Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современная социология в России
Социология в России — это часть общемировой социологии. В России уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки. В настоящее время в нашей стране уже около 300 кафедр, 50 факультетов и отделений социологии, около 10 журналов [см.: 256. С. 19]. Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время. Однако, будучи элементом российского общества, российская социология переживает ныне трудные времена. В нарушение юридических и моральных норм лица, не имеющие специального социологического образования, называют себя социологами, а проводимые на улицах, в магазинах опросы, к тому же не имеющие ни какого отношения к науке, объявляются социологическими. Но самое печальное заключается в том, что, не имея средств на проведение исследований и в целях выживания социологических организаций, социологи проводят исследования, в которых пытаются давать ответ в угоду заказчику. Коммерционализация науки ведет к компрометации, деградации науки. Однако не все обстоит так плохо. Социологами созданы серьезные научные труды, имеющие огромное научное и общественное значение, среди которых исследование социальных последствий проводимых реформ. Впервые созданы «Российская социологическая энциклопедия»; социологические словари; учебники и учебные пособия по различным отраслям социологического знания. Развитие социологии в значительной степени будет зависеть от политической и экономической ситуации, положения науки в обществе и кадровой и финансовой политики ее руководства. Социология П. А. Сорокина Истоки: Ковалевский, Де Роберти, Петрожицкий, доктрина народничества – Лавров и Михайловский. сначала Сорокин работал в русле бих-ма, затем разработал интегральную социологию, сочетающую позитивизм и ценностные теории общества. «Преступление и кара. Подвиг и награда» Вводит понятие соц. взаим. Задача С. – изучать совместную жизнь людей. Рассматривает мех-м соц. контроля. Выступает в роли стандартного поведения: 1) акты, дозволено должные, 2) акты, рекомендуемые – подвиг, 3) акты запрещённые – преступление. Стандарты поведения обеспечивают функц-е общества. Для укрепления солидарности используется система кар и наград. Вся жизнь складывается из «актов-реакций» и их взаимодействие есть мсуть ист. процесса. Модус – преобладание того или иного типа контроля. «Социология революции» (1925) На основе методолг. установок бих-ма. Революция – худший способ улучшения мат и дух условий жизни, т.к. она не социализировала, а биологизировала., сокращала базовые свободы, ухудшала экономич и культ. положение народа. Революция – патология. 3 фазы изменения поведения людей в условиях революции – 3 фазы революции: 1) лучезарная (радость от освобождения и надежда на предстоящие реформы, власть великодушия и гуманизма), 2) разрушительная (разрушение всего, общ. институтов, элиту, творческих личностей, если эта фаза не разрушает нацию, то начинается сл. этап), 3) конструктивная (построение нового порядка). 3 сценария развития революции в России: 1) вл. большевиков просуществует несколько лет, 2) вл. больш. ожидает падение, 3) восстановление и развитие капитализма. Основные причины революции – ущемление базовых потребностей людей. Революция сама создаёт угрозу для реализации этих потребностей. «Система социологии» Принципы объективной С.: 1) построение С. по типу Е. наук – методы исследования, С. должна изучать только акты поведения людей. 2) С. – опытная и точная наука, построенная на обобщениях и наблюдениях. 3) нормативно0оценочные утверждения не должны присутствовать в науке, 4) методологический плюрализм и системный подход, исходная ед. соц. анализа «социальное взаимодействие». Социальное взаимодействие – это родовой тип отношений в обществе. Стр-ра соц. взаим. – взаимосвязь 3х элементов: индивиды (2 и больше), акт взаимодействия, проводники взаимодействия (материальные и символические). Осуществляется, благодаря схеме «стимул - реакция». 5) С. – это наука об обществе и его закономерностях + С. – наука о поведении людей. Структура С.: 1 раздел - соц. механика(структуру), 2 раздел – соц. генетика (происхождение), 3 раздел – соц. аналитика (соц. поведение и взаимодействие),4 раздел – соц. политика. «Социальная мобильность» Анализ внутригрупповых взаимоотношений. Стратификация – диф-ция населения в иерархическом ранге. Неравенство необходимо для сохранения общества в динам. равновесии. Причины стратиф: 1) совместная жизнь требует расслоения на управляющих и управляемых, 2) окр. среда объективно ставит индив. в неравное положение, 3) внутренние, биопсих. различия людей. Соц. нер-во вечно. Стратиф. сущ-ет в любом общ-ве. Вводит понятие «соц. статус» - совокупность прав и обязанностей, правил и ответственности, власти, благосостояния и образования. Разница в статусах определяет соц. стратификацию людей по 3 осям: экономич, политической, профессиональной. Внутри страты и между стратами сущ-ет перемещение. – соц. мобольность. 