Субъективистская парадигма в русской социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективистская парадигма в русской социологии



Субъективный метод и его сущность. (1860-1920)

Это специфическое российское социологическое направление. основной инструмент – субъективный метод. Предмет изучения – приносимый человеком и обществом субъективный эл-т. Предмет изучения – личность, её помыслы и устремления. Именно это оказывает ключевое влияние на деят-ть чел-а. Метод включает принцип сопереживания социолога исследуемому объекту. Изучаются не сами предметы, а представления и понятия о них самих учёных, сами предметы социолог воспринимать не может. Субъективное и объективное – это только категории мышления, кот. по-разному отражают способы восприятия объектов. Социологи находят только то, что ищут. Исследователь сам отбирает нужнее для него факты на основе имеющегося жизненного и научного опыта и нравственного уровня. Наблюдающий и познающий субъект ставит себя на место наблюдаемого и познаваемого объекта. Субъективный метод – это такой способ познания, при кот. мыслящий субъект сливается с мыслящим объектом, в результате чего достигается истина.

Лавров П. Л.

С. – наука, кот изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности и стремится открыть её законы. Попытка понять формы солидарности и процесс изменения этих форм. С. – учение о формах солидарности, об условиях ослабления или скрепления солид. Солидарность – сознание, что личный интерес чел-ка совпадает с интересом общественным (общность привычек, интересов, убеждений). Теорет. задача С. – понять формы содлидарности. Практ. задача С. – осуществить солидарность в практике общественного развития. Проблемы изучения солидарности: 1) где, когда и при каких условиях возникает солид., 2) основные виды солидарности и порядок смены этих видов, 3) наиболее важный вид солидарности, 4) факторы, вызывающие солидарность, 5) мех-м смены солидарности в ист. процессе. Солидарность возникает до появления чел-а (проявляется у животных, пчёл). На возникновение её оказывает влияние физические и космические условия (климат, почва), анатомические свойства. 3 вида солидарности:

1) бессознательная (привычка),

2) общего аффективного настроения (сходство интересов),

3) историческая или сознательная (единство убеждений).

Каждый вид развивается на основе предыдущего. Самая важная форма – сознательная солид. Возникает на основе критической мысли, носитель – интеллигенция (крит. мыслящие личности). В основе смены солидарности – потребности людей. Потребности есть основные (питание, потр. общения, половая, уход за детьми) и временные.

Наиболее главные потребности: 1) питание, 3) безопасность, 3) общение.

Они образуют солидарность.

Закон ритмического развития исторического процесса (периоды): 1) установл. и укреплен. определённых форм культуры, 2) разрушение и изменение этих форм.

Закон колебания кривой индивидуализма: в истории действуют две тенденции – солидарность и индивидуализм. Индив-м проявляется в переходные эпохи, как стремление разрушить старую культуру. оптимально гармоничное сочетание солид. и индив-ма. Критерий соц. прогресса (формула): развитие личности в физическом, духовном и нравственном отношении.

Михайловский Н. К.

Борьба за индивидуализм - гл. закон общества. Индивидуальность – онтологическое целое, обособленная единица материи. Гл. форма индив-ти – личность, кот ведёт борьбу в групповым диктатом, гр. стандартами, предрассудками и с разделением труда. Общественные идивидуальности – семья, классы, партии, институты, проф. группы. Виды общ. инд-ти ведут борьбу между собой и с личностью. Стремление унифицировать личность. Борьба за индивидуальность проходит 2 состояния: поростую и сложную кооперацию. Кооперация – определённый тип связи между личностью и общством. Простая кооп. сущ-ет в первобытных обществах и в эпоху варварства. Одинаковые интересы, развита солид. и взаимопомощь, единство целей, общ. и ндивид. сознание слиты. Сложная кооп. возникла при капитализме. Гр. дифферен., разделение труда, цеховая корпоративность, раскол сознания, деление людей «свои-чужие». Чел. индив-ть подавлена, репрессирована, нет целостности личности, есть роли, предрассудки, идеологии. эта кооп. патологическая. Задача С. обеспечит возникновение простой кооп. – сяастье и благополучие личности.

