Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная социология в РоссииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социология в России — это часть общемировой социологии. В России уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки. В настоящее время в нашей стране уже около 300 кафедр, 50 факультетов и отделений социологии, около 10 журналов [см.: 256. С. 19]. Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время. Однако, будучи элементом российского общества, российская социология переживает ныне трудные времена. В нарушение юридических и моральных норм лица, не имеющие специального социологического образования, называют себя социологами, а проводимые на улицах, в магазинах опросы, к тому же не имеющие ни какого отношения к науке, объявляются социологическими. Но самое печальное заключается в том, что, не имея средств на проведение исследований и в целях выживания социологических организаций, социологи проводят исследования, в которых пытаются давать ответ в угоду заказчику. Коммерционализация науки ведет к компрометации, деградации науки. Однако не все обстоит так плохо. Социологами созданы серьезные научные труды, имеющие огромное научное и общественное значение, среди которых исследование социальных последствий проводимых реформ. Впервые созданы «Российская социологическая энциклопедия»; социологические словари; учебники и учебные пособия по различным отраслям социологического знания. Развитие социологии в значительной степени будет зависеть от политической и экономической ситуации, положения науки в обществе и кадровой и финансовой политики ее руководства. Социология П. А. Сорокина Истоки: Ковалевский, Де Роберти, Петрожицкий, доктрина народничества – Лавров и Михайловский. сначала Сорокин работал в русле бих-ма, затем разработал интегральную социологию, сочетающую позитивизм и ценностные теории общества. «Преступление и кара. Подвиг и награда» Вводит понятие соц. взаим. Задача С. – изучать совместную жизнь людей. Рассматривает мех-м соц. контроля. Выступает в роли стандартного поведения: 1) акты, дозволено должные, 2) акты, рекомендуемые – подвиг, 3) акты запрещённые – преступление. Стандарты поведения обеспечивают функц-е общества. Для укрепления солидарности используется система кар и наград. Вся жизнь складывается из «актов-реакций» и их взаимодействие есть мсуть ист. процесса. Модус – преобладание того или иного типа контроля. «Социология революции» (1925) На основе методолг. установок бих-ма. Революция – худший способ улучшения мат и дух условий жизни, т.к. она не социализировала, а биологизировала., сокращала базовые свободы, ухудшала экономич и культ. положение народа. Революция – патология. 3 фазы изменения поведения людей в условиях революции – 3 фазы революции: 1) лучезарная (радость от освобождения и надежда на предстоящие реформы, власть великодушия и гуманизма), 2) разрушительная (разрушение всего, общ. институтов, элиту, творческих личностей, если эта фаза не разрушает нацию, то начинается сл. этап), 3) конструктивная (построение нового порядка). 3 сценария развития революции в России: 1) вл. большевиков просуществует несколько лет, 2) вл. больш. ожидает падение, 3) восстановление и развитие капитализма. Основные причины революции – ущемление базовых потребностей людей. Революция сама создаёт угрозу для реализации этих потребностей. «Система социологии» Принципы объективной С.: 1) построение С. по типу Е. наук – методы исследования, С. должна изучать только акты поведения людей. 2) С. – опытная и точная наука, построенная на обобщениях и наблюдениях. 3) нормативно0оценочные утверждения не должны присутствовать в науке, 4) методологический плюрализм и системный подход, исходная ед. соц. анализа «социальное взаимодействие». Социальное взаимодействие – это родовой тип отношений в обществе. Стр-ра соц. взаим. – взаимосвязь 3х элементов: индивиды (2 и больше), акт взаимодействия, проводники взаимодействия (материальные и символические). Осуществляется, благодаря схеме «стимул - реакция». 