Методы науки. наблюдение, эксперимент, сравнительно-исторический. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы науки. наблюдение, эксперимент, сравнительно-исторический.



Социальная статика - это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, с/д- социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них — общества «в состоянии покоя», объект второй - общества «в состоянии движения». С/с выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии.

Динамика – исследует прогресс. Критическая социология. Франкфуртская школа. Сформировалась в 30-е гг. 20 века на базе инстит. соц. исследований во Франкфурте на Майне. Ид. ист: марксистская С., психоанализ Фрейда, фил-фия Ницше. Осн. тема: современное буржуазное общ-во, кот. деформирует чел-кую личность. Антипозитивистская направленность. Необходимо раскрыть истинную стр-ру общ-ва и изменить сущ-щие условия, построить лучшее общ-во. Общ-во постоянно скрывает себя, выдаёт то, что лежит на поверхности – необходима демистификация общ-ной жизни путём её критического анализа. Нужна наука, объединяющая в себе все знания об общ-ве и чел-ке. необходим синтез фил-фии и С. и создание комплексного подхода к изучению общ-ва. Ограниченность познавательной деят-ти, Предмет – это вся система взаимодействий, субъект не обособлен от общества. Хоркхаймер М. и Адорно Т. Исследованли фашизм и соц. причины его становления. «Авторитет и семья», «Авторитет и личность». Анализ соц. типа личности, кот. послужил почвой фаш. режимов. Фашизм – душевное заболевание, суть кот. агрессия самости. Это заболевание буржуазной культуры (в основе кот. лежит рациональность). Нужно возвращение к прежней коллективности. Фром Э. и Маркузе Г. «Бегство от свободы», «Иметь или быть». Фром даёт хар-ку типам отчуждения личности. Отчуждение объясняется с помощью фрейдовского психоанализа. История – это развитие чел-ой сущности в условиях враждебной соц. среды, кот. приводит к отчуждению чел-ка от общества. Типы личности соц. характера: 1) накопительский, 2) эксплуататорский, 3) рецептивный (пассивный), 4) рыночный. Современное общ-во – высшая ступень отчуждения путём машинизации, компьют, работизации чел-ка в ходе НТР. Положение личности в современном обществе – «одиночество». Соврем. тип личности – рыночный.Маркузе «Одномерный чел-к». Леворадикальная теория индустриального общества. Совр. общ-во формирует у людей особую стр-ру влечений и потребностей, обеспечивая соц. порядок и лояльность к общ-ву. Эта стр-ра потребностей носит одномерный характер. Индустр. общ-во развивает репрессивную культуру. Необходима сексуальная революция против такого общ-ва. Соц. базой революции является молодёжь, люмпены, нац. меньшинства, т.к. они ещё не интегрированы современным обществом. суть одномерного чел-ка – отчуждение личности от собственности, власти, культуры и природы. В рез-те формируется частичный, неглубокий человек. Др качества чел-ка кроме трудовых не востребованы – деформация чел-ой личности. Хабермас Ю. «Теория коммуникативного действия». Разработал т. ком-ного действия. Соц. эволюция состоит из в развитии когнитивных способностей чел-ка (познавательных способностей). Она проходит 5 стадий: 1) мифологическая, 2) космологическая, 3) религиозная, 4) метафизическая, 5) современная (открытая). эти 5 стадий – способы миропонимания чел-ка. 4 типа соц. действия: 1) стратегическое (цель – эгоистические интересы), 2) нормативное (цель – достижение взаимных выгод), 3) драматургическое (цель – создание публичного имиджа), 4) коммуникативное (цель – свободное соглашение участников для достижения совместных результатов). Противопоставление инструментального (сфера труда, упорядоченное действие, ориентация на успех) и коммуникативного действия (ориентация на взаимопонимание). Под коммуникативным действием понимается такое взаимодействие, по крайней мере двух индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Ком-ное действие требует, чтобы акторы рассматривались как говорящие и слушающие субъекты, и значимость их убеждений и слов. исследования. решающую роль играет психологический климат, а не размер зар. платы. Цель исследов. – выявление хар-ра межличностных отношений в трудовых коллективах. Метод: социометрия. Разработал концепцию соц. человека.Социометрия МОРЕНО Я. Социометрия – измерение соц. отношений. Состоит из: 1) окр. людей и общения, 2) измерение или мера. 3 сферы исследования6 1) исслед. группа, 2) метрическ. исследов, 3) исследование действия. 