Теория прогресса. Прогресс это:

1) постепенное приближение к целостности, к разделению труда между органами и недопустимости разделения труда между людьми,

2) это борьба за индивидуальность,

3) последовательная смена форм кооперации или 3х этапов борьбы за инд-ть в истории. Этапы:

1. объективно-антропологический (простая кооперация)

2. эксцентрический (сложная кооперация)

3. субъективно-антропологический (2я разновидность простой кооперации)

4) это смена 3х исторических напластовываний в ходе развития кооперации.

«Герои и толпа»

Выдающиеся личности объединяют вокруг себя людей, тёмную массу. герои разрушают старое общество, посредством объединения и распространения народа. Масса находится в хроническом ожидании героя. Герой – причина возникновения толпы. Толпа – патологическое состояние общества. В основе толпы механизм подражания. Подражание – общая регрессия общества. Толпа – продукт сложной кооперации. В ходе подавления индивидуальности возникает механизм подавления. Герои могут использовать толпу для достижения негативных целей.

 

 

Развитие социологии в России. (60-70е годы 19 века, возникла и сформировалась в недрах журналистики)

Предпосылки. Идейно-теоретические.

1. русское вольтерианство (критика общ.строя, приклонение перед разумом) - западничество

2. новая нац идеология (Татищев, Щербатов, Ломоносов, Державин) – славянофильство

3. русское масонство (религиозно-философская мысль)

Соц. мысль подражала Западу, синтез науки и религии, невостребованность идей политиками.

Социально-исторические. Буржуазные реформы 60-70гг 19в., в результате кот. Россия стала на капиталистический путь развития. Усложнение структуры общества, появление новых профессий, социальной мобильности, ломке старых стандартов. Интерес к социальным проблемам. Появилась потребность в научном объяснении.

 

Этапы становления и развития.

1) синтетический 60-70гг (натурализм и позитивизм, эволюционизм, реализм, детерменизм, ср-истор. метод, редукционализм-от простого к сложному, соц. анализ: индивид, взаимодействие индив., групповое сознание)

2) аналитический 80-90гг (антипозитивизм, ценностные теории общества, критика эволюционизма, защита циклич. изменений, номинализм, индетерменизм, нормативизм, поиск специф-соц., метод понимания, соц. анализ: индивид-норма-культура, субъективная мотивация)

3) неопозитивизм нач. 20в (сцеинтическая парадигма, как наука о поведении людей в обществе, умеренный эволюционизм и соц.изменения, синтез реализма и номинализма, эмпирическое обоснование, функционализм, соц. анализ: соц.взаимодействие, поведение стимул-реакция)

 

Институализация социологии.

Это процесс интеграции социологии в общество, официальное оформление науки, как системы знаний.

3 уровня институализации:

1. динамика научных публикаций и статус социологии в массовом сознании (рост количества публикаций с 140 в 60-70гг до 380 в 90гг, выход 4 сборников «Новая идея в социологии») Все известные западноевропейские и американские авторы (Конт, Уорд, Гиддингс, Гумплович, Спенсер, Теннис, Зиммель, Вебер, Дюркгейм) переведены на русский язык и прокомментированы.

Издательская деятельность. Периодические издания, в которых сотрудничали отечественные социологи ("Вестник Европы", "Современный мир", "Русское богатство", "Русская мысль" и др.), публиковали нерегулярно. Лишь "Вестник знания" и "Вестник психологии" имели постоянную рубрику "Социология".

2. социология в системе образования (преподавание началось с 70-80гг, спецкурсы, учебные пособия, в 1901 г. в Париже первая Русская школа общественных наук, 1908 – Частный психико-невралогический институт, где была создана первая кафедра социологии, возглавляли Ковалевский и Де-Роберти, 1912 социологическая секция при историческом обществе С-П университета) Ряд западных социологов уже с середины 80-х годов заявил о необходимости создания университетской кафедры и даже особого социологического факультета. Первым был Е. Де Грееф, который в "Введении в социологию" (1886 г.) доказывал эту необходимость. Через два года он возглавил кафедру социологии в Новом брюссельском университете и привлек к работе на ней и русских - М. Ковалевского, Е. Де Роберти, К. Тахтарева.