5) С. – это наука об обществе и его закономерностях + С. – наука о поведении людей. Структура С.: 1 раздел - соц. механика(структуру), 2 раздел – соц. генетика (происхождение), 3 раздел – соц. аналитика (соц. поведение и взаимодействие),4 раздел – соц. политика. «Социальная мобильность» Анализ внутригрупповых взаимоотношений. Стратификация – диф-ция населения в иерархическом ранге. Неравенство необходимо для сохранения общества в динам. равновесии. Причины стратиф: 1) совместная жизнь требует расслоения на управляющих и управляемых, 2) окр. среда объективно ставит индив. в неравное положение, 3) внутренние, биопсих. различия людей. Соц. нер-во вечно. Стратиф. сущ-ет в любом общ-ве. Вводит понятие «соц. статус» - совокупность прав и обязанностей, правил и ответственности, власти, благосостояния и образования. Разница в статусах определяет соц. стратификацию людей по 3 осям: экономич, политической, профессиональной. Внутри страты и между стратами сущ-ет перемещение. – соц. мобольность. 2 вида мобильности: горизонтальная и вертикальная, Принципы соц. мобильности: 1) нет постоянного направления в сторону усиления или ослабления. 2) нет абсолютно закрытых обществ. 3) интенсивность и всеобщность варьируется в разные периоды 1 общ-ва. 4) нет свободной соц. мобильность, сущ-ют фильтры. 5) интенсивность и всеобщность изменяется в разных обществах. Соц революция – это взрыв, выравнивающий положение в стратах. «Социальная и культурная динамика» Соединение социологии, культурологи и психологии. Осн идея – система норм и ценностей (культура) является детерминантой всех общественных явлений. Гл. фактор развития общ-ва – культура. Соц. взаимодействие – это поведение людей, которое ориентировано на реакцию др. людей. Причины вст. во взаимодействие: согласно потребностям (функциональные взаимодействия и эмоциональные). Факторы взаимодействия: 1) бессознательные факторы, 2) биосознательные факторы, 3) сознательные факторы – играют гл. роль в соц. взаимодействии. Общ-во продуцирует соц. нормы и ценности. Любое общ-во можно понять через культуру. Культурные ценности формируются под воздействием двойственной природы человека: мыслящего и чувствующего. Культура – это динамически развивающаяся система всего того, что создаётся или модифицируется людьми. Разум проникает в культуру, придаёт ей смысл и значение. 2 основных типа культуры: 1) чувственная (сенситивная), 2) умозрительная (рассудочная). Сущ-ют смешанные типы культуры. Среди них выделяется идеалистический тип.Признаки умозрительной культур: 1) реальность духовна, нематериальна, вечна, неизменна, 2) потребности и цели духовны, 3) освобождение личности от чувственных соблазнов, 3) истина постигается посредством внутреннего опыта, 4) идея добра коренится в дух. ценностях.Признаки чувственной культуры: 1) реальность материальна, доступна, 2) потребности и цели чувственные, плотские, 3) для удовлетвор. потребностей используется внешнее окружение, 4) истина в чувственном опыте, 5) добро в мат. ценностях.Признаки Идеалистической культуры: 1) реальность и мат и дух, 2) потребности и чувств и духовн.Развитие культурной системы происходит циклично. Она достигает вершины развития, затем наступает упадок и кризис и смена другим типом культуры. Происходит социокультурная флуктуация – переход к другому типу культуры. Развитие общ-ва – это непрерывная флуктуация от чувств. к умозрит с короткими периодами баланса – идеалистич. культура. Слвр культура – чувств культура, находится в кризисе и упадке.Социология Кареева Н. И. Работы «Основные вопросы философии истории», «Сущность исторического прогресса и роль личности в истории». Этико-психологическое направление. Направления творчества: 1. разработка субъективного метода. Метод связан с этической оценкой исследователем общественных явлений. Признание субъективной стороны общественной жизни. 2. разработка методологии. Анализ сравнительно-исторического метода. Изучение частных факторов, а затем выделение из них общих закономерностей путём обобщения. СИМ – метод социологической индукции. Даёт возможность установить каузальные законы. 3. определение предмета социологии. С. – это общая абстрактная наука о природе и генезисе общества. Её цель – открыть законы общ жизни. Реальный объект – это индивиды, личность, но не классы. С. изучает виды взаимодействия людей. 4. теория соц. прогресса. В основе теории этическая оценка прогресса. 5 частных аспектов прогресса: 1) умственный,2)нравственный, 3)политический, 4)юридический, 5)экономический. 5 этапов: 1)первобытное общ-во, 2)деспотичное, 3)общ-во, ослаблён. качествами предыдущео этапа, 4)общество с правовым регулированием и гр самосознанием, 5)идеальное общество.
