Современная социология в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная социология в России



Социология в России — это часть общемировой социологии. В России уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки. В настоящее время в нашей стране уже около 300 кафедр, 50 факультетов и отделений социологии, около 10 журналов [см.: 256. С. 19]. Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.

Однако, будучи элементом российского общества, российская социология переживает ныне трудные времена. В нарушение юридических и моральных норм лица, не имеющие специального социологического образования, называют себя социологами, а проводимые на улицах, в магазинах опросы, к тому же не имеющие ни какого отношения к науке, объявляются социологическими.

Но самое печальное заключается в том, что, не имея средств на проведение исследований и в целях выживания социологических организаций, социологи проводят исследования, в которых пытаются давать ответ в угоду заказчику. Коммерционализация науки ведет к компрометации, деградации науки.

Однако не все обстоит так плохо. Социологами созданы серьезные научные труды, имеющие огромное научное и общественное значение, среди которых исследование социальных последствий проводимых реформ. Впервые созданы «Российская социологическая энциклопедия»; социологические словари; учебники и учебные пособия по различным отраслям социологического знания.

Развитие социологии в значительной степени будет зависеть от политической и экономической ситуации, положения науки в обществе и кадровой и финансовой политики ее руководства. Социология П. А. Сорокина Истоки: Ковалевский, Де Роберти, Петрожицкий, доктрина народничества – Лавров и Михайловский. сначала Сорокин работал в русле бих-ма, затем разработал интегральную социологию, сочетающую позитивизм и ценностные теории общества. «Преступление и кара. Подвиг и награда» Вводит понятие соц. взаим. Задача С. – изучать совместную жизнь людей. Рассматривает мех-м соц. контроля. Выступает в роли стандартного поведения: 1) акты, дозволено должные, 2) акты, рекомендуемые – подвиг, 3) акты запрещённые – преступление. Стандарты поведения обеспечивают функц-е общества. Для укрепления солидарности используется система кар и наград. Вся жизнь складывается из «актов-реакций» и их взаимодействие есть мсуть ист. процесса. Модус – преобладание того или иного типа контроля. «Социология революции» (1925) На основе методолг. установок бих-ма. Революция – худший способ улучшения мат и дух условий жизни, т.к. она не социализировала, а биологизировала., сокращала базовые свободы, ухудшала экономич и культ. положение народа. Революция – патология. 3 фазы изменения поведения людей в условиях революции – 3 фазы революции: 1) лучезарная (радость от освобождения и надежда на предстоящие реформы, власть великодушия и гуманизма), 2) разрушительная (разрушение всего, общ. институтов, элиту, творческих личностей, если эта фаза не разрушает нацию, то начинается сл. этап), 3) конструктивная (построение нового порядка). 3 сценария развития революции в России: 1) вл. большевиков просуществует несколько лет, 2) вл. больш. ожидает падение, 3) восстановление и развитие капитализма. Основные причины революции – ущемление базовых потребностей людей. Революция сама создаёт угрозу для реализации этих потребностей. «Система социологии» Принципы объективной С.: 1) построение С. по типу Е. наук – методы исследования, С. должна изучать только акты поведения людей. 2) С. – опытная и точная наука, построенная на обобщениях и наблюдениях. 3) нормативно0оценочные утверждения не должны присутствовать в науке, 4) методологический плюрализм и системный подход, исходная ед. соц. анализа «социальное взаимодействие». Социальное взаимодействие – это родовой тип отношений в обществе. Стр-ра соц. взаим. – взаимосвязь 3х элементов: индивиды (2 и больше), акт взаимодействия, проводники взаимодействия (материальные и символические). Осуществляется, благодаря схеме «стимул - реакция». 5) С. – это наука об обществе и его закономерностях + С. – наука о поведении людей. Структура С.: 1 раздел - соц. механика(структуру), 2 раздел – соц. генетика (происхождение), 3 раздел – соц. аналитика (соц. поведение и взаимодействие),4 раздел – соц. политика. «Социальная мобильность» Анализ внутригрупповых взаимоотношений. Стратификация – диф-ция населения в иерархическом ранге. Неравенство необходимо для сохранения общества в динам. равновесии. Причины стратиф: 1) совместная жизнь требует расслоения на управляющих и управляемых, 2) окр. среда объективно ставит индив. в неравное положение, 3) внутренние, биопсих. различия людей. Соц. нер-во вечно. Стратиф. сущ-ет в любом общ-ве. Вводит понятие «соц. статус» - совокупность прав и обязанностей, правил и ответственности, власти, благосостояния и образования. Разница в статусах определяет соц. стратификацию людей по 3 осям: экономич, политической, профессиональной. Внутри страты и между стратами сущ-ет перемещение. – соц. мобольность. 2 вида мобильности: горизонтальная и вертикальная, Принципы соц. мобильности: 1) нет постоянного направления в сторону усиления или ослабления. 2) нет абсолютно закрытых обществ. 3) интенсивность и всеобщность варьируется в разные периоды 1 общ-ва. 4) нет свободной соц. мобильность, сущ-ют фильтры. 5) интенсивность и всеобщность изменяется в разных обществах. Соц революция – это взрыв, выравнивающий положение в стратах. «Социальная и культурная динамика» Соединение социологии, культурологи и психологии. Осн идея – система норм и ценностей (культура) является детерминантой всех общественных явлений. Гл. фактор развития общ-ва – культура. Соц. взаимодействие – это поведение людей, которое ориентировано на реакцию др. людей. Причины вст. во взаимодействие: согласно потребностям (функциональные взаимодействия и эмоциональные). Факторы взаимодействия: 1) бессознательные факторы, 2) биосознательные факторы, 3) сознательные факторы – играют гл. роль в соц. взаимодействии. Общ-во продуцирует соц. нормы и ценности. Любое общ-во можно понять через культуру. Культурные ценности формируются под воздействием двойственной природы человека: мыслящего и чувствующего. Культура – это динамически развивающаяся система всего того, что создаётся или модифицируется людьми. Разум проникает в культуру, придаёт ей смысл и значение. 2 основных типа культуры: 1) чувственная (сенситивная), 2) умозрительная (рассудочная). Сущ-ют смешанные типы культуры. Среди них выделяется идеалистический тип.Признаки умозрительной культур: 1) реальность духовна, нематериальна, вечна, неизменна, 2) потребности и цели духовны, 3) освобождение личности от чувственных соблазнов, 3) истина постигается посредством внутреннего опыта, 4) идея добра коренится в дух. ценностях.Признаки чувственной культуры: 1) реальность материальна, доступна, 2) потребности и цели чувственные, плотские, 3) для удовлетвор. потребностей используется внешнее окружение, 4) истина в чувственном опыте, 5) добро в мат. ценностях.Признаки Идеалистической культуры: 1) реальность и мат и дух, 2) потребности и чувств и духовн.Развитие культурной системы происходит циклично. Она достигает вершины развития, затем наступает упадок и кризис и смена другим типом культуры. Происходит социокультурная флуктуация – переход к другому типу культуры. Развитие общ-ва – это непрерывная флуктуация от чувств. к умозрит с короткими периодами баланса – идеалистич. культура. Слвр культура – чувств культура, находится в кризисе и упадке.

