Теория социальной мобильности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория социальной мобильности



Теория социальной мобильности – перемещение индивида из одной социальной группы в другую; исчезновение одних групп и появление других; исчезновение целой совокупности групп и замена их другими.

ЛЕКЦИ № 16. Школа субъективной социологии.

Социологические исследования Лаврова.

Субъктивистское направление социологии акцентировала внимание на доминирующей роли сознания в общественном развитии. Это направление представляли Лавров (1828-1900) и Михайловский (1842-1904).

Основные направления социологических исследований Лаврова:

- определение предмета и метода социологии как науки. Социология – наука, которая исследует формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями. Преобладающий метод социологии – исторический, т.к. познание общества возможно в той мере, в какой осмыслена история

- создание теории социального прогресса, в которой выделяется 2 аспекта: а) теоретический (рассмотрение целей и средств общественного развития); б) практический (обоснование долга личности активно участвовать в преобразовании общества).

Следовательно, развитие общества возможно через единство солидарности и роста сознания личности. Личность – первичная клеточка общества, носитель справедливости и истины. Главная цель прогресса – достижение солидарности во всех сферах общественной жизни.

Социологические исследования Михайловского.

Исходил из того, что прогресс есть постепенное приближение к целостности общества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми:

- разделение труда выступает предпосылкой солидарности, кооперации людей одним из законов социального прогресса. Деятельность людей строится на основе идеала. Следовательно, прогресс определяется как объективным фактором=кооперации, так и субъективным фактором=сознательной деятельностью человека.

- кооперация. Обуславливает все стороны социальной жизни. Разделял на:

1. Простая (отвечает естественному разделению труда, имеют общую цель, порождает солидарность интересов и взаимопонимания)

2. Сложная (утрачивает свою индивидуальность, приспосабливается к выполнению одной функции, общая цель – исчезает, а появляются частные цели, соответственно появляется взаимное непонимание, враждебность и следовательно вместо солидаризированного общества появляются разнородные социальные группы)

ЛЕКЦИЯ №17

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

Взгляды на социологию Петражицкого.

Психологическое направление разрабатывал Петрожицкий (1867-1931) и Кареев (1850-1931). Петрожицкий в качестве предмета социологии выделял формы и мотивы участия индивида в общественной жизни:

- исходным понятием социологии является «социальное поведение», где основной акцент должен быть сделан на анализ мотивации поведения индивида.

Психологическая типология мотивов включает 2 разновидности:

- чувство (носит пассивный характер)

- воля (активный)

Связующим звеном между чувством и волей выступают эмоции, которые являются истинной причиной, побуждающей человека к действиям.

Право – совокупность эмоций и переживаний. Непосредственным регулятором социального поведения выступают социальные нормы=нормы-законы.

- любая социальная система является переходной ступенью социального поведения.

Социологические взгляды Кареева.

Согласно представлениям Кареева общество есть сложная система психических и практических взаимодействий личности. Общество делится на 2 части:

- культурные группы – предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются приобретенные=неприродные свойства: привычки, обычаи, традиции.

- социальная организация – результат коллективной психологии. Это совокупность экономической, юридической и политической сред. Характер социальной организации определяет положение личности в обществе: политический строй определяет её место в самой социальной организации; право выражает защищаемые государственной властью частные отношения с другими людьми; роль личности в экономической жизни определяет экономический строй.

ЛЕКЦИЯ №18.

Марксистское Ленинское и плюралистическое направление.

Марксистское направление.

Представлено работами социал-демократов. Плеханов (1856-1918) и Ленин (1870-1924).

- Плеханов отстаивал идею обусловленности общественного развития способа материального производства. Он выделял наличие общих закономерностей развития общества.

- заслуга Владимира Ильича Ленина состояла в том, что он творчески разил положение классического марксизма применительно к условиям России: «учение о капитализме», социальная революция, «коммунистическая общественно-экономическая формации», «классовая структура общества».

- Плюралистическое направление. Ковалевский (1851-1916) выдвинул плюралистический подход в объяснении социальных явлений, которые на ряду с экономическими условиями учитывал влияние географического, биологического и психологического факторов. Он использовал компаративный=сравнительный метод, позволяющее выявить общее и особенное в развитие различных народов. Основным законом общественного развития является социальный прогресс.