Неопозитивизм. Представители: Сорокин, Звоницкая, Тахтарёв. По-новому поставили вопрос о предмете социологии. Гл. задача – разложение общ мира на составные эл-ты и поиск главного эл-та.. Объектом выступает социальное поведение личности, связи, взаимодействия, отношения между людьми. Изучение соц. поведения и связи между ними (функционализм). Подвергли критике СИМ, и рассматривали С. как точную науку, использующую эмпирические методы. Социология – естественная наука и должна использовать похожие методы. Большое внимание уделяло статистическим методам и методам Е. наук. Получил распространение бихевиоризм. Б. – этотеорет-методологическое направление в социологии, кот. ориентирует рассматривать социальное поведение индивида по форме «стимул-реакция». Б. рассматривал социальное поведение как психофизич. механизм, реагирующий на факторы внешней среды. Игнорируется область сознания. Теория социального обмена. ТСО сформировалась в 50-60е гг 20 века в США в критике СФА. Стремились учесть динамические аспекты общ-ва и учесть личностные аспекты. Центр внимания – анализ отношений между акторами. Люди вступают во взаимодействия для удовлетворения своих потребностей – обмен мат. и дух. ценностями. Хоманс Дж. «Человеческая группа», «Социальное поведение, его элементарные формы». Главная ед. анализа – соц. поведение индивидов, контакты между ними. Опирался на пр. псих. бих-ма. Социальное поведение как обмен. Процессы обмена объяснимы с помощью сл. положений: 1) полож. успеха (чем чаще повед вознагражд, тем чаще повторяется), 2) пол. стимула (при успешном стимуле повторится действие), 3) пол. ценности (чем больше ценен рез-т, тем больше стремятся действовать), 4) пол. насыщения-голода (чем чаще получ. особое вознагражд, тем ценнее рез-т), 5) пол. агрессии-одобрения (если чел-к не получает вознагр, то он станов. агрессивным). Переносит признаки взаимодействие между людьми на общество в целом. Обмен – это условие стабильного, устойчивого общества и его стр-ры. Блау П. «Динамика бюрократии», «Обмен и власть в социальной жизни». Объяснил как происходит обмен на уровне соц. организаций и власти. Обмен – это специфический тип ассоциации, который включает действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и кот. прекращаются без вознаграждений. Обмен происходит только там, где вознаграждения ожидаются и получаются. Особое внимание уделяет изучению власти. Власть – частный случай соц. обмена, когда один из участников обладает монопольным правом на вознаграждение. Самый ценный вид вознаграждения – это уступки. Тот, кто уступает – тот всегда зависим. Система обмена может находится как в состоянии равновесия, так и в состоянии конфликта. Конфликт возникает тогда, когда не получают желаемого вознаграждения и когда сущ-ет несправедливость наказания. Гр. начинает сопротивляться негативному обмену – возникает конфликтность. Хаар-ки обменного процесса: 1) наличие целей обмена, 2) наличие ресурсов – вознагр., 3) контроль над ситуацией обмена, 4) заинтересованность в обмене обеих сторон. Закономерности обмена: 1) чем большим кол-м возн. обмениваются, тем вероятнее сл. обмен, 2) чес чаще нарушаются взаимные обязат, тем меньше власти у конкр. института, контрол. обмен, 3) чем стабильнее обмен у 2х, тем меньше у них обмена с другими. 4 типа ресурсов: деньги, социальное одобрение, социальное уважение, уступки.Эмеджентность – это целостность общества. Св-ва эмерджентности: 1) кол-во эл-в (групп), 2) соц. отношения, 3) различия эл-в, 4) культ. ценности и нормы.Диффузность – характер социального обмена, кот. является добровольным и инициативным. Чикагская социологическая школа Основные этапы развития:1. подготовительный (1892 - 1915). Деятельность Смола, Винсента, Хендерсона и Томаса. Томасом был основан перв. соц-ий журнал. 1895 – Ам. соц. общ-во – институциализация С. в Америке. Проблемы миграции (Томас и Знанецкий)2. основной. Теорет. исследования Парка и эмпир. Берджиса. Написание учебника по С.3. кризис. (кон. 30х гг 20 века) Институал. перешла к Гарв. и Колумб. университ. Осн. причины: уход лидера – Парка, разногласии относительно методов исследования, отсутствие заказа на исследования. Использовали различные методы, на первых этапах кейс-стади и истории жизни. На втором этапе был разработан новый метод – включённое наблюдение. Главной своей практической задачей школа с момента создания поставила научное обеспечение решений, принимаемых местными органами власти. Основные проблемы: девиантное и маргинальное поведение, процессы формирования общ. мнения в условиях урбанизацииОтличительные черты тв-ва – органичное соединение теорит. обобщений и