Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЛЕКЦИЯ №4. Становление и развитие отечественной социологии.
Социология в России развивалась в рамках философии, истории, православия, литературы. Оформление как самостоятельной науки получило в конце 19в.. Институционализация социологического образования в России пришлась на время экономического подъема после отмены крепостного права. Развитие промышленного производства, торговли повлекли за собой изменения в социально-классовой структуре общества, что привело к обострению старым и появлению новых социальных проблем, требующих решения. Возникла потребность в новом рациональном объяснении социальных процессов, что привело к развитию отечественной социологии традициях позитивизма. В 1905г. Максим Максимович Ковалевский (1851-1916г) совместно с Петром Францовичем Лесгафтом создает в Петербурге высшую вольную школу с традициями парижской высшей русской школы отечественных наук. С 1907г. Ковалевский председатель Международного института социологии. Продолжая традиции позитивной социологии Ковалевский являлся сторонником генетической социологии как «эмбриология человеческих сообществ». Главной задачей социологии Ковалевский считал выделение в особую группу сходных у разных народов на сходных ступенях их развития обычаев и учреждений, «однохарактерных форм» общежития для создания картины развития человечества. Эта идея была подсказана ему сочинениями Агюста Конта, в которых обосновывались, в которых обосновывались необходимость построения социологии на трех конвенциональных методах: наблюдения, эксперименте, сравнении и четвертом фундаментальном – историческом методе. Именем Ковалевского было названо русское социологическое общество, которое как профессиональное объединения сыграло огромную роль в институционализации отечественной социологии с 1916 по 1922 года и начиная с 1993 года. Родоначальником субъективного направления в отечественной социологии является Петр Лаврович Лавров(1828-1900). Рассматривал укрепление солидарности как закономерность развития общества. Изучал психологические механизмы и социальные формы поведения индивида и группы. Основную задачу социологии ученый видел в исследовании личности, во всех её проявлениях и на этом основании – в установлении факторов, способствующих формированию её социального облика и идеала. Разграничивает науки на феноменологические, исследующие законы существования, повторяющихся явлений и процессов (например социология, психология и этика). И вторая группа морфологические, исследующие распределение предметов и форм в пространстве и во времени в данной единичной совокупности явлений (например история. Развитие психологического направления в русской социологии связано с именем социолога, литературного критика, публициста Николая Константиновича Михайловского (1842-1904) рассматривает такие явления как массовые движения, психические эпидемии, явления автоматического подражания. На примерах изучения поведения толпы он вводит в социологию такие категории как управление толпой, лидерство в толпе, личностные характеристики героя, психическое настроение массы. Он даёт классификацию поведения, определяет его основные характеристики: анонимность, внушаемость, обезличенность. Основываясь на его теории, проводились исследования коллективного поведения солдат в бою, отступления, паники. Психологическое направление в российской социологии развивали так же Евгений Валентинович де Роберти (1843-1915), Николай Иванович Кареев, Владимир Михайлович Бехтерев. Роберти написал первый учебник «социологии» (1880г). Он отождествляет социологию с этикой. Задача социологии – открытие законов, управляющих поведением человека в обществе. Начиная с 1890 годов он отождествляет социальные изменения с психологическими процессами, считая малозначимыми материальные условия и объективные законы общественного развития.
Механистические взгляды на общество развил Александр Иванович Стронин (1827-1889)предложивший геометрическую модель. Работы ученого на стыке естествознания и обществознания обусловили возникновение политической социологии. Стронин рассматривал понятие «власть», предложил классификацию политических органов дал сравнительную оценку различных способов поддержания единства государства. Представитель объективного подхода в русской социологии Николай Яковлевич Данилевский выявил «принцип дискретности»=разновидности жизни человечества и природы. Разработанная Данилевским циклическая модель исторического процесса повлияла на возникновение подобных концепций в западной социологии. В современном обществе полицивилизованная модель Данилевского нашла отражение в доктрине «многополярного мира». Противовес глобалийскому движению.
Географическое направление в русской социологии представлена работами Льва Ильича Мечникова(1838-1888). Вопросы «общественности и нравственности» «социологические очерки», «географическая теория развития исторических народов». Он отстаивал идею о влиянии географической среды на развитие общества, культуры и личности. В конце 1890-х годов развивается сеть студенческих социологических кружков, издаются учебные пособия для изучающих социологию. В 1897 году вышел первый обзор по общей социологии Николая Ивановича Кареева (1850-1935) «введение в изучение социологии». В своих работах Кареев критиковал классификацию наук Конта. 1908 год во главе с академиков Владимиром Михайловичем Бехтеревым (1857-1927) открыл Психо-неврологический институт. В работах «сознание во границе», «мозг и деятельность» главную научную задачу Бехтерев видел в создании учения о социальном воспитании личности и преодолении аномалии в её поведении. Социологическая концепция строилась на анализе цепи: физиологические процессы – нервные процессы – социальные явления. с В 1912 года в Петербургском университете при историческом обществе создается секция по социологии. В 1913 году под редакцией Ковалевского и де Роберти выходит сборник «новые идеи в социологии». В 1917 году вводится ученая степень по социологии. В 1920 году в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с кафедрой социология. Кафедру возглавил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), ученик Ковалевского. Разработал теорию социальной стратификации и мобильности. Изучал законы функционирования социальных структур. Сорокин выделил следующие формы социального расслоения: экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Последующее развитие отечественной социологии связано с созданием в 1958 году Советской Социологической Ассоциации. В 1960 году в Институте Философии АН СССР был открыт отдел социологии. В 1968 году создан Институт Конкретных Социальных Исследований (сейчас Институт Социологии РАН). В 1980 году образованы первые подразделения, готовящие профессиональных социологов в ВУЗах. В 1989 году открылись первые социологические факультеты. В настоящее время теоретическая прикладная социология, социальная инженерия, развиваются в условиях глобализации социальных процессов трансформирования социально политических, социально экономических отношений в обществе, взаимодействия власти, собственности, в условиях, когда сложились новые представления об устройстве общественной жизни, что предъявляет особые требования к современному социологическому образованию. ПОДГОТОВКА К ТЕСТАМ ПО СЕМЕНАРУ: www.fepo.ru -методическая поддержка -тестовые материалы-> содержание ГОС, структура АПИМ и демо-вариант. СЕМЕНАР №2 Социология личности 1. Понятие социальной личности 2. Теория личности 3. Типологии личности 4. Подходы к пониманию личности - антропологический -социологический -философский -социально-психологический -общетехнологический 5. социализация личности 6. виды личности 7. темперамент личности 8. акцентуация личности - понятие «акцентуация»
7. Потребности
Лекция №5.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.227.76 (0.009 с.) |