Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъективистская парадигма в русской социологии
Субъективный метод и его сущность. (1860-1920) Это специфическое российское социологическое направление. основной инструмент – субъективный метод. Предмет изучения – приносимый человеком и обществом субъективный эл-т. Предмет изучения – личность, её помыслы и устремления. Именно это оказывает ключевое влияние на деят-ть чел-а. Метод включает принцип сопереживания социолога исследуемому объекту. Изучаются не сами предметы, а представления и понятия о них самих учёных, сами предметы социолог воспринимать не может. Субъективное и объективное – это только категории мышления, кот. по-разному отражают способы восприятия объектов. Социологи находят только то, что ищут. Исследователь сам отбирает нужнее для него факты на основе имеющегося жизненного и научного опыта и нравственного уровня. Наблюдающий и познающий субъект ставит себя на место наблюдаемого и познаваемого объекта. Субъективный метод – это такой способ познания, при кот. мыслящий субъект сливается с мыслящим объектом, в результате чего достигается истина. Лавров П. Л. С. – наука, кот изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности и стремится открыть её законы. Попытка понять формы солидарности и процесс изменения этих форм. С. – учение о формах солидарности, об условиях ослабления или скрепления солид. Солидарность – сознание, что личный интерес чел-ка совпадает с интересом общественным (общность привычек, интересов, убеждений). Теорет. задача С. – понять формы содлидарности. Практ. задача С. – осуществить солидарность в практике общественного развития. Проблемы изучения солидарности: 1) где, когда и при каких условиях возникает солид., 2) основные виды солидарности и порядок смены этих видов, 3) наиболее важный вид солидарности, 4) факторы, вызывающие солидарность, 5) мех-м смены солидарности в ист. процессе. Солидарность возникает до появления чел-а (проявляется у животных, пчёл). На возникновение её оказывает влияние физические и космические условия (климат, почва), анатомические свойства. 3 вида солидарности: 1) бессознательная (привычка), 2) общего аффективного настроения (сходство интересов), 3) историческая или сознательная (единство убеждений). Каждый вид развивается на основе предыдущего. Самая важная форма – сознательная солид. Возникает на основе критической мысли, носитель – интеллигенция (крит. мыслящие личности). В основе смены солидарности – потребности людей. Потребности есть основные (питание, потр. общения, половая, уход за детьми) и временные.
Наиболее главные потребности: 1) питание, 3) безопасность, 3) общение. Они образуют солидарность. Закон ритмического развития исторического процесса (периоды): 1) установл. и укреплен. определённых форм культуры, 2) разрушение и изменение этих форм. Закон колебания кривой индивидуализма: в истории действуют две тенденции – солидарность и индивидуализм. Индив-м проявляется в переходные эпохи, как стремление разрушить старую культуру. оптимально гармоничное сочетание солид. и индив-ма. Критерий соц. прогресса (формула): развитие личности в физическом, духовном и нравственном отношении. Михайловский Н. К. Борьба за индивидуализм - гл. закон общества. Индивидуальность – онтологическое целое, обособленная единица материи. Гл. форма индив-ти – личность, кот ведёт борьбу в групповым диктатом, гр. стандартами, предрассудками и с разделением труда. Общественные идивидуальности – семья, классы, партии, институты, проф. группы. Виды общ. инд-ти ведут борьбу между собой и с личностью. Стремление унифицировать личность. Борьба за индивидуальность проходит 2 состояния: поростую и сложную кооперацию. Кооперация – определённый тип связи между личностью и общством. Простая кооп. сущ-ет в первобытных обществах и в эпоху варварства. Одинаковые интересы, развита солид. и взаимопомощь, единство целей, общ. и ндивид. сознание слиты. Сложная кооп. возникла при капитализме. Гр. дифферен., разделение труда, цеховая корпоративность, раскол сознания, деление людей «свои-чужие». Чел. индив-ть подавлена, репрессирована, нет целостности личности, есть роли, предрассудки, идеологии. эта кооп. патологическая. Задача С. обеспечит возникновение простой кооп. – сяастье и благополучие личности. Теория прогресса. Прогресс это: 1) постепенное приближение к целостности, к разделению труда между органами и недопустимости разделения труда между людьми,
2) это борьба за индивидуальность, 3) последовательная смена форм кооперации или 3х этапов борьбы за инд-ть в истории. Этапы: 1. объективно-антропологический (простая кооперация) 2. эксцентрический (сложная кооперация) 3. субъективно-антропологический (2я разновидность простой кооперации) 4) это смена 3х исторических напластовываний в ходе развития кооперации. «Герои и толпа» Выдающиеся личности объединяют вокруг себя людей, тёмную массу. герои разрушают старое общество, посредством объединения и распространения народа. Масса находится в хроническом ожидании героя. Герой – причина возникновения толпы. Толпа – патологическое состояние общества. В основе толпы механизм подражания. Подражание – общая регрессия общества. Толпа – продукт сложной кооперации. В ходе подавления индивидуальности возникает механизм подавления. Герои могут использовать толпу для достижения негативных целей.