эмпир. исследований, соединение различных подходов и методов. Особенности: 1) развитие соц. деят-ти, практическое решение соц. проблем, 2) работа Томаса и Знанецкого, 3) соц-экологическая теория Парка и Берджеса. Появление жанра – социологические работы. У. Томас, Ф. Знанецкий «Польский крестьянин в Европе и Америке». Изучение процессов миграции и соц. адаптации. Применялся метод анализ док-в (письма, дневники, вавтобиографии). Томас сформулировал концепцию соц. ситуации: 1) объективные условия, заложенные в соц. теориях и ценностях, 2) установка индивида и соц. гр, 3) формулирование существа ситуации действующем индивидом. Исследовали смену соц. установок. Конфл. возникают в случае несоответствия индивидуальных и групповых установок. Вывели типологию личностей с т. зр. мех-мов соц. адаптации (мещанский, богемный, творческий). Парк Р. Ввёл понятие соц. дистанции, как показатель степени близости или отчуждённости индивидов и концепцию маргинальной личности. Был автор учебника по С. Предмет С. – коллективное поведение. Парк представлял общ-во как организм. Изучал соц-экологические проблемы в Чикаго. Выделил 3 уровня: 1) биологический – нечто бессознательное, 2) социальный – уровень личности, 3) культурный – уровень общественных норм и установок. В основе соц. и культурного уровня всегда лежит биологический уровень. 4 фазы перехода от биолог к культ уровню: 1) экологический порядок, 2) экономич. пор. (конкуренция и торговля)3) политический пор. (установление солид.)4) культурный пор. (традиции).Концепция городского развития лежит на 3 принципах: 1) атомизм (люди - атомы), 2) пространственная мобильность, 3) социальное взаимодействие. Столкновение мигрантов в гор. среде влечёт разделение труда и территориальное расслоение. начинают образовываться соц. отношения и соц. институты. Необходим соц. контроль этих процессов. Берджес Э. Изучал проблемы урбанизации, соц. патологий в гор. среде, социализация личности, семьи и общины. Занимался разработкой исследовательских процедур – методика «концентрических зон». Разработал первые соц. карты – распределение подростковой преступности (развитие соц. криминологии). Определял как важные личностные и соц-псих факторы дезорганизации в общ-ве. Изучение семейно-брачных отношений. Первые исследования проводились в рамках соц. экологии города. Изучалось влияние этнич. различий насеем-бр отношении, а также на соц. дистанцию между партнёрами. Представлял семью как единство взаимодействующих личностей. Семья может реорганизовать общ-во. Изменения в семье говорят о качественных изменениях в общ-ве. Склонность к психологизму в тероиях. Применял факторный анализ к изучению семейных отношений. Использовал компьютер для обработки данных. Структурно-функциональная теория Парсонса. Идейные источникик: С. Спенсера (диф-ция и интегр-ция стр-ры), зачатки СФА., методология и теория Дюркгейма (объяснение общ-ва необходимо искать в самом обществе), работы Вебера и Парето. Работы: «Структура соц. действия», «Соц. системы», «К общей теории действия». Исходное понятие – система или пр. системности (в общ-ве есть системные св-ва). Центральное понятие – структура, т.к. система внутренне организована и устойчива. Стр-ра системы – это организация её эл-в, совок. устойчивых, стандартизированных отношений. Главное понятие – функция. Устанавливает связь стр-ных категорий с динамическими аспектами системы. Динамические аспекты – взаимодействие системы с внешней средой и между частями самой системы. Функции эл-в – это та роль, кот они играют в сохран. и поддержании системы как целого. Главный принцип – принцип эйджил (AGIL). Каждая система, чтобы сохранить свою целостность должна удовлетворять 4 функциональным потребностям: 1) адаптация (A) системы к окр. среде, охраняет систему от разрушительного воздействия. 2) целедостижение (G) ориентация системы на достижение целей, требование установление приоритета в системе целей и мобилизация ср-в для достижения. 3) интеграция (I) внут. интеграция системы, поддержание жизнеспособных взаимодействий между эл-ми системы. 