировая культура, этнические культуры, массовая культура, элитарная культура, контркультура и субкультуры.

Литература:

1. Социология. Основы общей теории. Учебник. Под ред. Г.В.Осипова. М. 2—3 стр. 141-164.

2. Садохин А.П. Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. М. 2007 стр. 125-151.

3. Матецкая А.В., Самыгин П.И. Социология культуры. Учебное пособие. Р-н-Д 2007.стр. 84-111.

4. Карцева Л.В., Щабалина Ю.В, Социология культуры. Учебное пособие. М. 2—7.стр. 76-108.

 

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Понятие социализации. Социализация как процесс приспособления индивида к социальным нормам. Социализация как интернализация социальных норм, как сущностный элемент социального взаимодействия. Содержание процесса социализации. Жизненные циклы социализации: детство, юность, зрелость, старость. Основные фазы социализации – первичная, вторичная, социализация зрелости, социализация старости. Содержание социализации как обретение социальной и экономической самостоятельности, формирование личности. Социализация как продолжающийся всю жизнь процесс усвоения социальных норм и социальных ролей.

2. Этапы социализации. Специфика социализации личности на этапах первичной, вторичной, социализации зрелости, социализации старости.

3. Агенты и институты социализации. Агенты социализации как конкретные люди (группы людей), ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Первичные агенты социализации, вторичные агенты социализации. Институты социализации как социальные институты и учреждения, влияющие на процесс социализации: школа, вуз, армия, милиция, контора и фабрика. Проявление социального неравенства на всех этапах социализации.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Системные определения человека в социологии.

2. Социологическое определение личности.

3. Социальная структура личности.

4. Социальные типологии личности.

5. Основные социологические концепции личности.

6. Социализация как процесс социальной интеграции индивида.

7. Этапы социализации и их содержание.

8. Агенты социализации.

9. Институты социализации.

Основные понятия: личность, индивид, структура личности, типология личности, модальная личность, базисный тип личности, маргинал<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.184 (0.012 с.)