Занятие 13. Социализация личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 13. Социализация личности.



Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Понятие социализации. Социализация как процесс приспособления индивида к социальным нормам. Социализация как интернализация социальных норм, как сущностный элемент социального взаимодействия. Содержание процесса социализации. Жизненные циклы социализации: детство, юность, зрелость, старость. Основные фазы социализации – первичная, вторичная, социализация зрелости, социализация старости. Содержание социализации как обретение социальной и экономической самостоятельности, формирование личности. Социализация как продолжающийся всю жизнь процесс усвоения социальных норм и социальных ролей.

2. Этапы социализации. Специфика социализации личности на этапах первичной, вторичной, социализации зрелости, социализации старости.

3. Агенты и институты социализации. Агенты социализации как конкретные люди (группы людей), ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Первичные агенты социализации, вторичные агенты социализации. Институты социализации как социальные институты и учреждения, влияющие на процесс социализации: школа, вуз, армия, милиция, контора и фабрика. Проявление социального неравенства на всех этапах социализации.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Системные определения человека в социологии.

2. Социологическое определение личности.

3. Социальная структура личности.

4. Социальные типологии личности.

5. Основные социологические концепции личности.

6. Социализация как процесс социальной интеграции индивида.

7. Этапы социализации и их содержание.

8. Агенты социализации.

9. Институты социализации.

Основные понятия: личность, индивид, структура личности, типология личности, модальная личность, базисный тип личности, маргинальная личность, теории личности в социологии, концепция обобщённого другого, статусно-ролевая концепция личности, диспозиционная концепция личности, социализация, этапы социализации, агенты и институты социализации.

Литература:

1. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник. м. 2007 стр.197-228.

2. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. Р-н-Д 2008 стр. 110-134.

3. Фролов С.С. Общая социология. Учебник. М. 2008. стр.74-86..

 

Занятие 14. Девиантное поведение и социальный контроль.

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Понятие девиантного поведения. Социологический подход к феномену социального поведения. Человеческое поведение как феномен наивысшей сложности.Девиантное поведение как вид социального поведения.Девиантное поведение как поступок, действия человека и как социальное явление. Особенности девиантного поведения (не соответствие социальным нормам, негативная оценка окружающих, нанесение ущерба личности и окружающим, стойко повторяющееся и др.). Структура девиантного поведения, основные параметры девиантного поведения – протяжённость по времени, уровень мотивации, степень осознанности, ситуативность).

2. Теории девиантного поведения. Антропологические и психологические теории девиантного поведения. Социологические теории девиантного поведения: теория аномии, теория культурного переноса, теория конфликта, теория стигматизации.

3. Социальный контроль. Понятие и функции социального контроля. Социальный контроль как важнейший социальный механизм. Социальный контроль как совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм. Нормативная и институциональная стороны социального контроля. Важнейшие социальные функции социального контроля: регулятивная, охранительная, стабилизирующая.Виды социального контроля: с оциальный контроль на уровне первичных социальных групп и на уровне больших социальных групп.Формальный и неформальный социальный контроль. По форме осуществления – общий и детальный социальный контроль. Санкции позитивные и негативные, формальные и неформальные. Методы контроля – мягкие и жёсткие, прямые и косвенные. Самоконтроль как вид социального контроля. Особое место права в системе социального контроля. Система многостороннего социального контроля в современном обществе по П.Бергеру: политико-юридическая система, общественная мораль, обычаи и нравы, профессиональная система, круг общения, семья и частная жизнь как круги социального контроля. Право как метарегулятор социальной жизни.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие параметры и характеристики включает социологический подход к девиантному поведению?
  2. Какие выделяются виды социального поведения?
  3. Какие особенности характеризуют девиантное поведение?
  4. Какие социальные факторы обусловливают девиантное поведение?
  5. Почему социальные кризисы провоцируют появление многообразных видов девиантного поведения?
  6. В чём заключается сущность социального контроля?
  7. Какие социальные функции выполняет социальный контроль?
  8. Какие виды социального контроля существовали в обществе в процессе его исторического развития?
  9. В чём различие между формальным и неформальным видами контроля?
  10. От чего зависит применение санкций?
  11. Какое место занимает самоконтроль (внутренний контроль) в системе социального контроля?
  12. Какие круги социального контроля выделяет в современном обществе П.Бергер?
  13. Какие контролирующие инстанции существуют в современном обществе?
  14. Почему право можно считать метарегулятором социальной жизни?

Основные понятия: социальное поведение, социальная адаптация, девиантное поведение, структура и параметры девиантного поведения, типы семейного воспитания, теория культурного переноса, теория стигматизации, теория аномии. социальный контроль, социальные функции контроля, формальный и неформальный контроль, санкции социального контроля, общекультурные формы социального контроля, право как метарегулятор социальной системы.

Литература:

1. Степанов О.В., Самыгин П.С. Социология права. Учебное пособие. Р-н-Д., 2006.

2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Учебное пособие для вузов. Минск. 2004.

3. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для вузов. Р-н-Д., 2009.

4. Змановская Е.В. Девиантология. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. М., 2006.

5. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Учебное пособие. Р-н-Д., 2004.

6. Ушакова Е.А. Суицидальные риски. // СОЦИС. 2008.№2.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.005 с.)