4) латентности (поддержания образца) (L) обеспечение образцов действия, сохранение формы и снятия напряжённости между эл-ми. – самая главная функция. Теория социального действия. «Стр-ра соц. действия» Соц. действие – специфический предмет С. Несводимость соц. системы к иным системам. Главное отличие от природы – это целенаправленное действие. Соц. система – это система действия. Элементы соц. действия: 1) действующее лицо – актор – личность, 2) цель – это будущее положение вещей, 3) ситуация – средства достижения целей и условия, 4) нормативная ориентация – актор руководствуется нормами и ценностями, что тесно связано с культ. традицией общ-ва, 5) принятие решения относительно ср-в достижения целей под влиянием норм и установок. Элементарные действия объединены в систему действий. В системе действия выделяются 4 подсистемы: 1) соц. сист. – система взаимодействий, интеграции (I), 2) личностн. сист поведенческая сист, культура в миниатюре (G), 3) культурная сист – это символически организованные культурные образцы (L), 4) система поведенческого организма – это генетически заданные поведенческие хар-ки (A). Иерархия подсистем: повед организма – личностн – соц – культурн.Общие св-ва систем (типовые переменные): 1. аффективность – аф. нейтральность, 2. диффузность – специфичность, 3. универсализм – партикуляризм, 4. достижения – аскрипция, 5. ориентация на себя – ориентация на коллектив. В любой ситуации актор должен решить эти 5 дихотомий. Типовые переменные с принципом эйджил: 1) специфичность – универсализм (A), 2) аффективность – достижение (G), 2) аф. нейтральность – аскрипция (I), 4) диффузность – партикуляризм (L) Теория общества как социальной системы. Общество – это тип социальной системы, кот. достигает своего высокого уровня самодостаточности. Самодостаточность связана с организацией контроля над отношениями с внешними средами и внут организации. 5 внешних сред соц. систем: 1. высшая реальность (общ-во), 2. культурная система, 3. система личности, 4) система поведенческого организма, 5 физико-органическая среда. У П. общ-во – это абстрактная система, а личность част его окружения. 4 подсистемы общ-ва: экономическая (А), политическая (G), социальная (I), культурная (L). Между системами сущ-ет взаимообмен и ком-ция – деньги, власть, влияние, ценности. У системы существуют выходы и входы. Каждая система выполняет свои функции. 4 основных процесса динамики общества: 1) дифференциация, 2) интеграция, 3) усиление адаптивной способности подсистем, 4) адаптивное усиление системы действия в целом. Главный процесс – диф-ция. Эволюция – это усложнение соц. системы и её стр-ры. В процессе эволюции происходит переход от одного типа общ-ва к другому. Мертон Р. «Социальная теория и социальная структура» Ученик Сорокина, дополнил СФА Парсонса. Разработал основную теорему СФА – разделение явной и латентной функции. Точно так же как одно явления может иметь многочисленные функции, так одна и также функция может по0разному проявляться в многообразных явлениях. Даёт определение функции – это те наблюдаемые последствия, кот. способствуют адаптации. Явные ф-ии – это объективные последствия, кот. вносят свой вклад в приспособление системы. Латентные ф-ии – объективные последствия, кот. не входили в намерения и не были осознаны. Вводит понятия: дисфункция – это те наблюдаемые последствия, кот. уменьшают адаптивность системы; соц. амбивалентность – способность части системы играть как положительную так и отрицательную роль. Правила СФА: 1) рассмотрение стандартизированных объектов, 2) включение в сф. субъективной мотивации; 3) гл. содержание ф-ии – это объективные последствия, 4) ф-ии явления выр-ют его специфику, 5) выделение ф-ии направленной на сохранение системы, 6) выявление мех-ма действия ф-ии, 7) исследование функциональных эквивалентов – заменителей, 8) исследование стр-ного контекста ф-ии, 9) исследование явлений как в статике, так и в динамике, 10) проблема валидности исследования, 11) СФА может играть мировоззренческую роль. С. должна изучать соц. стр-ру. Стр-ру изучать во всём многообразии аспектов: 1) генетический, 2) функциональный, 3) статический, 4) динамический. Структурный контекст оказывает влияние на человека. Стр-ра отбирает те модели, кот. являются полезными. Соц. стр-ра сложная и многомерная. Структурное размещение индивидов – это соц. статус. 3 аспекта: 1) набор общепринятых правил, 2) набор шансов и возможностей, 3) набор взглядов и убеждений. Сущ-ть стр-ры – это система отношений интеграция-конфликт. Идея конфликтность общ-ва, наличие дисфункций (для поведения индивидов хар-ны несовместимые ожидания). Разногласия между ценностями, нормами и ролями. Динамика – это изменение стр-ры: источники – эндогенные и экзогенные. 2 типа изменений соц. стр-ры: 1) адаптивные изменения (эволюция), 2) трансформация общ-ва (разрушение и создание). 