Русская социологическая школа в Париже. Главные систематические курсы были посвящены философским и методологическим основам естественных и общественных наук (Е. Де Роберти), истории социологии (Н. Кареев, М. Ковалевский), междисциплинарным отношениям социологии и других наук (Г. Тард). Одновременно читалось большое количество небольших спецкурсов и отдельных лекций по истории хозяйства, семьи, права, искусства, морали и религии с социологической точки зрения (В. Чернов, Н. Кареев, П. Милюков, А. Исаев, М. Туган-Барановский, П. Струве и другие). Проводились практические занятия.

3. социология в системе специализированных научных организаций (1916 русское социологическое общество им. Ковалевского).

Публицистика: Чернышевский «Что делать?» (примат индивида, а не общества) и Достоевский «Братья Карамазовы» (критика нигилистов и атеистов).

 

Пионеры русской социологии.

Майков В. Н. Говорил о необходимости создания отечественной социологии (статья «общественные науки в России»), приверженец научного реализма.

Ватсон Э. К. разрабатывал 3 темы: 1) анализ взглядов Конта и Милля («О.Конт и позитивистская философия») критика религиозного подхода Конта, 2) положение зап-евр. рабочего класса (сторонник улучшения мат. положения этого класса), 3) роль великих людей в истории (деятельность Цезаря, Петра1, выдающиеся люди не творцы, а творения своего времени, их действия есть следствия соц. прогресса).

Лавров П. Л. Лидер рев-дем движения. Защищал социология, как науку открывающую законы общ. жизни. Высоко оценивал Конта, и дополнял его идеи субъективистским методом. Анализировал творчество Маркса, Спенсера, Милля. Оценивал сильные и слабые стороны зап. социологии. Основоположник направления – субъективистская школа.

Социологическая мысль России послеоктябрьского периода.

В 1920 и 1926гг. в СССР были проведены переписи населения, к-ые дали интересную соц статистику по проблемам классовой структуры страны, образования, культуры, науки и т. д. Важное значение имел выход в свет ж-ла «Статистика труда» и др аналогичных изданий по статистике, в к-х содержался большой фактический материал об изменениях в соц структуре общ-ва. В 20-30 гг. проводились также социально-эк-ие и социально-этнограф исследования. Была выявлена роль соц ф-ра в производственной деятельности чела. Эти иссле-ия получили м/народ признание.

Однако формирование авторитарного режима отрицательно сказалось на С. В 1922 г. многие авторы высылаются за рубеж (Сорокин, Струве, Бердяев, Булгаков), в 1924 г. запрещают преподавание С. в вузах, в 1936 г. социология названа лженаукой, с тех пор понятия и теории социологии рассматрив-ся только на фил-ком ур-не. Социологич м-ды конкр иссл-ия изъяты из обращения. На изучение явлений, процессов соц жизни наложен строжайший запрет. Причины – несовместимость с диктатурой. Н-р, официальные показатели вала свидетельствовали о росте, соц же показатели говорили об обратном. Хотя кое-какие исследования проводились, они не использовались открыто, а доводились до директивных органов, результаты этих обследований использовались для выработки внутренней политики режима.

Перерыв в р-ии социологической мысли в СССР продолжался до к 50-х - н 60-х гг. С началом «хрущёвской оттепели» происходит возрождение СИ. Парадокс: СИ существуют, а социология как наука – нет. Поэтому ввели следующие опр-ие социологии – наука, занимающаяся конкретными СИ. В это же время в нашу страну приглашаются зап социологи (Мертон). Появляются работы наших (Ядов, Грушин. Выход в свет 2-хтомника «Социология в СССР» Осипова), в 1962 официально учреждена Советская социологич ассоциация. Значит часть соц инф-ии осталась в архивах – проблема экологии, отчуждение труда, р-ие националистических тенденций и т. д. 1969 г. – институт СИ АН СССР. Затем при отраслевых и промышленных министерствах, на крупных предприятиях, стройках, во многих вузах стали работать социологич службы. В университетах введены спецкурсы по прикладной социологии. Первые учеб пособия для студентов: Осипов «Теория и практика СИ в СССР», коллективные труды «Рабочая книга социолога» и др. С 1974 г. выходит ж-л «СИ», гл редактор Харчев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.017 с.)