ТОП 10:

Занятие 3. Социальные институты современного общества.



Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Социальный институт семьи.Историческое развитие семьи. Возникновение институтов брака, развода, наследования. Семья как механизм непрерывного воспроизводства общества, преемственности поколений, воспитания. Приписанный статус ребёнка, законно рождённого в семье. Семья как разновидность первичных социальных групп, обеспечение социализации, чувство безопасности. потребность в эмоциональном сопереживании. Роль семьи в социализации индивидов, в аккумуляции и передаче от поколения к поколению основы социальной структуры общества. Семья как посредник между индивидом и обществом. Функции семьи в современном урбанизированном обществе, возможности мобильности членов семьи, разрыв семейных связей, разнообразие жизненных устремлений членов семьи. Значение патриархальной трёхуровневой семьи. Социальная уязвимость современной нуклеарной семьи. Проблемы современной семьи. Кризис института семьи в современном обществе.

2. Социальный институт образования.Институт образования в обществе, его функционирование и развитие, связи образования с другими институтами. Институт образования как социальная система, сферы образования, уровни, звенья образования. Роль образования в воспитании и социализации индивидов. Функции института образования: экономическая, социальная, культурная. Субъекты образования, социальные общности в сфере образования. Проблемы современного функционирования института образования. Модернизация института образования. Вхождение России в общеевропейское образовательное пространство.

3. Социальный институт религии.Религия как система верований, разделяемых группами людей, исполняющих определённые ритуалы, воплощающие представления о священном, сверхъестественном. Религия как общемировой социальный институт, включающий тысячи форм религиозных верований. Религия как социальный институт – система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного. Виды религий – вера в сверхъестественное, анимизм, теизм, абстрактный идеал. Социальные функции религии – поддержание целостности социальной системы, ценностно-регулятивная функция, воспитательная. Религиозное возрождение в современной России, развитие института религии в демократическом обществе.

Вопросы для обсуждения:

1.Общество как социальная система.

2. Социальный институт и его признаки.

3. Институциональная система современного общества.

4. Функции и дисфункции социальных институтов.

5. Институт семьи и причины его кризиса.

6. Социальный институт образования и его роль в современном обществе.

7. Социальные функции института религии.

 

Основные понятия: общество, социальная система,социальный институт, типология социальных институтов, главные и неглавные социальные институты, функции и дисфункции социального института, семья как социальный институт, образование как социальный институт, религия как социальный институт.

Литература:

1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник. Р-н-Д. 2008 стр.249-259.

2. Павленок П.Д. Социология. Учебник. М. 2002 стр. 301-322, 593-612, 704-720.

3. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М.2003.

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М.2006. стр. 150-160, 160-170.

 

Занятие 4. Место России в мировом сообществе.

Часа.

План и основное содержание занятия:

1. Россия в современном мире. Затраты на НИОКР в начале 21века в ряде стран мира: США – 280 млрд. дол, Россия – 4 млрд. дол. Богатство России – народонаселение, территория, многочисленность этносов России, наличие крупнейших городов. Богатейшие природные ресурсы – гидроэнергетический потенциал, площади земельного фонда, площадь пашни, размеры ресурсов пресных вод, размеры площадей лесов. Огромное культурное наследие России. Социальные и экономические проблемы развития рыночной экономики в России.

2. Основные проблемы социальной трансформации России.Основные цели социальной трансформации России: рыночная экономика, правовое государство, гражданское общество. Группы узловых проблем – эффективное использование природных, материальных и интеллектуальных ресурсов страны; недостаточная развитость инфраструктуры; развитие человека как центральная проблема социального развития; возрождение и развитие культуры , прежде всего её ценностно-нормативного слоя.

3. Будущее России.Развитие страны в русле основных тенденций мирового развития: тенденция информатизации, глобализация - в политической, военной, культурной, информационной сферах.Демографические проблемы народонаселения. Проблемы разрушения природной среды. Демократизация в противовес авторитарным тенденциям. Направления деятельности: создание оазисов рациональности, стимулирование развития рациональных отраслей культуры, пропаганда государственной рациональной идеологии.

Вопросы для обсуждения:

1.Мировое сообщество в 20 веке.

2. Глобализация как тенденция мирового развития.

3. Позитивные и негативные последствия глобализации.

4. Теория мировой системы И.Валлерстайна.

5. Место России в мировом сообществе.

6. Основные цели социальной трансформации России.

7. Основные проблемы динамичного развития России в русле мировых тенденций.

 

Основные понятия: мировое сообщество, мировая система, глобализация, понятие стран ядра, полупериферии и периферии, место России в мировом сообществе.

Литература:

1.Девятова С.В., Купцов В.И. Россия в современном мире. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ. №6. 2007.

2. Социология. Основы общей теории. Учебник. Под ред. Г.В.Осипова. М. 2003 стр. 703-713.

3. Горелов А.А. Социология. Учебник. М. 2006. Стр.464-471.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.118.253 (0.004 с.)