2 мех-ма изменений: 1) дисфункции, 2) нововведения. Выработал теорию аномии и девиантного поведения. Важны 2 аспекта поведения: 1) цели – намерения, интересы, 2) институциональные нормы – средства, кот. определяют способы достижения целей. Типы адаптации: конформизм (ц+с+), инновация (ц+,с-), ритуализм (ц-с+), ретритизм (ц-с-), мятеж, бунт (ц+/-с+/-) – формирование контркультуры. Аномия – причина девиантности. Аномия – это противоречие между индив. целями и институциализ. ср-ми их достижения. Символический интеракционизм. Субъективистский подход. Сомвол. интер (взаимодействие) – это теорет-метод. направление в СЗС, которое рассматривает общ-во и личность как продукт повседневного взаимодействия индивидов. Это взаимодействие имеет символическое содержание. Люди наделяют окр. среду значениями. Главный символ – язык. Мид Дж. «Разум, Я и общество» Предпосылки: Мид теория зеркального я, Зиммель теория соц. взаимодействия. Центр тема – отношения чел-ка к соц. группам, к кот. он принадлежит. Теория социального бих-ма. (не применим пр. «стимул-реакция» к человеку). Специфика чел-кого поведения в соц. среде – наличие «self». Чел-к – это личность, самость или «Я», т.е. он обладает сознанием. Наличие «я» означает обращение чел-ка к себе как к объекту, как к другому. Чел-к судит себя, оценивает, спорит, сердится на себя, планирует своё поведение. Self – это самосознание, его постоянная саморефлексия. Наличие «я» говорит о том, что чел-к постоянно интерпретирует объеты внешнего мира прежде чем действовать. Интерпритация – формирование значений. Сформир. значение – выделить ч-л. из окружения, предать этому смысл. Действия чел-ка – не простое реагирование на стимул. Действие постоянно соотносится с рез-м и реакциями на него других людей. Модель соц. бих-ма: объект – self – действие. Self имеет сложную структуру: 1) I – реакция чел-ка на установку группы. Нерафлексируемое «я». Обеспечивает спонтанное творчество; 2) Me – это восприятие и усвоение чел-ком своеобразия индивидуального поведения, организованная сов-ть установок, норм, знаний).Поведение чел-ка в общ-ве обозначается как соц. акт. Акт – это продолжающееся событие состоящее в стимулировании, реакции и рез-те реакции. Соц. акт носит сознательный хар-р. Его цель приспособление чел-ка к окруж среде. Рез-т акта – изменение соц. среды, приобретение нового опыта. 4 стадии акта: 1) импульс – внешний стимул, 2) перцепция – формирование представления, 3) манипуляция – взаимодействие, 4) консумация – получение пользы от объекта. Гл роль играет язык. В словах фиксируются универсальные значения – символы. Посредством чего люди корректируют своё поведение и имеют возможность совместно действовать. Сущ-ет такая хар-ка актора как неопределённость. Действие начавшись, может сразу закончится. Результат взаимодействия не только общество, но и чел-кая личность. В процессе соц. взаимодействия происходит социализация. Социализация – это то, что чел-к учится относится к себе как к объекту, смотреть на себя со стороны. Развитие «я» путём социализации идёт по пути принятия роли другого. 3 стадии социализации ребёнка: 1) имитация, 2) play, 3) game (коллективная игра с твёрдыми правилами) Блумер Г. «Символический интеракционизм: перспективы и методы».Ввёл понятие симв. интер. Сформулир основные теорет-метод предпосылки СИ: 1) люди действуют на основе смыслов, 2) смысл любой вещи возникает из соц. взаимодействия. Определил соц. взаимодействие как интерпретацию и дефиницию (определение) ситуации. Чел-к намечает цель, способ действия, оценивает ситуацию, объясняет действия др. Соц. взаимод. носит символический хар-р, т.к. объект – это то, что он значит. Исследовал коллективное взаимодействие. «Круговая реакция» - это тип взаимного возбуждения людей, в рамках кот. реакция одного чел-ка воспроизводится и усиливается возбужд. другого – взаимное возбж. приобретает круговую форму. Люди отражают настроение др. др. Кллект. поведение, связанное с взаимным возбуждением возникает там, где нарушены привычные формы существования. Приводит к беспокойствам, фрустрации, дискомфорту, агрессии. Соц. беспокойство воплощается в массовых соц. движениях и револ. выступлениях. Теория Блумера подчёркивает процессуальность общ. жизни, активную творческую природу. Гоффман Теория «множественных Я» Человек принимает определённые образы и роли. Сравнивал общ-ную жизнь с театром. Люди в общ-ве ведут себя как актёры и одновременно выполняют роли зрителей. Взаимодействие между людьми – это азартное мероприятие, спектакль. Человек вступая во взаимодействия ведёт себя не стихийно, а принимает определённые обязательства. Индивиды придерживаются правил социального взаимодействия по разным причинам – для осущ-я контроля за поведением других и для сущ-ния сделок. 