Социология Кареева Н. И. Работы «Основные вопросы философии истории», «Сущность исторического прогресса и роль личности в истории».

Этико-психологическое направление. Направления творчества:

1. разработка субъективного метода. Метод связан с этической оценкой исследователем общественных явлений. Признание субъективной стороны общественной жизни.

2. разработка методологии. Анализ сравнительно-исторического метода. Изучение частных факторов, а затем выделение из них общих закономерностей путём обобщения. СИМ – метод социологической индукции. Даёт возможность установить каузальные законы.

3. определение предмета социологии. С. – это общая абстрактная наука о природе и генезисе общества. Её цель – открыть законы общ жизни. Реальный объект – это индивиды, личность, но не классы. С. изучает виды взаимодействия людей.

4. теория соц. прогресса. В основе теории этическая оценка прогресса. 5 частных аспектов прогресса: 1) умственный,2)нравственный, 3)политический, 4)юридический, 5)экономический. 5 этапов: 1)первобытное общ-во, 2)деспотичное, 3)общ-во, ослаблён. качествами предыдущео этапа, 4)общество с правовым регулированием и гр самосознанием, 5)идеальное общество.

 

Неопозитивизм.

Представители: Сорокин, Звоницкая, Тахтарёв.

По-новому поставили вопрос о предмете социологии. Гл. задача – разложение общ мира на составные эл-ты и поиск главного эл-та.. Объектом выступает социальное поведение личности, связи, взаимодействия, отношения между людьми. Изучение соц. поведения и связи между ними (функционализм). Подвергли критике СИМ, и рассматривали С. как точную науку, использующую эмпирические методы. Социология – естественная наука и должна использовать похожие методы. Большое внимание уделяло статистическим методам и методам Е. наук. Получил распространение бихевиоризм. Б. – этотеорет-методологическое направление в социологии, кот. ориентирует рассматривать социальное поведение индивида по форме «стимул-реакция». Б. рассматривал социальное поведение как психофизич. механизм, реагирующий на факторы внешней среды. Игнорируется область сознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 2615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.008 с.)