2 вида мобильности: горизонтальная и вертикальная, Принципы соц. мобильности: 1) нет постоянного направления в сторону усиления или ослабления. 2) нет абсолютно закрытых обществ. 3) интенсивность и всеобщность варьируется в разные периоды 1 общ-ва. 4) нет свободной соц. мобильность, сущ-ют фильтры. 5) интенсивность и всеобщность изменяется в разных обществах. Соц революция – это взрыв, выравнивающий положение в стратах. «Социальная и культурная динамика» Соединение социологии, культурологи и психологии. Осн идея – система норм и ценностей (культура) является детерминантой всех общественных явлений. Гл. фактор развития общ-ва – культура. Соц. взаимодействие – это поведение людей, которое ориентировано на реакцию др. людей. Причины вст. во взаимодействие: согласно потребностям (функциональные взаимодействия и эмоциональные). Факторы взаимодействия: 1) бессознательные факторы, 2) биосознательные факторы, 3) сознательные факторы – играют гл. роль в соц. взаимодействии. Общ-во продуцирует соц. нормы и ценности. Любое общ-во можно понять через культуру. Культурные ценности формируются под воздействием двойственной природы человека: мыслящего и чувствующего. Культура – это динамически развивающаяся система всего того, что создаётся или модифицируется людьми. Разум проникает в культуру, придаёт ей смысл и значение. 2 основных типа культуры: 1) чувственная (сенситивная), 2) умозрительная (рассудочная). Сущ-ют смешанные типы культуры. Среди них выделяется идеалистический тип.Признаки умозрительной культур: 1) реальность духовна, нематериальна, вечна, неизменна, 2) потребности и цели духовны, 3) освобождение личности от чувственных соблазнов, 3) истина постигается посредством внутреннего опыта, 4) идея добра коренится в дух. ценностях.Признаки чувственной культуры: 1) реальность материальна, доступна, 2) потребности и цели чувственные, плотские, 3) для удовлетвор. потребностей используется внешнее окружение, 4) истина в чувственном опыте, 5) добро в мат. ценностях.Признаки Идеалистической культуры: 1) реальность и мат и дух, 2) потребности и чувств и духовн.Развитие культурной системы происходит циклично. Она достигает вершины развития, затем наступает упадок и кризис и смена другим типом культуры. Происходит социокультурная флуктуация – переход к другому типу культуры. Развитие общ-ва – это непрерывная флуктуация от чувств. к умозрит с короткими периодами баланса – идеалистич. культура. Слвр культура – чувств культура, находится в кризисе и упадке.Социология Кареева Н. И. Работы «Основные вопросы философии истории», «Сущность исторического прогресса и роль личности в истории».
Этико-психологическое направление. Направления творчества: 1. разработка субъективного метода. Метод связан с этической оценкой исследователем общественных явлений. Признание субъективной стороны общественной жизни. 2. разработка методологии. Анализ сравнительно-исторического метода. Изучение частных факторов, а затем выделение из них общих закономерностей путём обобщения. СИМ – метод социологической индукции. Даёт возможность установить каузальные законы. 3. определение предмета социологии. С. – это общая абстрактная наука о природе и генезисе общества. Её цель – открыть законы общ жизни. Реальный объект – это индивиды, личность, но не классы. С. изучает виды взаимодействия людей. 4. теория соц. прогресса. В основе теории этическая оценка прогресса. 5 частных аспектов прогресса: 1) умственный,2)нравственный, 3)политический, 4)юридический, 5)экономический. 5 этапов: 1)первобытное общ-во, 2)деспотичное, 3)общ-во, ослаблён. качествами предыдущео этапа, 4)общество с правовым регулированием и гр самосознанием, 5)идеальное общество.
Неопозитивизм. Представители: Сорокин, Звоницкая, Тахтарёв. По-новому поставили вопрос о предмете социологии. Гл. задача – разложение общ мира на составные эл-ты и поиск главного эл-та.. Объектом выступает социальное поведение личности, связи, взаимодействия, отношения между людьми. Изучение соц. поведения и связи между ними (функционализм). Подвергли критике СИМ, и рассматривали С. как точную науку, использующую эмпирические методы. Социология – естественная наука и должна использовать похожие методы. Большое внимание уделяло статистическим методам и методам Е. наук. Получил распространение бихевиоризм. Б. – этотеорет-методологическое направление в социологии, кот. ориентирует рассматривать социальное поведение индивида по форме «стимул-реакция». Б. рассматривал социальное поведение как психофизич. механизм, реагирующий на факторы внешней среды. Игнорируется область сознания.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 2615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.008 с.) |