2 типа взаимодействия – статическое (намеренное) и нестатическое (случайное). Взаимодействия индивидов образуют соц. событие. Выделяет такой вид события как столкновение. В основе деления лежат методы и способы взаимодействия. Психологическая парадигма в современной западной социологии В конце XIX в. от биологического направления в С. отпочковывается психологическое направление и превращается в самостоятельное. Возникновение его вызвано попытками перейти от биологизма в объяснении сложных общественных процессов к более тонким методам психологизма; попытка определить место и значение в общественной жизни психических механизмов поведения людей. Проникновение психологии в С. шло как по линии индивидуальной психологии, так и по линии социальной психологии. Психологический эволюционизм — одна из наиболее ранних школ в социологии, сохранившая связь с «биологическими подходами». Основатели этой школы Л. Ф. УОРД (1841—1913) и Ф. Т. ГИДДИНГС (1855—1931) 3. ФРЕЙД (1856—1939) Обращает внимание на бессознательную сферу. Разработал теорит и практический метод – психоанализ. Изучение бессознат. проявлений как отдельного чел-ка, так и общ-ва. Психоан – это науч. метод изучения поведения людей, посредством изучения бессозн. мотивов. Структуру личности составляют 3 компонента: Id «Оно» — сфера бессознательного, сфера инстинктов; Ego «Я» — сфера взаимодействия инстинктов и разума**; Super-ego.«Сверх-Я» — общество, культура. Для концепции характерно преувеличение значения бессознательных импульсов, инстинктов, т.е, сферы Id «Оно». Общество как «культура» выполняет осн. функцию - ограничение «животных» инстинктов, сексуального инстинкта — либидо. Общ-во – это сумма запретов, табу. В основе соц. значимой жизни и творчества лежит сублимация сексуальной (биол) энергии. Созидат. инстинкт – Эрос, разрушительный – Танатос. Отношение личности и общества конфликтно. С одной стороны противоречия – культура с табу и запретами – с другой – подчинённость личности пр. удовольствия и бессозн. инстинктов. ЮНГ (1875—1961) основоположник аналитической психологии. Делил бессознательное на личное и коллективное. Личное бессознательное содержит забытые впечатления, вытесненные тягостные мысли, не находящие рацион. объяснения. Коллективное бессознательное занимает самые глубинные пласты человеческой психики, никогда не станет осознаваемым. Проявление коллект. бессознат – это архетипы или первобытные образы. Сформировавшиеся на заре человеческой истории (культуры) и сохраняющиеся из поколения в поколение архетипы обнаруживают себя в мифах и символах (символике сновидений). Так, из мировой мифологии сохраняются архетипы Младенца, Девы, Матери, Возрождения, Духа и Трикстера (творец и одновременно разрушитель, дающий и отвергающий, обманщик и жертва обмана). Архетипы заключают в себе социальный (исторически самый ранний) опыт. Архетипы формируются и действуют в соответствии с данной культурой, данным сообществом. Архетипы выполняют функцию формирования личности. Юнг создает свою оригинальную концепцию личности. В структуру входят след. компоненты. «Эго» («Я») —осознание личности самой себя. «Персона» (лат.: «актерская маска») — бессознательное представление личности о своем месте в обществе, своих социальных ролях («мать», «отец», «сын» и т.д.). «Тень» — бессознательное представление личности о самой себе. Анима «женское начало», имеющееся у каждого индивида, независимо от пола. У мужчин «анима» воплощает скрытый, не поддающийся точному описанию (элюзивный) образ «женщины». «Анимус» - то же самое, только относительно мужчин, волевое начало. Они отражают двойственность личности. Юнг вошел еще как автор оригинальной психологической классификации типов личности. Ученый разделил всех людей с точки зрения их психологической ориентации «вне» или «внутрь» соответственно на «экстравертов» и «интровертов». А. АДЛЕР (1870—1937) основатель школы индивидуальной психологии. Структура личности закладывается до пяти лет, и все последующее развитие индивида сопряжёно со «стилем жизни» в этот период. Стиль же жизни обусловлен не только биогенетически, но и «социальным чувством», не позволяющим