2 способа метрии: количественная и локальная (перемещение и положение того или иного объекта). Занимался внутренней структурой групп. МАСЛОУ А. Фактор эволюции – инстинкт взаимопомощи. Объект исследования – человек и его потребности, мотивы поведения. Разработал теорию самоактуализации. Осн. источник движения и поведения – самоактуал. Самоактуал – это высокая гуманоидная потребность чел-ка к непосредственному творению добра и использованию всех возможностей и способностей для выполнения свое гуманитарной миссии. Это высшая потребность. Разработал пирамиду потребностей: 1) низшие (физические и в безопасности), 2) высшие потребности (социальные), 3) самоактуализации – самовыражение. Широко использует географ. метод. Необходимо правильное управление людьми. Высокая степань актуализации выр-ся в творчестве. Препятствия – цензура. Для развития чел-ка должна быть развита внут и внешн. свобода. Неклассическая парадигма в современной западной социологии. Зарождение концепций 80-90е гг. 20 века. Новые подходы, новы понятийный аппарат: поле, габитус, структурация, аутопоэсос, самореферентность – описание новых тенденций развития общ-ва. Совр. зап. общ-во – это транзитный социум. Хаар-ные процессы: 1) ускорение динамизма, 2) глобализация, 3) фрагментарность, 4) дисперсия. Бурдье П. Теория поля. Соц. действительность – это социальное пространство или поле. это диалектика символич. и физического, позиций и диспозиций индивидов, их деятельность, посредством кот. они организуют и изменяют это поле. Общ-во как поле имеет 2-ный характер. Ср-вом преодоления этой двойственности служит габитус – это система диспозиций личности, стр-ра её когнитивной и мотивационной подсистемы. Габитус – это часть сознания соц. субъектов. назначение в ограничении субъективных стремлений личности. Это пределы, в которых личность совершает свои поступки. габитус выступает как социальный механизм, обеспечивающий целостность общества, снятие напряжённости и противоборств в нём. Элиас Н. Фигуративная теория. Фигурация отражает динамизм и процессуальность общ-ва. Фигурация – это соц. система, кот. имеет непредномеренную структурированность. Стр-ра общества постоянно изменяется и развивается. Необходимо установить корреляцию между макро- и микро-С. Гидденс. Теория структурации. «Новые правила соц-ного метода», «Основные проблемы социальной теории», «Социологическая теория и современная С.». Цель т. – выявить характер взаимоотношений м/д соц. стр-рой общества и личностью. Необходимо изучать способы и условия в кот. эта система сохраняет и воспроизводит себя. Осн. понятие – соц. агент (личность). В стр-ре соц. агента отражена стр-ра общества (как в зеркале). Стр-ра агента: 1) мотивация действия, 2) рационализация действ., 3) рефлексивный мониторинг действ. Стр-ра общества – это не статическая система (кристаллическая решётка)., а своеобразнвй набор правил или программ, определяющих соотв. действия индивида. Эти правила двойственны: они и условия действия и результат. Стр-ра – это правила соц. действй. Система – это совокупность действий и отношений индивида. Структурация – это условия, задающие преемственность соц. системы. Это способность воспроизводить саму себя. Черты современного западного общества: 1) фрагментарность и дисперсия соц. реальности, 2) тенденция к глобально интеграции, 3) рефлексивность и самоидентификация людей, 4) в общ. сознании доминирую глобальные проблемы. Черты общества постмодерна: 1) соц. трансформации хаотичны, 2) личность индивида подвергается разрывам, т.к жизненный опыт носит фрагментарный хар-р, 3) опустошённость повседневной жизни. Луман Н. Теория самореферентных систем. «этапа эволюции системного подхода к обществу: 1) в 19 веке общ-во рассметривалось как биологический организм, 2) в 20 веке рассмотрение общ-ва как открытой системы с эмерджентными свойствами. Необходимо теперь определять общ-во как самореферентную систему – это такая система, кот. способная отличать себя от внешней среды и фиксировать границы этого различия. Совр. общ-во обладает свойством аутопоэсиса (способность организовываться и воспроизводить свою стр-ру, несмотря на давление внешней среды). Общ-во воспроизводится посредством репродукции своих эл-в. Т.к. общ-во обладает сознанием, то аутопоэсис – это способ процессирования смысловых структур посредством коммуникации. Специфика подхода: общ-во = совокупность коммуникаций, распростр. на действия и события. Стр-ра общ-ва – это внутренняя программа, ограничивающая число отношений, необходимых для воспроизводства общ-ва. Соц. система – это совокупность коммуникация, обладающих способн. аутопоэсиса или самореферентности. Ср-ва коммуникации (ценности, власть, собственность, язык, СМИ, право, деньги, любовь и т.д.) Штомпка П. Теория социальных изменений. Стр-ры общества проявляют себя независимо и неожиданно. 3 формы динамики соц. структур: инерция (сохранение режима функционирования), момент (изменения, процесс, когда за определённой стадией наступает сл. стадия), последовательность (форма, когда фазы развития не могут быть пропущены). Стр-ра общества не зависит от агентов, но она не может существовать без их деятельности. Люди включены в стр-ру общества. Соц. развитие осущ-ся благодаря наличию 2х типов причин: 1) стр-х воздействия, 2) способность субъектов, 3) влияние природы, 40 изменяющееся сознание. Механизмы становления исторического процесса. Истор. процесс непрерывен, не предопределён, не необходим. История имеет множество альтернативных путей развития. Формальная социология Тенниса. стремились создать науку об обществе на базе анализа не конкретно-исторических социальных явлений, а чистых форм «социальности». Под ними они понимали общее, свойственное всем общественным явлениям, а именно формы социального взаимодействия или социальных отношений.

