Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные идеи философии нового времени.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В процессе познания задействованы почти все способности человека, чувства («живое созерцание»), разум (мышление, рациональное и т. п.), которые находятся в тесном единстве друг с другом. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и другими, которые развиваются у человечества на протяжении всей истории, а не только биологической эволюции. Как момент чувственно-предметной деятельности созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах – это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятия пространства, времени и движения. Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует естественная связь с реальным объектом. Содержание мировоззрения человека Нового времени формировалось не под воздействием философии. Наоборот: философия отразила и выразила дух эпохи, высказала его на своем языке и оправдала. Философы Нового времени объявили протест против «онтологического прельщения», которое, с их точки зрения, «стало одним из источников рабства человека». Сложилось убеждение, что онтология – учение о бытии – порабощает человека, так как поднимает вопрос о детерминации его бытием. Такая детерминация делает человека не свободным. Так, в рамках онтологии все нравственные вопросы можно было ставить и решать только в зависимости от вопроса о бытии, что делало невозможным сведение нравственного начала к субъективному сознанию, как это сделал впоследствии И. Кант. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с миром. Философия Нового времени утратила прежнее понимание бытия, как абсолютного и подлинного, совершенного и неизменимого гаранта всего происходящего в мире. Человек, его сознание, его жизнь, его потребности стали восприниматься как единственное подлинное бытие. Приведем примеры такого понимания бытия в разных философских учениях. И. Кант говорит о бытии, зависимом от познания. Философия жизни утверждает, что бытие – это жизнь и потребности ее возрастания. Философия ценностей объявляет ценности предельным основанием человеческого существования. Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее. В Новое время человек приписал деятельностную энергию только самому себе, чем оправдал свое право насильственно открывать тайны природного естества, переделывать природу и преобразовывать мир. Поэтому в Новое время светская культура осудила практику обращения за помощью к Богу через молитву в начале любого дела и благодарность Его по окончании этого дела. Отказ в Новое время от идеи бытия сопровождался переоценкой времени: никто уже не думает о вечном. Человек перестает искать вечных смыслов жизни. Суетная жажда устроить жизнь «здесь» и»сейчас», насладиться всеми земными благами до наступления смерти, за которой пустота и тлен, - такова одна из мировоззренческих установок Нового времени. И все же философия Нового времени не отказалась от античной традиции поиска опоры для человеческого существования. Итак, философию Нового времени начала трансформировать античную идею объективного и абсолютного бытия: бытие стало субъективным. В XX веке этот процесс углубился и теперь даже Бог, в интерпретации, например, экзистенциалистов, теряет свою субстанциальность: Он не вне человека, а в нем. Идея Бога имеет корни в экзистенции человека, в его стремлении к чему-то вечному и устойчиво-надежному. Другими словами, Бог, с точки зрения экзистенциализма, существует только благодаря наличию в трансцендентальной структуре «я» стремления к абсолюту.
V. Русская философия
Русская философия (конец XIX –начало XX вв.) выступила с критикой понимания бытия в западноевропейской философии Нового времени. Рационализация понимания бытия, а также сведение его к формам человеческого познания и существования вызвала резкую критику со стороны русской религиозной философии.. Приговор субъективному бытию был суров: мировоззрение, в котором власть Абсолюта сменилась «властью призрачных феноменальностей», неизбежно ставит на первое место вопросы земного благоденствия. Вера в Абсолют заменяется верой в человека, в его неограниченные возможности окончательного переустройства мира в соответствии с потребностями человеческого рода. Люди впадают в соблазн считать себя творцами мира. Подобный соблазн заведет их в тупик, ибо идея земного рая – это утопия, о чем свидетельствует как Священное Писание, так и учение Отцов Церкви. XI – XVII вв. Зарождение русской философии, обусловленное связью с эллинизмом, античной диалектикой платонизма, византийским христианством и восточной патристикой. Основные проблемы здесь – соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии. Идеала аскетического и мирского. Это время возникновения доктрины старца Филофея «Москва – Третий Рим» и поиска культурной идентичности. XVIII в. Философская мысль дифференцируется на антропологию, гносеологию, социальные взгляды, развиваются идеи просветительского гуманизма. Это эпоха становления русской метафизики с характерным для нее интересом к проблеме Бога, человеческой души. XIX в. Философская культура приобретает выраженный общественный акцент: большой резонанс получает спор западников и славянофилов об исторической судьбе России; развиваются материалистические взгляды; распространяется народническая идеология. Существенный вклад в философию вносит В. С. Соловьев, труды которого легли в основание русской религиозно-философской мысли. XX столетие обогатило отечественную философскую традицию творчеством. Наряду с классикой русской религиозной философии утверждается и развивается марксизм. Октябрьская революция становится прологом к гегемонии диалектико-материалистической философии и ее превращению в государственно-идеологическую доктрину. Это период развития секулярной, научно ориентированной мысли. Постсоветский этап в развитии философской мысли находится в состоянии становления и характеризуется активным поиском новых парадигм и расширением проблемного круга. Перспективы развития русской философии и ее теоретическое будущее видятся современным отечественным мыслителям как путь гармонизации духовного наследия с новейшими парадигмами философского мышления. Возврат к человеку (реантропологизация), реабилитация философии истории, тенденция к интегративности, к синтезу философии с различными отраслями духовной культуры общества, сохранение как аналитических, так и метафизических ориентиров – вот, пожалуй, самый значительный результат становления русской философии. Позитивистские и материалистические взгляды философов России XIX в. хотя и представляли собой мировоззренческий антипод религиозно-философской классике, тем не менее, подобно русской метафизике, отражали запросы русской культуры. Интегрируя элементы европейского философского мышления в отечественную традицию, они внесли существенный вклад в становление рационально-теоретического философского мышления в России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.119 (0.012 с.) |