человеку жить вне социума. Фактор личностного развития — стремление индивида к самоутверждению в обществе, стремление к превосходству, успеху. Разработал теорию комплексов неполноценности и их компенсации и сверхкомпенсации. Многообразные недостатки во взаимоотношениях ребенка и родителей, неблагоприятная социальная среда и физические дефекты деформируют психику. Комплекс неполноценности — серьезный барьер на пути индивида к социальному самоутверждению. Необходима компенсация. Механизмы и формы компенсации — весьма различные, адекватные и неадекватные (ложные). Сверхкомпенсация — это мобилизация всех имеющихся способностей одновременно — физических, психических и социально-личностных. Если невозможна компенсация возникает болезнь. К. ХОРНИ (1885—1952) Неофрейдизм в социологии получил распространение главным образом в США, в 50-е гг. XX столетия. Из учения Фрейда он унаследовал положение о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательного начала. Хорни отвергала идею Эдипова комплекса. Неврозы в конечном итоге являются выражением нарушений во взаимоотношениях между людьми. Общество у Хорни — «культура». При определенных условиях культура оказывается неврогенной. Невроз— не только болезненное состояние индивида, но и состояние всего общества. Хорни формулирует 4 «великих невроза нашего времени»: привязанности (поиски любви и одобрения любой ценой); власти (погоня за властью, престижем, обладанием); покорности; изоляции, или бегства от общества. Личность может развиваться нормально и невротически. Иногда нервозы порождаются общ-м. Движущей силой невроза выступает страх (фобия).Э. ФРОММ (1900—1980) «Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Душа человека», «Анатомия человеческой деструктивности». Фромм считает, что человек, выделившись из животного царства, становится рабом «экзистенциальной дихотомии» («дихотомии человеческого бытия»). Выделил несколько дихотомий: 1) д. жизни и смерти, 2) д. чел-х способностей и их реализации, 3) д. одиночества и соотнесения с др. людьми (проблема отчуждения). Отчуждение причина невротических заболеваний, способ преодоления – Любовь. Изолированность индивида в обществе влечёт «бегство от свободы». 2 типа свободы: низший (свобода-от) и высший (свобода-для). Индивид переходит от низшей к высшей, если не может этого сделать, то он бежит вообще от свободы. Представляют интерес рассуждения Фромма об основных социальных потребностях человека, в числе которых на первом месте стоят потребности в общении и Любви. МЕЙО и Хотторнские эксперименты. Психология чел-х отношений. Стр-ра чел-х отношений – это совокупность социологич. ориентиров. идей, принципов, методов управления, направленных на улучшение мор-псих. климата и стимулиров. к повышению процессов стимулиров. труда. В основе теории лежат соц. Феноменологическая социология. Базируется на понимающей социологии Вебера. Понимающая социология ставит цель – понять общ-ную жизнь и раскрыть как люди конструируют социальные значения.Феноменология была разработана Гуссерлем Э. как направление в философии. Выдвинул идею, что знание отходит от повседневности, кот. явл-ся подлинным источником научных знаний. мир таков, каким его представляют люди. Значение объективный мир приобретает значение через его осознание. Феноменология – это философский метод, с помощью кот. можно установить природу повседневного опыта и его связь с научной концепцией. Феноменол С. – разновидность понимающей С. ЩЮЦ А. «Феноменология социального мира». «Феномен» - явление данное в опыте и постигаемое с помощью чувств. Феномен противостоит ноумену, т.е. сущности вещи. Феном. С. – это субъективно-идеалистическое направление в С., рассматр. общ-во как явление, созданное в дух. взаимодействие индивидов. Объект – действующее лицо и стр-ра его сознания. Поток сознания носит хаотический хар-р. Для упорядочивания чел-к осуществляет рефлексию. В процессе рефлексии переживания становятся осмысленными. происходи формирование плана действия сознания. В сознании чел-ка формируется жизненный мир. Это целостный мир переживаний чел-ка, обусловленный объектами, людьми и событиями. Формируется естественная установка – общая позиция к жизни. Жиз. мир всегда интерсубъективен (категория, обозначающая то, что явл-ся общим для разных индивидов) Чел-к конструирует свои представл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 2698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.17 (0.014 с.) |