Развитие социологии в России. (60-70е годы 19 века, возникла и сформировалась в недрах журналистики) Предпосылки. Идейно-теоретические. 1. русское вольтерианство (критика общ.строя, приклонение перед разумом) - западничество 2. новая нац идеология (Татищев, Щербатов, Ломоносов, Державин) – славянофильство 3. русское масонство (религиозно-философская мысль) Соц. мысль подражала Западу, синтез науки и религии, невостребованность идей политиками. Социально-исторические. Буржуазные реформы 60-70гг 19в., в результате кот. Россия стала на капиталистический путь развития. Усложнение структуры общества, появление новых профессий, социальной мобильности, ломке старых стандартов. Интерес к социальным проблемам. Появилась потребность в научном объяснении.
Этапы становления и развития. 1) синтетический 60-70гг (натурализм и позитивизм, эволюционизм, реализм, детерменизм, ср-истор. метод, редукционализм-от простого к сложному, соц. анализ: индивид, взаимодействие индив., групповое сознание) 2) аналитический 80-90гг (антипозитивизм, ценностные теории общества, критика эволюционизма, защита циклич. изменений, номинализм, индетерменизм, нормативизм, поиск специф-соц., метод понимания, соц. анализ: индивид-норма-культура, субъективная мотивация) 3) неопозитивизм нач. 20в (сцеинтическая парадигма, как наука о поведении людей в обществе, умеренный эволюционизм и соц.изменения, синтез реализма и номинализма, эмпирическое обоснование, функционализм, соц. анализ: соц.взаимодействие, поведение стимул-реакция)
Институализация социологии. Это процесс интеграции социологии в общество, официальное оформление науки, как системы знаний. 3 уровня институализации: 1. динамика научных публикаций и статус социологии в массовом сознании (рост количества публикаций с 140 в 60-70гг до 380 в 90гг, выход 4 сборников «Новая идея в социологии») Все известные западноевропейские и американские авторы (Конт, Уорд, Гиддингс, Гумплович, Спенсер, Теннис, Зиммель, Вебер, Дюркгейм) переведены на русский язык и прокомментированы. Издательская деятельность. Периодические издания, в которых сотрудничали отечественные социологи ("Вестник Европы", "Современный мир", "Русское богатство", "Русская мысль" и др.), публиковали нерегулярно. Лишь "Вестник знания" и "Вестник психологии" имели постоянную рубрику "Социология".