Фердинанд Теннис (1855-1936) Основной вклад: разработка системы теоретических понятий, начало которой было положено публикацией книги «Общность и общество» (1887). Работы: “Общность и общество. Теория философии и культуры”, “Нравы”, “Критика общественного мнения”. Главная идея Тенниса, противопоставление «общинных» отношений и связей «общественным». «Общность» = соответствует народность и культура, «общество» = государственность и цивилизация; где способ мышления людей все более определяется наукой, а не религией. Общность - синоним очага, семьи общины традиционного образца, общество - «чужое», основанное на коммерции и капиталистическом расчете.Социальность преимущественно «общинная» в ходе истории все более вытесняется социальностью преимущественно «общественной». Теннис стремится формализовать социологическое познание, найти некую универсальную систему характеристик («чистые категории»), которые можно применять абстрагируясь от содержательной стороны исследуемого предмета, применять к анализу самых различных сфер общества. Это прежде всего стремление
построить социологию как аналитическую науку, что нашло отражение в дихотомии «общность» - «общество».

Георг Зиммель (1858-1918). Основные труды: «Философия денег», «Религия», «Социальная дифференциация». предлагает выстраивать социологию не как науку об "обществе вообще", а как науку о типичных, повторяющихся социальных ситуациях, связях, положениях, которые наблюдаются во многих обществах. Их он называет "социальными формами". Они подлежат оценке, моральному истолкованию - в соответствие с историческим контекстом и ценностями исследователя. Социология может стать наукой, если поставит в центр своего внимания устойчивые формы общения, социального взаимодействия, которые видны уже на групповом уровне. Социальные формы можно наполнить широким политическим, моральным, религиозным содержанием. Речь идет о "чистых формах социализации", определяемых природой человека и характером социума. Они же являются и формами познания. Социальные формы - продукт практического взаимодействия индивидов и связанного с ним переживания и осознан8ия реальности. Формальная социология рассматривает общество как сумму форм взаи­модействия, посредством которых из индивидов получается общество: сумма индивидов, объединенных взаимными связями, основанными на общности интересов («оформленный общественно-человеческий материал»). Формы взаимодействия считал предметом социологии. Тем не менее, ч истые формы обнаруживаются лишь.

ДЮРКГЕЙМ Э.

Работы: “О разделении общественного труда” (1893), “Метод социологии” (1895), “Самоубийство” (1897) и “Элементарные формы религиозной жизни” (1912). Социальный факт – это всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. Т ребования к социальным фактам: 1)«рассматривать социальные факты как вещь», 2) чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, 3) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, общество есть автономная система. Социальный факт является предметом социологии по Дюркгейму. “Социологизм” - о сновополагающие принципы социологии Дюркгейма. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальная, как и другие виды реальности. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной. характерная онтологическая черта “социологизма” - это “социальный реализм”. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.009 с.)