ЛЕКЦИЯ №19. Понятие и признаки общества.

Общее понятия и содержание термина «общество».

Общество понимается в научном и обыденном смысле. В обыденном сознании понятие «общество» характеризует группу людей, имеющих между собой что-то общее.

В научном понимании «общество» - это устойчивое саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Признаки общества.

- человеческая общность, объединение людей, наделенных волей и сознанием. Появление общества знаменует переход от инстинктивного объединения людей к сознательному.

- это результат объединения людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения значимых для них потребностей.

- это устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей

- это наличие публичной власти в лице законодательных, исполнительных и судебных органов а так же норм права

- это социо-культурная система, которая вырабатывает устойчивые правила поведения=нормы и устанавливает обще признанные в обществе цели=ценности.

Механизм функционирования общества.

Саморазвитие общества основывается механизмом основанным на принципе «стимул-реакция». В качестве стимула выступают импульсы=сигналы, идущие из внешней среды или от составных частей системы. Реакция – ответ на внешние и внутренние раздражители. Для реагирования на возникающие проблемы общество, как система, должно обладать ресурсами:

- информационными

- экономическими

- правовыми

- финансовыми и т.д.

Механизм адаптации общества формируется благодаря постоянному взаимообмену ресурсами.

Общество как самодостаточная система.

Представляет собой взаимодействие индивидов, наделенных волей и сознанием и преследующих цель удовлетворения собственных интересов. В зависимости от характера потребности интересов, которые реализуются в совместной деятельности и выделяется 4 подсистемы общества: экономическая, политическая, культурная и социальная.

ЛЕКЦИЯ №20.

Социальная структура общества.

Общее понятие социальной структуры.

Социальная структура – определенная форма устойчивых связей, отношений, приводящих к созданию социальных групп и институтов. Структура определяет устойчивость и стабильность общества.

Потребности и интересы. В основе социального взаимодействия людей лежат потребности и интересы. Они выступают мотивами деятельности человека т.е. побуждают его к социальному действию. Потребности человека могут носить индивидуальный характер, их реализация осуществляется им самим. Общезначимые потребности не могут быть реализованы в одиночку, а являются общими для множества людей.

Общезначимые потребности могут быть следующих видов:

- производство и распределение товаров и услуг информации

- нормальное психо-физиологическое жизнеобеспечение

- саморазвитие и познание

- коммуникация между членами общества

- демографическое воспроизводство

- воспитание и обучение детей

- контроль за поведением членов общества

-обеспечение безопасности

Для удовлетворения общезначимых потребностей индивид объединяется с другими и создает социальные группы.

Социальная группа.

Понимается как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Социальные группы обладают устойчивостью, стабильностью, однородностью, сплоченностью. К социальным относится:

- половозрастные

- национальные

- профессиональные

-религиозные

-политические

- территориальные

Потребности социальны групп имеют характеристики:

- массовость проявления

- устойчивость во времени и пространстве

- сопряженность

Социальная организация.

Социальная группа, ориентированная на достижение специфических целей и обладающей высокой степенью формализации внутренней структуры.

Структура социальных организаций включает в себя элементы:

- Совокупность ролей и упорядоченность взаимоотношений между членами организации.

- Цели, желаемый результат, к достижению которого стремятся члены организации.

-участников организации – совокупность индивидов, которые в соответствии со своими навыками и качествами занимают определенную социальную позицию в организации.

- Технологию - совокупность средств и методов производства определенного продукта, принятие решений влияния в организации.

- внешнее окружение – наличие тех или иных институтов и организаций, влияющих на деятельность данной социальной организации.

Социальный институт.

Это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Социальные институты необходимы для организации совместной деятельности людей, ради удовлетворения их социальных потребностей разумного распределения ресурсов, которыми располагает общество:

- государство своё назначение осуществляет через согласование разнородных интересов, формирования на их основе всеобщего интереса и его реализацию с помощью государственной власти.

 

 

Социология 2 семинар:

Понятие акцентуация»

Экстравентированный тип

Интровертированный тип



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.105 с.)