Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 12. Культура как фактор социальных изменений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Часа. План и основное содержание занятия: 1. Составные части культуры. Материальная и духовная культура. Материальная культура, материальные объекты социального мира, вся область материально-производственной деятельности человека. Полезная вещь как начальная форма бытия вещи в культуре. Направления структуры материальной культуры: сельское хозяйство, здания и сооружения, инструменты и приспособления, транспорт и пути сообщения, связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети), технологии. Духовная культура как сфера духовного производства – производство идей, образов, ценностей, результаты духовной деятельности, воплощённые в науке, философии, искусстве, морали. религии. 2. Мировая и этническая культуры. Мировая культура как совокупность лучших достижений национальных культур всех народов, созданных на протяжении человеческой истории. Высокая художественная культура, продукция массовой культуры, формы бытовой культуры, формы досуга, элементы социального поведения как элементы мировой культуры. Национальная (этническая) культура как совокупность продуктов культурной деятельности различных социальных групп и слоёв соответствующего общества. Проявление менталитета (своеобразия) культуры в языке, религии, искусстве, традициях и обычаях. Факторы формирования этнической культуры – природная среда, религия, история этноса. 3. Массовая и элитарная культуры. Массовая культура как совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Основные признаки массовой культуры: серийный характер предметов потребления, примитивные стандарты жизни, развлекательность, культ сильной личности, социальные факторы появления и распространения массовой культуры. Основные направления и проявления массовой культуры. Положительные свойства массовой культуры. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Высокопрофессиональный уровень создателей элитарной культуры. Её предназначенность высшим слоям общества. Свойства эстетической свободы, творческой независимости, философичность, сложность художественной формы, присущие элитарной культуре. 4. Контркультура и субкультуры. Контркультура как социокультурные установки, противостоящие господствующим образцам культуры, отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Молодёжные движения контркультуры. Мощный творческий заряд контркультур, способствующий динамике культуры. Субкультуры как составные части целостных локальных культур, обладающих определённой местной спецификой. Формирование субкультур по этнографическим, сословным, конфессиональным, профессиональным, функциональным признакам, на основе возрастной или социальной специфики. Сохранение субкультурами определённой автономии от других социальных групп и слоёв.
Вопросы для обсуждения: 1. В чём специфика социологического подхода к феномену культуры? 2. Какие существуют подходы к выделению составных частей культуры, её морфологии? 3. По каким основаниям выделяются значимые аспекты культуры? 4. Чем обусловлена взаимозависимость культуры и экономики? 5. Каковы основные социальные функции культуры? 6. Выделите основные направления материальной культуры. 7. Каковы результаты производства духовной культуры? 8. В чем отличие этнических культур от мировой культуры? 9. Каковы основные признаки массовой культуры? 10. Можете ли вы выделить положительные аспекты распространения массовой культуры? 11. Приведите примеры произведений элитарной культуры. 12. В чём отличие субкультуры от контркультуры?
Основные понятия: культура, социальные функции культуры, аспекты и элементы культуры, морфология культуры, культурные универсалии, фундаментальные характеристики культуры,мировая культура, этнические культуры, массовая культура, элитарная культура, контркультура и субкультуры. Литература: 1. Социология. Основы общей теории. Учебник. Под ред. Г.В.Осипова. М. 2—3 стр. 141-164. 2. Садохин А.П. Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. М. 2007 стр. 125-151. 3. Матецкая А.В., Самыгин П.И. Социология культуры. Учебное пособие. Р-н-Д 2007.стр. 84-111. 4. Карцева Л.В., Щабалина Ю.В, Социология культуры. Учебное пособие. М. 2—7.стр. 76-108.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.008 с.) |