2. социология в системе образования (преподавание началось с 70-80гг, спецкурсы, учебные пособия, в 1901 г. в Париже первая Русская школа общественных наук, 1908 – Частный психико-невралогический институт, где была создана первая кафедра социологии, возглавляли Ковалевский и Де-Роберти, 1912 социологическая секция при историческом обществе С-П университета) Ряд западных социологов уже с середины 80-х годов заявил о необходимости создания университетской кафедры и даже особого социологического факультета. Первым был Е. Де Грееф, который в "Введении в социологию" (1886 г.) доказывал эту необходимость. Через два года он возглавил кафедру социологии в Новом брюссельском университете и привлек к работе на ней и русских - М. Ковалевского, Е. Де Роберти, К. Тахтарева. Русская социологическая школа в Париже. Главные систематические курсы были посвящены философским и методологическим основам естественных и общественных наук (Е. Де Роберти), истории социологии (Н. Кареев, М. Ковалевский), междисциплинарным отношениям социологии и других наук (Г. Тард). Одновременно читалось большое количество небольших спецкурсов и отдельных лекций по истории хозяйства, семьи, права, искусства, морали и религии с социологической точки зрения (В. Чернов, Н. Кареев, П. Милюков, А. Исаев, М. Туган-Барановский, П. Струве и другие). Проводились практические занятия. 3. социология в системе специализированных научных организаций (1916 русское социологическое общество им. Ковалевского). Публицистика: Чернышевский «Что делать?» (примат индивида, а не общества) и Достоевский «Братья Карамазовы» (критика нигилистов и атеистов).
Пионеры русской социологии. Майков В. Н. Говорил о необходимости создания отечественной социологии (статья «общественные науки в России»), приверженец научного реализма. Ватсон Э. К. разрабатывал 3 темы: 1) анализ взглядов Конта и Милля («О.Конт и позитивистская философия») критика религиозного подхода Конта, 2) положение зап-евр. рабочего класса (сторонник улучшения мат. положения этого класса), 3) роль великих людей в истории (деятельность Цезаря, Петра1, выдающиеся люди не творцы, а творения своего времени, их действия есть следствия соц. прогресса). Лавров П. Л. Лидер рев-дем движения. Защищал социология, как науку открывающую законы общ. жизни. Высоко оценивал Конта, и дополнял его идеи субъективистским методом. Анализировал творчество Маркса, Спенсера, Милля. Оценивал сильные и слабые стороны зап. социологии. Основоположник направления – субъективистская школа.
В 1920 и 1926гг. в СССР были проведены переписи населения, к-ые дали интересную соц статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т. д. Важное значение имел выход в свет ж-ла «Статистика труда» и др аналогичных изданий по статистике, в к-х содержался большой фактический материал об изменениях в соц структуре общ-ва. В 20-30 гг. проводились также социально-эк-ие и социально-этнограф исследования. Была выявлена роль соц ф-ра в производственной деятельности чела. Эти иссле-ия получили м/народ признание. Однако формирование авторитарного режима отрицательно сказалось на С. В 1922 г. многие авторы высылаются за рубеж (Сорокин, Струве, Бердяев, Булгаков), в 1924 г. запрещают преподавание С. в вузах, в 1936 г. социология названа лженаукой, с тех пор понятия и теории социологии рассматрив-ся только на фил-ком ур-не. Социологич м-ды конкр иссл-ия изъяты из обращения. На изучение явлений, процессов соц жизни наложен строжайший запрет. Причины – несовместимость с диктатурой. Н-р, официальные показатели вала свидетельствовали о росте, соц же показатели говорили об обратном. Хотя кое-какие исследования проводились, они не использовались открыто, а доводились до директивных органов, результаты этих обследований использовались для выработки внутренней политики режима. Перерыв в р-ии социологической мысли в СССР продолжался до к 50-х - н 60-х гг. С началом «хрущёвской оттепели» происходит возрождение СИ. Парадокс: СИ существуют, а социология как наука – нет. Поэтому ввели следующие опр-ие социологии – наука, занимающаяся конкретными СИ. В это же время в нашу страну приглашаются зап социологи (Мертон). Появляются работы наших (Ядов, Грушин. Выход в свет 2-хтомника «Социология в СССР» Осипова), в 1962 официально учреждена Советская социологич ассоциация. Значит часть соц инф-ии осталась в архивах – проблема экологии, отчуждение труда, р-ие националистических тенденций и т. д. 1969 г. – институт СИ АН СССР. Затем при отраслевых и промышленных министерствах, на крупных предприятиях, стройках, во многих вузах стали работать социологич службы. В университетах введены спецкурсы по прикладной социологии. Первые учеб пособия для студентов: Осипов «Теория и практика СИ в СССР», коллективные труды «Рабочая книга социолога» и др. С 1974 г. выходит ж-л «СИ», гл редактор Харчев.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.017 с.) |